Анализ финансового состояния предприятия по бухгалтерскому балансу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2011 в 07:40, дипломная работа

Описание

Целью данной дипломной работы является изучение бухгалтерского баланса и проведение на его основе анализа основных финансовых показателей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить понятие и структуру бухгалтерского баланса;
2. рассмотреть классификацию бухгалтерских балансов;
3. рассмотреть бухгалтерский баланс как источник информации для финансового анализа;
4. дать общую экономическую характеристику предприятия;
5. рассмотреть организацию бухгалтерского учета на предприятии;
6. рассмотреть процесс составления бухгалтерского баланса в организации;
7. провести на основе бухгалтерского баланса предприятия анализ финансового состояния;
8. выявить основные проблемы предприятия;
9. разработать рекомендации по улучшению финансового состояния организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БУХГАЛТРЕСКОГО БАЛАНСА ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1. Понятие и структура бухгалтерского баланса 5
1.2. Классификация бухгалтерских балансов 11
1.3. Бухгалтерский баланс как источник информации для финансового анализа 20
2. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ БАЛАНСА И АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «Конструктор» 25
2.1. Общая характеристика предприятия 25
2.2. Организация бухгалтерского учета в ООО «Конструктор» 29
2.3. Порядок составления бухгалтерской отчетности 35
2.4. Анализ финансового состояния на основе бухгалтерского баланса 39
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ ФИНАНСОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ООО «Конструктор» 57
3.1. Совершенствование системы управления запасами 57
3.2. Совершенствование управления дебиторской задолженностью 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 74

Работа состоит из  1 файл

Диплом БАЛАНС.doc

— 623.00 Кб (Скачать документ)

      Действующим законодательством установлены  единые основополагающие принципы и  правила составления бухгалтерского баланса для всех хозяйствующих  субъектов. Принятая в настоящее  время структура бухгалтерского баланса (форма № 1) в значительной мере приближена к мировой практике.

      Применительно к МСФО формирование бухгалтерских  показателей осуществляется по принципу баланса-нетто, то есть, исключая из балансового  подсчёта суммы регулирующих величин, которые раскрываются в пояснениях к бухгалтерскому балансу и пояснительной записке. Активы и пассивы показываются с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) - на долгосрочные (свыше одного года) и краткосрочные (до одного года). Оценка имущества и обязательств осуществляется организацией для отражения их в учёте и отчётности в денежном выражении в соответствии с правилами оценки отдельных объектов учёта и статей баланса на основе действующих положений по бухгалтерскому учёту (ПБУ). В балансе не допускается зачёт между статьями активов и пассивов, кроме случаев, предусмотренных соответствующими нормативными документами по бухгалтерскому учёту.

      Для обеспечения сопоставимости данных баланса на начало и конец отчётного  года номенклатура статей вступительного (на начало года) баланса приводится в соответствие с номенклатурой статей, установленного для заключительного (на конец года) баланса  (24; с.43).

      Таким образом, бухгалтерский баланс представляет собой систему показателей и  является как методом бухгалтерского учёта, так и одной из форм годовой и периодической отчётности. Структура бухгалтерского баланса представляет собой два ряда чисел – актив и пассив, которые содержат в себе статьи, показывающие определённые группы имущественных средств и прав на них (актив) и отражающих величину, лежащих на хозяйствующем субъекте обязательств за полученное имущество и право распоряжения им (пассив).

1.2. Классификация бухгалтерских  балансов

 

      В бухгалтерском учёте существует множество видов бухгалтерских балансов, которые отличаются в зависимости от цели их составления.

      Балансы классифицируются по:

  • сроку составления;
  • источнику составления;
  • объёму информации;
  • характеру деятельности;
  • объекту отражения;
  • способу очистки (23; с. 45).

      Классификация балансов по срокам составления представлена в таблице 1.1.

      Таблица 1.1

      Классификация балансов по срокам составления

Бухгалтерские балансы
Вступительные (организационные) Текущие Санируемые Ликвидационные Разделительные Объединительные
  Начальные (входящие)

Промежуточные Заключительные (исходящие)

  Начальные

Промежуточные

Заключительные

   
 

      Вступительные балансы -  составляют в момент организации предприятий. Со вступительного баланса начинается ведение бухгалтерского учёта данного хозяйствующего субъекта. Различают вступительные балансы вновь создаваемых предприятий и хозяйственных единиц, образованных на условиях правопреемственности ранее действовавших. В первом случае во вступительном балансе отражается уставной капитал, зарегистрированный в уставе предприятия, и инвентарные перечни реально внесённого имущества и имущественных (в основном денежных) обязательств учредителей по взносам в уставный капитал.

      Во  втором случае (создаваемое предприятие  организовано на базе ранее действовавшего), вступительный баланс может соответствовать заключительному ликвидационному балансу предприятия, правопреемником которого выступает создаваемое предприятие, но с уточнением оценки отдельных статей ликвидационного баланса. Когда вступительный баланс составляется для предприятия, приобретённого на аукционе по цене, превышающей (занижающей) чистую стоимость идентифицированных материальных и неосязаемых активов, необходимо ввести во вступительный баланс показатель положительной или отрицательной репутации фирмы.

      Текущие балансы - в отличие от вступительных балансов, которые составляются только один раз (в момент организации предприятия), текущие балансы разрабатываются в соответствии с принципом учётного периода периодически в течение всего времени функционирования предприятия и подразделяются на:

  • начальные и заключительные балансы – разрабатываются в начале и конце финансового года. Исходящие данные на конец отчётного периода (года) служат начальным (входным) данными на начало следующего финансового года. Коллация (тождественность, идентичность) преемственных данных обязательна;
  • промежуточные балансы – составляются за периоды, находящиеся между началом и концом отчётного периода. В России промежуточные балансы заполняются ежемесячно, а также итоговыми показателями за первый квартал (за три месяца), за полугодие (за шесть месяцев) и по окончании третьего квартала, т.е. нарастающими данными за девять месяцев;

      Промежуточные балансы отличаются от заключительных, с одной стороны, набором прилагаемых  отчётных форм, раскрывающих отдельные балансовые статьи; с другой – источниками составления баланса (промежуточные балансы строятся по данным текущего (книжного) учёта, а заключительные балансы, кроме того, подтверждаются данными полной инвентаризации всех статей баланса – основных средств и нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчётов предприятия).

      Заключительные балансы – наиболее адекватно отражают объекты бухгалтерского наблюдения.

      Санируемые  балансы – необходимость в санируемом балансе возникает, когда предприятие находится на пороге банкротства (не в состоянии выплачивать долги) и необходимо определиться:

  • принять решение о ликвидации (прекращении деловой активности) путём объявления о банкротстве;
  • или испытать последний шанс – убедить кредиторов в целесообразности отсрочки платежей.

      Для составления санируемого баланса  привлекаются независимые аудиторы, которые ещё до срока составления  заключительного баланса (до окончания  финансового года) должны выдать заключение о реальном состоянии дел на предприятии, величине понесённого убытка, путях и реальности его покрытия в будущем, возможных сроках реализации мероприятий, направленных на оздоровление финансового состояния предприятия. Подобный баланс, как правило, существенно отличается от отчётных балансов, составленных бухгалтерским аппаратом предприятия, так как аудиторы часто подвергают значительной уценке статьи баланса, не соответствующего реальности.

      Ликвидационные  балансы - составляются при ликвидации предприятия и разрабатываются неоднократно:

  • на начало периода ликвидации (вступительный ликвидационный баланс);
  • в ходе периода ликвидации предприятия (промежуточные балансы;
  • их количество зависит от длительности ликвидационного процесса, информационный потребностей владельцев и кредиторов);
  • на конец периода ликвидации (заключительный ликвидационный баланс).

      В соответствии с принципом непрерывности (действующего предприятия) при его  ликвидации вступают в силу особые правила оценки имущества хозяйствующего субъекта: в ликвидационном балансе  они отражаются не по учётной (исторической или восстановительной) стоимости, а по цене возможной реализации каждого актива в отдельности на момент ликвидации.

      Разделительные  балансы – составляются в момент разделения крупного предприятия на несколько более мелких предприятий (структурных единиц) или при передаче одной или нескольких структурных единиц данного предприятия другому предприятию (в последнем случае баланс называется передаточным).

      Объединительные балансы – разрабатываются при объединении (слиянии) нескольких предприятий в одно предприятие или при присоединении одной или нескольких структурных единиц к данному предприятию.

      Рассмотренные характеристики относятся к классификации  бухгалтерских балансов по времени  их составления. В таблице 1.2 приведена классификация балансов по пяти остальным признакам.

      Таблица 1.2

      Классификация бухгалтерских балансов

Признаки  классификации
Источник  составления Объём информации Характер деятельности Объект отражения Способ очистки
Инвентарные

Книжные

Генеральные

Единичные

Сводные (консолидируемые)

Основная

Неосновная

Самостоятельные

Отдельные

Баланс-брутто

Баланс-нетто

 

      Классификация по источникам составления:

  • инвентарные балансы – составляются только на основании инвентарной ведомости имущества, средств в расчётах, обязательств. Примером инвентарного баланса считается вступительный, или организационный, баланс. Инвентарные ведомости разрабатывают в тех случаях, когда необходимо рассчитать балансирующие показатели вступительного баланса государственного (муниципального) предприятия, какими признаются уставный фонд, а также при возникновении нового предприятия на существующей ранее имущественной основе или при изменении хозяйством своей формы (например, превращение его из государственного в акционерное);
  • книжный баланс – строится по данным текущего бухгалтерского учёта без предварительной проверки книжных записей путём инвентаризации;
  • генеральный баланс – считается самым реальным, так как в его основу положены текущие учётные (книжные) записи и результаты инвентаризации, предшествующие формированию балансовых статей.

      По  объёму информации:

  • единичные балансы – характеризуют деятельность только одного предприятия;
  • сводные (консолидированные) балансы – различают два вида сводных балансов в зависимости от объекта и способа их составления.

      Во-первых, сводные балансы разрабатывают  министерства и ведомства, рассчитывая  агрегированные данные в целом по отрасли или по подведомственным единичным предприятиям путём простого суммирования одноимённых показателей  и исключения остатков по взаимным расчётам между предприятиями внутри отрасли.

      Во-вторых, сводные (консолидированные) балансы  составляет группа, представленная материнской  и её дочерними компаниями. Сводный  баланс формирует информацию о группе как о едином предприятии и  показывает, каким был бы собственный баланс материнской компании, если бы она закрыла все дочерние и сама осуществляла непосредственное управление их деятельностью. Данный баланс составляется не просто суммированием одноимённых показателей, а осуществлением следующих корректировок:

  • исключением инвестиций материнской компании в уставные капиталы дочерних предприятий и исключением соответствующих долей материнской компании в уставных капиталах дочерних предприятий;
  • исключением остатков по взаимным расчётам внутри группы;
  • исключением дивидендов, выплаченных внутри группы, а также прочих взаимных расходов и доходов.

      Консолидированный баланс группы имеет важные особенности:

  • группа компаний юридически не существует, в отличие от отдельной компании. Материнская и каждая из дочерних компаний являются отдельными юридическими лицами;
  • собственная прибыль материнской компании включает дивиденды, полученные от дочерних компаний, но не их нераспределённую прибыль;
  • баланс группы содержит сводную информацию о результатах деятельности и финансовом положении каждой компании, входящей в группу. Это значит, что прибыль одной дочерней компании может «скрывать» убытки другой и прочное финансовое положение одной компании может «скрывать» потенциальную неплатёжеспособность другой;
  • если группа состоит из компаний, работающих в разноплановых отраслях бизнеса, то сводная отчётность по данной группе делает неясными наиболее важные детали, когда отсутствует дополнительная информация о каждом сегменте деятельности группы.

Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия по бухгалтерскому балансу