Аудит доходов от обычных видов деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 08:51, курсовая работа

Описание

Поэтому целью данной курсовой работы является анализ и систематизация теоретических подходов в формировании методики аудита доходо от обычных видов деятельности. Предмет исследования: нормативно-правовые документы, регулирующие бухгалтерский учет и аудит доходов от обычных видов деятельности учетная политика, регулирующая порядок учета доходов от обычных видов деятельности; вся первичная документация по учету операций, связанных с формированием доходов от обычных видов деятельности; учетные регистры и отчетность.

Содержание

Введение 3
Доходы по обычным видам деятельности, как объект аудиторской проверки 5
1.1. Доходы: понятие, виды 5
1.2. Нормативное регулирование операций, связанных с осуществлением обычных видов деятельности 10
1.3. Цель, задачи, объём аудита 13
Методические аспекты аудита доходов по обычным видам деятельности 16
2.1. Планирование и программа аудита 16
2.2. Аудиторские процедуры по существу 22
2.3. Оценка и обобщение результатов проверки 30
Заключение 33
Список используемых источников 36
Приложение 39

Работа состоит из  1 файл

курсовик22.docx

— 89.39 Кб (Скачать документ)

     Величина  поступления и (или) дебиторской  задолженности определяется с учетом всех предоставленных организации согласно договору скидок (накидок).

       При образовании в соответствии  с правилами бухгалтерского учета  резервов сомнительных долгов величина выручки не изменяется.

Условия признания доходов организации  предусматриваются пунктом 12 ПБУ 9/99 как комплексные, т.е. доходы признаются при соблюдении всех указанных условий:

  1. организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
  2. сумма выручки может быть определена;
  3. имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;
  4. право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);
  5. расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

     Если  в отношении денежных средств  и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается кредиторская задолженность, а не выручка.

     Для признания в бухгалтерском учете  выручки от предоставления за плату  во временное пользование (временное  владение и пользование) своих активов, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности и от участия в уставных капиталах других организаций, должны быть одновременно соблюдены условия, определенные в подпунктах "а", "б" и "в".[2].

     Арендная  плата, лицензионные платежи за пользование  объектами интеллектуальной собственности (когда это не является предметом деятельности организации) признаются в бухгалтерском учете исходя из допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности и условий соответствующего договора.

     Арендная  плата, лицензионные платежи за пользование  объектами интеллектуальной собственности (когда это не является предметом деятельности организации) признаются в бухгалтерском учете при одновременном выполнении условий признания выручки. 

1.2. Нормативное регулирование операций, связанных с осуществлением обычных видов деятельности 

     Основным  документом, устанавливающим единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета доходов и расходов организаций  в Российской Федерации, является Федеральный  закон от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском  учете». Согласно ст. 3 этого Закона в состав законодательных документов Российской Федерации о бухгалтерском  учете также включаются другие федеральные  законы, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства  Российской Федерации. Основными целями законодательства Российской Федерации  о бухгалтерском учете являются: обеспечение единообразного ведения  учета имущества, обязательств и  хозяйственных операций, осуществляемых организациями; составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

     В состав федеральных законов, регулирующих бухгалтерский учёт доходов и  расходов, в первую очередь включаются Гражданский и Налоговый кодексы  Российской Федерации.

     Гражданский кодекс Российской Федерации является основополагающим документом, регулирующим гражданско-правовые отношения между  лицами, осуществляющими предпринимательскую  деятельность, или с их участием. Что касается Налогового кодекса  РФ, то помимо важной роли этого документа  при формировании информации об объектах бухгалтерского учета, его нормы  прямо регулируют порядок учета  доходов и расходов отдельных  категорий субъектов предпринимательской  деятельности. В частности, эти нормы  определены для субъектов упрощенной системы налогообложения и граждан, осуществляющих предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица. Регулирование бухгалтерского учета доходов и расходов Президентом  РФ в большинстве случаев осуществляется посредством выдачи им поручений  иным федеральным органам исполнительной власти.

     Согласно  ст. 5 Закона о бухгалтерском учете  общее методологическое руководство  бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации. Этот федеральный  орган исполнительной власти регулирует бухгалтерский учет доходов и  расходов как посредством самостоятельного издания актов в области бухгалтерского учета, так и делегированием своих  полномочий Министерству финансов РФ.

К основным документам, регулирующим бухгалтерский  учет доходов и расходов, изданным Министерством финансов РФ, относятся:

  1. «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34н;
  2. «Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99», утвержденное приказом Минфина РФ от 06.05.1999г. №32н;
  3. Положения (стандарты), регламентирующие бухгалтерский учет отдельных объектов. К этим документам, в частности, относятся Положение по бухгалтерскому учету основных средств (ПБУ 6/01), материально-производственных запасов (ПБУ 5/01) и др. Этими стандартами регулируется методология бухгалтерского учета объектов, отличных от доходов и расходов организаций. Однако полнота, достоверность, объективность и рациональность в учете доходов и расходов могут быть достигнуты лишь при соблюдении этих требований в учете других, связанных с ними учетных объектов;
  4. «План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению», утвержденные приказом Минфина РФ от 31.10.2000г. № 94н. Этот документ устанавливает схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, доходов и расходов, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете.

     Учетная политика организации является одним  из наиболее важных документов, регулирующих бухгалтерский учет доходов и  расходов в рамках организации. При  этом учетная политика организации  в соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона «О бухгалтерском учете» должна основываться на нормах законодательства о бухгалтерском учете и нормативных  актов органов, регулирующих бухгалтерский  учет. При этом в соответствии с п.6 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного приказом Минфина России от 6.10.2008 года №106н, учетная политика организации должна обеспечить: полноту и своевременность отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности, большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца, рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации.

     С 1 января 2002 г. вступила в силу глава 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации, которая  вкупе с остальными его главами, включая первую его часть, является основополагающим документом, регулирующим налоговый учет доходов и расходов организаций. В соответствии со ст. 313 НК РФ данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам бюджетом по налогу на прибыль. 

1.3. Цель, задачи, объём аудита 

     Целью проверки доходов от обычных видов деятельности при проведении аудита является контроль правильности, полноты, своевременности бухгалтерского учета операций, формирующих показатели доходов, структуру доходов, правомерность отнесения тех или иных доходов к категории доходов от обычных видов деятельности и т.д.

     В процессе аудита решается комплекс взаимосвязанных  задач:

  1. проверка неизменности выбранных в учетной политике схем и методов распределения доходов на основной вид деятельности и прочие;
  2. анализируется учетная политика предприятия в части, регулирующей порядок организации учета доходов от обычных видов деятельности, выбор вариантов бухгалтерского учета доходов от обычных видов деятельности (где законодательно предусмотрена вариантность);
  3. полнота, правильность и своевременность признания доходов от обычных видов деятельности и отражения их в учете;
  4. подтверждается первоначальная оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
  5. проверяется правильность документального оформления операций по учету доходов от обычных видов деятельности;
  6. анализируются правильность и законность организации аналитического и синтетического учета операций, связанных с формированием доходов от обычных видов деятельности;
  7. контролируется соблюдение налогового законодательства в части налогообложения операций (включение в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль).

     Основными источниками информации при проверке служат: бухгалтерская отчетность – формы №1 «Бухгалтерский баланс» и №2 «Отчет о прибылях и убытках»; учетные регистры – Главная книга, журналы-ордера, ведомости по счету 90 «Продажи»; первичные документы – товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, книга продаж, лимитно-заборные карты, требования-накладные, накладные на отпуск материалов на сторону, акты на списание, акты приемки-передачи, инвентаризационные описи и т.д.; юридические документы – договоры купли-продажи, мены, подряда, оказания услуг.

     Объем аудиторской проверки доходов от обычных видов деятельности определяется требованиями действующего законодательства и документами нормативного регулирования аудиторской деятельности.

     Определение объема аудиторской проверки является предметом профессионального суждения аудитора о характере и масштабе работ, проведение которых необходимо для достижения целей аудита и диктуется обстоятельствами проверки.

     Таким образом, в ходе проверки необходимо установить:

  1. правильность определения финансового результат от обычной деятельности и правильность отражения НДС;
  2. правильность отражения операций, приносящих доход от обычных видов деятельности;
  3. проверка законности совершенных операций, связанных с формированием финансового результата по обычным видам деятельности;
  4. проверка полноты учета операций, связанных с формированием финансового результата по обычным видам деятельности;
  5. проверка своевременности отражения операций, связанных с формированием финансового результата по обычным видам деятельности;
  6. проверка правильности стоимостной оценки по операциям, связанным с формированием финансового результата по обычным видам деятельности;
  7. проверка правильности отражения сумм дебиторской задолженности по операциям, связанным с формированием финансового результата по обычным видам деятельности;
  8. полноту получения доходов и правильность отражения в учете результатов от сдачи имущества в аренду (проверить наличие и оформление договоров аренды);
  9. правильность списания долгов и дебиторской задолженности и соблюдение сроков исковой давности;
  10. правильность ведения аналитического и синтетического учета по счету 90 «Продажи» и проверка соответствия записей аналитического и синтетического учета записям в главной книге и в бухгалтерской отчетности.
 
 
 
 
  1. Методические  аспекты аудита доходов  по обычным видам  деятельности

2.1. Планирование и программа аудита 

     Аудиторская организация должна и вправе самостоятельно принимать решения о видах, количестве и глубине проведения аудиторских  процедур; затратах времени; количестве и составе специалистов, требующихся  для осуществления полноценной  аудиторской проверки и подготовки обоснованного аудиторского заключения.

Информация о работе Аудит доходов от обычных видов деятельности