Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 20:01, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования являются разработка методики проведения аудита учетной политики и выработка рекомендаций по ее формированию и исполнению на предприятиях производственной сферы.
В соответствии с этой целью в диссертации были поставлены и решены следующие взаимосвязанные задачи:
• обосновать связь учетной политики со стратегией предприятия;
• уточнить структуру учетной политики;
• обосновать цель и задачи аудита учетной политики в разрезе ее аспектов, а также влияние учетной политики на налоговые обязательства и показатели внешней бухгалтерской отчетности;
• разработать методику внешнего аудита учетной политики в целях бухгалтерского учета и налогообложения;
• предложить внутренний стандарт аудиторской организации "Лудит учетной политики предприятий производственной сферы;"
• разработать методику аудита, формирования и исполнения методического, организационного, технического, налогового и аналитического аспектов учетной политики на предприятиях производственной сферы.
Введение
Глава 1. Учетная политика как системообразующий фактор бухгалтерского учета в организации
1.1 Учетная политика в обеспечении потребности пользователей экономической информации
1.2 Исходные теоретические основы аудита учетной политики
1.3 Влияние учетной политики на налоговые обязательства и показатели внешней бухгалтерской отчетности предприятия.
Глава 2. Характеристика аспектов внешнего аудита учетной политики
2.1 Процесс планирования аудита учетной политики
2.2 Аудит обоснованности и рациональности основных аспектов учетной политики
2.3 Аудит соблюдения учетной политики для целей налогообложения
Глава 3. Аудит формирования и исполнения учетной политики в области организационного, технического и аналитического аспектов
3.1 Содержание внутреннего аудита учетной политики
3.2 Аудит формирования организационного аспекта учетной политики
3.3 Аудит формирования технического и аналитического аспектов учетной политики и их исполнения
Заключение
Список использованных источников
Методический,
технический и организационные
аспекты формируют учетную
В настоящее
время наибольшее распространение
получили внутренний и внешний; (обязательный
и инициативный) аудит, которые дополняют
друг друга и в то же время существенно
различаются. В процессе исследования;
определено, что внутренний аудит учетной
политики нацелен на обоснование учетной;
политики, а внешний на ее исполнение и
оценку соответствия требований нормативных
документов.
В диссертации
сформулированы цель и задачи аудита
учетной политики в связи с
отсутствием федерального стандарта
"Аудит учетной политики". Цель
аудита учетной политики - это отражение
мнения о рациональности формирования
и исполнения аспектов учетной политики
организацией для достижения: эффективности
своей деятельности. Исходя из поставленной
цели; рекомендуется решить основные
задачи, согласно аспектам учетной
политики:
• установить
соответствие функций; структуры экономической
службы направлениям организации бухгалтерского
учета, налогообложения; -провести проверку
документации, определяющий технический
аспект;
•проверить
эффективность применения элементов
методического аспекта;
• сравнить
рассчитанные налоговые обязательства
предприятиях суммой налогов, согласно
существующему законодательству;
• определить
финансовую устойчивость предприятия,
степень экономического роста в
рамках аналитического аспекта.
В работе
указаны допущения при аудите
учетной политики и дан критический
анализ действующей практики, свидетельствующий
о наличии существенных нарушений
этих допущений.
Рассмотрена
оптимизация налога на прибыль и
налога на имущество посредством
рационально сформированной учетной
политики, проведено сравнение вариантов
расчета стоимости материально-
В исследовании
обоснована важность и доказано влияние
воздействия учетной политики на
показатели бухгалтерской отчетности,
зависящие от ее выбора. Составлена таблица,
в которой по каждому элементу учетной
политики^ указываются допустимые законодательством
варианты для их раскрытия и влияние на
соответствующий показатель бухгалтерской
отчетности. Анализ практики предприятий
производственной сферы позволил сделать
вывод, что в основном на показатели бухгалтерской
отчетности оказывает влияние методический
аспект учетной политики, поэтому его
формирование в приказе по учетной политики
уделяется большое внимание. Этот внимание
отчасти объясняет ситуацию, когда разработчики
данного приказа игнорируют организационный,
технический налоговый и аналитический
аспекты, что негативно сказывается на
выражение мнения аудитора при аудите
учетной политики.
Практическая
реализация теоретических основ
аудита учетной политики нашла свое
отражение в разработке внутреннего
стандарта аудиторской
Вторая
глава связана с разработкой
методологии внешнего аудита учетной
политики, включающей процесс планирования,
обоснованность и рациональность ее
аспектов.
Планированию
предшествуют следующие этапы: предварительная
оценка риска, определение аудиторской
команды, определение потребностей
клиента. На этапе планирования аудита
определяется наличие и состав распорядительных
документов по учетной политике предприятия
производственной сферы. Обобщив практику
данных предприятий, в отличие от
рекомендованных ПБУ 1/98, автор диссертации
предлагает дополнить их следующими
пунктами: формы документов для внутренней
бухгалтерской отчетности; порядок
проверки начисления и уплаты налогов;
положение об секторе налоговых начислений;
должностные инструкции работников отдела
налоговых начислений.
В процессе
планирования аудита целесообразно
провести предварительный анализ содержания
утвержденных документов с целью
оценить полноту отражения в
них всех существенных элементов
учетной политики. Такой анализ рекомендуется
проводить с учетом информации о
специфике деятельности организации,
полученной на этапе предварительного
ознакомления с ней. Если отдельные
существенные элементы.учетной политики
не зафиксированы* документально, то аудитор,
обнаруживший их, может изменить свое
мнение о достоверности информации, предоставляемой
заинтересованным пользователям бухгалтерской
отчетности. В диссертационном исследовании
предложена форма рабочего документа
для предварительного анализа полноты
и содержания учетной политики в части
учета основных средств, что соответствует
процедурам, предшествующим планированию.
В указанной форме отражены: участок учета,
элемент учетной политики, основание (нормативный
документ), допустимый вариант, избранный
вариант, отражение в учетной политике
и комментарии аудитора. В рабочем документе
элементы учетной политики систематизированы,
согласно методическому, техническому,
организационного и налоговому аспектам.
На стадии планирования: аудита учетной
политики нецелесообразно рассматривать
вопросы, относящиеся к аналитическому
аспекту учетной политики, он занимает
значительное количество времени, и тогда
начало самой проверки будет задерживаться.
Изучение
организации бухгалтерского учета
и внутреннего аудита осуществляется
как при планировании аудита, так
и непосредственно в ходе проведения аудиторской
проверки. Рекомендуется использовать
специально разработанные формы анкет,
с помощью которых проводится устный опрос
персонала проверяемой организации. В
них следует включать вопросы, касающиеся
исполнения учетной политики в части технического
и организационного аспекта. Вопросы,
касающиеся исполнения учетной политики
в части методического и налогового аспектов
учетной политики, включать в данные анкеты
нецелесообразно, так как их требуется
изучить подробнее в ходе тестирования
приказа по учетной политике.
Программа
аудита по разделу "Лудит учетной
политики" должна содержать следующий
перечень проверяемых вопросов и
аналитических процедур: аудит организации
бухгалтерского учета, оценка полноты
учетной политики, в том числе
наличие и состав распорядительных
документов, определяющих учетную политику;
проверка соответствия; формы и сроков
принятия документов по учетной политике
требованиям нормативных актов;
проверка соответствия раскрытия учетной
политики требованиям нормативных
актов; проверка соблюдения учетной политики
в проверяемом периоде.
В ходе
проведения аудиторской проверки следует
выделить два основных направления
аудита учетной политики:
•проверка
соблюдения способов и приемов учета,
закрепленных в приказе (распоряжении)
об учетной политике и других внутренних
документах;
•формирование
мнения аудитора о влиянии применяемой
учетной политики проверяемого экономического
субъекта на показатели бухгалтерской
отчетности и их достоверность.
Необходимо
использовать информацию, полученную
на предварительном этапе
В исследовании
разработана система; тестирования
приказа по учетной политике с
целью облегчения и оптимизации
работы аудитора, включающая в себя
пять аспектов учетной политики. Система
строится на получении аудиторских доказательств
относительно установленной при первоначальном:
ознакомлении эффективности структуры
системы бухгалтерского учета и налогообложения,
то есть насколько адекватна их организация
с точки; зрения предотвращения, обнаружения
и исправления существенных искажений,
а также с точки зрения подтверждения
предпосылок подготовки достоверной бухгалтерской
и налоговой отчетности. В диссертации
предложены тест ы. аспектов учетнойг
политики, основанные на законодательно
установленных правилах начисления налоговых
обязательств. Тесты предусматривают
проверку:
•документов,
подтверждающих совершение операций (технический
аспект);
• правильности
отражения операций;и остатков на счетах
(методический аспект);
•организационной
формы ведения бухгалтерского учета
(организационный аспект);
• правильности
отражения операций в налоговых
регистрах (налоговый аспект);
• расчета
финансовых коэффициентов и их влияния
на эффективность деятельности (аналитический
аспект).
Для проведения
внешнего аудита основных элементов
учетной политики предложено использовать
типовой вариант таблицы аудита
приказа по учетной политике для
целей бухгалтерского учета (финансового
и управленческого), для целей
налогообложения. В ней отражены
составные элементы учетной политики;
нормативный акт, которым предоставлено
право выбора; альтернативные варианты;
выбранный вариант, отраженный в
приказе по учетной политике. Предложен
дифференцированный подход к оценке
элементов учетной политики путем
присвоения каждому из них определенного
числа баллов в зависимости от
результатов тестирования. При этом
выделены три количественно-качественные
оценки: если в приказе указан альтернативный
способ ведения учета - I балл, если альтернативного
варианта нет или же он не соответствует
нормативным документам - О баллов.
По результатам тестирования можно сделать
следующее выводы:
• если
альтернативных вариантов от 80 до 100%,
то уровень сложности учетной
политики хороший;
•если
от 50 до 79%, то уровень сложности учетной
политики удовлетворите л ьны й;
• если
процентное соотношение 49% и менее,
то уровень сложности учетной
политики неудовлетворительный.
На основании
разработанной таблицы
Анализ
содержания действующих федеральных
правил (стандартов) аудита позволяет
констатировать, что среди них
нет единого нормативного документа,
который охватывал бы всю процедуру
аудита учетной политики предприятий
производственной сферы. Основные положения
учетной политики затрагивают различные
аудиторские документы прежде всего,
методики проведения аудиторской проверки
и российские правила (стандарты) аудиторской
деятельности, которые содержат прямые
ссылки на учетную политику экономического
субъекта (организации): "Аналитические
процедуры", "Изучение и оценка систем
бухгалтерского учета и внутреннего контроля
в ходе аудита", "Понимание деятельности
экономического субъекта", "Действия
аудитора при выявлении искажений бухгалтерской
отчетности" и др. Общим в ссылках является
прямое указание аудиторам обращать внимание
на правильность формирования и использования
экономическим субъектом положений по
учетной политике. Наличие системы внутренних
стандартов и ее методологического сопровождения
служит необходимым показателем профессионализма
деятельности аудиторских организаций.
Им рекомендуется сформировать внутренний
стандарт по аудиту учетной политики,
отражающий собственный подход к проводимым
проверкам и составляемым заключениям,
исходя из общеустановленных принципов
организации и проведения аудита.
Рекомендуемый
внутренний стандарт "Аудит учетной
политики предприятий производственной
сферы" формулирует единые базовые
требования к порядку проведения
аудита учетной политики, к качеству
и надежности аудита и создает
при их соблюдении дополнительный уровень
гарантии результатов аудиторской
проверки. Он имеет следующую структуру:
• общие
положения, где обосновывается необходимость
внутреннего стандарта, определяются
его основные термины и понятия,
сферы их применения, описывается
объект стандартизации;
• цель
и задачи стандарта, где формулируются
назначение стандарта и конкретные
проблемы, решение которых обеспечивается
его применением;
• взаимосвязь
с другими стандартами, где приводятся
ссылки на соответствующие положения
других стандартов;
• определение
основных принципов и методик, где
описываются подходы
• оформление,
где перечисляются документы, которые
аудитор должен составить согласно
требованиям стандарта.
В дополнение
к стандарту разработаны
Особое
внимание в диссертации уделено
совпадению принципов бухгалтерского
и налогового учета, а именно: непрерывности,
равномерности признания
В исследовании
дана сравнительная характеристика
учетной политики для целей бухгалтерского
учета и для целей
Если
ведется параллельный бухгалтерский
и налоговый учет, и заполнение
регистров осуществляется с использованием
налогового плана счетов, построенного
по принципу забалансовых счетов, то аудитору
следует проверить правильность переноса
необходимой информации для определения
налоговой базы по налогу на прибыль из
системы бухгалтерского учета в систему
налогового учета с целью дальнейшей обработки,
корректировки и отражения данных налогового.
При параллельном ведении учета минимизируются
налоговые риски предприятия.