Анализ прибыли и рентабельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 11:50, дипломная работа

Описание

Цель данной работы - исследование прибыли и рентабельности как результатов, характеризующих деятельность предприятия, выявление проблем и факторов, влияющих на изменение прибыли и рентабельности, а также определение путей решения выявленных проблем.
Для достижения цели в работе поставлен и решен ряд задач:
- изучена экономическая сущность прибыли, ее роль, значение в условиях рыночной экономики;
- исследовано формирование отчета о прибылях и убытках;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты учета и анализа прибыли и рентабельности 6
1.1 Понятие, сущность и виды прибыли и рентабельности 6
1.2 Нормативное регулирование учета финансовых результатов деятельности предприятия 11
1.3 Значение отчета о прибылях и убытках и его место в бухгалтерской финансовой отчетности предприятия 15
1.4 Цель, задачи и методика анализа прибыли и рентабельности 24
Глава 2. Организация бухгалтерского учета прибыли в ООО «Кристалл-99» 30
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 30
2.2 Синтетический и аналитический учет и документальное оформление финансовых результатов 40
2.3 Анализ формирования отчета о прибылях и убытках 44
2.4 Основные направления совершенствования учета прибыли и рентабельности 49
Глава 3. Анализ прибыли и рентабельности ООО «Кристалл-99» 51
3.1 Анализ формирования финансовых результатов деятельности предприятия 51
3.2 Анализ факторов, влияющих на изменение прибыли и рентабельности 66
3.3 Анализ показателей рентабельности 71
3.4 Рекомендации по повышению прибыли и рентабельности и оценка их эффективности 75
Заключение 79
Список использованных источников и литературы 82

Работа состоит из  1 файл

Окончательный вариант Маша Гоголева.docx

— 213.36 Кб (Скачать документ)

 

     По  данным табл. 3.13 видно, что в анализируемом периоде по результатам финансово-хозяйственной деятельности ООО «Кристалл-99» получило прибыль. В 2008 г. она составила 1072 тыс. руб., в 2009 г. – 179 тыс. руб., в 2010 г. – 1458 тыс. руб.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  финансово-хозяйственная деятельность ООО «Кристалл-99»  в 2008 – 2010 гг. прибыльна, сумма доходов превалирует на суммой расходов. При этом темп роста прибыли в 2010 г. очень велик и составляет 6,5 раз. Для исправления сложившейся ситуации необходимо выявить факторы, влияющие на величину убытка и разработать систему мер, направленную на достижение положительного финансового результата.

     3.2 Анализ факторов, влияющих на изменение прибыли и рентабельности

 

     Как было отмечено в предыдущем пункте работы, основными элементами доходов  и расходов являются соответственно выручка и себестоимость реализованных  услуг. В 2009 г. в расходах ООО «Кристалл-99»  наибольший удельный вес занимали прочие расходы.

     Рассмотрим  влияние указанных факторов на прибыль/убыток от реализации продукции.

     В соответствии с теорией (первая глава  работы) прибыль от реализации товарной продукции изменяется под воздействием таких факторов, как изменение: объема реализации; структуры продукции; отпускных цен на реализованную продукцию; цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки; уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.

     ООО «Кристалл-99»  выпускает товарную продукцию и оказывает услуги на рынке алмазов и ювелирных  изделий. Однако данная информация является закрытой, поэтому невозможно рассчитать влияние изменения структуры товарной продукции или структуры услуг (так как не ведется ее разбивка по видам услуг в разрезе определения суммы прибыли). Поэтому при факторном анализе финансовых результатов ООО «Кристалл-99»  будут учтены следующие факторы:

  • изменение объема продукции;
  • изменение среднереализационных цен;
  • изменение затрат на реализацию продукции.

     Рассчитаем  среднереализационные цены на продукцию  ООО «Кристалл-99» в анализируемом  периоде, для чего составим табл. 3.14.

     Таблица 3.14

     Расчет  среднереализационных цен на продукции ООО «Кристалл-99»

     
Показатель период изменения за период
2008 2009 2010 2009 к 2008 2010 к 2009
абс. отн. абс. отн.
Выручка от реализации продукции, тыс. руб. 177542 67420 14141 -110122 37,97 -53279 20,97
Объем продукции в натуральном выражении, ед. изделий 3984 1766 487 -2218 44,33 -1279 27,58
Среднереализационная  цена единицы продукции, тыс. руб. / ед. изд. 44,56 38,18 29,04 -6,39 85,67 -9,14 76,06

 

     Данные  табл. 3.14 показывают, что средняя цена одной продукции, оказываемой ООО «Кристалл-99» в анализируемом периоде снижалась: в 2009 г. темп снижения составил 14,33%, в 2010 г. – 23,94%. Если учесть темп инфляции, зафиксированный в 2008 – 2010 гг., можно предположить, что цены на продукцию ООО «Кристалл-99» снижались в еще большем темпе. Это связано с изменением структуры востребованной продукции – наиболее дорогие виды продукции стали пользоваться меньшим спросом, виды продукции со средней ценой остались примерно на одинаковом уровне, а на виды продукции с наиболее низкой ценой спрос вырос.

     Определим влияние изменение объема и структуры  выручки и себестоимости на изменение  прибыли от реализации.

     Таблица 3.15

     Исходные  данные для факторного анализа прибыли / убытка от реализации продукции 

     
Показатель 2008 Данные 2008 г., пересчитанные на объем продаж 2009 г. 2009 Данные 2009 г., пересчитанные на объем продаж 2010 г. 2010
Выручка от реализации 177542 78699 67420 18592 14141
Себестоимость 177700 83202 77231 21298 18181
Прибыль от реализации 10158 4503 9811 2706 4040

 

     Увеличение  прибыли – положительный фактор, свидетельствующий о том, что  в 2010 г. деятельность ООО «Кристалл-99»  была наиболее эффективной.

     Рассмотрим  влияние факторов на изменение прибыли  в 2009 году.

     Если  сравнить сумму убытка 2008 г. и условную, исчисленную исходя из объемов реализации продукции 2009 г., но при ценах и  себестоимости 2008 г., рассчитаем, насколько  она изменилась за счет объема и  структуры реализованной продукции (работ, продукции):

     DП = -4503 – (-10158) = +5655 тыс. руб.

     Чтобы найти влияние только объема продаж, необходимо прибыль (убыток) 2008 г. умножить на процент перевыполнения (недовыполнения) показателя реализации продукции 2008 г. в оценке по себестоимости 2008 г. или  в натурально-условном исчислении (1766 / 3984 * 100 – 100 = -55,67%) и результат разделить  на 100:

     DПv = -10158 * (-55,67%) / 100 = +5655 тыс. руб.

     Так как изменение за счет объема и  структуры реализованной продукции  и изменение за счет объема продаж одинаковое, то это означает, что  влияние структурного фактора составит 0.

     Влияние изменения себестоимости на сумму  прибыли (убытка) от реализации устанавливается  сравнением суммы затрат 2009 г. с аналогичным  показателем 2008 г., пересчитанной на объем реализации продукции 2009 г.:

     DПс = 83202 – 77231 = +5971 тыс. руб.

     Изменение суммы убытка за счет среднереализационных цен на продукции определяется сопоставлением выручки 2009 г. с условной, которую  бы ООО «КРИСТАЛЛ-99» получило за объем оказанных продукции в 2009 г. при ценах 2008 г.:

     DПц = 67420 – 78699 = -11279 тыс. руб.

     Таким образом можно рассчитать сумму влияния факторов.

           Изменение суммы  убытка произошло за счет:

  • объема реализации продукции + 5655 тыс. руб.;
  • средних цен реализации продукции +5971 тыс. руб.;
  • себестоимости реализованных продукции -11279 тыс. руб

         Итого:

     DПр = 5655 + 5971 – 11279 = -347 тыс. руб.

     Сравним полученный результат с выводом  табл. 2.23 и определим, что изменение  убытка в 2009 г. составляет также -347 тыс. руб.

     Аналогичным образом сделаем расчет за 2010 г.

       Если сравнить сумму убытка 2009 г. и условную, исчисленную исходя  из объемов реализации продукции  2010 г., но при ценах и себестоимости  2009 г., рассчитаем, насколько она  изменилась за счет объема  и структуры реализованной продукции  (работ, продукции):

     DП = -2706 – (-9811) = +7105 тыс. руб.

     Чтобы найти влияние только объема продаж, необходимо прибыль (убыток) 2009 г. умножить на процент перевыполнения (недовыполнения) показателя реализации продукции 2009 г. в оценке по себестоимости 2009 г. или в натурально-условном исчислении (487 / 1766 * 100 – 100 = -72,42%) и результат разделить на 100:

     DПv = -9811 * (-72,42%) / 100 = +7105 тыс. руб.

     Так как изменение за счет объема и  структуры реализованной продукции  и изменение за счет объема продаж одинаковое, то это означает, что  влияние структурного фактора составит 0.

     Влияние изменения себестоимости на сумму  прибыли (убытка) от реализации устанавливается  сравнением суммы затрат 2010 г. с аналогичным  показателем 2009 г., пересчитанной на объем реализации продукции 2010 г.:

     DПс = 21298 – 18181 = +3117 тыс. руб.

     Изменение суммы убытка за счет среднереализационных цен на продукции определяется сопоставлением выручки 2010 г. с условной, которую  бы ООО «КРИСТАЛЛ-99» получило за объем оказанных продукции в 2010 г. при ценах 2009 г.:

DПц = 14141 – 18592 = -4451 тыс. руб.

     Таким образом можно рассчитать сумму влияния факторов.

           Изменение суммы  убытка произошло за счет:

  • объема реализации продукции + 7105 тыс. руб.;
  • средних цен реализации продукции +3117 тыс. руб.;
  • себестоимости реализованных продукции -4451 тыс. руб

         Итого:

     DПр = 7105 + 3117 – 4451 = +5771 тыс. руб.

     Сравним полученный результат с выводом  табл. 2.16 и определим, что изменение  убытка в 2010 г. составляет также 5771 тыс. руб.

     Исходя  из полученных результатов факторного анализа прибыли от реализации продукции ООО «Кристалл-99», можно сделать вывод, что в 2009 г. наибольшее влияние на снижение убытка оказало изменение (снижение) себестоимости, а в 2010 г. – изменение объема реализации продукции.

     3.3 Анализ показателей рентабельности

 

     Существует  естественный интегральный показатель эффективности в виде показателя рентабельности. Но поскольку на этот показатель воздействует множество  разноплановых факторов, то требуется  глубокий факторный анализ рентабельности активов. К тому же рентабельность активов  не охватывает такие стороны деятельности предприятия, как рыночная устойчивость, ликвидность, платежеспособность, т.е. не полностью охватывает финансовое состояние предприятия, от которого, с одной стороны, зависит сама рентабельность активов, а с другой — рентабельность активов во многом определяет это финансовое состояние.

     Моделирование показателя рентабельности капитала предприятия  обеспечивает создание пятифакторной модели рентабельности, включающей в себя все пять показателей интенсификации использования производственных ресурсов:

     Ра = П:СК = 1- (Те + Ме + Ае)/Фе + Кзакр.об.с

     Последнее преобразование показателя рентабельности капитала позволяет выделить пять факторов интенсификации:

     Те  – трудоемкость;

     Ме – материалоемкость;

     Ае – амортизациоемкость;

     Фе  – фондоемкость;

     Кзакр.об.с – коэффициент закрепления оборотных средств.

     Показатель  рентабельности авансированного капитала предприятия поэтому и называют самым обобщающим показателем эффективности хозяйственной деятельности, что он вбирает в себя результаты всей интенсификации использования производственных ресурсов.

     Для проведения факторного анализа необходимо рассчитать следующие показатели приведенные в таблице 3.16. 

     Таблица 3.16

Расчет  показателей интенсификации производственных ресурсов ООО «Кристалл-99» за 2008 - 2010 гг.

     
Показатели 2008 2009 2010
Трудоемкость, руб. 0,3668 0,6533 0,1316
Оплатоемкость, руб 0,3665 0,6533 0,1316
Материалоемкость, руб. 0,4318 1,4391 0,1509
Фондоемкость, руб. 0,0562 0,1071 0,0257
Амортизациоемкость, руб. 0,0016 0,0048 0,0024
Коэффициент закрепления оборотных средств, оборот 0,1724 0,6711 0,4

 

     Методику  анализа пятифакторной модели рентабельности активов проиллюстрируем методом  цепных подстановок. Сначала найдем значение рентабельности:

Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности