Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 19:23, курсовая работа
В условиях перехода внешнего окружения на новый уровень изменчивости, характеризующийся высокой степенью неопределенности результатов стратегических и тактических решений, адекватным образом необходимо преобразовывать стратегические позиции предприятия. Только путём своевременного выявления и устранения разрывов в стратегической активности и потенциальных возможностях предприятия можно удержать позиции предприятия в конкурентной борьбе, обеспечить его жизнеспособность в условиях рыночной экономики. Как свидетельствует практика, именно управление является наиболее слабым звеном в хозяйственном механизме многих промышленных предприятий, и в то же время именно этим вопросам не уделяется должного внимания.
В связи с этим внедрение стратегического менеджмента в системы управления отечественными предприятиями– это не механический процесс перенесения зарубежного опыта, а творческий поиск новых, соответствующих нашим реалиям, конкретных мер. При этом необходимо обеспечить поэтапный подход к подтягиванию системы управления отечественными предприятиями до современного уровня, не допуская игнорирования ключевых положений, выработанных зарубежными системами управления в процессе их эволюционного развития, и одновременно, с учётом фактора кризиса времени, тщательно отбирать и использовать только то, что необходимо для последовательного приведения в соответствие долгосрочной стратегии и потенциала предприятия, его потребностей и возможностей в условиях быстро меняющейся конъюнктуры рынка
Введение………………………………………………………………………………………………………………….3
Современные подходы к формированию антикризисной стратегии промышленного предприятия ……..4
Понятие, этапы и уровни процесса стратегического управления……………………………………………4
Общие стратегии Портера………………………………………………………………………………………5
Корпоративные (портфельные) стратегии……………………………………………………………………..8
Деловая стратегия………………………………………………………………………………………………..9
Функциональные стратегии…………………………………………………………………………………...10
2. Разработка и обоснование некоторых путей развития базового предприятия в рамках стратегии развития АО НКМЗ до 2010 года…………………………………………………………………………………………………………….12
2.1 Создание технопарка на базе ЗАО НКМЗ как инструмент повышения конкурентоспособности предприятия за счёт увеличения наукоёмкости выпускаемой продукции и внутренней эффективности производства……………...12
2.2 Создание вузовско - промышленного центра ЗАО НКМЗ – ДГМА с целью совершенствования системы поиска, разработки и коммерциализации инновационных научно-технических идей……………………………………15
Создание высокоорганизованного производства как залог успеха предприятия в реализации стратегии развития…………………………………………………………………………………………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………………………………………………..24
Список литературы…………………………………………………………………………………………………….25
Исходя из указанных особенностей, можно предложить вариант структуры с единым ресурсным и многоаспектным управленческим потенциалами, что позволяет управлять центром как взаимосвязанным и интегрированным целым. Данная структура представлена на рисунке 1.
Высшим органом управления вузовско-промышленным центра является экспертный совет, в который входят представители ДГМА и НКМЗ. Функции высшего руководства заключаются в следующем:
в контроле за реализацией существующего потенциала центра.
Рисунок 1 –Организационная структура вузовско-промышленного центра АО НКМЗ - ДГМА
В функции руководителя центра и
руководителей подразделений
Подразделения функциональной поддержки команд занимаются организационными вопросами поиска и коммерциализации идей, они участвуют в поиске и коммерциализации идей путём включения их специалистов в команды матричной подструктуры, но и одновременно функционально подчинены руководителю центра и соответствующего подразделения.
В качестве материально-технической базы центра предполагается использовать отдельные административные помещения вуза и предприятия, обеспеченные необходимыми средствами оргтехники и коммуникаций, незагруженные производственные мощности предприятия, экспериментальный участок предприятия и лаборатории вуза.
Наиболее
сложной проблемой при создании
вузовско-промышленного центра является
экономическое обоснование
К
преимуществам вузовско-
Для оценки повышения эффективности инновационного процесса при создании вузовско-промышленного центра используем метод суммирования инвестиций и доходов на интервалах инвестирования и получения дохода от внедрения инновационной продукции на рынок или использования инновационных технологий в производственном процессе.
Оценка
эффективности вузовско-
Анализ проводился с помощью ППП Excel
Таблица 1. Оценка эффективности вузовско-промышленного центра на основе анализа сокращения цикла поиска и разработки новых идей
Циклы/Показатели |
Первоначальный |
Сокращеный | |
Коэффициеы регрессий |
a | -3,8 | -10,5 |
b | 115,2 | 244,2 | |
c | -705,1 | -1137,4 | |
Точка перехода Инв. в Дох. | 8,508899228 | 6,442063553 | |
Длительность цикла | 21 | 16 | |
Сумма потоков | Инвестиций,млн.у.е. | 6,848413 | 6,360069 |
Доходов, млн.у.е. | 22,239313 | 22,155269 | |
Рентабельность инвестиций,% | 324,73 | 348,34 |
Как следует из анализа таблицы, точка перехода инвестиций в доходы переместилась с 8,51 месяцев до 6,44 месяцев, то есть период инвестирования сократился на 2,07 месяцев, что привело к сокращению объёма инвестиций на 488 тыс. у.е. Длительность периода получения доходов вследствие уменьшения длительности инновационного цикла на 5 месяцев также сократилась, но за счёт получения дополнительного дохода от раннего выхода инновационной продукции на рынок совокупный доход, получаемый вследствие реализации новой идеи сократился, но на незначительную величину, равную 84 тыс. у.е. В тоже время рентабельность инвестиций при сокращенном инновационном цикле составила 348,3%, что на 7,3% больше, чем при первоначальном цикле. То есть, несмотря на сокращение времени присутствия инновационной продукции предприятия на рынке, эффективность поиска и разработок новых идей вузовско-промышленным центром выше, чем при осуществлении разработок собственными силами предприятия. Учитывая то, что финансовое участие предприятия в поиске новых идей ограничивается венчурным капиталом, переданным на счёт вузовско-промышленного центра, рентабельность инвестированных средств предприятия ещё больше возрастает.
Исходя
из вышесказанного, эффективность вузовско-
Таким
образом, создание вузовско-промышленного
центра является перспективным как
для академии, так и для предприятия.
Деятельность вузовско-промышленного
центра позволит предприятию достичь
его целей и миссии.
2.3
Создание высокоорганизованного
производства как залог
успеха предприятия
в реализации стратегии
развития
В сложившейся ситуации одно из естественных и наиболее эффективных направлений дальнейшего развития отечественной промышленности – повышение степени гибкости предприятий к потребностям рынка. Необходимость повышения гибкости предприятий обусловлена многими причинами, наиболее важными из которых являются:
Рассмотрим основные направления совершенствования систем предприятия с целью создания высокоорганизованного, гибкого и высокоинформатизированного производства.
Одной из основных проблем является повышение гибкости предприятия. При этом гибкость рассматривается как возможность быстрой переориентации производственной системы без коренного изменения материально-технической базы. Гибкость неразрывно связана с адаптивностью, то есть процессом целенаправленного изменения параметров, структуры и свойств подсистем предприятия в ответ на происходящие изменения. То есть, при таком подходе гибкость технических средств коммуникаций, безразличных к виду обрабатываемых материалов и типу выпускаемой продукции, довольно высока, а гибкость производственных зданий и транспортных средств ограничивается только габаритно-весовыми характеристиками выпускаемой продукции. Машины и оборудование обладают широким диапазоном характеристик гибкости и её ограничений, в соответствии с которыми средства производства могут быть отнесены к одной из следующих групп:
Кроме того, «степень гибкости» производственного потенциала характеризуется количеством затраченного времени и количеством необходимых дополнительных затрат при переходе на выпуск новой номенклатуры продукции, а также разнообразием этой номенклатуры. В соответствии с такой характеристикой гибкости различают два её вида: тактическую, определяемую объёмом усилий и средств, необходимых для перехода с производства одного вида деталей на другой в соответствии с текущей производственной программой, и стратегическую, определяемую полным объёмом мероприятий, необходимых для перевода производства на выпуск новой продукции и теми количественными и качественными изменениями производственных мощностей, которые при этом требуются.