SWOT- анализа в ФГУП ПО «Стрела»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 07:02, курсовая работа

Описание

Большая часть данных, необходимых для анализа рынка (спрос, цены, объем продаж товаров и т. п.) являются неопределенными, и в будущем возможны их изменения как в худшую сторону, так и в лучшую. Для прогнозирования этих процессов требуется достаточно большой объем данных, которые не всегда можно собрать, и управленческие решения приходится принимать в условиях неопределенности. Риски таких решений высоки, поскольку даже для сравнительно небольших организаций одной интуиции руководителя недостаточно для успешных действий на рынке. Этим и обусловлена необходимость использования ограниченных, более “дешевых” вариантов выработки стратегий, таких как SWOT-анализ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………..2

1. Применение SWOT- анализа для определения маркетинговых стратегий организации.
1.1 Задачи SWOT-анализа…………………………………………………………………………3

1.2 Методология проведения SWOT-анализа…………………………………………3

1.3 Правила проведения SWOT-анализа………………………………………………….5

1.4 Этапы проведения SWOT-анализа……………………………………………………..6

2. SWOT-анализ как современный инструмент исследования в целях антикризисного управления предприятием

2.1 Внутренняя среда и группировка факторов внутренней среды по специализированным функциям…………………………………………………….10

2.2 Внешняя среда и группировка факторов внешней среды………………13


Практическая часть

3. Реализация SWOT- анализа в ФГУП ПО «Стрела» (г. Оренбург)……………….16


4. Заключение………………………………………………………………………………………………….23

5. Список литературы………………………………………………………………………………………25

Работа состоит из  1 файл

Курсовик по АУ.docx

— 63.88 Кб (Скачать документ)
 

     Оптимально, если эксперты смогут ограничиться перечислением 5-10 сильных и таким же количеством  слабых сторон, чтобы не испытывать трудностей при дальнейшем анализе. Затем, с учетом мнений всех экспертов составляется обобщенная матрица сильных и слабых сторон организации.

     4) На  следующем этапе проводится оценка  рынка. Этот этап позволит оценить  ситуацию вне организации и  понять, какие есть возможности,  а также каких угроз следует опасаться (и, соответственно, заранее к ним подготовиться).

     Методика  определения рыночных возможностей и угроз практически идентична  методике определения сильных и  слабых сторон организации:

составляется  перечень параметров, по которому будет  оцениваться рыночная ситуация;

по каждому  параметру определяется, что является возможностью, а что - угрозой для организации;

из всего  перечня эксперты выбирают наиболее важные возможности и угрозы и заносят их в матрицу SWOT-анализа.

      За  основу при оценке рыночных возможностей и угроз может быть принят список параметров, приведенный в таблице 1.3

Таблица 1.3

Примерный список параметров оценки среды 

Параметры Что может оцениваться
1 2
Спрос Емкость рынка, темпы  его роста либо сокращения, структура  спроса на товары организации и т.п.
Конкуренция Количество основных конкурентов, наличие на рынке товаров-заменителей, высота барьеров входа на рынок и выхода с него, распределение рыночных долей между основными участниками рынка и т.п.
Сбыт Количество посредников, наличие сетей распределения, условия  поставок материалов и комплектующих и т.п.
Экономические Курс рубля (доллара, евро), уровень инфляции, изменение  уровня доходов населения, налоговая  политика государства и т.п.
   
   
   
Продолжение табл. 1.3
1 2
Политические 

и правовые

Уровень политической стабильности в стране, уровень правовой грамотности населения, уровень  законопослушности, уровень коррумпированности власти и т.п.
Научно-

технические

Уровень развития науки, степень внедрения инноваций (новых  товаров, технологий) в производство, уровень государственной поддержки развития науки и т.п.
Социально-

демографи-

ческие

Численность и половозрастная структура населения региона, в  котором работает организация, уровень рождаемости и смертности, уровень занятости населения и т.п.
Социально-культурные Традиции и система  ценностей общества, существующая культура потребления товаров и услуг, имеющиеся стереотипы поведения  людей и т.п.
Природные и 

экологические

Климатическая зона, в которой работает организация, состояние окружающей среды, отношение общественности к защите окружающей среды и т.п.
Международные Уровень стабильности в мире, наличие локальных конфликтов и т.п.
 

      Далее, как и в первом случае, эксперты заполняют таблицы (Таблица 1.4): в первый столбец записывается параметр оценки, а во второй и третий - существующие возможности и угрозы, связанные с этим параметром. Примеры в таблице помогут вам разобраться с составлением списка возможностей и угроз организации.

Таблица 1.4

Матрица для  определения рыночных возможностей и угроз 

Параметры оценки Возможности Угрозы
1. Конкуренция Повысились  барьеры входа на рынок: с этого года необходимо получать лицензию на занятие данным видом деятельности В этом году ожидается выход на рынок крупной иностранной компании-конкурента
2. Сбыт На рынке  появилась новая розничная сеть, которая в данный момент выбирает поставщиков С этого  года наш крупнейший оптовый покупатель определяет поставщиков по результатам тендера
3. и т.д.  …    
 

      Затем мнения экспертов обобщаются, возможности  и угрозы ранжируются по важности.

      Эксперты  приглашаются на дискуссию, где выбирается базовая стратегия организации с использованием корреляционного SWOT-анализа. Выбор эффективных стратегий, соответствующих внутренним параметрам организации, ее положению на рынке и, в целом, во внешней среде, производится построением матриц корреляционного SWOT-анализа (Таблица 1.5). 
 
 

Таблица 1.5

Матрица корреляционного SWOT-анализа 

   ВОЗМОЖНОСТИ

1. Появление новой  розничной сети 2. и т. д.

УГРОЗЫ

1. Появление крупного  конкурента

2. и т. д. 

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

1. Высокое качество  товаров

2. …….

3. и т. д. 

1. Как воспользоваться  возможностями?

Попытаться войти  в число поставщиков новой  сети, сделав акцент на качестве нашего товара

2. За счет чего  можно снизить угрозы?

Удержать наших  покупателей от перехода к конкуренту, проинформировав их о высоком качестве нашего товара

СЛАБЫЕ  СТОРОНЫ

1. Высокая себестоимость товаров

2. ………..

3. и т. д. 

3. Что может помешать  воспользоваться возможностями?

Новая сеть может  отказаться от закупок нашего товара, так как наши оптовые цены выше, чем у конкурентов

4. Какие самые  большие опасности для организации?

Появившийся конкурент  может предложить рынку товар, аналогичный нашему, по более низким ценам

 

     Сопоставление сильных и слабых сторон организации  с возможностями и угрозами рынка (дискуссия) позволит ответить на следующие вопросы, касающиеся дальнейшего развития вашего бизнеса:

  • как можно воспользоваться открывающимися возможностями, используя сильные стороны организации?
  • какие слабые стороны организации могут в этом помешать?
  • за счет каких сильных сторон можно нейтрализовать существующие угрозы?
  • каких угроз, усугубленных слабыми сторонами организации, нужно больше всего опасаться?

     Стратегия организации определяется, исходя из сопоставления (корреляции) описанных  ранее характеристик среды и  организации для четырех зон матрицы.

     Для каждой зоны матрицы получаем свои базовые стратегии:

  • для левой нижней зоны матрицы характерны стратегии, направленные на использование сильных сторон организации, для нейтрализации угроз внешней среды. Организация имеет значительные внутренние силы, но внешняя среда таит в себе много угроз. Здесь наиболее эффективными будут стратегии, направленные на смягчение внешних угроз на рынке при помощи диверсификации (освоения новых товаров и рынков) и интеграции бизнеса; -
  • для верхней правой зоны характерны стратегии, направленные на компенсацию слабых сторон организации за счет хороших возможностей, предоставляемых внешней средой (создание совместных организаций для активной работы на перспективном рынке); -
  • для левой верхней зоны матрицы лучшей стратегией станет упор на рост и увеличение продаж; -
  • для правой нижней — самым разумным становится либо концентрация на узком сегменте рынка, либо уход с рынка.

     В описанной методике маркетингового стратегического анализа важно то, что информационное поле формируется непосредственно руководителями и наиболее компетентными сотрудниками организации на основании обобщения и согласования собственного опыта и видения ситуации. Это позволит выбрать оптимальный путь развития, избежать опасностей и максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы, пользуясь возможностями, предоставленными рынком. Проведение такого анализа поможет структурировать информацию об организации и рынке, по-новому взглянуть на текущую ситуацию и перспективы, поставить достижимые цели долгосрочного развития, разработать конкурентоспособный комплекс стратегий достижения этих целей, выработать и осуществить планы рыночных мероприятий. 
 

Внутренняя   среда и группировка факторов внутренней среды  по специализированным функциям

      В литературе, так или иначе затрагивающей SWOT-анализ, описание элементов внутренней среды предприятия носит, как  правило, поверхностный (неполный) характер, определяя лишь отдельные направления, на которые следует обратить внимание. В качестве исключения, пожалуй, можно  выделить группировки, предложенные Симкиным Л. и Диббом С. в книге"Практическое руководство по сегментированию рынка". Но и она, при всей ее замечательности, все-таки не отражает всех сторон деятельности отечественного предприятия, хотя бы потому, что не включает  такой важный блок как финансы. Интересным представляется рассмотрение организационной культуры предприятия. Однако этому вопросу не уделяется почти никакого внимания.  
Новое теоретическое направление управленческого анализа – функциональная диагностика или диагностика специализированных функций. Она дает возможность повысить качество управления промышленным предприятием. Поэтому, рассматривая совершенствование управленческого анализа в рамках SWOT-анализа, мы предлагаем сгруппировать факторы внутренней среды в соответствии с функциями предприятия:

  • Производственная деятельность:
    • качество;
    • объем;
    • издержки;
    • применяемые технологии и средства производства;
    • экологичность производства;
    • прочие.
  • Маркетинг:
    • продукт (качество, упаковка и внешнее оформление, потребительские свойства, новизна, этап жизненного цикла, ассортимент и пр.);
    • ценообразование (методы, стратегии);
    • продвижение (реклама,  личная продажа, пропаганда, стимулирование продаж);
    • сбыт (характер каналов распределения, особенности оптовой и розничной торговли, объем и рентабельность продаж);
    • сегментирование и диверсификация рынков сбыта;
    • позиционирование (степень адаптации товара, стратегия поведения на рынке);
    • торговые марки, бренды;
    • прочие.

3) Управление предприятием:

  • организационно-управленческая структура;
  • стиль управления организацией (демократичный, авторитарный);
  • компетентность и опыт менеджмента различных уровней;
  • распределение полномочий;
  • информационное обеспечение процесса управления;
  • прочие.

4) Финансы:

  • наличие финансовой политики и ее содержание (поиск и выбор финансовых средств; распределение прибыли, дивидендов);
  • финансовое планирование;
  • рентабельность (финансовые расходы и доходы);
  • ликвидность;
  • финансовая устойчивость;
  • прочие.

5) Персонал:

  • образование, трудовые навыки и умения;
  • условия труда;
  • заработная плата;
  • социальная защита персонала;
  • текучесть кадров;
  • дальнейшее повышение квалификации работников;
  • наем на работу;
  • прочие.

6) Снабжение:

    • управление запасами;
    • организация работы с поставщиками;
    • затраты на хранение;
    • прочие.

7) Характер взаимодействия с клиентами:

  • обработка заказов;
  • сервис (качество обслуживания);
  • справочная комнаты отдыха;
    • гарантийное и послегарантийное обслуживание;
    • формы расчета (кредит, рассрочка платежа);
    • скидки;
  • служба;
  • бесплатная стоянка;
    • доставка товара;
    • установка, монтаж;
    • прием старых товаров;
    • прочие.

8) Возможности организации,собственные ресурсы, инфраструктура:

  • наличие собственной сырьевой базы,
  • электроснабжение,
  • водоснабжение;
  • теплоснабжение;
  • наличие складов;
  • местоположение предприятия;
  • прочие.

9)Инновационная деятельность:

  • интеллектуальный потенциал (руководителя, отдельных специалистов, коллектива);
  • исследования и разработки;
  • изобретательство и рационализация;
  • приобретение патентов и лицензий;
  • приобретение или создание новых технологий (ноу-хау);
  • приобретение машин и оборудования;
  • технологическая подготовка производства;
  • опытное производство и испытания;
  • прочие.

Информация о работе SWOT- анализа в ФГУП ПО «Стрела»