Содержание
Введение
В Российской Федерации
государственная собственность
долгое время оставалась ведущей
формой собственности и имела
наибольший удельный вес. Концентрация
имущества в государственной
собственности и, как следствие, ограничение имущественной
сферы и правомочий других собственников,
исключение частной собственности как
таковой не дало положительных результатов.
В настоящее
время законодательством закреплено
равенство всех участников гражданских
правоотношений, включая и государство (ст.
2 ГК РФ). Условиями, обеспечивающими равенство
субъектов в отношениях собственности,
явилось лишение государства ряда преимуществ
(отказ от нераспространения исковой давности
на требования о возврате государственного
имущества из чужого незаконного владения
и некоторых других льгот) и закрепление
за всеми собственниками равного права
на защиту их собственности (п. 4 ст. 212 ГК
РФ).
Действующее законодательство
рассматривает государственную
и частную собственность не как
противостоящие друг другу формы собственности,
а как две составляющие экономических
отношений собственности, не имеющие политической
окраски.
В сложной системе
экономических отношений государственная
собственность представляет собой
форму собственности, имеющую целью общенародное присвоение
имущества, обособленного от имущества
других организаций и граждан. Совпадение
общенародных и государственных интересов
в сфере присвоения материальных благ
основывается на конституционном положении,
согласно которому носителем и единственным
источником власти в РФ является ее многонациональный
народ (ч.1 ст.3 Конституции РФ).
Актуальность выбранной
темы заключается в том, что постоянно
идет реформирование и разделение прав
владения на объекты федеральной
собственности.
Таким образом, в курсовой работе можно поставить
цель исследования, заключающуюся в рассмотрении
основных объектов федеральной собственности
и правомерности применяемых в ней принципов
и методов управления.
Для достижения поставленной
цели необходимо решить следующие задачи:
- Понять что же такое государственная собственность;
- Классифицировать объекты государственной собственности по признакам, определяющим специфику управления;
- Выявить цели, задачи и принципы управления государственным имуществом;
- Рассмотреть систему управления государственной собственностью;
- Объяснить роль принципов управления федеральной собственностью с целью ее оптимального и эффективного использования.
Объектом исследования
в данной работе является вся государственная
собственность, принадлежащая РФ.
Предмет исследования –
государственные мероприятия по
оперативному управлению федеральной
собственностью, с целью минимизации
затрат на ее содержание, а также
максимизации прибыли от ее использования,
а также для привлечения иностранного
капитала.
Теоретическую и методологическую
основу работы составили опубликованные
научные труды зарубежных и российских
экономистов, социологов и политологов,
а также нормативные акты и
постановления Правительства РФ
по вопросам управления государственной
собственностью.
В структуру работы входят
введение, три раздела, заключение и список использованной
литературы – 32страницы.
Глава 1. Теоретические
основы государственной собственности.
1.1. Понятие государственной
собственности
Государственной
собственностью в РФ является имущество, принадлежащее
на праве собственности РФ (федеральная
собственность), и имущество, принадлежащее
на праве собственности субъектам РФ –
республикам, краям, областям, городам
федерального значения, автономной области,
автономным округам (собственность субъекта
РФ).
Земля и другие
природные ресурсы, не находящиеся
в собственности граждан, юридических
лиц либо муниципальных образований,
являются государственной собственностью.
Имущество, находящееся
в государственной собственности,
закрепляется за государственными предприятиями
и учреждениями во владение, пользование
и распоряжение в соответствии с ГК РФ
ст. 294, 296.
Средства соответствующего
бюджета и иное государственное
имущество, не закрепленное за государственными
предприятиями и учреждениями, составляют государственную
казну РФ, казну республики в составе РФ,
казну края, области, города федерального
значения, автономной области, автономного
округа.
Отнесение государственного
имущества к федеральной собственности
и к собственности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном
законом.
1.2 Объекты, относящиеся исключительно
к федеральной собственности1
Объекты, составляющие основу
национального богатства страны:
- Ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны Российской Федерации.
- Охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение).
- Объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.
Объекты, необходимые
для обеспечения функционирования
федеральных органов власти и
управления и решения общероссийских задач:
- Государственная казна Российской Федерации (средства республиканского бюджета Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, фонда социального страхования и других государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации; золотой запас, алмазный и валютный фонды).
- Имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.
- Высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты Российской Академии наук, отраслевых академий наук, Министерства образования Российской Федерации, Министерства науки и технической политики Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, государственных научных центров.
- Предприятия и объекты геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической службы, контроля за состоянием и охраны окружающей природной среды и природных ресурсов.
- Предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической и ветеринарной службы, службы защиты растений.
- Предприятия патентной службы, стандартизации и метрологии, машиноиспытательные станции и полигоны.
- Государственные запасы и мобилизационные резервы, а также предприятия, обеспечивающие их сохранение.
- Предприятия исправительно-трудовых учреждений и лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Российской Федерации.2
Объекты оборонного
производства:
- Все предприятия, производящие системы и элементы вооружения, взрывчатые и отравляющие вещества, расщепляющиеся и радиоактивные материалы, ракетные носители, космические и летательные аппараты, военное снаряжение, предприятия и объекты, обеспечивающие обслуживание, запуск и сопровождение космических аппаратов, осуществляющие НИР и ОКР в указанных областях - независимо от доли военных заказов.
- Защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период.
Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность
народного хозяйства России в целом и
развитие других отраслей народного хозяйства:
- Предприятия добывающей промышленности, за исключением добычи местного сырья (определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации).
- Предприятия топливно-энергетического комплекса.
- Предприятия и объекты электроэнергетики
- Предприятия и объекты отраслей железнодорожного, воздушного и трубопроводного транспорта, речного и морского флота, предприятия газификации.
Федеральные автомобильные дороги общего
пользования и обслуживающие их организации.
- Предприятия связи, телевизионные и радиопередающие центры.
- Государственные племенные и конные заводы и совхозы, селекционно-гибридные центры, государственные семенные инспекции и лаборатории по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательные станции и участки, предприятия и хозяйства по производству ценных и анадромных видов рыб, серпентарии.
Прочие объекты:
- Предприятия фармацевтической промышленности, промышленности медико-биологических препаратов.
- Предприятия и организации по производству спиртовой и ликеро-водочной продукции.
1.3. Цели, задачи и принципы управления
государственным имуществом
В сложившейся
социально-экономической ситуации
назрела необходимость пересмотра принципов и приоритетов
в области управления и распоряжения государственным
имуществом, усиления государственного
контроля и регулирования в государственном
секторе экономики.
Усиление роли
государства в регулировании
экономики не следует понимать как политику наращивания массы
объектов государственной собственности
в экономическом пространстве страны.
В настоящий момент ощущается объективная
потребность в создании стройной, экономически
и логически выверенной системы критериев,
в соответствии с которыми те или иные
объекты выбираются для осуществления
государственного управления на базе
жесткого, детально регламентированного
механизма управления и контроля за государственной
собственностью.
Государство в
силу многообразия объектов управления,
их специфики, невозможности оперативной
обработки актуальной информации о состоянии
каждого объекта управления, необходимой
для принятия своевременных и адекватных
управленческих решений, в большинстве
случаев не может и не должно определять
способы достижения цели, т.е. детальные,
экономически обоснованные планы конкретных
мероприятий в отношении объекта управления.
Способ достижения
цели определяется в рамках установленной
(как правило, конкурсной) процедуры
назначения управляющего и утверждается
уполномоченным государственным органом.
Ответственность
за осуществление утвержденного
способа достижения цели государства
возлагается на управляющего и должна
не только стимулировать его надлежащую
деятельность, но и сводить к минимуму
риски государства при недостижении запланированного качественного
результата управления.
Государственная
политика преследует следующие цели:
- Увеличение доходов федерального бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью;
- Оптимизация структуры собственности (с точки зрения пропорций на макро- и микроуровне) в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;
- Вовлечение максимального количества объектов государственной собственности в процесс совершенствования управления;
- Использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;
- Повышение конкурентоспособности коммерческих организаций, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности путем содействия внутренним преобразованиям в них и прекращению выполнения несвойственных им функций.
Для реализации
указанных целей федеральным
органам исполнительной власти необходимо
решить следующие задачи в виде:
- Полной инвентаризации объектов государственной собственности, разработки и реализации системы учета этих объектов и оформление прав на них;
- Повышения эффективности управления государственным имуществом с использованием всех современных методов и финансовых инструментов, детальной правовой регламентации процессов управления;
- Классификации объектов государственной собственности по признакам, определяющим специфику управления;
- Оптимизации количества объектов управления и перехода к пообъектному управлению;
- Определения цели государственного управления по каждому объекту управления (группе объектов);
- Обеспечения прав государства как участника (акционера) коммерческих и некоммерческих организаций;
- Обеспечения контроля за использованием и сохранностью государственного имущества, а также контроля за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих, где под управляющими понимаются руководители унитарных предприятий, учреждений, представители государства в органах управления коммерческих и некоммерческих организаций, доверительные управляющие государственным имуществом, управляющие компании;
- Обеспечения поступления дополнительных доходов в федеральный бюджет путем создания новых возобновляемых источников платежей и более эффективного использования имеющегося имущества.