Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 20:01, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования являются разработка методики проведения аудита учетной политики и выработка рекомендаций по ее формированию и исполнению на предприятиях производственной сферы.
В соответствии с этой целью в диссертации были поставлены и решены следующие взаимосвязанные задачи:
• обосновать связь учетной политики со стратегией предприятия;
• уточнить структуру учетной политики;
• обосновать цель и задачи аудита учетной политики в разрезе ее аспектов, а также влияние учетной политики на налоговые обязательства и показатели внешней бухгалтерской отчетности;
• разработать методику внешнего аудита учетной политики в целях бухгалтерского учета и налогообложения;
• предложить внутренний стандарт аудиторской организации "Лудит учетной политики предприятий производственной сферы;"
• разработать методику аудита, формирования и исполнения методического, организационного, технического, налогового и аналитического аспектов учетной политики на предприятиях производственной сферы.
Введение
Глава 1. Учетная политика как системообразующий фактор бухгалтерского учета в организации
1.1 Учетная политика в обеспечении потребности пользователей экономической информации
1.2 Исходные теоретические основы аудита учетной политики
1.3 Влияние учетной политики на налоговые обязательства и показатели внешней бухгалтерской отчетности предприятия.
Глава 2. Характеристика аспектов внешнего аудита учетной политики
2.1 Процесс планирования аудита учетной политики
2.2 Аудит обоснованности и рациональности основных аспектов учетной политики
2.3 Аудит соблюдения учетной политики для целей налогообложения
Глава 3. Аудит формирования и исполнения учетной политики в области организационного, технического и аналитического аспектов
3.1 Содержание внутреннего аудита учетной политики
3.2 Аудит формирования организационного аспекта учетной политики
3.3 Аудит формирования технического и аналитического аспектов учетной политики и их исполнения
Заключение
Список использованных источников
Практическое
значимость исследования определяется
возможностью широкого использования
в практике деятельности предприятий
производственной сферы предлагаемой
методики внутреннего и внешнего аудита
учетной политики.
Практическое
значение, в частности, имеют:
• рекомендации
по дополнению рабочего плана счетов;
• построение
и регламентация деятельности финансово-бухгалтерской
службы на предприятиях производственной
сферы;
• усовершенствования
графика документооборота и графика
учетных работ;
• взаимоувязка
элементов учетной политики и показателей
бухгалтерской отчетности.
Апробация
и внедрение результатов. Основные
положения диссертационного исследования
отражены в опубликованных статьях,
учебно-практическом пособии, докладывались
и обсуждались на Второй Всероссийской
научно-практической конференции, проходившей
в г.Пензе в январе 2005 г. Некоторые выводы
и положения диссертации применяются
в учебном процессе при преподавании дисциплин
"Аудит", "Бухгалтерский финансовый
учет", "Бухгалтерский управленческий
учет", что подтверждено актом о внедрении
Самарской гуманитарной академии.
Основные
результаты исследования опубликованы
в восьми работах общим объемом
6,3 п.л.
Методика
аудита учетной политики апробированы
и используются в практике работы
предприятий производственной сферы:
ОАО "Завод авиационных
Структура диссертации. Цель и задачи исследования определили структуру диссертационной работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Работа содержит таблицы, формулы, рисунки.
Заключение:
Выводы
аудитора по каждому разделу аудиторской
программы, документально отраженные
в рабочих документах, являются фактическим
материалом для составления аудиторского
отчета (письменной информации руководству
экономического субъекта) и аудиторского
заключения, а также основанием для
формирования объективного мнения аудитора
об учетной политики экономического
субъекта.
По окончании
процесса планирования аудита общий
план и программа аудита должны быть
оформлены документально и
На этапе
планирования аудита определяется наличие
и состав распорядительных документов
по учетной политике предприятия
производственной сферы.
Опыт
аудиторских проверок показывает, что
в отдельных организациях не утверждается
приказ (распоряжение) руководителя об
учетной политике. Тем самым нарушается
положение, что формирование учетной
политики является обязательным для
всех организаций независимо от организационно-правовых
форм, а раскрытие учетной политики
обязательно для всех организаций,
публикующих свою бухгалтерскую
отчетность [59, с. 104].
Отсутствие
утвержденной руководителем учетной
политики (основного внутреннего
нормативного документа по бухгалтерскому
учету) дает основание аудитору на начальном
этапе проверки сделать вывод
о недостаточном внимании руководства
аудируемого предприятия к организации
бухгалтерского учета и внутреннего аудита.
Это, по нашему мнению, дает основание
говорить об ограничении объема аудита
и невозможности проведения проверки.
Помимо
приказа (распоряжения) об учетной политике
аудитору необходимо проверить наличие
других внутренних документов, регламентирующих
бухгалтерский учет и налогообложение,
которые также являются составляющими
учетной политики организации.
Обобщив
практику предприятий производственной
сферы, мы систематизировали составляющие
учетной политики, рекомендованные
ПБУ 1/98, Кензеевой И.А. [96, с. 54], Лапиной
О.Г. [108, с. 581], дополнив их пунктами 3, 8,
11, 12.
1. Рабочий
план счетов бухгалтерского
2. Формы
первичных документов для
3. Формы
документов для внутренней
4. Порядок
проведения инвентаризации
5. Методы
оценки активов и обязательств.
6. График
документооборота и технология
обработки учетной информации.
7. Порядок
контроля хозяйственных
8. Порядок
контроля исчисления и уплаты
налогов.
9. Положение
о бухгалтерской службе
10. Должностные
инструкции работников
11. Положение
об отделе налоговых
12. Должностные
инструкции работников отдела
налоговых начислений.
Разработка
и функционирование внутренних документов,
дополнительно включенных в перечень,
позволит достоверно оценить имущественное
и финансовое состояние, денежный оборот
или результаты деятельности организации.
В процессе
планирования аудита целесообразно
провести предварительный анализ содержания
утвержденных документов с целью
оценить полноту отражения в
них всех существенных элементов
учетной политики. Такой анализ рекомендуется
производить с учетом информации
о специфике деятельности организации,
полученной на этапе предварительного
ознакомления с ней. Как показывает практика,
в документах по учетной политике организаций,
предоставляющих имущество за плату по
договорам аренды, как правило, не содержится
информации о том, признается ли аренда
предметом деятельности организации или
отражается как прочие доходы и расходы.
Если аудитор обнаружил, что отдельные
существенные элементы учетной политики
не зафиксированы документально, то он
может изменить свое мнение о достоверности
информации, предоставляемой заинтересованным
пользователям бухгалтерской отчетности.
При формировании
учетной политики организация должна
раскрывать все способы бухгалтерского
учета, существенно влияющие на оценку
и принятие решений заинтересованными
пользователями [59, с. 103]. На данном этапе
аудитор также делает выводы о
допустимости избранных вариантов
с точки зрения нормативного регулирования
бухгалтерского учета.
Для проведения
предварительного анализа учетной
политики И.А. Кензеева предлагает использовать
форму рабочего документа, позволяющего
фиксировать содержание документов по
учетной политике проверяемого экономического
субъекта и их соответствие действующим
нормативным актам [96, с. 55].
Целесообразнее
отразить фрагмент рабочего документа
в части учета основных средств
в следующем рекомендуемом виде (таблица
2.2).
В соответствии
с ПБУ 6/01 при принятии решения
о переоценке группы объектов основных
средств следует учитывать, что в последующем
такая группа должна переоцениваться
регулярно, чтобы стоимость входящих в
эту группу объектов, по которой они отражаются
в бухгалтерской отчетности, существенно
не отличалась от текущей (восстановительной)
стоимости.
Исходя
из ПБУ 1/98, решение проводить переоценку
основных средств, равно как и
отказ в дальнейшем от данного
решения является изменением учетной
политики организации.
Рекомендуемая
форма рабочего документа аудитора
позволяет зафиксировать: полноту
раскрытия в документации по учетной
политике всех избранных вариантов
организации и ведения
Примером
может служить встречающееся
на практике ОАО «Завод авиационных
подшипников» применение варианта единовременного
списания без начисления амортизации
объектов основных средств стоимостью
до 20000 руб., в то время как положение
по бухгалтерскому учету "Учет основных
средств" ПБУ 6/01, утвержденное приказом
Минфина России от 30.03.01 г. N 26н, с учетом
изменений от 18.05.02 г., позволяет единовременно
списывать на издержки производства объекты
стоимостью не более 10 000 руб., что соответствует
законодательству по налогообложению
прибыли. В связи с этим применение установленного
ранее предела стоимости "неамортизируемых"
основных средств повышает трудоемкость
учета и приводит к нежелательным
Заключение
Выполненное
исследование аудита учетной политики
и связанных с ней
Первая
глава связана с проработкой
аспектов формирования и исполнения
учетной политики и ее влияния
на налоговые обязательства и
показатели внешней бухгалтерской
отчетности.
Существование
разных видов учета вызвано
Постоянно
изменяющиеся условия и требования
рынка, рост конкуренции, инфляция заставляют
организацию по-новому рассматривать
к вопросам формирования и аудита
учетной политики, поскольку это
имеет не меньшее значение, чем: собственный
производственный потенциал. Предприятию
производственной сферы требуется
учетная политика, способная обеспечить
объективное влияние на информативность
отчетных данных, гармонизацию интересов
различных групп пользователей
отчетности, оптимизацию налогообложения
и решение других задач.
В рамках
учетной политики российские предприятия
будут определять способ составления
консолидированной
Проведенный
в исследовании анализ МСФО позволяет
сделать вывод, что ряд стандартов
предоставляет предприятиям возможность
выбора порядка учета из нескольких
альтернативных вариантов. Организации
должны» внимательно подойти
к определению учетной политики
для подготовки вступительного бухгалтерского
баланса по МСФО, осознав, как их
выбор повлияет на него и на бухгалтерскую
финансовую отчетность будущих периодов.
В настоящее
время понятие учетной
До сих
пор не разработан отдельный стандарт
"Аудит учетной политики" на
федеральном уровне, хотя ее отдельные
положения нашли отражение в
некоторых функционирующих
В современной
литературе по бухгалтерскому учету
при рассмотрении учетной политики
выделяют три основных аспекта ее
формирования: методический, организационный
и технический. Автор кроме обычных
составляющих предлагает ввести два
аспекта: налоговый и аналитический