Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 16:42, курсовая работа
В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПРИНЯТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
1.1 Роль анализа безубыточности и рентабельности в принятии управленческих решений………………………………………………………………………
5
1.2 Содержание анализа рентабельности производственного предприятия..... 9
1.3 Содержание анализа безубыточности предприятия, раскрытие основных методов……………………………………………………………………………..
15
2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ В ПРИНЯТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
2.1 Анализ рентабельности в ООО «Праймер»………………………………… 19
2.2 Анализ безубыточности в ООО «Праймер»………………………………… 25
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАЗРАБОТКИ МЕТОДОВ В ПРИНЯТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
3.1 Совершенствование работы по анализу рентабельности и безубыточно-сти……………………………………………………………………
27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………… 30
Относительные показатели
меньше подвержены влиянию инфляции
т.к. представляют собой различные
соотношения прибыли и
По абсолютной сумме прибыли не всегда можно судить об уровне доходности предприятия, так как на ее размер влияет не только качество работы, но и масштабы деятельности. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия наряду с абсолютной суммой прибыли используют относительный показатель – уровень рентабельности.
Эти характеристики
наиболее целесообразно
В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) её производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций. [3, с. 131]
1.2.2. Показатели рентабельности.
Показатели рентабельности – это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. [11] Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:
а) Рентабельность продукции.
Рентабельность продукции
показывает, сколько прибыли приходится
на единицу реализованной
Показатель рентабельности продукции включает в себя следующие показатели:
1.Рентабельность всей
реализованной продукции,
2.Общая рентабельность, равная
отношению балансовой прибыли
к выручке от реализации
3.Рентабельность продаж
по чистой пробыли,
4.Рентабельность отдельных
видов продукции. Отношение
б) Рентабельность вложений предприятия.
Рентабельность вложений предприятия - это следующий показатель рентабельности, который показывает эффективность использования всего имущества предприятия.
Среди показателей рентабельности предприятия выделяют 5 основных:
1.Общая рентабельность вложений, показывающая какая часть балансовой прибыли приходится на 1руб. имущества предприятия, то есть насколько эффективно оно используется.
2.Рентабельность вложений по чистой прибыли;
3.Рентабельность собственных средств, позволяющий установить зависи-мость между величиной инвестируемых собственных ресурсов и размером при-были, полученной от их использования.
4.Рентабельность долгосрочных финансовых вложений, показывающая эффективность вложений предприятия в деятельность других организаций.
5.Рентабельность
1.2.3. Общая рентабельность.
Рентабельность предприятия (общая рентабельность), определяют как от-ношение балансовой прибыли к средней стоимости Основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Отношение фонда к материальным и приравненным к ним затратам отражает доходность предприятия. По иному, говоря, уровень общей рентабельности, то есть индикатор, отражающий прирост всего вложенного капитала (активов), равняется прибыли до начисления процентов * 100 и деленной на активы.
Уровень общей рентабельности - это ключевой индикатор при анализе рентабельности предприятия. Но если требуется точнее определить развитие организации, исходя из уровня ее общей рентабельности, необходимо вычислить дополнительно еще два ключевых индикатора: рентабельность оборота и число оборотов капитала.
Рентабельность оборота отражает зависимость между валовой выручкой (оборотом) предприятия и его издержками и исчисляется по формуле:
Рент. ОБ. = Приб. до нач.% *100 / Валовая Выручка
Чем больше прибыль по сравнению с валовой выручкой предприятия, тем больше рентабельность оборота.
Число оборотов капитала отражает отношение валовой выручки (оборота) предприятия к величине его капитала и исчисляется по формуле:
Число ОБ. Капитала = Валовая Выручка / Активы
Чем выше валовая выручка фирмы, тем больше число оборотов ее капитала. В итоге следует, что
Уровень Общей Рент. = Рент ОБ. * Число ОБ. Капитала
Показатели рентабельности и доходности имеют общую экономическую характеристику, они отражают конечную эффективность работы предприятия и выпускаемой им продукции. Главным из показателей уровня рентабельности является отношение общей суммы прибыли к производственным фондам.
Существует много факторов, определяющих величину прибыли и уровень рентабельности. Эти факторы можно подразделить на внутренние и внешние.
Внешние - это факторы, не зависящие от усилий данного коллектива, например изменение цен на материалы, продукцию, тарифов перевозки, норм амортизации и т.д. Такие мероприятия проводятся в общем масштабе и сильно воздействуют на обобщающие показатели производственно - хозяйственной деятельности предприятий. Структурные сдвиги в ассортименте продукции существенно влияют на величину реализованной продукции, себестоимость и рентабельность производства.
Задача экономического анализа по рентабельности - выявить влияние внешних факторов, определить сумму прибыли, полученную в результате действия основных внутренних факторов, отражающих трудовые вложения работников и эффективность использования производственных ресурсов.
Показатели рентабельности (доходности) являются общеэкономическими. Они отражают конечный финансовый результат и отражаются в бухгалтерском балансе и отчетности о прибылях и убытках, о реализации, о доходе и рентабельности.
Рентабельность можно
рассматривать как результат
воздействия технико-
Рентабельность является
результатом производственного
процесса, она формируется под
влиянием факторов, связанных с повышением
эффективности оборотных
- структуры и фондоотдачи
основных производственных
- нормируемых оборотных
средств, рентабельности
Это 2-й подход к анализу рентабельности предприятия. Для такого анализа используют модифицированную формулу расчета показателя общей рентабельности, предложенную А.Д.Шереметом.
Р = (Е / 1/УМ) + 1/К, где
Р - общая рентабельность предприятия %
Е - общая (балансовая) прибыль, % к объему реализованной продукции;
У - удельный
вес активной части в общей
стоимости основных
М - коэффициент
фондоотдачи активной части
К - коэффициент оборачиваемости нормированных средств.
1.2.4. Методика анализа общей рентабельности.
Методика анализа общей рентабельности:
1) по факторам эффективности;
2) в зависимости от размера прибыли и величины производственных факторов.
Балансовая (общая) прибыль - это конечный финансовый результат производственно-финансовой деятельности. Вместо общей прибыли у предприятия может образоваться общий убыток, и такое предприятие перейдет в категорию убыточных. Общая прибыль (убыток) состоит из прибыли (убытка) от реализации продукции, работ и услуг; внереализационных прибылей и убытков. Под рентабельностью предприятия понимается его способность к приращению вложенного капитала. Задачей анализа рентабельности являются несколько положений: оценить динамику показателя рентабельности с начала года, степень выполнения плана, определяют и оценивают факторы, влияющие на эти показатели, и их отклонения от плана; выявляют и изучают причины потерь и убытков, вызванных бесхозяйственностью, ошибками в руководстве и другими упущениями в производственно-хозяйственной деятельности предприятия; вскрывают и подсчитывают резервы возможного увеличения прибыли или дохода предприятия.
Рентабельность целесообразно рассчитывать также по отдельным направлениям работы предприятия, в частности :
- рентабельность по основной деятельности
Рез. от реал. * 100 / Зат. на произв. Продукции
- рентабельность основного капитала
Баланс. Пр. или Уб. / Сумма соб. ср. на начало года и на конец года
1.2.5. Порог рентабельности.
Существует определенное
взаимовлияние и
1.3 Содержание анализа безубыточности производства, раскрытие основных методов
Анализ безубыточности (анализ соотношения «затраты — объем производства— прибыль», CVP-анализ) в настоящее время широко используется для определения:
• критического
объема производства для
• зависимости
финансового результата от
соотношения;
• запаса финансовой прочности предприятия;
• оценки производственного риска;
• целесообразности собственного производства или закупки;
• минимальной
договорной цены на
• планирования прибыли и т. д. [8, 275]
Анализ безубыточности
основан на ряде допущений.
Во-первых, затраты можно разделить
на постоянные и переменные. Ряд
затрат предприятия может
Во-вторых, зависимость между
объемом реализованной
Известно, что соотношение переменных издержек и объема производства зависит как от жизненного цикла изделия, так и от инфляции, по-разному затрагивающей цены на покупаемое сырье, материалы, заработную плату.
В-третьих, остается неизменным ассортимент изделий.
В-четвертых, объем производства и реализации в прогнозируемом периоде равны.
Данные допущения
Основной составной частью анализа безубыточности является определение «точки безубыточности» («порога рентабельности», «мертвой точки»).
Точка безубыточности — это такой объем реализации, при котором выручка покрывает все издержки предприятия, связанные с производством и реализацией продукции.