Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 13:11, дипломная работа
Целью написания выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию управления дебиторской и кредиторской задолженностями на основе данных ОАО «Ленагаз».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические аспекты управления расчетными операциями;
2. проанализировать и дать оценку уровню управления кредиторской и дебиторской задолженностью предприятия ОАО «Ленагаз»;
3. разработать рекомендации по повышению эффективности контроля за состоянием расчетов на предприятии ОАО «Ленагаз».
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….
3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ РАСЧЕТНЫМИ ОПЕРАЦИЯМИ ………………………………………
5
1.1. Понятие, виды, классификация расчетов ………………………….
5
1.2. Нормативно-правовое регулирование расчетов с дебиторами и кредиторами ………………………………………………………............
12
1.3. Методика анализа и контроля за дебиторской и кредиторской задолженностями …………………………………………………...........
17
Глава 2. АНАЛИЗ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ЛЕНАГАЗ» ………….......
28
2.1.Краткая экономическая характеристика ОАО «Ленагаз» …………
28
2.2. Анализ динамики и структуры дебиторской и кредиторской задолженности и контроля за их состоянием расчетов ………………..
33
2.3 Общая оценка деловой активности предприятия .……………........
41
Глава 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ….........................................
51
3.1.Оценка работы ОАО «Ленагаз» с дебиторами и кредиторами .......
51
3.2. Рекомендации по повышению эффективности контроля за состоянием расчетов ……………………………………………………..
55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………..............
60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……
Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» дебетуется в корреспонденции со счетами 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» на суммы, на которые предъявлены расчетные документы.
Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» кредитуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов на суммы поступивших платежей, зачета полученных авансов и т.п. Если по полученному векселю, обеспечивающему задолженность покупателя (заказчика), предусмотрен процент, то по мере погашения этой задолженности делается запись по дебету счета 51 «Расчетный счет» или 52 «Валютный счет» и кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (на сумму погашения задолженности) и 91 «Прочие доходы и расходы» (на величину процента).
Аналитический учет по счету 62 ведется по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а при расчетах плановыми платежами - по каждому покупателю и заказчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по: покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; по покупателям и заказчикам, по договорам (счетам) по срокам оплаты; по покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам; авансам полученным.
Учет расчетов с покупателями
и заказчиками в рамках группы
взаимосвязанных организаций, о
деятельности которой составляется
сводная бухгалтерская
Постановка на бухгалтерский учет дебиторской задолженности является результатом продажи (реализации) организацией-кредитором своей продукции другим юридическим или физическим лицам. Как следствие этого данный показатель находит отражение в бухгалтерском учете:
- на дату отражения
выручки от реализации
- в оценке показателя
выручки от реализации
Для анализа бухгалтерской отчетности используется совокупность общенаучных и специальных методов, характерных для всех общенаучных и специальных методов, характерных для всех видов и направлений экономического анализа.
Метод (от гр. methodos – исследование) – представляет собой способ исследования, определяющий подход к изучаемым объектам, планомерный путь научного познания и установления истины. Под методов экономического анализа понимается системный комплексный подход к исследованию хозяйственных процессов в их развитии и взаимосвязи. Системный подход в анализе заключается в рассмотрении объекта анализа как системы взаимосвязанных элементов (составляющих), изучении их влияния на состояние объекта и результаты его деятельности. Важной составляющей системного подхода является комплексность, означающая рассмотрение полученных результатов деятельности объекта анализа как следствия взаимодействия всех ее аспектов (сторон) и совокупностями метода экономического анализа является: использование системы показателей, всесторонне характеризующих деятельность организации; изучение взаимосвязи между ними; выявление и изучение причин (факторов) изменения этих показателей с целью определения резервов повышения эффективности работы предприятия. Так как анализ финансовой (бухгалтерской) отчетности является важнейшим направлением экономического анализа, то для него характерны все особенности, присущие методу анализа.
Анализ бухгалтерской отчетности базируется, прежде всего, на общенаучных методах исследования:
Метод моделирования реализуется
в анализе финансовой отчетности
через построение моделей, позволяющих
представить исследуемый
В практике анализа финансовой отчетности широкое распространение получили шесть специальных методов:
Используя эти методы были рассчитаны следующие показатели оборачиваемости:
- оборачиваемость активов;
- оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности;
- периоды погашения в днях.
Более подробно расчет этих показателей описан во второй главе работы. Они рассчитываются за несколько расчетных периодов, рассматривается динамика, структура, отклонения и темпы прироста и т.д.
Данные методики позволяют анализировать финансово-хозяйственную деятельность предприятия, выявить факторы, влияющие на снижение того или иного показателя и в итоге сделать общие выводы по устранению недостатков.
В целях контроля за расчетами с дебиторами и кредиторами используются различные способы и инструменты.
Различают две основные формы стимулирования погашения дебиторской задолженности:
Система скидок и штрафов является весьма действенным инструментом, позволяющим максимизировать поток денежных средств и снизить риск возникновения просроченной дебиторской задолженности.
Следующий способ возврата средств предприятия – это продажа дебиторской задолженности. Эту процедуру именуют рефинансированием. Обычно такую задолженность покупают предприятия, которые сами являются должниками дебитора и заинтересованы в том, чтобы приобрести дебиторскую задолженность со скидкой от номинала долга (дисконтом), а затем предъявить ее к погашению по полной стоимости. Рефинансирование может осуществляться через факторинг и учет векселей, выданных покупателями продукцию.
Одним из самых распространенных
способов продажи дебиторской
Разновидностью факторинга является форфейтинг - рефинансирование дебиторской задолженности по экспортному кредиту. Банк или форфейтинговая компания приобретает долговые требования у экспортера на условиях дисконта (скидки), размер которого зависит от платежеспособности импортера, срока кредита, рыночных процентных ставок в валюте, степени риска неплатежеспособности импортера. Оплачивая сразу сумму сделки, банк берет на себя ответственность за внимание долга с импортера. Форфейтинговая компания может хранить документы у себя до наступления срока платежа (в этом случае затраченные средства рассматриваются как капиталовложения) или передать их другой форфейтинговой фирме также на безоборотной основе. По наступлении срока погашения долга конечный держатель документов предъявляет их в банк для получения платежа. Такая процедура весьма удобна для экспортеров, которые благодаря ей освобождаются от кредитных рисков. Форфейтинг часто применяется при крупных поставках машин и оборудования с длительной рассрочкой платежа (от 1 года до 5-7 лет).
Еще один вариант стимулирования
погашения дебиторской
Возможен и иной способ
взыскания задолженности –
Предприятие также имеет право взыскать задолженность через суд, но перед этим все же следует использовать все способы досудебного взыскания, в том числе – переговоры с дебиторами или предъявление претензии.
Претензия – это письменное
уведомление, которое один участник
договора направляет другому в случае,
если тот нарушил свои обязательства
по договору. Например, продавец может
предъявить претензию покупателю, если
он не оплатил поставленный товар, а
покупатель – продавцу, если тот
не поставил товар или поставил товар
не того качества и комплектации. Претензия
состоит из двух частей. В содержательной
части подробно излагается история
возникновения долга и
Одним из методов финансирования
предпринимательской
Факторинг – переуступка банку или специализированной факторинговой компании неоплаченных долговых требований (дебиторской задолженности), возникающих между контрагентами в процессе реализации товаров и услуг на условиях коммерческого кредита, в сочетании с элементами бухгалтерского, информационного, сбытового, страхового, юридического и другого обслуживания фирмы-поставщика.
В факторинговых операциях участвуют три стороны:
Факторинг обеспечивает для
предпринимательской фирмы-