Аудит формирования и исполнения учетной политики в области организационного, технического и аналитического аспектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 20:01, курсовая работа

Описание

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования являются разработка методики проведения аудита учетной политики и выработка рекомендаций по ее формированию и исполнению на предприятиях производственной сферы.


В соответствии с этой целью в диссертации были поставлены и решены следующие взаимосвязанные задачи:


• обосновать связь учетной политики со стратегией предприятия;


• уточнить структуру учетной политики;


• обосновать цель и задачи аудита учетной политики в разрезе ее аспектов, а также влияние учетной политики на налоговые обязательства и показатели внешней бухгалтерской отчетности;


• разработать методику внешнего аудита учетной политики в целях бухгалтерского учета и налогообложения;


• предложить внутренний стандарт аудиторской организации "Лудит учетной политики предприятий производственной сферы;"


• разработать методику аудита, формирования и исполнения методического, организационного, технического, налогового и аналитического аспектов учетной политики на предприятиях производственной сферы.

Содержание

Введение

Глава 1. Учетная политика как системообразующий фактор бухгалтерского учета в организации

1.1 Учетная политика в обеспечении потребности пользователей экономической информации

1.2 Исходные теоретические основы аудита учетной политики

1.3 Влияние учетной политики на налоговые обязательства и показатели внешней бухгалтерской отчетности предприятия.

Глава 2. Характеристика аспектов внешнего аудита учетной политики

2.1 Процесс планирования аудита учетной политики

2.2 Аудит обоснованности и рациональности основных аспектов учетной политики

2.3 Аудит соблюдения учетной политики для целей налогообложения

Глава 3. Аудит формирования и исполнения учетной политики в области организационного, технического и аналитического аспектов

3.1 Содержание внутреннего аудита учетной политики

3.2 Аудит формирования организационного аспекта учетной политики

3.3 Аудит формирования технического и аналитического аспектов учетной политики и их исполнения

Заключение

Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Оглавление.docx

— 59.87 Кб (Скачать документ)

Исходя  из практики работы предприятий производственной сферы, в диссертации предложено и обосновано введение отдела налоговых  начислений, который позволит: 

• исключить  повторную обработку первичных  ученых документов бухгалтерской службой  в случаях, когда порядок группировки  и учета объектов и хозяйственных  операций для целей налогообложения  отличается от порядка группировки  и отражения в бухгалтерском  учете; 
 

• уменьшить  необходимость увеличения глубины  аналитического учета для целей  налогообложения и сохранить  необходимые возможности для  информативности системы бухгалтерского учета с целью удовлетворения различных пользователей бухгалтерской  отчетности; 

• рационально  установить порядок взаимодействия отдела с бухгалтерской службой  при ведении налогового учета  с точки зрения оптимизации трудовых ресурсов; 

• в  дальнейшем облегчить процесс внесения изменений в процедуры соответствия в случае изменения законодательства и (или) учетной политики для целей  нал огообложения. 

Если  налоговый учет максимально сближается с бухгалтерским, различаются регистры налогового учета, предназначенные для корректировки данных бухгалтерского учета, и регистры для корректировки данных налогового учета. В этом случае аудитору следует обратить особое внимание на обоснование выбранных способов ведения бухгалтерского и налогового учета. 

В диссертации, разработана таблица, которая способствует предприятиям производственной сферы  из возможных альтернативных вариантов, предлагаемых законодательством для  целей бухгалтерского и налогового учета, выбрать оптимальный и  отразить его в приказе по учетной  политике. Данная таблица, помимо элементов  учетной политики, вариантов организации  в целях бухгалтерского учета  и в целях налогообложения, включает рекомендации аудитора. 

При аудите содержания приказа по учетной политике предприятий производственной сферы  для целей налогообложения внешний  аудитор должен обратить внимание на обоснования по группам вопросов: 

• выбранные  организацией способы формирования налоговой базы, предусмотренные  налоговым законодательством; 

• использование  альтернативных возможностей учетной  политики для формирования налогооблагаемой базы; 

•способы  формирования налоговой базы, вариантность которых обусловлена противоречиями, содержащимися в нормативных  актах налогового законодательства. 

В; исследовании систематизированы элементы учетной  политики, по которым предусмотрен выбор как законодательством  по бухгалтерскому учету, так и налоговым  законодательством. По результатам  аудита выявляются различия способов ведения бухгалтерского учета и  налогового учета с целью организации  технического процесса ведения последнего. 

Третью  главу составляют практические вопросы  построения методики внутреннего аудита учетной политики применительно  к техническому, аналитическому и  организационному аспекту. 

Для раскрытия  содержания внутреннего аудита учетной  политики в диссертации дано его  определение: под внутренним аудитом  понимается! регламентированная внутренними  документами проверка аспектов учетной  политики, осуществляемая работниками  специального сектора. Цель внутреннего  аудита учетной политики - помощь органам  управления предприятий производственной сферы в формировании и исполнении учетной политики согласно основных ее аспектов.Из-за недостаточности нормативной базы проведения внутреннего аудита предложено использовать стандарты внутреннего аудита учетной политики, регламентирующие его осуществление: "Планирование внутреннего аудита учетной политики", "Проведение процедур сбора, систематизации, документирования, анализа и оценки информации о состоянии объекта внутреннего аудита", "Заключение по результатам внутреннего аудита учетной политики", "Отчет о результатах внутреннего аудита перед заинтересованными лицами". В исследовании дано краткое содержание каждого из них. 

Особое  внимание в диссертации уделено  построению и регламентации деятельности финансово-бухгалтерской службы на предприятиях производственной сферы, являющейся элементом организационного аспекта учетной политики. На основе проведенного исследования сделан вывод  о необходимости создания отдела внутреннего аудита и сектора  исполнения учетной политики с подчинением  данному отделу, а также отдела налоговых начислений в составе  сводного сектора бухгалтерии. Рекомендация по введению сектора в состав экономической  службы объясняется тем, что в  настоящее время; реальная обстановка на предприятии производственной сферы  в области определения налоговой  базы и расчета налогов далека от совершенства. Налоговая служба часто выигрывает у предприятий  при обращении последних в  Высший Арбитражный Суд РФ. Поэтому  предприятию производственной сферы  значительно выгоднее иметь сектор исполнения; учетной политики в рамках отдела внутреннего аудита, чем нести  дополнительные налоговые и судебные издержки. Примерное Положение о  секторе исполнения учетной политики отдела внутреннего аудита, разработанное  нами, изложено в диссертации. 

При аудите технического аспекта учетной политики выявляются недостатки в организации  бухгалтерского учета, которые ухудшают качество учетной информации, искажают финансовые результаты деятельности, а также снижают доверие заинтересованных пользователей к бухгалтерской  отчетности. 

В ходе проведенного исследования сделан вывод  о том, что внутренний аудитор  может дать рекомендации по совершенствованию  структуры счетов, группировка которых  должна производиться по признакам: субсчет - по использованию средств  в производственном процессе, аналитические  признаки первого уровня - по группам  средств производственного назначения, аналитические признаки второго  уровня - по месту нахождения средств  производственного назначения, аналитические  признаки третьего уровня - по лицам, ответственным  за содержание и эксплуатацию средств производственного назначения. 

В диссертации  предложен график документооборота, поскольку при аудите системы  документирования внутреннему аудитору следует обратить внимание на данный график. Он позволяет улучшить контроль деятельности предприятия производственной сферы со стороны не только бухгалтерии, но и отдела внутреннего аудита, в т.ч. сектора исполнения учетной политики. 

Логическим  продолжением внутреннего аудита учетной  политики является проверка графика  учетных работ, обеспечивающего  равномерную нагрузку учетного аппарата в течение всего периода и  служащего завершением графика  документооборота. 

Несмотря  на то, что каждый из графиков решает в учетном процессе ту или иную задачу, график выполнения учетных  работ должен обязательно сочетаться с графиком документооборота. Оба  этих графика раскрывают технический  аспект учетной политики. 

Одной из задач сектора исполнения учетной  политики является проведение комплексного анализа финансовой и экономической  устойчивости, что позволит реализовать  аналитический аспект учетной политики. В диссертации предложены методы оценки и прогнозирования финансовой и экономической устойчивости предприятия на основе коэффициентно-финансового анализа, а также указаны финансовые коэффициенты, соответствующие проверяемому элементу учетной политики, и основа, эффективности деятельности: рентабельность активов, рентабельность внеоборотных активов, рентабельность собственного капитала - доходность; коэффициенты оборачиваемости активов, внеоборотных активов, оборотных активов - деловая активность; коэффициент маневренности собственного капитала, коэффициент финансовой устойчивости - финансовая устойчивость; рентабельность активов, рентабельность оборотных активов -платежеспособность; коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами - удовлетворительная структура баланса. Успешное внедрение предложенной методики аудита учетной политики в практику работы аудиторской фирмы ООО "Аудит-право", предприятий производственной сферы ОАО "Завод авиационных подшипников", ЗАО "АТЕКС" позволяет нам сделать вывод о ее практической необходимости и значимости. 

Полученные  в диссертации результаты могут  быть использованы аудиторскими фирмами  и внутренними аудиторами для  повышения качества аудита учетной  политики предприятий производственной сферы

Список  литературы:

1. Гражданский  Кодекс Российской Федерации.  Часть первая и вторая. Официальный  текст. М.: Кодекс, 1996. - 46 с.

2. Бюджетный  кодекс РФ М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. - 160 с.

3. Налоговый  кодекс Российской Федерации  М: Омега - Л, 2005.- 550 с.

4. Кодекс  Российской Федерации Об административных  правонарушениях от 30 декабря 2001 г . № 195-ФЗ .

5. Трудовой  кодекс Российской Федерации  от 30 декабря 2001 г . № 197-ФЗ.

6. Федеральный  закон «Об акционерных обществах». М.: Информационно-издательский дом  «ФИЛИНЪ», 1996.

7. Федеральный  закон «О бухгалтерском учете  » от 21.11.1996 г . № 129 ФЗ (в ред . Закона от 23 июля 1998 г. № 123-Ф3 ).

8. Федеральный  закон «Об аудиторской деятельности  » от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ.

9. Федеральный  закон «Об акционерных обществах  » от 26.12.1995. № 208-ФЗ с изм . и доп . от 13 июня 1996 г . Комментарий к Федеральному закону от августа 2001 г . № 120-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акционерных обществах "».

10. Положение  по бухгалтерскому учету «Учетная  политика организации» (ПБУ -1/98). Утв . приказом МФ РФ от 9 декабря 1998 г . № 60-н . Зарег . в Минюсте 31 декабря 1998 г . № 1673.

11. Положение  по бухгалтерскому учету «Учет  основных средств» (ПБУ -6/01). Утв . приказом МФ РФ от 30 марта 2001 г. № 26 н.

12. Положение  по бухгалтерскому учету «Доходы  организации » (ПБУ 9/99). Утв . приказом МФ РФ от 6 мая 1999 г . № 32 н (в ред. приказа МФ РФ от 30 марта 2001 г . № 27 н ).

13. Положение  по бухгалтерскому учету «Расходы  организации» (ПБУ 10/99). Утв . приказом МФ РФ от 6 мая 1999 г . № 33 н (в ред .приказа МФ РФ от 30 марта 2001 г . № 27 н ).

14. Положение  по бухгалтерскому учету «Учет  расчетов по налогу на прибыль»  ПБУ 18/02. Утв . приказом МФ РФ от 19 ноября 2002 г. № 114н .

15. Положение  по бухгалтерскому учету «Учет  договоров (контрактов ) на капитальное строительство» (ПБУ -2/94). Утв . приказом МФ РФ от 20 декабря 1994г . № 167.

16. Положение  по бухгалтерскому учету «Учет  имущества и обязательств организаций , стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ -3/2000). Утв . приказом МФ РФ от 10 января 2000 г . № 2 н .

17. Положение  по бухгалтерскому учету «События  после отчетной даты » (ПБУ  7/98). Утв . приказом МФ РФ от 25 ноября 1998 г . № 56 н . Зарег . в Минюсте 31 декабря 1998 г . № 1674.

18. Положение  по бухгалтерскому учету «Условные  факты хозяйственной деятельности  » (ПБУ 8/98). Утв . приказом МФ РФ от 25 декабря 1998. № 57 н . Зарег . в Минюсте 31 декабря 1998 г . № 1675 (в ред . ПБУ 8/01 от 28 ноября 2001 г . № 96 н ).

19. Положение  по бухгалтерскому учету «Информация  по аффилированным лицам »  (ПБУ 11/2000). Утв . приказом МФ РФ от 13 января 2000 г . № 5 н .

20. Положение  по бухгалтерскому учету «Информация  по сегментам » (ПБУ 12/2000). Утв . приказом МФ РФ от 27 января 2000 г . № 11 н .

21. Положение  по бухгалтерскому учету «Учет  государственной помощи » (ПБУ  13/2000). Утв . приказом МФ РФ от 16 октября 2000 г . № 92 н .

22. Положение  по бухгалтерскому учету «Учет  займов и кредитов и затрат  по их обслуживанию » (ПБУ  15/01). Утв . приказом МФ РФ от 2 августа 2001 г . № 60 н .

23. Положение  по бухгалтерскому учету «Информация  по прекращаемой деятельности  » (ПБУ 16/02). Утв . приказом МФ РФ от 2 июля 2002 г . № 66 и.

24. Положение  по бухгалтерскому учету «Учет  расходов на научно -исследовательские , опытно -конструкторские и технологические работы » (ПБУ 17/02). Утв . приказом МФ РФ от 19 ноября 2002 г . № 115 н .

25. Положение  по бухгалтерскому учету «Учет  финансовых вложений » (ПБУ  19/02). Утв . приказом МФ РФ от 10 декабря 2002 г . № 126 н .

26. Правило  (стандарт) аудиторской деятельности "Оценка риска и внутренний  контроль. Характеристика и учет  среды компьютерной и информационной  систем" (одобрено Комиссией по  аудиторской деятельности при  Президенте РФ 11 июля 2000 г., протокол N1)

27. Правило  (стандарт) аудиторской деятельности "Действия аудитора при выявлении  искажений бухгалтерской отчетности" (Одобрено Комиссией по аудиторской  деятельности при Президенте  Российской Федерации 25 декабря  1996 г., протокол N 6)

28. Правило  (стандарт) аудиторской деятельности "Изучение и оценка систем  бухгалтерского учета и внутреннего  контроля в ходе аудита" (одобрено  Комиссией по аудиторской деятельности  при Президенте РФ 25 декабря 1996 г., протокол N 6)

Информация о работе Аудит формирования и исполнения учетной политики в области организационного, технического и аналитического аспектов