Аналитические процедуры в рамках внутреннего аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:53, курсовая работа

Описание

Целью написания данной работы является изучение методики аудита с применением аналитических процедур на примере бюджетного учреждения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
1) Раскрыть сущность аналитических процедур; определить функции и роль основных процедур анализа на различных стадиях аудиторской проверки.
2) Изучить возможность применения аналитических процедур в рамках аудита бюджетного учреждения.
3) Определить особенности учета заработной платы в бюджетных учреждениях.
4) Разработать методику внутреннего аудита бюджетного учреждения с применением аналитических процедур на примере учета труда и его оплаты.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты применения аналитических процедур в условиях внутреннего аудита 5
1.1 Понятие, сущность, цели применения аналитических процедур в аудите 5
1.2 Возможность проведения внутреннего аудита в бюджетных учреждениях 11
Глава 2. Возможность внедрения службы внутреннего аудита в бюджетном учреждении на примера ИТХ УрО РАН 18
2.1. Общая характеристика учреждения 18
2.2 Учет заработной платы в бюджетном учреждении как объект внутреннего аудита 20
Глава 3. Методика внутреннего аудита заработной платы в бюджетном учреждении с применением аналитических процедур 26
Заключение 32
Список литературы: 33

Работа состоит из  1 файл

Аналитические процедуры в рамках внутреннего аудита учета заработной платы в бюджетном учреждении.doc

— 185.50 Кб (Скачать документ)

Д-т сч. 030302830 «Расчеты по ЕСН и страховым взносам  на обязательное пенсионное страхование  в РФ»

К-т сч. 030203730 «Увеличение  кредиторской задолженности по начислениям  на оплату труда».

 

Глава 3. Методика внутреннего аудита заработной платы в бюджетном учреждении с применением аналитических процедур

 

Аудит бюджетной организации, как внешний так и внутренний, проводится главным образом в следующих направлениях:

- изучение бюджета  (сметы) организации;

- подтверждение правильности данных прихода и расходования целевых средств в разрезе статей бюджета;

- проверка исполнения  требований донорской организации  к учету и составлению отчетности  по использованию средств;

- проверка отражения  доходов и расходов на счетах бухгалтерского учета.

При осуществлении внутреннего  аудита с применением аналитических  процедур такого участка как учет труда и его оплаты проверка может  строиться по следующей схеме.

Законодательная база проверки:

    1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.96 г.
    2. Трудовой кодекс Российской Федерации.
    3. Гражданский кодекс Российской Федерации, ч. 1, 2.
    4. Налоговый кодекс Российской Федерации, ч. 1, 2.
    5. Бюджетный кодекс Российской Федерации.
    6. Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 06.04.01 г. № 26.
    7. Приказ Минфина РФ «Об утверждении инструкции по бюджетному учету» от 10.02.06 г. №25н.
    8. Постановление Правительства Российской Федерации «О реализации в 2006 - 2008 годах пилотного проекта совершенствования системы оплаты труда научных работников и руководителей научных учреждений и научных работников научных центров Российской академии наук» от 22 апреля 2006 г. № 236. (Приложение 1)
    9. Постановление Правительства РФ «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» от 14.10.92 г. № 785.
    10. Постановление правительства РФ «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» от 11.04.03 г. № 213

Цель проверки.

Целью аудиторской проверки учета труда и заработной платы  является подтверждении достоверности данных о начисленной заработной плате и удержанных налогов, соблюдения трудового законодательства, а также порядка учета и отражения оплаты труда в отчетности.

Задачи проверки.

К задачам аудиторской  проверки относятся:

- соблюдение положений  законодательства о труде, приказов  и распоряжений вышестоящей организации;

- проверка исполнения  требований Уральского отделения  РАН (главный распорядитель средств  бюджета) к использованию средств по статье 211, учету расходов на оплату труда и составлению отчетности по использованию средств;

- изучение сметных  назначений по статье 211 бюджетной  классификации расходов «Расходы  на оплату труда»;

- проверка правильности начисления и своевременности выдачи заработной платы, исчисления налогов и других удержаний;

- проверка правильности и своевременности документального оформления операций по оплате труда, ведения аналитического учета по каждому сотруднику;

- проверка сводных расчетов по заработной плате;

- оценка правильности расчетов выплат по среднему заработку, расчетов по депонированной заработной плате.

Источники информации для проверки

Источниками информации служат:

- нормативные документы,

- распорядительные документы  донорской организации (приказы, распоряжения),

-  организационно-распорядительные  документы организации (коллективный  договор, штатное расписание, должностные  инструкции),

- регистры бухгалтерского учета (Журнал операций расчетов по заработной плате, Главная книга, Оборотно-сальдовые ведомости по счетам 030201000 «Расчеты по оплате труда», 030301000 «Расчеты по налогу на доходы физических лиц», 030403000 «Расчеты по удержаниям из оплаты труда», 030302000 «Расчеты по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ», 030306000 «Расчеты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»),

- первичные документы  по учету личного состава и  использованию рабочего времени.

I этап. Планирование аудита учета заработной платы.

1.1 Оценка аудиторского  риска и уровня существенности.

1.2 Изучение нормативной  базы, используемой бухгалтерской  службой организации.

1.3 Составление программы  аудита по существу, выбор аудиторских  процедур.

При планировании внутреннего аудита учета труда и его оплаты возможно использование аналитических процедур. На этом этапе аудитор может изучить нефинансовую информацию и на этой основе составить программу проверки.

Например, если периодом проверки выбран год, аудитор может проанализировать динамику начисленной заработной платы и налогов, изменения в штатном расписании организации, коррективы,  внесенные в  нормативную базу, приказы по организации. Выбрав участки, наиболее подверженные рискам, аудитор таким образом сэкономит время.

Такими рисковыми участками  могут быть: резкое увеличение (уменьшение) суммы начисленной заработной платы (налогов), смена бухгалтера, изменение  порядка расчета заработной платы и т.п.

На этапе планирования аудита использование аналитических  процедур имеет особую значимость, так как внутреннему аудитору или сотруднику, выполняющему функции внутреннего аудитора, не целесообразно часто проводить детальные проверки, повторяя тем самым работу бухгалтера по учету заработной платы. Достаточно регулярно отслеживать динамику и структуру контрольных показателей, проводя проверку только тех участков, которые вызывают подозрение.

II. Проведение аудита  по существу.

Действующими законодательными и нормативными актами предусмотрен ряд требований  к условиям труда работников, которые должен обеспечивать работодатель.

При непосредственном проведении проверки учета заработной платы внимание аудитора уделяется следующим аспектам:

      • Проверка данных аналитических и синтетических счетов;
      • Отдельно проверяется оплата труда по окладу (тарифу) и начисленные выплаты стимулирующего и компенсационного характера;
      • Проверка расчетов среднего заработка;
      • Изучение правильности отнесения затрат (раздельно ведется учет заработной платы, начисленной из средств федерального бюджета и по каждому из внебюджетных источников);
      • Проверка удержаний из заработной платы.

На данном этапе проверки аналитические процедуры также  должны иметь место при исследовании необычных отклонений проверяемых показателей.

Примером аналитических  процедур, которые могут проводиться на данном этапе проверки, служит составление аналитических таблиц.

Таблицы можно составлять за каждый месяц на основании сводной ведомости по счету 0.302.01.0.0 «Расчеты по заработной плате» (Приложение 5). Составление таких таблиц позволяет раскладывать заработную плату на составляющие, и анализировать каждую составляющую.

В Приложении 4 приведен анализ динамики заработной платы по окладам, стимулирующих и прочих надбавок за 3 квартал 2007.

Согласно Распоряжению УрО РАН №397 от 18.10.2007 (Приложение 2) Институту технической химии было разрешено осуществлять выплаты стимулирующего характера исходя из должностных окладов, предусмотренных для второго этапа пилотного проекта (Постановлением Правительства Российской Федерации № 236 от 22 апреля 2006 г. – Приложение 1) с 1 октября 2007. Однако Постановлением Президиума УрО РАН №7-3 от 13.09.07 (Приложение 3) должностные оклады второго этапа установлены с 1 июля 2007 года.

Таким образом, в выплатах должностных окладов за сентябрь заложено увеличение окладов с 1 июля. Определим, какой процент увеличения приходится на каждый месяц периода.

792209 – ((312072+330654)/2)     =   156949

                      3

156949 / 321363 = 0,49

Среднее изменение окладов научных сотрудников при переходе на второй этап пилотного проекта составляет 73%. Процент научного и научно-технического персонала Институту установлен в размере 65%.

Плановый процент увеличения окладов по институту равен 47%:

0,65*1,73+0,35 = 0,47

Отклонение можно считать  незначительным.

В сентябре были осуществлены выплаты по среднему заработку. Внутренний аудитор должен проверить порядок расчета среднего заработка на соответствие действующему законодательству.

Резкое отклонение наблюдается  в сентябре по надбавкам за выполнение особо важных работ. Необходимо посмотреть нормативную базу, а также организационно-распорядительную документацию учреждения (за что именно возможно начисление такого рода надбавок, кем определяется и утверждается, как рассчитывается).

III. Заключительная  стадия аудита.

Результаты проведенных отделом внутреннего аудита проверок оформляются актом проверки, который подписывается сотрудниками этого отдела и руководителями подразделений. К акту прилагаются объяснения по изложенным в нем фактам, а также копии необходимых документов за подписью руководителя проверяемого подразделения.

 

 

Заключение

В данной курсовой работе были рассмотрены теоретические  основы применения аналитических процедур, которые представляют собой один из видов аудиторских процедур и состоят в выявлении, анализе и оценке соотношений между финансово - экономическими показателями деятельности. Были названы цели и выявлены возможности использования аналитических процедур в аудите, основные методы, определены положительные стороны применения указанных процедур. Аналитические процедуры проводятся аудитором на протяжении всего процесса аудита, что позволяет повысить его качество и сократить трудозатраты.

Изучена возможность проведения аудита с применением аналитических процедур в бюджетном учреждении. Для аудита таких организаций нет специально разработанных стандартов, инструкций или рекомендаций, при этом зачастую бюджетные организации не в состоянии оплатить услуги аудиторских фирм. Исходя из этого, был рассмотрен вариант создания в бюджетных учреждениях подразделений внутреннего аудита.

Приведена методика внутренней аудиторской проверки с применением  аналитических процедур участка  учета труда и заработной платы  в Институте технической химии.

Включение в организационную  структуру бюджетных учреждений отдела внутреннего аудита либо включение элементов внутреннего аудита в функционал существующих структурных подразделений можно считать целесообразным. Создание подразделения внутреннего аудита позволит снизить отрицательные последствия проверок и повысить эффективность финансово-экономической деятельности организации.

С точки зрения рационального  использования рабочего времени  внутреннего аудитора, нужно принимать  во внимание, что внутренний аудитор  ориентируется деятельности учреждения и находится в курсе происходящих событий. Поэтому важным является использование методов анализа на всех стадиях проверки.

 

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 07.08.01 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
  2. Постановление Правительства от 23.09.2002 №696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности».
  3. Хорохордин Н.Н.Служба внутреннего аудита: этапы создания, цели, задачи // "Аудиторские ведомости", 2007, N 10.
  4. Кривко И.В. Методология внутреннего аудита в организации // "Аудиторские ведомости", 2006, N 6.
  5. Б.А.Аманжолова Роль аналитических процедур в исследовании систем бухгалтерского учета и внутреннего вонтроля // "Аудиторские ведомости", 2005, N 12.
  6. Аудит: Учебник для вузов / В.И. Подольский, А.А. Савин, Л.В. Ситникова и др. Под ред. проф. В.И. Подольского, 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА Аудит, 2006.
  7. Андреев В.Д. Внутренний аудит. Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2005.
  8. Вещунова Н.Л. Бухгалтерский учет на предприятиях различных форм собственности: Учеб.-практ. пособие / Н.Л. Вещунова, Л.Ф. Фомина. – М.: КноРус, 2003.
  9. Ендовицкий Д. А., Панина И. В. Международные стандарты аудиторской деятельности: уч. пособие для студентов вузов – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
  10. Шеремет А. Д., Суйц В. П. Аудит: учебник – М.: ИНФРА-М, 2007.

Информация о работе Аналитические процедуры в рамках внутреннего аудита