Аудит бухгалтерской отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 16:54, курсовая работа

Описание

Основной целью данной курсовой работы является выявление особенностей концепций подготовки и представления бухгалтерской отчётности, исследование организационно-методических основ аудита бухгалтерской финансовой отчётности, в частности, основ проведения внутреннего аудита для конкретной организации.
Для достижения этой цели предполагается решить следующие задачи:
изучить сущность и содержание концепции бухгалтерской отчётности в отечественной и международной практике;
выявить направления реформирования системы бухгалтерского учёта и отчётности;
рассмотреть особенности проведения внутреннего аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Содержание

Введение 3
1.Цель и задачи аудиторской проверки бухгалтерской отчетности 5
2.Краткая экономическая характеристика предприятия 9
3. Аудит бухгалтерской отчетности 18
3.1 Планирование проверки отчетности 18
3.2 Оценка внутреннего экономического контроля 22
3.3 Аудит основных форм отчетности 25
3.4 Рабочие документы и аудиторские доказательства 27
4. Составление отчета и заключение аудитора по результатам проверки 33
Выводы и предложения 39
Список использованной литературы 41

Работа состоит из  1 файл

аудит бухгалтерской отчетности.doc

— 291.00 Кб (Скачать документ)

Прежде чем приступить к разработке программы аудита, необходимо определить цель и процедуры проведения аудита. Цели аудита представляют намеченные к выполнению задачи, а процедуры  аудита – это средства для достижения целей аудита. В нашем случае целью проведения внутреннего аудита является – оценка достоверности финансовой (бухгалтерской отчетности) ОАО «Монтажник».

Программа аудита – это  совокупность методов и приёмов  аудита, оформленная документально по установленной форме; включает перечень аудиторских процедур, применяемых в данной аудиторской проверке,  также характер, сроки, объём и конкретных исполнителей. На рисунке 3.1. схематично изображено содержание программы аудита.

Разработанная нами программа  учитывает положения Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности №1 «Цель и основные принципы аудита бухгалтерской отчётности», №2 «Документирование аудита», №3 «Планирование аудита».

Программа оформляется  документально, каждой аудиторской  процедуре присваивается номер, чтобы в процессе работы иметь возможность делать ссылки на них в рабочих документах. Аудиторская программа составлена в виде программы проведения аудиторских процедур по существу.






 



 

 

Рис. 2. - Программа аудита и её составные элементы

 

Аудиторские процедуры  по существу включают в себя детальную  проверку верности отражения в бухгалтерском  учёте и отчётности оборотов и  сальдо по счетам.

В соответствии со стандартом «Планирование аудита» при проведении процедур по существу следует определить наиболее значимые, приоритетные области, участки аудита.

Разработанная программа  аудита включает  пообъектную проверку бухгалтерской отчётности ОАО «Монтажник» и проверку соответствия бухгалтерской отчётности требованиям действующего законодательства.

В этой связи можно  выделить следующие направления  проверки на соответствие бухгалтерской (финансовой) отчётности:

  • Гражданскому кодексу РФ;
  • Налоговому кодексу РФ;
  • Федеральному закону «О бухгалтерском учёте»;
  • Положению по ведению бухгалтерского учёта и отчётности в РФ;
  • Положению по бухгалтерскому учёту 4/99 «Бухгалтерская отчётность организации»;
  • Положению по бухгалтерскому учёту 1/98 «Учётная политика организации»;
  • Приказу Министерства РФ «О формах  бухгалтерской отчётности организации» от 13.07.2003г. №67н.

Аудиту подвергаются бухгалтерский баланс, отчёт о  прибылях и убытках и другие формы  бухгалтерской отчётности, которые  были перечислены в первой главе  данной работы.

В процессе проведения аудита бухгалтерской отчётности на соответствие нормам действующего законодательства предполагается решить следующие задачи:

  • проверить состав и содержание форм отчётности, увязку её показателей (соответствие значений одинаковых показателей, отражённых в различных формах отчётности);
  • подтвердить достоверность показателей отчётности;
  • проверить правильность оценки статей отчётности.

Подтверждение достоверности  показателей отчётности подразумевает  изучение результатов инвентаризации, проводимой перед составлением годового отчёта.

Проверка правильности оценки статей отчётности позволяет удостовериться в соблюдении следующих принципиальных положений при её составлении:

  • отражение в отчётности стоимости имущества и обязательств предприятия должно производиться в рублях;
  • оценка имущества и обязательств должна осуществляться путём суммирования произведённых расходов;
  • зачёт между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков не допускается;
  • методики формирования показателей отчётности должны соответствовать требованиям нормативных документов.

Пообъектная проверка бухгалтерской отчётности предполагает проверку в разрезе элементов финансовой отчётности. Среди таких элементов можно выделить: разделы баланса и их соотношение и статьи баланса и их соотношение внутри раздела. Собирая доказательства достоверности (недостоверности) каждого отдельного элемента отчётности, аудитор получает общее представление об отчётности в целом.

Проведение пообъектной  проверки предполагается осуществить  по следующим направлениям:

  • проверка бухгалтерского учёта основных средств;
  • проверка учёта производственных запасов;
  • проверка бухгалтерского учёта кассовых операций и операций по банковским счетам;
  • аудит расчётов с дебиторами и кредиторами;
  • аудит капитала предприятия;
  • проверка ведения бухгалтерского учёта расходов;
  • проверка учёта доходов.

Проверка различных объектов учёта, проведённая в соответствии с программой аудита, позволяет собрать достаточное количество качественных аудиторских доказательств для оценки полноты и достоверности показателей бухгалтерской отчётности.

В заключение следует  отметить, что внутренний аудит по содержанию и методам проведения имеет много общего с внешним аудитом и в значительной мере является информационной базой для последнего. Однако при должной организации внутреннего аудита существенно сокращаются объём и содержание внешнего аудита, проводимого на исследуемом предприятии в обязательном порядке один раз в год. Кроме того, как свидетельствует практика аудита, на тех предприятиях, где созданы и эффективно функционируют службы внутреннего аудита, значительно выше уровень сохранности имущества, использования ресурсов, организации бухгалтерского учёта и достоверности отчётности.    

 

3.2 Оценка внутреннего  экономического контроля

Эффективность контроля и анализа финансовой и хозяйственной  деятельности организации во многом зависит от правильной организации отдела внутреннего аудита. Во многих странах решение о необходимости организации отделов внутреннего аудита на предприятиях  принято на государственном уровне. В их обязанности входит проверка финансовой информации, средств внутреннего контроля и системы финансового управления, а также тесное сотрудничество с внешними аудиторами компаний.

 Принимая решение  о создании отдела внутреннего  аудита, необходимо четко определить  цели, задачи, а также регламентировать  деятельность внутренних аудиторов. Цели, полномочия и ответственность отдела внутреннего аудита еще на этапе его создания должны быть оформлены в виде письменного документа, утвержденного руководством организации. Этот документ позволит обеспечить особый организационный статус, независимость и обособленность отдела, что, в свою очередь, гарантирует справедливость и беспристрастность суждений его сотрудников. Таким документом является Положение об отделе внутреннего аудита, в котором должны быть чётко оговорены цель аудита и разработанные на её основе задачи аудитора, план и программу проведения аудита, права и обязанности служащих внутреннего аудита и управляющего органа.

 Одна из основных  задач отдела – подтверждать  достоверность бухгалтерской отчётности, помогать сотрудникам предприятия в эффективном выполнении их обязанностей, содействовать руководству в поиске наиболее результативных путей использования производственных и человеческих ресурсов и выявлении дополнительных резервов предприятия для повышения производительности и прибыльности производства. Для этого внутренние аудиторы должны предоставлять отчеты по результатам своей работы, содержащие общую информацию об объекте, его анализ, оценку и рекомендации по устранению выявленных недостатков. В число общих задач отдела внутреннего аудита также входит проверка:

  • достоверности и правильности информации, а также источников информации;
  • соблюдение сотрудниками организации законодательных актов и инструкций;
  • оценка сохранности и эффективности использования ресурсов

Исследуемое предприятие – ОАО «Монтажник» и его отчётность не подлежит ежегодному обязательному аудиту.

Отдел внутреннего аудита на предприятии  отсутствует, что наш взгляд является большим недостатком организации  внутренней системы контроля, так как:

  • проведение внутреннего аудита связано с меньшими затратами по сравнению с внешним аудитом;
  • услуги внутренних аудиторов могут быть востребованы в любой момент;
  • внутренние аудиторы обладают более глубокими знаниями о ситуации в организации, стиле и политики управления;
  • наличие отдела внутреннего аудита - гарантии постоянного соблюдения законодательства и стимулирования прогрессивных нововведений.

В процессе прохождения  практики руководству  ООО «ИФК –  ОЙЛ» было сделано предложение о  попытки образования новой штатной единицы - отдела внутреннего аудита, либо ввести новую должность - внутренний аудитор.

Организационная структура  отдела внутреннего аудита исследуемого предприятия  представлена на рисунке  3.

 



 


 



 

 

 

Рис. 3. - Предполагаемая организационная структура внутреннего отдела аудита ОАО «Монтажник»

 Как видно из схемы, ключевую роль в отделе играет начальник отдела, который напрямую связан с руководством организации и сообщает о всех вопросах, представляющих взаимный интерес. Целесообразным является, чтобы показанная на схеме связь между руководством ОАО «Монтажник» и начальником службы внутреннего аудита была двусторонней.

С этой целью необходимо регулярное участие руководителя внутреннего аудита в заседаниях руководства организации, которые касаются вопросов аудиторской деятельности, финансовой отчётности, управления организацией, что обеспечивает обмен информацией, повышает престиж отдела среди других служб организации.

Квалифицированные, обладающие необходимым образованием и профессиональным опытом специалисты - гарантия качественного выполнения задач, поставленных перед отделом внутреннего аудита. Эти знания и навыки должны быть достаточными для правильного применения аудиторских методик и процедур. Кроме того, внутренние аудиторы должны разбираться в вопросах экономики, финансов, налогообложении и права, бухгалтерского учета, электронной обработки данных. Отсутствие такого специально обученного, квалифицированного персонала в ОАО «Монтажник» - ещё одна проблема, возникающая на пути образования отдела внутреннего аудита. Решение данной проблемы нам видится в привлечение специалистов со стороны, которые курировали бы первое время работу сотрудников вновь созданного отдела, либо обучение собственного персонала.

 

3.3 Аудит основных  форм отчетности

Планирование, организация и проведение работ по аудиту финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО, осуществляются согласно Федеральному закону от 07.08.2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" и соответствующим Правилам (стандартам) аудиторской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. № 696 Основной целью аудита подготовленной в соответствии с российским законодательством бухгалтерской отчетности является формирование заключения о том, обеспечивает ли данная отчетность во всех существенных аспектах отражение активов, пассивов и финансовых результатов деятельности банка за год, закончившийся 31 декабря 2004 г., исходя из требований законодательства Российской Федерации, а также предоставление детализированного отчета.

Состав и содержание аудиторского заключения должны соответствовать  ст. 9 Закона "Об аудиторской деятельности", а также требованиям к заключению о достоверности бухгалтерской  отчетности (баланса и отчета о  прибылях и убытках), изложенным в  Правиле (стандарте) N 6 "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности".

Следует отметить, что годовое аудиторское заключение может быть выдано, а отчетность, предназначенная для публикации, подписана аудитором только после  предоставления банком аудиторской фирме оригинала годовой бухгалтерской отчетности с отметкой Банка России в установленном соответствующими нормативными актами объеме и форм публикуемой отчетности, составленных банком согласно требованиям ЦБ РФ.

Детализированный, представляемый по результатам каждого этапа проверки отчет носит конфиденциальный характер и составляется исключительно для того, чтобы привлечь внимание руководства банка к имеющимся недостаткам, а также указать способы их исправления. Составление такого отчета не является обязательным, а зависит исключительно от стиля работы аудиторской фирмы.

Все обнаруженные недостатки действующей системы  внутреннего контроля, отклонения в  учете и отчетности от установленного порядка и ошибки, влияющие на характер предполагаемого аудиторского заключения, могут сообщаться как в ходе проверки, так и по ее окончании, поскольку они включаются в содержание письменных отчетов. На начальном этапе проверки аудиторы активно взаимодействуют с сотрудниками бухгалтерии и службы внутреннего контроля. Практические вопросы, возникающие в ходе аудиторской проверки, разрешаются совместно с руководством отделов, руководителем службы внутреннего контроля и главным бухгалтером. По окончании проверки аудиторское заключение обсуждается с руководством банка.

Информация о работе Аудит бухгалтерской отчетности