Анализ и управление дебиторской и кредиторской задолженностью на примере ОАО «Ленагаз»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 13:11, дипломная работа

Описание

Целью написания выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию управления дебиторской и кредиторской задолженностями на основе данных ОАО «Ленагаз».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические аспекты управления расчетными операциями;
2. проанализировать и дать оценку уровню управления кредиторской и дебиторской задолженностью предприятия ОАО «Ленагаз»;
3. разработать рекомендации по повышению эффективности контроля за состоянием расчетов на предприятии ОАО «Ленагаз».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….
3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ РАСЧЕТНЫМИ ОПЕРАЦИЯМИ ………………………………………
5
1.1. Понятие, виды, классификация расчетов ………………………….
5
1.2. Нормативно-правовое регулирование расчетов с дебиторами и кредиторами ………………………………………………………............
12
1.3. Методика анализа и контроля за дебиторской и кредиторской задолженностями …………………………………………………...........
17
Глава 2. АНАЛИЗ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ЛЕНАГАЗ» ………….......
28
2.1.Краткая экономическая характеристика ОАО «Ленагаз» …………
28
2.2. Анализ динамики и структуры дебиторской и кредиторской задолженности и контроля за их состоянием расчетов ………………..
33
2.3 Общая оценка деловой активности предприятия .……………........
41
Глава 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ….........................................
51
3.1.Оценка работы ОАО «Ленагаз» с дебиторами и кредиторами .......
51
3.2. Рекомендации по повышению эффективности контроля за состоянием расчетов ……………………………………………………..
55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………..............
60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……

Работа состоит из  1 файл

Дыдырысова Галина Николаевна.docx

— 186.02 Кб (Скачать документ)

Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» дебетуется в корреспонденции  со счетами 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» на суммы, на которые предъявлены  расчетные документы.

Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» кредитуется в  корреспонденции со счетами учета  денежных средств, расчетов на суммы  поступивших платежей, зачета полученных авансов и т.п. Если по полученному  векселю, обеспечивающему задолженность  покупателя (заказчика), предусмотрен процент, то по мере погашения этой задолженности делается запись по дебету счета 51 «Расчетный счет» или 52 «Валютный  счет» и кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (на сумму погашения задолженности) и 91 «Прочие доходы и расходы» (на величину процента).

Аналитический учет по счету 62 ведется по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а при  расчетах плановыми платежами - по каждому  покупателю и заказчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения  необходимых данных по: покупателям  и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; по покупателям и заказчикам, по договорам (счетам) по срокам оплаты; по покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам; авансам полученным.

Учет расчетов с покупателями и заказчиками в рамках группы взаимосвязанных организаций, о  деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 62 обособленно.

Постановка на бухгалтерский  учет дебиторской задолженности  является результатом продажи (реализации) организацией-кредитором своей продукции  другим юридическим или физическим лицам. Как следствие этого данный показатель находит отражение в бухгалтерском учете:

- на дату отражения  выручки от реализации продукции;

- в оценке показателя  выручки от реализации продукции.

 

    1. Методика анализа и контроля за дебиторской и кредиторской задолженностями

 

Для анализа бухгалтерской отчетности используется совокупность общенаучных и специальных методов, характерных для всех общенаучных и специальных методов, характерных для всех видов и направлений экономического анализа.

Метод (от гр. methodos – исследование) – представляет собой способ исследования, определяющий подход к изучаемым объектам, планомерный путь научного познания и установления истины. Под методов экономического анализа понимается системный комплексный подход к исследованию хозяйственных процессов в их развитии и взаимосвязи. Системный подход в анализе заключается в рассмотрении объекта анализа как системы взаимосвязанных элементов (составляющих), изучении их влияния на состояние объекта и результаты его деятельности. Важной составляющей системного подхода является комплексность, означающая рассмотрение полученных результатов деятельности объекта анализа как следствия взаимодействия всех ее аспектов (сторон) и совокупностями метода экономического анализа является: использование системы показателей, всесторонне характеризующих деятельность организации; изучение взаимосвязи между ними; выявление и изучение причин (факторов) изменения этих показателей с целью определения резервов повышения эффективности работы предприятия. Так как анализ финансовой (бухгалтерской) отчетности является важнейшим направлением экономического анализа, то для него характерны все особенности, присущие методу анализа.

Анализ бухгалтерской отчетности базируется, прежде всего, на общенаучных методах исследования:

  • анализ;
  • синтез;
  • индукция
  • дедукция
  • аналогия
  • моделирование
  • абстрагирование
  • динамический метод.

Метод моделирования реализуется  в анализе финансовой отчетности через построение моделей, позволяющих  представить исследуемый процесс  или явление как систему взаимосвязанных  факторов, оказывающих влияние на этот процесс. В финансовом анализе  используется три типа моделей:

    1. дескриптивные – модели описательного характера. Они являются основными для анализа финансовой отчетности. К ним относятся построение системы отчетных Балансов, представление отчетности в необходимых аналитических разрезах, анализ динамики и структуры показателей отчетности, система аналитических показателей, аналитические записки к отчетности;
    2. предикативные – модели прогностического характера, используются для прогнозирования будущего финансового состояния организации и результатов ее деятельности. Наиболее распространенными среди предикативных моделей являются расчет порога рентабельности (критического объема продаж), построение прогнозных финансовых отчетов, модели динамического и ситуационного анализа;
    3. нормативные – модели, которые позволяют сравнивать фактические результаты с ожидаемыми, запланированными, предусмотренными бюджетом. Такие модели используются главным образом во внутреннем финансовом анализе, предполагают определение нормативов по каждой статье расходов и выявление отклонений фактических значений показателей от нормативных.

В практике анализа финансовой отчетности широкое распространение  получили шесть специальных методов:

    1. горизонтальный (динамический, временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;
    2. вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом, оценка изменения удельного веса отдельных статей по сравнению с предыдущим периодом;
    3. трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда (основной тенденции изменения показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов). С помощью тренда определяются возможные значения показателей в будущих периодах, т.е. строятся прогнозы в отношении финансового состояния организации в перспективе;
    4. коэффициентный анализ (анализ относительных показателей – коэффициентов) – расчет отношений статей отчетности и определение взаимосвязей показателей;
    5. сравнительный (пространственный) анализ – сравнение показателей финансового состояния и финансовых результатов деятельности организации с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными;
    6. факторный анализ – анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных и стохастических методов исследования.

Используя эти методы были рассчитаны следующие показатели оборачиваемости:

- оборачиваемость активов;

- оборачиваемость дебиторской  и кредиторской задолженности;

- периоды погашения в днях.

Более подробно расчет этих показателей описан во второй главе работы. Они рассчитываются за несколько расчетных периодов, рассматривается динамика, структура, отклонения и темпы прироста и т.д.

Данные методики позволяют анализировать финансово-хозяйственную деятельность предприятия, выявить факторы, влияющие на снижение того или иного показателя и в итоге сделать общие выводы по устранению недостатков.

В целях контроля за расчетами с дебиторами и кредиторами используются различные способы и инструменты.

Различают две основные формы  стимулирования погашения дебиторской задолженности:

  • система скидок и штрафов;
  • рефинансирование дебиторской задолженности (перевод в наиболее ликвидные формы оборотных активов).

Система скидок и штрафов является весьма действенным инструментом, позволяющим максимизировать поток денежных средств и снизить риск возникновения просроченной дебиторской задолженности.

Следующий способ возврата средств предприятия – это продажа дебиторской задолженности. Эту процедуру именуют рефинансированием. Обычно такую задолженность покупают предприятия, которые сами являются должниками дебитора и заинтересованы в том, чтобы приобрести дебиторскую задолженность со скидкой от номинала долга (дисконтом), а затем предъявить ее к погашению по полной стоимости. Рефинансирование может осуществляться через факторинг и учет векселей, выданных покупателями продукцию.

Одним из самых распространенных способов продажи дебиторской задолженности  является договор переуступки права требования (цессии). В этом случае предприятие приобретает не только право требовать погашения долга, но и другие права и обязанности первоначального кредитора, вытекающие из договора, по которому возникла дебиторская задолженность. Причем для того чтобы переуступить право требования дебиторской задолженности, не требуется согласия должника, однако его все же следует известить о переводе долга. По такому договору права требования передаются в полном объеме, т.е. новый кредитор имеет право на выплату штрафов, пени и неустоек. При продаже дебиторской задолженности могут возникать некоторые юридические затруднения. К договору цессии прилагаются документы, подтверждающие как саму задолженность, так и ее размер (например, акт сверки взаимной задолженности кредитора и должника). Иногда новый кредитор, как новый участник договора, требует получения подлинника базового договора, что становится главным препятствием в переговорах.

Разновидностью факторинга является форфейтинг -  рефинансирование дебиторской задолженности по экспортному кредиту. Банк или форфейтинговая компания приобретает долговые требования у экспортера на условиях дисконта (скидки), размер которого зависит от платежеспособности импортера, срока кредита, рыночных процентных ставок в валюте, степени риска неплатежеспособности импортера. Оплачивая сразу сумму сделки, банк берет на себя ответственность за внимание долга с импортера. Форфейтинговая компания может хранить документы у себя до наступления срока платежа (в этом случае затраченные средства рассматриваются как капиталовложения) или передать их другой форфейтинговой фирме также на безоборотной основе. По наступлении срока погашения долга конечный держатель документов предъявляет их в банк для получения платежа. Такая процедура весьма удобна для экспортеров, которые благодаря ей освобождаются от кредитных рисков. Форфейтинг часто применяется при крупных поставках машин и оборудования с длительной рассрочкой платежа (от 1 года до 5-7 лет).

Еще один вариант стимулирования погашения дебиторской задолженности  – это ее оформление векселем – простым и переводным. Передача задолженности, оформленной простым векселем, - процедура довольно легкая. Задолженность можно переуступить, сделав на векселе только передаточную надпись (индоссамент). Именно эта надпись и подтверждает, что новый кредитор имеет право получить всю сумму по векселю. Процедура истребования задолженности АО векселю как правило не вызывает затруднений, так как обязательство должника является безусловным. При этом его согласия на передачу векселя по индоссаменту также не требуется. В переводном векселе содержится поручение векселедателя плательщику уплатить указанную сумму предъявителю документа. Таким образом, кредитор может выписать вексель, в котором должник будет являться плательщиком, и продать его заинтересованному покупателю.

Возможен и иной способ взыскания задолженности – приобретение дебиторской задолженности в акции должника. В этом случае проводится новация: обязательство выплатить определенную сумму преобразуется в обязательство предприятия-должника провести дополнительную эмиссию акций. После этого дебитор должен передать эти акции во владение кредитора. Достоинством данного способа возврата дебиторской задолженности является возможность продажи пакета акций предприятия инвесторам или, в случае если доля полученных акций в уставном капитале дебитора велика, то и определенная вероятность смены менеджеров дебитора велика, то и определенная вероятность смены менеджеров компании. Главная же проблема – ограничения, которые обычно устанавливает для эмиссии акций устав организации.

Предприятие также имеет  право взыскать задолженность через  суд, но перед этим все же следует  использовать все способы досудебного  взыскания, в том числе – переговоры с дебиторами или предъявление претензии.

Претензия – это письменное уведомление, которое один участник договора направляет другому в случае, если тот нарушил свои обязательства  по договору. Например, продавец может  предъявить претензию покупателю, если он не оплатил поставленный товар, а  покупатель – продавцу, если тот  не поставил товар или поставил товар  не того качества и комплектации. Претензия  состоит из двух частей. В содержательной части подробно излагается история  возникновения долга и перечисляются  первичные документы (акты, накладные  и пр.), которые служат основанием и подтверждением факта задолженности. Вторая, претензионная часть должна содержать конкретные требования к  должнику: сроки погашения задолженности, предложение выплатить штраф, пени или неустойку в соответствии с договором или на основании  Гражданского кодекса РФ. Однако обращение  к дебитору в форме претензии  чаще всего нежелательно, поэтому  наиболее предпочтительный способ досудебного  взыскания задолженности – это  переговоры.

Одним из методов финансирования предпринимательской деятельности являются факторинговые операции – разновидность торгово-комиссионной операции.

Факторинг – переуступка  банку или специализированной факторинговой компании неоплаченных долговых требований (дебиторской задолженности), возникающих между контрагентами в процессе реализации товаров и услуг на условиях коммерческого кредита, в сочетании с элементами бухгалтерского, информационного, сбытового, страхового, юридического и другого обслуживания фирмы-поставщика.

В факторинговых операциях участвуют три стороны:

  1. факторинговая компания или факторинговый отдел банка – специализированное учреждение, покупающее у своих клиентов требования к их покупателям. Фактически происходит покупка дебиторской задолженности и финансирование фирм-клиентов;
  2. фирма-клиент (поставщик товаров, кредитор) – фирма, заключающая соглашение с факторинговой компанией;
  3. фирма-заемщик – покупатель товара.

Факторинг обеспечивает для  предпринимательской фирмы-поставщика следующие преимущества:

  • возможность финансирования за счет средств факторинговой компании до наступления срока платежа;
  • уменьшение финансового риска фирмы;
  • возможность получения от факторинговой компании информации о платежеспособности покупателей – клиентов фирмы.

Информация о работе Анализ и управление дебиторской и кредиторской задолженностью на примере ОАО «Ленагаз»