Аудит формирования и исполнения учетной политики в области организационного, технического и аналитического аспектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 20:01, курсовая работа

Описание

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования являются разработка методики проведения аудита учетной политики и выработка рекомендаций по ее формированию и исполнению на предприятиях производственной сферы.


В соответствии с этой целью в диссертации были поставлены и решены следующие взаимосвязанные задачи:


• обосновать связь учетной политики со стратегией предприятия;


• уточнить структуру учетной политики;


• обосновать цель и задачи аудита учетной политики в разрезе ее аспектов, а также влияние учетной политики на налоговые обязательства и показатели внешней бухгалтерской отчетности;


• разработать методику внешнего аудита учетной политики в целях бухгалтерского учета и налогообложения;


• предложить внутренний стандарт аудиторской организации "Лудит учетной политики предприятий производственной сферы;"


• разработать методику аудита, формирования и исполнения методического, организационного, технического, налогового и аналитического аспектов учетной политики на предприятиях производственной сферы.

Содержание

Введение

Глава 1. Учетная политика как системообразующий фактор бухгалтерского учета в организации

1.1 Учетная политика в обеспечении потребности пользователей экономической информации

1.2 Исходные теоретические основы аудита учетной политики

1.3 Влияние учетной политики на налоговые обязательства и показатели внешней бухгалтерской отчетности предприятия.

Глава 2. Характеристика аспектов внешнего аудита учетной политики

2.1 Процесс планирования аудита учетной политики

2.2 Аудит обоснованности и рациональности основных аспектов учетной политики

2.3 Аудит соблюдения учетной политики для целей налогообложения

Глава 3. Аудит формирования и исполнения учетной политики в области организационного, технического и аналитического аспектов

3.1 Содержание внутреннего аудита учетной политики

3.2 Аудит формирования организационного аспекта учетной политики

3.3 Аудит формирования технического и аналитического аспектов учетной политики и их исполнения

Заключение

Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Оглавление.docx

— 59.87 Кб (Скачать документ)

Практическое значимость исследования определяется возможностью широкого использования в практике деятельности предприятий производственной сферы предлагаемой методики внутреннего и внешнего аудита учетной политики. 

Практическое  значение, в частности, имеют: 

• рекомендации по дополнению рабочего плана счетов; 

• построение и регламентация деятельности финансово-бухгалтерской  службы на предприятиях производственной сферы; 

• усовершенствования графика документооборота и графика  учетных работ; 

• взаимоувязка элементов учетной политики и показателей бухгалтерской отчетности. 

Апробация и внедрение результатов. Основные положения диссертационного исследования отражены в опубликованных статьях, учебно-практическом пособии, докладывались  и обсуждались на Второй Всероссийской  научно-практической конференции, проходившей  в г.Пензе в январе 2005 г. Некоторые выводы и положения диссертации применяются в учебном процессе при преподавании дисциплин "Аудит", "Бухгалтерский финансовый учет", "Бухгалтерский управленческий учет", что подтверждено актом о внедрении Самарской гуманитарной академии. 

Основные  результаты исследования опубликованы в восьми работах общим объемом 6,3 п.л. 

Методика  аудита учетной политики апробированы и используются в практике работы предприятий производственной сферы: ОАО "Завод авиационных подшипников", ЗАО "АТЕКС", а также аудиторской  организации "Аудит-право", что  подтверждено справками о внедрении. 

Структура диссертации. Цель и задачи исследования определили структуру диссертационной  работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Работа содержит таблицы, формулы, рисунки.

Заключение:  

Выводы  аудитора по каждому разделу аудиторской  программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим  материалом для составления аудиторского отчета (письменной информации руководству  экономического субъекта) и аудиторского заключения, а также основанием для  формирования объективного мнения аудитора об учетной политики экономического субъекта. 

По окончании  процесса планирования аудита общий  план и программа аудита должны быть оформлены документально и завизированы в установленном порядке. 

На этапе  планирования аудита определяется наличие  и состав распорядительных документов по учетной политике предприятия  производственной сферы. 

Опыт  аудиторских проверок показывает, что  в отдельных организациях не утверждается приказ (распоряжение) руководителя об учетной политике. Тем самым нарушается положение, что формирование учетной  политики является обязательным для  всех организаций независимо от организационно-правовых форм, а раскрытие учетной политики обязательно для всех организаций, публикующих свою бухгалтерскую  отчетность [59, с. 104]. 

Отсутствие  утвержденной руководителем учетной  политики (основного внутреннего  нормативного документа по бухгалтерскому учету) дает основание аудитору на начальном  этапе проверки сделать вывод  о недостаточном внимании руководства  аудируемого предприятия к организации бухгалтерского учета и внутреннего аудита. Это, по нашему мнению, дает основание говорить об ограничении объема аудита и невозможности проведения проверки. 

Помимо  приказа (распоряжения) об учетной политике аудитору необходимо проверить наличие  других внутренних документов, регламентирующих бухгалтерский учет и налогообложение, которые также являются составляющими  учетной политики организации. 

Обобщив практику предприятий производственной сферы, мы систематизировали составляющие учетной политики, рекомендованные  ПБУ 1/98, Кензеевой И.А. [96, с. 54], Лапиной О.Г. [108, с. 581], дополнив их пунктами 3, 8, 11, 12. 

1. Рабочий  план счетов бухгалтерского учета,  содержащий аналитические и синтетические  счета, необходимые для ведения  бухгалтерского учета в соответствии  с требованиями своевременности  и полноты учета и отчетности. 

2. Формы  первичных документов для оформления  операций хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены  типовые формы первичных учетных  документов. 

3. Формы  документов для внутренней бухгалтерской  отчетности. 

4. Порядок  проведения инвентаризации активов  и обязательств. 

5. Методы  оценки активов и обязательств. 

6. График  документооборота и технология  обработки учетной информации. 

7. Порядок  контроля хозяйственных операций 

8. Порядок  контроля исчисления и уплаты  налогов. 

9. Положение  о бухгалтерской службе организации. 

10. Должностные  инструкции работников бухгалтерии. 

11. Положение  об отделе налоговых начислений. 

12. Должностные  инструкции работников отдела  налоговых начислений. 

Разработка  и функционирование внутренних документов, дополнительно включенных в перечень, позволит достоверно оценить имущественное  и финансовое состояние, денежный оборот или результаты деятельности организации. 

В процессе планирования аудита целесообразно  провести предварительный анализ содержания утвержденных документов с целью  оценить полноту отражения в  них всех существенных элементов  учетной политики. Такой анализ рекомендуется  производить с учетом информации о специфике деятельности организации, полученной на этапе предварительного ознакомления с ней. Как показывает практика, в документах по учетной политике организаций, предоставляющих имущество за плату по договорам аренды, как правило, не содержится информации о том, признается ли аренда предметом деятельности организации или отражается как прочие доходы и расходы. Если аудитор обнаружил, что отдельные существенные элементы учетной политики не зафиксированы документально, то он может изменить свое мнение о достоверности информации, предоставляемой заинтересованным пользователям бухгалтерской отчетности. 

При формировании учетной политики организация должна раскрывать все способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными  пользователями [59, с. 103]. На данном этапе  аудитор также делает выводы о  допустимости избранных вариантов  с точки зрения нормативного регулирования  бухгалтерского учета. 

Для проведения предварительного анализа учетной  политики И.А. Кензеева предлагает использовать форму рабочего документа, позволяющего фиксировать содержание документов по учетной политике проверяемого экономического субъекта и их соответствие действующим нормативным актам [96, с. 55]. 

Целесообразнее  отразить фрагмент рабочего документа  в части учета основных средств в следующем рекомендуемом виде (таблица 2.2). 

В соответствии с ПБУ 6/01 при принятии решения  о переоценке группы объектов основных средств следует учитывать, что в последующем такая группа должна переоцениваться регулярно, чтобы стоимость входящих в эту группу объектов, по которой они отражаются в бухгалтерской отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости. 

Исходя  из ПБУ 1/98, решение проводить переоценку основных средств, равно как и  отказ в дальнейшем от данного  решения является изменением учетной  политики организации. 

Рекомендуемая форма рабочего документа аудитора позволяет зафиксировать: полноту  раскрытия в документации по учетной  политике всех избранных вариантов  организации и ведения бухгалтерского учета; выявленные элементы учетной  политики, не соответствующие действующим  нормативным документам; варианты учета, применение которых в существующих условиях не является целесообразным. 

Примером  может служить встречающееся  на практике ОАО «Завод авиационных  подшипников» применение варианта единовременного  списания без начисления амортизации  объектов основных средств стоимостью до 20000 руб., в то время как положение  по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина России от 30.03.01 г. N 26н, с учетом изменений от 18.05.02 г., позволяет единовременно списывать на издержки производства объекты стоимостью не более 10 000 руб., что соответствует законодательству по налогообложению прибыли. В связи с этим применение установленного ранее предела стоимости "неамортизируемых" основных средств повышает трудоемкость учета и приводит к нежелательным 

Заключение 

Выполненное исследование аудита учетной политики и связанных с ней экономических  отношений позволяет сформулировать следующие группы проблем, имеющих  научное и практическое значение для развития российского бухгалтерского учета и аудита на современном  этапе. 

Первая  глава связана с проработкой  аспектов формирования и исполнения учетной политики и ее влияния  на налоговые обязательства и  показатели внешней бухгалтерской  отчетности. 

Существование разных видов учета вызвано потребностью максимально удовлетворить интересы разных групп пользователей учетной  информации, что, в свою очередь, определяет особенности учетной политики, в  которой реализуются требования своевременного формирования экономической  информации, ее достоверности, доступности  и полезности для пользователя. Заинтересованными  пользователями могут быть сторонние  пользователи информации с косвенным  финансовым интересом, сторонние пользователи информации с прямым финансовым интересом, а также внутренние пользователи информации. 

Постоянно изменяющиеся условия и требования рынка, рост конкуренции, инфляция заставляют организацию по-новому рассматривать  к вопросам формирования и аудита учетной политики, поскольку это  имеет не меньшее значение, чем: собственный  производственный потенциал. Предприятию  производственной сферы требуется  учетная политика, способная обеспечить объективное влияние на информативность  отчетных данных, гармонизацию интересов  различных групп пользователей  отчетности, оптимизацию налогообложения  и решение других задач. 

В рамках учетной политики российские предприятия  будут определять способ составления  консолидированной бухгалтерской  отчетности, порядок учета инфляции на имущественное и финансовое положение  предприятия. В связи с этим альтернативность вариантов практического применения учетной политики расширяется, особенно в части раскрытия данных бухгалтерского учета для сторонних пользователей  через бухгалтерскую финансовую отчетность. 

Проведенный в исследовании анализ МСФО позволяет  сделать вывод, что ряд стандартов предоставляет предприятиям возможность  выбора порядка учета из нескольких альтернативных вариантов. Организации  должны» внимательно подойти  к определению учетной политики для подготовки вступительного бухгалтерского баланса по МСФО, осознав, как их выбор повлияет на него и на бухгалтерскую  финансовую отчетность будущих периодов. 

В настоящее  время понятие учетной политики, приведенное в ПБУ 1/98, недостаточно отражает изменения в законодательстве и в содержании официальной внешней  бухгалтерской отчетности. Не умаляя достоинства определений учетной  политики ведущих ученых и в отличии от существующего в Положении, нами сформулировано собственное определение: учетная политика - это способы ведения учета, направленные на достижение эффективности деятельности организации и ее влияние на налоговые обязательства и показатели внешней бухгалтерской отчетности. 

До сих  пор не разработан отдельный стандарт "Аудит учетной политики" на федеральном уровне, хотя ее отдельные  положения нашли отражение в  некоторых функционирующих стандартов по аудиту. Содержание данного стандарта  должно включать: введение, цель и задачи аудита, общие принципы аудита учетной  политики, объем аудита учетной политики. 

В современной  литературе по бухгалтерскому учету  при рассмотрении учетной политики выделяют три основных аспекта ее формирования: методический, организационный  и технический. Автор кроме обычных  составляющих предлагает ввести два  аспекта: налоговый и аналитический 

Информация о работе Аудит формирования и исполнения учетной политики в области организационного, технического и аналитического аспектов