Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 22:38, курсовая работа
Цель данной работы: рассмотрение финансовых вложений и аудита данной категории. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Определить понятие, состав, порядок учета финансовых вложений
2) Рассмотреть теоретические и нормативные аспекты организации аудита финансовых вложений
3) Дать краткую характеристику аудируемого предприятия
4) Разработать план и программу аудита на предприятии.
5) Предоставить отчёт руководству о проведённой проверке, в котором нужно указать все выявленные недостатки и дать рекомендации по их устранению.
Введение………………………………………………………..……………….....4
Глава 1 Планирование аудита…………………………….………………….......6
Глава 2 Аудит финансовых вложений…………………..……………………...15
2.1 Цели и задачи аудита финансовых вложений…….……………………….15
2.2 Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Гатика» …………………………………………………………………………22
2.3 План и программа аудита финансовых вложений………………….…..25
2.4 Источники информации для проверки………………………………………….32
2.5 Отчет аудитора………………………………………………………….…...33
Заключение…………………………………………………………………...….36
Список использованной литературы………………………………………......37
Основная цель аудита финансовых вложений - составить обоснованное мнение аудитора о достоверности и полноте информации о них в финансовой (бухгалтерской) отчетности проверяемого экономического субъекта. Чтобы достигнуть этой цели аудитор в ходе проверки должен ответить на следующие вопросы:
1) Насколько полно и своевременно оформлены все необходимые документы по:
- оценке, учету и инвентаризации финансовых вложений;
-
сохранности, выбытию (погашению) и реализации
ценных
бумаг;
учету результатов от финансовых вложений.
2) Соблюдены ли требования налогового законодательства.
В процессе аудиторской проверки операций с финансовыми вложениями следует руководствоваться следующими нормативными документами:
- Постановление правительства РФ "Об оформлении взаимной задолженности предприятий и организаций векселями единого образца и развитии вексельного обращения".
- Положение по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" ПБУ 19/02.
Для того чтобы сформулировать объективное мнение о достоверности и законности операций, осуществленных на предприятии с финансовыми вложениями, правильности их оформления и отражения в бухгалтерском учете и отчетности аудиторы должны решить ряд задач:
1) Изучить состав финансовых вложений по данным первичных документов и учетных регистров.
Аудиторы должны проанализировать данные первичных документов и учетных регистров и выяснить состав финансовых вложений предприятия (краткосрочные и долгосрочные; государственные, муниципальные и корпоративные ценные бумаги; паи и акции; облигации; предоставленные займы; вклады по договору простого товарищества и др.). Аудиторы знакомятся с организацией учета и хранения ценных бумаг. На основе анализа доходности устанавливается экономическая целесообразность финансовых вложений, исследуется влияние отвлечения средств на показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
2) Подтвердить первичную оценку системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета финансовых вложений.
Аудиторы на основе полученной информации заполняют заранее разработанные тесты. По результатам тестирования устанавливается оценка надежности систем и сравнивается с первоначальной оценкой, полученной на стадии планирования аудита. Если такая оценка окажется ниже первоначальной, то необходимо скорректировать объем и порядок проведения других аудиторских процедур. Аудиторы определяют объекты повышенного внимания при планировании контрольных процедур и уточняют аудиторский риск.
3) Установить правильность отражения в учете операций с финансовыми вложениями.
Аудиторы рассматривают хозяйственные операции, в результате которых произошло изменение размера и состава финансовых вложений предприятия. К числу таких операций относятся: предоставление и возврат займов, покупка и продажа ценных бумаг, безвозмездное их получение и передача, осуществление и получение вклада в уставный капитал. Изучая порядок оформления этих операций, аудиторы производят взаимную сверку документов, которыми оформлялось движение финансовых вложений: договоры, акты приемки-передачи, ценные бумаги, сертификаты ценных бумаг, выписки из реестра акционеров, выписки по счету "депо" и др. При этом обращается внимание на соответствие самих документов действующему законодательству, наличие в них всех необходимых реквизитов и правильность произведенных арифметических расчетов.
Для проверки стоимости отдельных финансовых вложений (акции, доли в уставном капитале других предприятий, предоставленные займы) следует изучить договор купли-продажи ценных бумаг, учредительные договоры, договоры займа, договоры простого товарищества, расчетно-платежные документы, подтверждающие фактическое перечисление средств. Для оценки правильности формирования стоимости ценных бумаг, необходимо выяснить состав затрат, связанных с их приобретением и отражаемых по дебету счета 58 на соответствующих субсчетах по видам вложений. Помимо сумм, уплаченных продавцу, затраты по приобретению ценных бумаг включают: расходы по оплате информационных и консультационных услуг, вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, расходы по уплате процентов по заемным средствам, использованным на покупку ценных бумаг до принятия их к бухгалтерскому учету, и др. Если в счет оплаты за приобретаемые ценные бумаги передаются готовая продукция, основные средства и другое имущество, то эти операции отражаются в учете с использованием счетов реализации 90 и 91. Аналогичная методика используется при учете вкладов в уставный капитал другого предприятия (или простое товарищество). При этом следует проверить правильность отражения в учете разницы между договорной стоимостью и балансовой стоимостью переданного имущества в счет вклада в уставный капитал (простое товарищество). Эта разница списывается на счет 91. Сальдо по счету 58 должно подтверждаться аналитической информации о составе, количестве и стоимости ценных бумаг, указанной в книге регистрации (учета) ценных бумаг.
Аудиторам следует подтвердить соответствие метода оценки себестоимости ценных бумаг, применяемого при их списании (выбытии), методу, зафиксированному в учетной политике предприятия (по себестоимости каждой ценной бумаги, по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени приобретения ценных бумаг (метод ФИФО)). Для этого изучаются аналитические данные к счету 58, отражающие количество и себестоимость приобретенных и реализованных (выбывших) ценных бумаг. Необходимо проверить также правильность отражения в учете фактической себестоимости ценных бумаг и финансовых результатов при их реализации.
Аудитору следует установить правильность формирования, использования и учета резервов под обесценение ценных бумаг, отражаемых на счете 59. Для этого необходимо проверить, что такой резерв формируется в конце года по итогам инвентаризации, в отдельности по каждому виду ценных бумаг, действительно котирующихся на бирже или специальных аукционах. Подтверждением такого обстоятельства могут служить сведения, распространяемые в открытой печати, в специальных бюллетенях и т.п. Уменьшение ранее сформированного резерва под обесценение ценных допускается при росте рыночной стоимости ценных бумаг по сравнению с их стоимостью на момент формирования резерва.
Особое внимание должно быть уделено проверке предоставления предприятием займов другим юридическим лицам. Законность предоставления займов изучается путем проверки заключенных договоров займа и расчетно-платежных документов.
4) Подтвердить достоверность начисления, поступления и отражения в учете доходов по операциям с финансовыми вложениями.
Аудиторы должны подтвердить полноту и своевременность выполнения учетных записей. При отражении доходов в учете должен применяться принцип "начисления". Начисленные доходы должны отражаться в составе прочих доходов на счете 91.
Для получения исчерпывающей информации о суммах и сроках начисления доходов по финансовым вложениям, аудиторы могут сделать от своего имени или от имени предприятия-клиента запрос в адрес предприятий и организаций, выплативших доходы (в виде процентов, дивидендов и т.п.). Полученные сведения сравниваются с данными, указанными в регистрах бухгалтерского учета, проверяемого предприятия.
5) Оценить качество инвентаризаций финансовых вложений.
Для этого аудиторам целесообразно самостоятельно провести инвентаризацию. Инвентаризация ценных бумаг проводится по отдельным эмитентам с указанием в акте названия, серии, номера, номинальной и фактической стоимости, сроков погашения и общей суммы. Реквизиты каждой ценной бумаги сопоставляются с данными книг (реестров), хранящихся в бухгалтерии предприятия. Инвентаризация ценных бумаг, сданных на хранение в специальные организации (банк, депозитарий и др.), заключается в сверке остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета предприятия, с данными выписок этих организаций. Финансовые вложения в уставные капиталы других предприятий, а также займы, предоставленные другим предприятиям, при инвентаризации должны быть подтверждены документами (учредительными договорами, договорами займа, расчетно-платежными документами).
Если результаты инвентаризаций, поведенных аудиторами и сотрудниками предприятия, совпадают, то можно сделать вывод о качественной инвентаризации финансовых вложений перед составлением годового отчета.
6) Подтвердить правильность документального оформления вложений в уставные капиталы других организаций и совместную деятельность.
Обнаруженные в ходе проверки ошибки и нарушения фиксируются в рабочей документации аудиторов и определяется их количественное влияние на показатели бухгалтерской отчетности.
Анализ аудиторской практики свидетельствует, что наиболее распространенными ошибками, которые выявляются в ходе проверки операций с финансовыми вложениями, являются следующие:
- отсутствие документов, подтверждающих фактические финансовые вложения;
- оформление документов с нарушением установленных требований;
- фиктивные документы и операции;
- исправления записей в документах без необходимых оснований;
- некорректная корреспонденция счетов при отражении финансовых вложений в учете;
- отсутствие подлинников или заверенных в соответствии с законодательством документов;
- несвоевременное отражение доходов по операциям с ценными бумагами;
- неправильное исчисление фактической себестоимости ценных бумаг;
- несоблюдение тождественности данных регистров бухгалтерского учета и показателей отчетности;
- отсутствие инвентаризации или проведение ее с нарушениями действующего законодательства;
- неправильное исчисление налога на доходы;
- неисполнение требований законодательных и нормативных документов;
- несовпадение данных синтетического
и аналитического учета финансовых вложений.
2.2
Организационно-экономическая характеристика
предприятия ОАО «Гатика»
Открытое акционерное общество «Гатика» создано по решению учредителей (решение №1 от 19 июня 1996 года) в соответствии с Федеральным законом РФ «Об акционерных обществах», Гражданским кодексом РФ и иным действующим законодательством. ОАО «Гатика» создано для осуществления деятельности и получения прибыли.
Общество зарегистрировано по адресу: 119435, г. Москва, Саввинская наб., д. 25-27. Имеет филиалы и представительства в городах: Москва, Тюмень, Киев, Салехард, Минск, Тегеран, Пекин, а также в Московской области.
Основным видом хозяйственной деятельности ОАО «Гатика» является инжиниринг. Общество также осуществляет другие виды деятельности, в том числе предоставление имущества в аренду и оказание комиссионных услуг.
Общество ведет деятельность на территории Российской Федерации, а также за ее пределами. Общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени совершать любые, не запрещенные действующим законодательством РФ сделки, приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Учредители несут ответственность по обязательствам предприятия в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Активы Общества, в основном, расположены на территории Российской Федерации.
В состав Совета директоров ОАО «Гатика» входят:
Прохоров Д.А. - Председатель Совета директоров
Ананенков А.Г., Бергманн О.Б., Газизуллин Ф.Р., Каган Г.О., Левицкая А.Ю., Миллер А.Б., Середа М.Л., Федоров Б.Г., Христенко В.Б., Южанов И.А.
Бухгалтерский учет ОАО «Гатика» строится с применением журнально-ордерной формы учета с использованием ПЭВМ.
Существенными аспектами учетной политики являются:
- инвестиции приведены по фактическим затратам на приобретение;
- финансовые вложения отражены в составе оборотных активов, если предполагаемый срок владения ими не превышает 12 месяцев после отчетной даты. Иные финансовые вложения отражены в составе внеоборотных активов;
- создавать резервы под обесценение вложений в ценные бумаги в бухгалтерском учете.
Знакомство с балансом и другими формами отчётности предприятия являются обязательными в работе аудитора как на этапе заключения договора на проведение аудита, так и в ходе самой проверки. Финансовые показатели (отдельные оценки финансового состояния предприятия) зачастую выполняют роль ориентиров для выбора правильного направления в процессе аудита. Кроме этого, анализ финансового состояния, проводимый аудитором с целью установления недостатков и их причин, помогает на заключительном этапе аудиторской проверки выработать конкретные рекомендации по стабилизации финансового состояния. Результаты финансового анализа и рекомендации по улучшению финансового состояния предприятия отражаются в аудиторском заключении, в акте аудиторской проверки.