Аудит доходов от обычных видов деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 08:51, курсовая работа

Описание

Поэтому целью данной курсовой работы является анализ и систематизация теоретических подходов в формировании методики аудита доходо от обычных видов деятельности. Предмет исследования: нормативно-правовые документы, регулирующие бухгалтерский учет и аудит доходов от обычных видов деятельности учетная политика, регулирующая порядок учета доходов от обычных видов деятельности; вся первичная документация по учету операций, связанных с формированием доходов от обычных видов деятельности; учетные регистры и отчетность.

Содержание

Введение 3
Доходы по обычным видам деятельности, как объект аудиторской проверки 5
1.1. Доходы: понятие, виды 5
1.2. Нормативное регулирование операций, связанных с осуществлением обычных видов деятельности 10
1.3. Цель, задачи, объём аудита 13
Методические аспекты аудита доходов по обычным видам деятельности 16
2.1. Планирование и программа аудита 16
2.2. Аудиторские процедуры по существу 22
2.3. Оценка и обобщение результатов проверки 30
Заключение 33
Список используемых источников 36
Приложение 39

Работа состоит из  1 файл

курсовик22.docx

— 89.39 Кб (Скачать документ)

     Основными стадиями аудиторской проверки являются: планирование аудита и оценка СВК; получение  аудиторских доказательств; использование  работы других лиц и контакты с  руководством экономического субъекта третьими сторонами; документирование аудита; обобщение выводов, формирование и выражение мнения.

     Система внутреннего контроля представляет собой процесс, организованный и осуществляемый представителями собственника, руководством, а также другими сотрудниками аудируемого лица, для того чтобы обеспечить достаточную уверенность в достижении целей с точки зрения надежности финансовой (бухгалтерской отчетности), эффективности и результативности хозяйственных операций и соответствия деятельности аудируемого лица нормативным и правовым актам.

     В ходе оценки системы внутреннего  контроля аудитор устанавливает:

  1. Место внутреннего контроля в данной организации;
  2. Компетентность внутренних аудиторов, наличие планов ревизии и их выполнение;
  3. Перечень используемых процедур проверки.

     Система внутреннего контроля выходит за рамки тех вопросов, которые относятся непосредственно к функциям системы бухгалтерского учета, и включает:

  1. Контрольную среду, в которой происходят действия, отражающие общее отношение руководства, совета директоров и акционеров предприятия к контролю. К факторам контрольной среды относятся:
  • Политика и методы управления
  • Организационная структура предприятия
  • Деятельность совета директоров
  • Деятельность внутреннего аудита
  • Методы распределения функций управления, ответственности и контроля
  • Кадровая политика и практика, распределения обязанностей
  • Внешнее воздействия
  1. Систему учета – учетную политику и процедуры предприятия, касающиеся адекватности записей хозяйственных операция в соответствующих регистрах
  1. Процедуры контроля – специальные проверки, выполняемые должностными лицами и работниками предприятия.

     Эти три составляющие системы внутреннего  контроля во взаимосвязи должны обеспечивать предотвращение, выявление и исправление  существенных ошибок и искажения учетной информации при подготовке бухгалтерской отчетности.

     Если  все требования к организации  внутреннего контроля выполнены, то аудитор может считать функционирование системы внутреннего контроля надежным и сократить объем собственной  работы, а в дальнейшем осуществлять процедуры подтверждения эффективности этой системы.

     Изучение  и оценка особенностей системы внутреннего  контроля должны в обязательном порядке документироваться в ходе проверки, отсутствие документирования или ненадлежащее документирование результатов изучения и оценки системы внутреннего контроля может служить доказательством низкого качества оказываемых аудитором услуг.

      Аудиторская проверка должна быть спланирована на основе достигнутого аудиторской организацией понимания деятельности экономического субъекта. Цель планирования – организовать эффективную и экономически оправданную проверку. На этапе планирования необходимо определить стратегию и тактику аудита, сроки его проведения; разработать общий план и программу аудита.

     Программа аудита есть развитие общего плана, и  представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых  для практической реализации плана  аудита. Программа аудита представляет собой набор инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средство контроля и проверки надлежащего выполнения работ. В программу аудита включаются проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита.

     Аудиторскую программу составляют в виде программы  тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу. (Приложение А и Приложение Б)

     При проверке учета доходов от обычных видов деятельности, отражаемых на счете 90 «Продажи», устанавливается полнота их отражения в бухгалтерском учете и отчетности.

     Для установления достоверности финансового  результата от обычных видов деятельности осуществляют проверку правильности учета  и полноты отражения выручки  от продажи продукции (работ, услуг), безошибочность учета и формирования себестоимости реализованной продукции (работ, услуг).

     При проверке формирования финансового  результата от продаж продукции (работ, услуг) аудитору необходимо учитывать, что доходы и расходы по-разному отражаются для целей бухгалтерского учета (по методу начисления) и налогообложения (по методу начисления или кассовому методу).

     Правильность  операций по продажам устанавливается  в ходе выборочной проверки этих операций путем сверки данных, отраженных в бухгалтерских регистрах организации, с первичными документами. В ходе проверки операций по продажам аудитору необходимо определить соблюдение политики организации в отношении ценообразования, предоставления кредитов покупателям, процедур доставки при выполнении ежедневных операций.

     Аудит проводится путем сравнения фактических  цен по различным видам продукции, условий оплаты транспортных расходов или доставки, указанных в счетах-фактурах или товарно-транспортных накладных, с данными соответствующих документов, утвержденных руководством. Эти показатели могут быть сопоставлены: с номенклатурой цен, утвержденными прайс-листами, иными документами, определяющими порядок и условия реализации своевременностью продаж.

     Данные  о продажах должны учитывать своевременно, т.е. по мере совершенных операций (отгрузки) с отнесением к соответствующим периодам. Это предотвращает риск случайных пропусков данных в учете. Аудиторы должны сравнить даты, указанные в товарно-транспортных накладных, с датами соответствующих счетов-фактур, записей по счетам учета продаж и дебиторской задолженности. Значительные расхождения в датах свидетельствуют о потенциальных проблемах своевременности учета продаж и правильности оценки продаж.

     Для выявления возможных математических ошибок осуществляется пересчет данных учета. Если сумма выражена в иностранной  валюте, необходимо проверить применение валютных курсов и расчета курсовых разниц, а также достоверность отражения на счетах бухгалтерского учета сумм от продажи продукции.

     Аудитору  следует выборочно сверить записи в регистрах учета продаж (90 «Продажи») с данными товарно-транспортных накладных отдела продаж и счетов-фактур. Аналитические процедуры проверки предполагают сопоставление данных о продажах за месяц с данными других месяцев, ежемесячными прогнозами объемов продаж, данными за соответствующий период прошлых лет. На этапе проверки отражения финансовых результатов от обычных видов деятельности аудитор проверяет правильность отражения прибыли (убытка) от обычных видов деятельности на счете 99 «Прибыли и убытки».

     На  практике свести аудиторский риск к  нулю нереально. Однако аудитор должен стремиться к его минимизации, планировать и проводить аудит таким образом, чтобы риск неправильного суждения был достаточно мал. Нами предлагается проводить оценку совокупного уровня риска аудиторской проверки на основе следующих трех составляющих:

    • Предварительный аудиторский риск
    • риск по областям потенциального риска
    • риск принятия клиента

     Предварительный аудиторский риск определяется на этапе  предварительного планирования на основе информации о бизнесе клиента и учитывается при решении вопросов возможности проведения аудиторской проверки, а также при формулировке основных условий договора. Таким образом, на этапе непосредственного планирования аудиторской проверки аудитор обращается к информации, полученной ранее. В данной статье особенности сбора информации на этапе предварительного планирования не рассматриваются, однако для полного представления о процессе оценки совокупного аудиторского риска приводится общий порядок определения предварительного аудиторского риска.

       Оценка предварительного аудиторского  риска производится путем анализа  наличия факта рисковых условий  деятельности предприятия, к числу  которых, в частности, относятся:

    • зависимость предприятия по отношению к другим лицам;
    • использование значительных сумм привлеченных источников финансирования;
    • условия в отрасли деятельности предприятия;
    • многопрофильность бизнеса;
    • структура предприятия.

     Выявить области потенциального риска аудитора позволяет применение таких аналитических процедур, как расчет удельного веса отдельных статьей баланса в общем итоге и сравнение показателей проверяемой бухгалтерской отчетности с аналогичными данными предыдущих периодов с выделением позиций, имеющих большие отклонения. В предлагаемой нами методике указанные процедуры проводятся аудитором заранее на этапе предварительного аналитического обзора в ходе оценки возможности принятия клиента на обслуживание, и таким образом в последующем ему необходимо только проанализировать и систематизировать уже имеющиеся данные.

       Полученные результаты оформляются  в виде таблицы, в которой  приводятся статьи, превышающие установленные нормативы, и величины превышения в процентах. Данные приводятся отдельно по активу и пассиву бухгалтерского баланса.

     На  величину риска принятия клиента  оказывает влияние оценка финансового состояния предприятия. Одним из проявлений указанного риска является вероятность того, что услуги аудиторской фирмы не будут оплачены в соответствии с условиями договора в силу неплатежеспособности клиента или отказа оплатить по причине недовольства результатом проверки, даже если аудиторское заключение, представленное клиенту, справедливо. Расчет наиболее важных показателей, характеризующих финансовое состояние, проводится аудитором на этапе предварительного планирования в процессе оценки потенциального клиента. К числу таких показателей относятся: чистые активы; валюта баланса; коэффициенты ликвидности, рентабельности; показатели выручки и финансового результата отчетного периода. Таким образом, уровень риска принятия клиента определяется на этапе планирования в результате анализа уже имеющихся данных в зависимости от текущих значений показателей и (или) их динамики. 

2.2. Аудиторские процедуры  по существу 

     Аудиторские процедуры по существу включают в  себя детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам, а также аналитические процедуры. Программа аудиторских процедур по существу представляет собой перечень действий аудитора для детальных конкретных проверок. Для процедур по существу аудитор определяет, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и составляет программу аудита по каждому разделу.

  1. Оценка эффективности систем бухгалтерского учета
    1. Изучить предмет деятельности организации.
      1. Изучить учредительные документы организации.

     Установить  организационно-правовую форму аудируемого лица. Организационно-правовая форма оказывает влияние на порядок формирования капитала организации и использование прибыли.

     Проверить наличие подлинников учредительных  документов.

     Установить, вносились ли изменения в учредительные  документы. Все изменения в учредительные  документы должны быть оформлены  в соответствии с установленным законодательством порядком.

     Проверить наличие свидетельств о государственной  регистрации и постановке на учет в налоговом органе и внебюджетных фондах.

     Проверить наличие необходимых лицензий в  случае фактического осуществления  лицензируемых видов деятельности, поскольку отсутствие лицензии ставит под сомнение действительность сделки.

     Ознакомиться  с хозяйственной деятельностью  организации. Определить предмет деятельности. В соответствии с ГК РФ (ст.52 п.2) «предмет и определенные виды деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным». Данные знания необходимы аудитору, т.к. согласно ПБУ 9/99 «Доходы организации» доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции (товаров), поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг. Кроме того, в организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату права пользования (владения и пользования) активами и права на объекты интеллектуальной собственности, а также участие в уставных капиталах других организаций, выручкой считается поступление от этой деятельности.

Информация о работе Аудит доходов от обычных видов деятельности