Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 11:50, дипломная работа
Цель данной работы - исследование прибыли и рентабельности как результатов, характеризующих деятельность предприятия, выявление проблем и факторов, влияющих на изменение прибыли и рентабельности, а также определение путей решения выявленных проблем.
Для достижения цели в работе поставлен и решен ряд задач:
- изучена экономическая сущность прибыли, ее роль, значение в условиях рыночной экономики;
- исследовано формирование отчета о прибылях и убытках;
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты учета и анализа прибыли и рентабельности 6
1.1 Понятие, сущность и виды прибыли и рентабельности 6
1.2 Нормативное регулирование учета финансовых результатов деятельности предприятия 11
1.3 Значение отчета о прибылях и убытках и его место в бухгалтерской финансовой отчетности предприятия 15
1.4 Цель, задачи и методика анализа прибыли и рентабельности 24
Глава 2. Организация бухгалтерского учета прибыли в ООО «Кристалл-99» 30
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 30
2.2 Синтетический и аналитический учет и документальное оформление финансовых результатов 40
2.3 Анализ формирования отчета о прибылях и убытках 44
2.4 Основные направления совершенствования учета прибыли и рентабельности 49
Глава 3. Анализ прибыли и рентабельности ООО «Кристалл-99» 51
3.1 Анализ формирования финансовых результатов деятельности предприятия 51
3.2 Анализ факторов, влияющих на изменение прибыли и рентабельности 66
3.3 Анализ показателей рентабельности 71
3.4 Рекомендации по повышению прибыли и рентабельности и оценка их эффективности 75
Заключение 79
Список использованных источников и литературы 82
По данным табл. 3.13 видно, что в анализируемом периоде по результатам финансово-хозяйственной деятельности ООО «Кристалл-99» получило прибыль. В 2008 г. она составила 1072 тыс. руб., в 2009 г. – 179 тыс. руб., в 2010 г. – 1458 тыс. руб.
Таким
образом, можно сделать вывод, что
финансово-хозяйственная
Как
было отмечено в предыдущем пункте
работы, основными элементами доходов
и расходов являются соответственно
выручка и себестоимость
Рассмотрим влияние указанных факторов на прибыль/убыток от реализации продукции.
В соответствии с теорией (первая глава работы) прибыль от реализации товарной продукции изменяется под воздействием таких факторов, как изменение: объема реализации; структуры продукции; отпускных цен на реализованную продукцию; цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки; уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.
ООО «Кристалл-99» выпускает товарную продукцию и оказывает услуги на рынке алмазов и ювелирных изделий. Однако данная информация является закрытой, поэтому невозможно рассчитать влияние изменения структуры товарной продукции или структуры услуг (так как не ведется ее разбивка по видам услуг в разрезе определения суммы прибыли). Поэтому при факторном анализе финансовых результатов ООО «Кристалл-99» будут учтены следующие факторы:
Рассчитаем
среднереализационные цены на продукцию
ООО «Кристалл-99» в
Таблица 3.14
Расчет среднереализационных цен на продукции ООО «Кристалл-99»
Показатель | период | изменения за период | |||||
2008 | 2009 | 2010 | 2009 к 2008 | 2010 к 2009 | |||
абс. | отн. | абс. | отн. | ||||
Выручка от реализации продукции, тыс. руб. | 177542 | 67420 | 14141 | -110122 | 37,97 | -53279 | 20,97 |
Объем продукции в натуральном выражении, ед. изделий | 3984 | 1766 | 487 | -2218 | 44,33 | -1279 | 27,58 |
Среднереализационная цена единицы продукции, тыс. руб. / ед. изд. | 44,56 | 38,18 | 29,04 | -6,39 | 85,67 | -9,14 | 76,06 |
Данные табл. 3.14 показывают, что средняя цена одной продукции, оказываемой ООО «Кристалл-99» в анализируемом периоде снижалась: в 2009 г. темп снижения составил 14,33%, в 2010 г. – 23,94%. Если учесть темп инфляции, зафиксированный в 2008 – 2010 гг., можно предположить, что цены на продукцию ООО «Кристалл-99» снижались в еще большем темпе. Это связано с изменением структуры востребованной продукции – наиболее дорогие виды продукции стали пользоваться меньшим спросом, виды продукции со средней ценой остались примерно на одинаковом уровне, а на виды продукции с наиболее низкой ценой спрос вырос.
Определим влияние изменение объема и структуры выручки и себестоимости на изменение прибыли от реализации.
Таблица 3.15
Исходные данные для факторного анализа прибыли / убытка от реализации продукции
Показатель | 2008 | Данные 2008 г., пересчитанные на объем продаж 2009 г. | 2009 | Данные 2009 г., пересчитанные на объем продаж 2010 г. | 2010 |
Выручка от реализации | 177542 | 78699 | 67420 | 18592 | 14141 |
Себестоимость | 177700 | 83202 | 77231 | 21298 | 18181 |
Прибыль от реализации | 10158 | 4503 | 9811 | 2706 | 4040 |
Увеличение
прибыли – положительный
Рассмотрим влияние факторов на изменение прибыли в 2009 году.
Если
сравнить сумму убытка 2008 г. и условную,
исчисленную исходя из объемов реализации
продукции 2009 г., но при ценах и
себестоимости 2008 г., рассчитаем, насколько
она изменилась за счет объема и
структуры реализованной
DП = -4503 – (-10158) = +5655 тыс. руб.
Чтобы найти влияние только объема продаж, необходимо прибыль (убыток) 2008 г. умножить на процент перевыполнения (недовыполнения) показателя реализации продукции 2008 г. в оценке по себестоимости 2008 г. или в натурально-условном исчислении (1766 / 3984 * 100 – 100 = -55,67%) и результат разделить на 100:
DПv = -10158 * (-55,67%) / 100 = +5655 тыс. руб.
Так
как изменение за счет объема и
структуры реализованной
Влияние изменения себестоимости на сумму прибыли (убытка) от реализации устанавливается сравнением суммы затрат 2009 г. с аналогичным показателем 2008 г., пересчитанной на объем реализации продукции 2009 г.:
DПс = 83202 – 77231 = +5971 тыс. руб.
Изменение суммы убытка за счет среднереализационных цен на продукции определяется сопоставлением выручки 2009 г. с условной, которую бы ООО «КРИСТАЛЛ-99» получило за объем оказанных продукции в 2009 г. при ценах 2008 г.:
DПц = 67420 – 78699 = -11279 тыс. руб.
Таким образом можно рассчитать сумму влияния факторов.
Изменение суммы убытка произошло за счет:
Итого:
DПр = 5655 + 5971 – 11279 = -347 тыс. руб.
Сравним полученный результат с выводом табл. 2.23 и определим, что изменение убытка в 2009 г. составляет также -347 тыс. руб.
Аналогичным образом сделаем расчет за 2010 г.
Если сравнить сумму убытка 2009
г. и условную, исчисленную исходя
из объемов реализации
DП = -2706 – (-9811) = +7105 тыс. руб.
Чтобы найти влияние только объема продаж, необходимо прибыль (убыток) 2009 г. умножить на процент перевыполнения (недовыполнения) показателя реализации продукции 2009 г. в оценке по себестоимости 2009 г. или в натурально-условном исчислении (487 / 1766 * 100 – 100 = -72,42%) и результат разделить на 100:
DПv = -9811 * (-72,42%) / 100 = +7105 тыс. руб.
Так
как изменение за счет объема и
структуры реализованной
Влияние изменения себестоимости на сумму прибыли (убытка) от реализации устанавливается сравнением суммы затрат 2010 г. с аналогичным показателем 2009 г., пересчитанной на объем реализации продукции 2010 г.:
DПс = 21298 – 18181 = +3117 тыс. руб.
Изменение суммы убытка за счет среднереализационных цен на продукции определяется сопоставлением выручки 2010 г. с условной, которую бы ООО «КРИСТАЛЛ-99» получило за объем оказанных продукции в 2010 г. при ценах 2009 г.:
DПц = 14141 – 18592 = -4451 тыс. руб.
Таким образом можно рассчитать сумму влияния факторов.
Изменение суммы убытка произошло за счет:
Итого:
DПр = 7105 + 3117 – 4451 = +5771 тыс. руб.
Сравним полученный результат с выводом табл. 2.16 и определим, что изменение убытка в 2010 г. составляет также 5771 тыс. руб.
Исходя из полученных результатов факторного анализа прибыли от реализации продукции ООО «Кристалл-99», можно сделать вывод, что в 2009 г. наибольшее влияние на снижение убытка оказало изменение (снижение) себестоимости, а в 2010 г. – изменение объема реализации продукции.
Существует естественный интегральный показатель эффективности в виде показателя рентабельности. Но поскольку на этот показатель воздействует множество разноплановых факторов, то требуется глубокий факторный анализ рентабельности активов. К тому же рентабельность активов не охватывает такие стороны деятельности предприятия, как рыночная устойчивость, ликвидность, платежеспособность, т.е. не полностью охватывает финансовое состояние предприятия, от которого, с одной стороны, зависит сама рентабельность активов, а с другой — рентабельность активов во многом определяет это финансовое состояние.
Моделирование показателя рентабельности капитала предприятия обеспечивает создание пятифакторной модели рентабельности, включающей в себя все пять показателей интенсификации использования производственных ресурсов:
Ра = П:СК = 1- (Те + Ме + Ае)/Фе + Кзакр.об.с
Последнее преобразование показателя рентабельности капитала позволяет выделить пять факторов интенсификации:
Те – трудоемкость;
Ме – материалоемкость;
Ае – амортизациоемкость;
Фе – фондоемкость;
Кзакр.об.с – коэффициент закрепления оборотных средств.
Показатель рентабельности авансированного капитала предприятия поэтому и называют самым обобщающим показателем эффективности хозяйственной деятельности, что он вбирает в себя результаты всей интенсификации использования производственных ресурсов.
Для
проведения факторного анализа необходимо
рассчитать следующие показатели приведенные
в таблице 3.16.
Таблица 3.16
Расчет показателей интенсификации производственных ресурсов ООО «Кристалл-99» за 2008 - 2010 гг.
Показатели | 2008 | 2009 | 2010 |
Трудоемкость, руб. | 0,3668 | 0,6533 | 0,1316 |
Оплатоемкость, руб | 0,3665 | 0,6533 | 0,1316 |
Материалоемкость, руб. | 0,4318 | 1,4391 | 0,1509 |
Фондоемкость, руб. | 0,0562 | 0,1071 | 0,0257 |
Амортизациоемкость, руб. | 0,0016 | 0,0048 | 0,0024 |
Коэффициент закрепления оборотных средств, оборот | 0,1724 | 0,6711 | 0,4 |
Методику
анализа пятифакторной модели рентабельности
активов проиллюстрируем