Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 12:55, курсовая работа
Цель курсовой работы рассмотреть анализ баланса бюджетного
учреждения. Актуальность темы обусловлена значительным возрастанием роли бюджетных учреждений. Результат их деятельности характеризует полезность проделанной ими работы и представляет собой процесс предоставления услуг широким слоям населения. Они призваны обеспечивать удовлетворение целого ряда общественно значимых потребностей, таких как образование, здравоохранение, научные исследования, социальная защита, культура, государственное управление и др.
Введение ………………………………………………………………………….….4
1 Значение и роль анализа финансовой отчетности…………………………...…..7
Цели и задачи анализа финансовой отчетности………………………….……7
Способы и приемы финансового анализа ……………………………………10
Информационное обеспечение анализа финансовой отчетности………..….14
Отчетность бюджетного учреждения…………………………………………14
Реформирование отчетности бюджетных учреждений…………………...…19
Горизонтальный анализ баланса ………………………………………….…..24
Вертикальный анализ баланса ………………………………………………...29
Выводы и рекомендации …………………………………………………………..35
Библиографический список………………………………………………………..38
Приложение А (обязательное) – Учетная политика ……………………………39
В соответствии с Инструкцией в состав годовой бюджетной отчетности включаются следующие формы отчетов:
– Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных
средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма 0503130);
– Справка по консолидируемым расчетам (форма 0503125) (составляется раздельно по бюджетной и по приносящей доход деятельности);
– Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (форма 0503110);
– Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма 0503127);
– Отчет об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств (форма 0503137);
– Отчет о финансовых результатах деятельности (форма 0503121);
– Пояснительная записка (форма 0503160).
Основным
источником анализа финансовой отчетности
является баланс. Баланс бюджетных учреждений
– бухгалтерский баланс, характеризующий
состояние средств бюджетных учреждений,
его расходы, источники средств. Баланс
бюджетного учреждения состоит из актива
и пассива. В активе показываются размещение
и использование полученных средств, а
в пассиве отражаются источники образования
средств. Данные актива и пассива баланса
должны быть равны между собой. В связи
с тем, что бухгалтерский учет является
в основном стоимостным, средства и источники
в балансе показываются в денежном измерении
на отчетную дату в сумме остатков по счетам
аналитического учета, сгруппированным
в установленном порядке по статьям баланса.
Статья бухгалтерского баланса представляет
собой определенный вид группировки показателей
однородных субсчетов аналитического
учета или отдельно взятый субсчет.
Баланс составляется по определенной
форме, в которой статьи сгруппированы
по разделам, а остатки по статьям показываются
на начало года и конец отчетного периода.
Все это, вместе взятое, является структурой
баланса. Баланс состоит из девяти разделов
актива и шести разделов пассива:
в активе баланса приводятся остатки в
денежном выражении основных средств,
материалов, малоценных и быстроизнашивающихся
предметов; затраты производственных
мастерских, подсобных сельских хозяйств,
расходы на научно-исследовательские
работы по договорам; денежные средства
на текущих и бюджетных счетах в банке,
кассе; расчеты с подотчетными лицами,
по недостачам, социальному страхованию,
специальным видам платежей, с заказчиками
по научно-исследовательским работам,
прочими дебиторами и в порядке плановых
платежей; расходы за счет бюджета, специальных
средств и других источников; убытки производственных
мастерских и подсобных сельских хозяйств;
затраты на капитальное строительство
за счет бюджета и специальных средств.
В пассиве баланса отражаются обязательства отчитывающегося субъекта, а также финансовый результат. Показатель финансового результата характеризует финансовое состояние, благосостояние субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Помимо внутренних пользователей (органы законодательной и исполнительной власти, государственные и муниципальные служащие) бюджетная отчетность я имеет широкий круг внешних, по отношению к сектору государственного управления, пользователей. К ним относятся:
– кредиторы, которые проводят оценку кредитоспособности регионов и муниципалитетов;
– портфельные инвесторы, которые оценивают перспективность приобретения государственных и муниципальных облигаций;
– предприниматели, которые оценивают потенциал развития соответствующей территории с целью принятия решения об открытии на данной территории предприятий;
– товаропроизводители, которые принимают решения об участии в реализации государственного (муниципального) заказа;
– эксперты и международные организации, которые осуществляют экономический анализ, мониторинг и сопоставление финансового положения публично-правовых образований в различных странах ит.д.
Отдельно
необходимо обозначить таких пользователей
бюджетной отчетности, как граждан
(налогоплательщиков). Налогоплательщики
являются также потребителями бюджетных
услуг, поэтому должны иметь возможность
оценивать стоимость и качество
этих услуг, соизмерять затраты и
результаты проводимых государством мероприятий.
1.2 Реформирование отчетности бюджетных учреждений
Начало 2011 года ознаменовалось вступлением в силу многих нормативных актов, касающихся бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) организациях. Так, с 1 января текущего года указанные учреждения отражают финансовые операции, руководствуясь Единым планом счетов бухгалтерского учета.
Понятие бюджетного учета теперь не является синонимом бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, а понятие бюджетной отчетности больше не соответствует отчетности бюджетного учреждения. С 1 января 2011 года бухгалтерский учет учреждения, а также его отчетность зависят от типа учреждения (казенное, бюджетное или автономное):
– бюджетный учет в органах государственной власти, органах местного
самоуправления, органах управления государственными внебюджетными фондами, государственных академиях наук, казенных учреждениях ведется в соответствии с Приказом Минфина России от 06.12.2010 г. № 162н;
– бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях регламентирован Приказом Минфина России от 16.12.2010 г. № 174н;
– бухгалтерский учет в автономных учреждениях – Приказом Минфина России от 23.12.2010 г. № 183н.
Логическим продолжением всех изменений, касающихся учета, был выход Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 191н.
В курсовой работе рассмотрен анализ баланса на 2010 год, составленный в соответствии с Инструкцией № 128 н, но начиная с отчетности на 1 февраля 2011 года действует Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденная Приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н .
Инструкция
о порядке составления и
В соответствии с п. 1 Инструкции № 191н отчетность по формам, приведенным в приложении к данной инструкции, представляют:
– главные распорядители, распорядители, получатели бюджетных средств;
– главные администраторы, администраторы доходов бюджетов;
– главные администраторы, администраторы источников финансирования дефицита бюджетов;
– финансовые органы РФ, ее субъектов, муниципальных образований;
– органы управления государственными внебюджетными фондами и
территориальными государственными внебюджетными фондами;
–
органы, осуществляющие кассовое обслуживание
исполнения бюджетов бюджетной системы
РФ (органы казначейства), кассовое обслуживание
бюджетных учреждений, автономных учреждений
и иных организаций.
Таким образом,
нормы данного документа распространяются
на всех субъектов бюджетной отчетности,
на которых распространяются нормы Бюджетного
кодекса. Бюджетные учреждения, изменившие
свой правовой статус в соответствии с Федеральным
законом № 83-ФЗ , представляют годовую,
квартальную и месячную финансовую отчетность
своим учредителям по формам, которые
будут установлены для данных организаций
Минфином. Из этого следует, что финансовое
ведомство разработает формы и инструкцию
по их составлению, которая будет применяться
данными организациями.
В свою очередь, главные распорядители
(распорядители), которые осуществляют
функции и полномочия учредителей перечисленных
выше учреждений, будут составлять и представлять
свою отчетность на основании отчетности,
представленной данными организациями
[4].
Следует отметить, что состав форм бюджетной отчетности для главных распорядителей, распорядителей, получателей бюджетных средств, главных администраторов, администраторов источников финансирования дефицита бюджета, главных администраторов, администраторов доходов бюджета не изменен [4].
Можно выделить следующие особенности в порядке составления и представления отчетности:
1) Как и прежде, периодичность составления формы годовая. Баланс формируется по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным (с учетом заключительных оборотов по счетам бюджетного учета, проведенных 31 декабря при завершении финансового года). Счета бюджетного учета, подлежащие закрытию по завершении отчетного финансового года, отражаются в Справке по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (форма 0503110): 021002000, 030404000, 030405000, 040110000, 040120000. Несмотря на то, что счет 030404000 «Внутриведомственные расчеты» подлежит закрытию в конце года, он оставлен в составе счетов Баланса. На конец финансового года внутриведомственные расчеты между головным учреждением и обособленными подразделениями могут быть завершены не полностью. Такая ситуация может возникнуть, например, при перечислении денежных средств в рамках расчетов между обособленным подразделением без права юридического лица, осуществляющим полномочие по ведению бюджетного учета, и головным учреждением [4].
2) Не изменился и порядок заполнения Баланса. Как и прежде, показатели отражаются в Балансе в разрезе бюджетной деятельности, приносящей доход деятельности, средств во временном распоряжении и итогового показателя на начало года и конец отчетного периода. Баланс формируется по 9-тизначному коду счета без разделения по кодам бюджетной классификации (аналитическому коду по классификационному признаку поступлений и выбытий) и по аналитическому коду вида поступлений и выбытий объекта учета (для казенных и бюджетных учреждений – классификация операций сектора государственного управления)[4].
3) Счета Актива и Пассива Баланса и их названия изменены и представлены в форме в соответствии с Приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, утвердившим План счетов бюджетного учета и Инструкцию по его применению. Изменены коды строк счетов Актива и Пассива. Как и прежде, данные по счетам Раздела 5 «Санкционирование расходов
хозяйствующего субъекта» в Балансе (форма 0503130) не отражаются [4].
4) В Справке
о наличии имущества и обязательств по
забалансовым счетам добавился вывод
строк по новым забалансовым счетам 24,
25, 26 в соответствии с Приказом
Минфина России от 01.12.2010 № 157н, утвердившим Единый
План счетов бухгалтерского
учета для государственных (муниципальных)
учреждений и
Инструкцию по его применению. Также в
Справке добавился вывод строк по забалансовым
счетам, которые ранее не были представлены
в форме отчета: забалансовые счета 06,
08, 09, 13 – 16. Коды строк забалансовых счетов
приведены в соответствие номерам счетов.
Показатели отражаются в Справке в разрезе
бюджетной деятельности, приносящей доход
деятельности и итогового показателя
на начало года и конец отчетного периода.
Таким образом, для корректного заполнения
граф в Справке учет на забалансовых счетах
необходимо вести в разрезе видов финансового
обеспечения (деятельности). В Справке
суммы по забалансовым счетам 17 и 18 на
начало года не отражаются, так как по
завершении текущего финансового года
показатели (остатки) счета на следующий
финансовый год не переносятся. Заключение
показателей по счету отражается со знаком
«минус»[4].
3 Горизонтальный анализ баланса
Логическим продолжением процесса составления бухгалтерской отчетности являются ее анализ и экономическая интерпретация основных показателей отчетности с целью оценки финансово-экономического состояния организации.
Содержание
Т а б л и ц а 1 – Горизонтальный анализ баланса Котельниковского
филиала ФГБУ «Управление «
Показатели | Код строки | Сумма, тыс. руб | Изменение за год (+,-) | Темп прироста, % (+,-) | |
на начало года | на конец года | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Актив | |||||
Основные средства (балансовая стоимость) | 551591,718 | 515698,109 | -35893,609 | -6,51 | |
Основные средства (остаточная стоимость) | 030 | 36162,142 | 34289,649 | -1872,493 | -5,18 |
Материальные запасы | 080 | 228,419 | 180,015 | -48,404 | -21,19 |
Капитальные вложения в основные средства | 091 | 540,669 | 540,669 | 0 | 0 |
Денежные средства учреждения на счетах | 171 | 7,344 | 0 | -7,344 | -100 |