Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 19:23, курсовая работа
В условиях перехода внешнего окружения на новый уровень изменчивости, характеризующийся высокой степенью неопределенности результатов стратегических и тактических решений, адекватным образом необходимо преобразовывать стратегические позиции предприятия. Только путём своевременного выявления и устранения разрывов в стратегической активности и потенциальных возможностях предприятия можно удержать позиции предприятия в конкурентной борьбе, обеспечить его жизнеспособность в условиях рыночной экономики. Как свидетельствует практика, именно управление является наиболее слабым звеном в хозяйственном механизме многих промышленных предприятий, и в то же время именно этим вопросам не уделяется должного внимания.
В связи с этим внедрение стратегического менеджмента в системы управления отечественными предприятиями– это не механический процесс перенесения зарубежного опыта, а творческий поиск новых, соответствующих нашим реалиям, конкретных мер. При этом необходимо обеспечить поэтапный подход к подтягиванию системы управления отечественными предприятиями до современного уровня, не допуская игнорирования ключевых положений, выработанных зарубежными системами управления в процессе их эволюционного развития, и одновременно, с учётом фактора кризиса времени, тщательно отбирать и использовать только то, что необходимо для последовательного приведения в соответствие долгосрочной стратегии и потенциала предприятия, его потребностей и возможностей в условиях быстро меняющейся конъюнктуры рынка
Введение………………………………………………………………………………………………………………….3
Современные подходы к формированию антикризисной стратегии промышленного предприятия ……..4
Понятие, этапы и уровни процесса стратегического управления……………………………………………4
Общие стратегии Портера………………………………………………………………………………………5
Корпоративные (портфельные) стратегии……………………………………………………………………..8
Деловая стратегия………………………………………………………………………………………………..9
Функциональные стратегии…………………………………………………………………………………...10
2. Разработка и обоснование некоторых путей развития базового предприятия в рамках стратегии развития АО НКМЗ до 2010 года…………………………………………………………………………………………………………….12
2.1 Создание технопарка на базе ЗАО НКМЗ как инструмент повышения конкурентоспособности предприятия за счёт увеличения наукоёмкости выпускаемой продукции и внутренней эффективности производства……………...12
2.2 Создание вузовско - промышленного центра ЗАО НКМЗ – ДГМА с целью совершенствования системы поиска, разработки и коммерциализации инновационных научно-технических идей……………………………………15
Создание высокоорганизованного производства как залог успеха предприятия в реализации стратегии развития…………………………………………………………………………………………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………………………………………………..24
Список литературы…………………………………………………………………………………………………….25
С другой стороны, прикладная наука должна быть реальной производительной силой, нацеленной на получение конкретного результата при максимальной эффективности использования вкладываемых в неё средств. Но сейчас ситуация такова, что прикладная наука не может достаточно быстро адаптироваться к новым условиям, а промышленность – использовать имеющиеся и новые научно-технические и технологические разработки. Между наукой и промышленностью существует определенный разрыв, который необходимо ликвидировать. Для этого необходимо способствовать практической реализации достижений прикладной науки, что наиболее эффективно обеспечивает инновационная деятельность отдельных субъектов национальной экономики и инновационная политика государства. Инновационная деятельность привлекает средства для выполнения научно-технических и технологических разработок, освоения производства и продажи инновационной продукции, к числу которой могут относиться высоко ликвидные технологии, машины и оборудование, товары народного потребления, информационные услуги, управленческие решения, образовательные программы и т.д. В тоже время важным направлением при внедрении научных достижений во всех сферах деятельности является коммерциализация науки, предполагающая создание и реализацию цепочки "научно-исследовательская работа – опытно-конструкторские разработки – налаживание и освоение производства – выпуск инновационной продукции – коммерческие усилия и продажа инновационной продукции – получение прибыли" с минимальными затратами времени и средств.
Инновационная деятельность является саморегулирующимся процессом, побудительным мотивом которого является желание получить сверхприбыль или повысить устойчивость предприятия путём реализации новой, более конкурентоспособной продукции, а сдерживающим моментом – повышенная степень риска. В случае оптимального сочетания возможных выгод с уровнем риска инновационных проектов мотивация осуществления инновационной деятельности положительна.
Немаловажную роль в создании положительной мотивации играет инновационная политика государства. Инновационная деятельность в США, Англии, Франции, Германии, Японии и других развитых странах поощряется экономическими методами за счёт предоставления её субъектам существенных льгот на государственном и региональном уровнях, таких как льготное финансирование инновационных структур, льготное налогообложение, льготная амортизационная политика и др.
Одной из проблем инновационного процесса является организация взаимодействия двух важнейших сфер деятельности – науки и производства. Международный опыт инновационной деятельности свидетельствует о разнообразии форм и методов, применяемых в зависимости от политики государства в области научно-технического прогресса и взаимодействия разработчиков научно-технической продукции и производителей. Одной из самых распространенных форм такого взаимодействия стали технопарки.
Под технопарком понимается комплекс, объединяющий ряд научно-технических, производственных и информационных организаций, ядром которого являются высшие учебные заведения, научно-исследовательские институты, промышленные предприятия с высоким удельным весом внедряемых научно-исследовательских работ.
Наиболее эффективным способом превращения научно-технического аспекта в экономический аспект является создание инновационных структур. Около 200 инновационно - технологических центров насчитывается сегодня в Германии. В Китае, где уже более 10 лет реализуется программа инновационно-технологического развития страны, создано 52 технопарка, в каждом из которых функционируют до трёх инновационных центров. В США уже в 1973 году существовало 84 технопарка, в Нидерландах и Германии в 1995 году было зарегистрировано 45 и 50 технопарков соответственно, Япония создала на своей территории 18 технополисов, в Англии существуют 35 технологических зон и технопарков.
В настоящее время в 25 регионах России действует свыше 50 технопарков, 30% из них – это стабильно функционирующие структуры. Учредителями технопарков в России являются университеты, научные центры, промышленные предприятия, негосударственные фирмы, органы власти, банки, общественные организации. В технопарках России размещены около 100 малых инновационных предприятий, связанных с предпринимательством в научно-технической сфере, действуют около 200 малых предприятий сервисного назначения.
В рамках выполнения инвестиционных и инновационных проектов, осуществляемых в соответствии с приоритетными направлениями деятельности технопарков, вводится специальный режим инвестиционной и инновационной деятельности. Специальный режим инвестиционной и инновационной деятельности – это правовой режим, который предусматривает установление налоговых и таможенных льгот, а также осуществление государственной поддержки, стимулирование деятельности технопарков, их участников, дочерних и совместных предприятий, выполняющих инвестиционные и инновационные проекты в соответствии с приоритетными направлениями научно-технической деятельности технопарков. При этом под приоритетными направлениями научно-технической деятельности технопарков понимаются экономически и социально обусловленные направления научно-технической деятельности технопарка, направленные на выпуск конкурентоспособной высокотехнологичной и инновационной продукции.
В
существующих условиях определить принципы
образования и деятельности технопарка
на основе Ново-Краматорского
Наибольшую важность и сложность при решении о создании технопарка представляет экономическое и социальное обоснование создания технопарка. В условиях ограниченности финансовых ресурсов именно экономическая выгода может привлечь учредителей и убедить их вложить средства в развитие инновационной базы региона путём создания технопарка. С целью улучшения экономического потенциала страны законодательством Украины предусмотрен ряд льгот, позволяющих совершенствовать инновационную, научную и технологическую базу предприятий, являющихся участниками технопарка. В тоже время государство предприняло ряд мер для сохранения и увеличения экономического потенциала страны. Так, были созданы свободные экономические зоны, предусматривающие предоставление льгот на определенной территории. Также в рамках свободных экономических зон были созданы зоны приоритетного развития, в которых льготы предоставляются отдельным предприятиям и только по защищенным проектам. Основной учредитель технопарка – ЗАО НКМЗ – активно пользуется данным положением, что доказывается осуществлением четырёх крупных инвестиционных проектов в рамках зоны приоритетного развития. Льготы по этим проектам аналогичны льготам при осуществлении проектов в условиях технопарка, поэтому сложно оценить экономический эффект, получение которого будет обеспечено созданием технопарка.
В тоже время нельзя пренебрегать проектом технопарка только по причине прямой экономической нецелесообразности. Существует ряд социальных и косвенных экономических преимуществ, связанных с созданием технопарка. среди основных из них выделяются такие, как:
К
отрицательным моментам относится
необходимость финансирования инновационных
предприятий и проектов на начальных
этапах их существования, несовершенство
законодательства и реальных механизмов
поддержки технопарков, необходимость
уплачивать 50% высвобожденных от налогообложения
средств на специальные счета технопарка
и зависимость от партнёров при выполнении
проектов в рамках договоров о совместной
деятельности, так как в случае невыполнения
обязательств и разрыва партнёром договора
повышаются налоговые обязательства предприятия
перед бюджетом на сумму неуплаченных
налогов и таможенных сборов.
Одной из ключевых проблем при ускорении научно-технического прогресса в мире является обеспечение соответствия научно-технического уровня продукции и технологических процессов предприятия тем требованиям, которые предъявляются со стороны потребителей продукции. При экспортной ориентации предприятия важность данного соответствия возрастает, так как условия конкуренции на мировом рынке обостряются. Такая тенденция особенно характерна для отраслей, характеризующихся высокой наукоёмкостью выпускаемой продукции. Машиностроение в настоящее время переходит из области преимущественно материалоёмкой и трудоёмкой продукции в область наукоёмкой. Для успешного ведения конкурентной борьбы машиностроительные предприятия должны предлагать потребителям продукцию не только соответствующую мировым стандартам, но и обладающую высокой степенью технической и эксплуатационной новизны. Данная отрасль переходит от методов, позволяющих удовлетворять потребности потребителей, к методам создания этих потребностей. Именно создавая новые потребности можно обеспечить устойчивое положение и развитие предприятия. Достижение высокого уровня конкурентоспособности предприятия не возможно без обеспечения высокой наукоёмкости продукции и используемых технологий.
Решение задач, связанных с повышением конкурентоспособности продукции и организационно-технического уровня производства не возможно без тесного взаимодействия предприятий-продуцентов с научными учреждениями, осуществляющими научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Формы
такого взаимодействия могут быть различны.
Оно может осуществляться путём
выполнения совместных проектов, создания
различных инновационных
В тоже время ни одно из отечественных промышленных предприятий не может позволить себе осуществлять дорогостоящие и рисковые фундаментальные исследования и разработки. Финансирование фундаментальной науки должно быть прерогативой государства. Государство должно поддерживать фундаментальные научные исследования, результаты которых являются базой для осуществления дальнейших поисковых и прикладных исследований. Предприятия могут позволить себе вкладывать средства в осуществление коммерциализации научно-технических идей только при условии возврата вложенных инвестиций. Однако существует ряд трудностей, связанных, прежде всего, со своевременным выявлением идей, коммерциализация которых позволит предприятию приобрести новые конкурентные преимущества или повысить конкурентный потенциал, и их коммерциализацией.
В данной курсовой работе предлагается разрешить рассмотренные проблемы путём создания вузовско-промышленного центра. С одной стороны, в создании центра заинтересовано АО НКМЗ.. Предприятие стремится к повышению конкурентоспособности своей продукции на мировом рынке за счёт повышения её наукоёмкости и к увеличению внутренней эффективности производства и бизнес-процессов. Ранее применялись формы сотрудничества, основанные на взаимодействии кафедр академии, осуществляющих научные и прикладные разработки, со специалистами производственных, конструкторских и технологических подразделений предприятия. Но при таких формах сотрудничества невозможно раскрыть весь имеющийся научный потенциал, как академии, так и предприятия. Поэтому с целью совершенствования взаимодействия между наукой и производством целесообразно создание на основе вузовско-промышленного центра системы поиска, разработки и коммерциализации инновационных научно-технических идей. Действие данной системы позволит сократить цикл внедрения результатов научных разработок и создания новой продукции или технологий, наиболее полно использовать имеющийся в научных учреждениях страны потенциал и уменьшить издержки предприятия за счёт сокращения этапа цикла, на котором производится инвестирование в осуществление научных разработок.
В соответствии с практикой проектирования подобных инновационных структур, предполагается создание структуры, обладающей следующими особенностями: