Аудит нематериальных актов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 16:26, дипломная работа

Описание

Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические и методологические основы аудита нематериальных активов 5
1.1 Экономическая сущность нематериальных активов 5
1.2 Нормативно-законодательная база по аудиту нематериальных активов 10
1.3 Методология аудита нематериальных активов 17
Глава 2. Технико-экономическая характеристика ОАО «Смоленский завод металлоконструкций» 23
2.1 Основные экономические показатели деятельности 23
2.2 Организация бухгалтерской работы................................................. 28
2.3 Постановка учетной работы с нематериальными активами 49
Глава 3. Современное состояние аудита нематериальных активов в ОАО «Смоленский завод металлоконструкций» и пути его совершенствования 53
3.1 Порядок проведения аудита нематериальных активов...................... 53
3.2 Пути совершенствования аудита нематериальных активов 56
Выводы и предложения 69
Список использованных источников 71
Приложения 74

Работа состоит из  1 файл

Диплом аудит нма.doc

— 455.50 Кб (Скачать документ)

 

1.2.                Нормативно – законодательная база по аудиту нематериальных активов

Аудиторская деятельность, аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (далее - аудируемые лица).

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Для целей настоящего Федерального закона под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности [32].

Объектом аудиторской деятельности являются бухгалтерский учет и финансовая (бухгалтерская) отчетность организаций и индивидуальных предпринимателей.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Соответственно объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность.

Бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих, кроме выбывшего имущества, оборотов по реализации товаров (работ, услуг), состоит из:

- бухгалтерского баланса;

- отчета о прибылях и убытках;

- приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

- аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

- пояснительной записки.

Таким образом, аудит в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ обладает следующими признаками:

1) является видом предпринимательства, аудиторские услуги оплачиваются заказчиками;

2) цель - выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности проверяемых лиц и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации;

3) исключительная деятельность, осуществляется специальными субъектами;

4) профессиональная деятельность;

5) аудиторские проверки носят независимый характер;

6) объект - бухгалтерский учет и финансовая (бухгалтерская) отчетность.

Нормы законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности, содержащиеся в других федеральных законах, должны соответствовать данному Федеральному закону.

Аудитором в узком смысле является физическое лицо - работник предприятия, состоящий в должности аудитора, работник аудиторской организации, состоящий в должности аудитора, имеющий квалификационный аттестат аудитора, индивидуальный аудитор.

Аудитор в широком смысле - это лицо, осуществляющее проверку финансово-хозяйственной деятельности организации, гражданина, самостоятельно занимающегося предпринимательской деятельностью.

Исходя из этого, можно сделать вывод о двух значениях понятия "аудит". В узком смысле аудит - вид предпринимательства, профессиональная деятельность аудиторских организаций, созданных в качестве осуществляющих коммерческую деятельность юридических лиц, а также граждан - индивидуальных аудиторов, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица в установленном законом порядке. Отношения по поводу осуществления аудита профессионалами - специальными субъектами, регулируются Законом «Об аудиторской деятельности» [1,151].

В широком смысле аудит - совершение проверок финансово-хозяйственной деятельности организации либо гражданина, самостоятельно занимающегося предпринимательской деятельностью, со стороны органов и лиц, выполняющих аудиторскую функцию в рамках предоставленных им полномочий. В этом случае отношения, возникающие между проверяемым лицом и аудитором, не попадают в сферу действия Закона об аудите, а регулируются другими нормативно-правовыми актами.

Нормативно-правовая база аудиторской деятельности в России прошла в своем развитии несколько этапов.

Первоначально (1987-1993 гг.) нормы об аудите содержались в отдельных правовых актах. На этом этапе отсутствовал единый нормативный правовой акт, регламентирующий отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности.

Следующий этап (1993-2001 гг.) развития нормативно-правовой базы связан с изданием Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2263, утвердившего Временные правила аудиторской деятельности (в настоящее время утратили силу). В данном акте содержалось определение понятия "аудиторская деятельность", устанавливались обязательность лицензирования этого вида деятельности и аттестации аудиторов, их права и обязанности, организация государственного регулирования, которое осуществлялось Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации. Временные правила сыграли положительную роль в организации правового обеспечения аудита и формировании российского рынка аудиторских услуг.

Третий этап связан с развитием аудита в стране и необходимостью совершенствования законодательного обеспечения аудиторской деятельности. Временные правила, сыграв свою важную роль в становлении аудита в стране, уже не отражали в полной мере сложившихся условий на рынке аудиторских услуг. В 2001 г. был принят Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», который изменен 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

Закон об аудите устанавливает более высокие по сравнению с Временными правилами требования к организации аудита, лицам, осуществляющим аудиторские проверки, уточняет понятие аудиторской деятельности, в том числе обязательного аудита, закрепляет принципы аудиторской деятельности, вводит обязанность страхования гражданско-правовой ответственности при обязательном аудите, устанавливает системы контроля качества, аттестации и лицензирования аудиторской деятельности. Этот закон определяет место и роль в организации аудита органов государственности власти, профессиональных аудиторских объединений и других заинтересованных лиц. При этом нормы Закона об аудите имеют приоритет перед нормами других законов, регулирующих отношения в области аудита.

Отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить федеральным законам. Указы Президента Российской Федерации имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам. Они могут приниматься по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента (ст. 80 Конституции РФ), в том числе по вопросам аудиторской деятельности, кроме случаев, когда этот вопрос в соответствии с федеральным законодательством может быть урегулирован только законом [14,213].

На основании и во исполнение федеральных законов, указов Президента РФ Правительство РФ вправе принимать постановления об аудиторской деятельности. В соответствии с п. "б" ч. 1 ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики. Постановления правительства Российской Федерации принимаются на основании и во исполнение нормативных правовых актов, имеющих высшую по сравнению с ними юридическую силу.

В сфере правового регулирования аудиторской деятельности следует учитывать Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2005 г. N 706 «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита», которым утверждены Правила проведения конкурса по отбору аудиторских организаций на проведение обязательной ежегодной аудиторской проверки организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов.

К подзаконным актам, содержащим нормы, регулирующие аудиторскую деятельность, относятся также нормативные правовые акты, издаваемые в пределах своей компетенции уполномоченным федеральным органом государственного регулирования аудиторской деятельности - Минфином России (ст. 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»).

К следующей группе документов, регламентирующих аудит, относятся правила (стандарты) аудиторской деятельности, устанавливающие единые требования к порядку осуществления аудита, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также порядку подготовки аудиторов и оценки их квалификации.

Однако в связи с динамичным развитием аудиторского рынка можно говорить о необходимости дальнейшего совершенствования законодательной базы аудиторской деятельности. Российское законодательство об аудите должно отвечать требованиям Международных стандартов аудита (МСА), включать правила о применении международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и предусматривать меры, обеспечивающие эффективное применение введенных правил, системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов, а также предусматривать действенные меры контроля качества аудиторских услуг.

Работа над поправками к Закону об аудите с учетом направлений развития аудита, намеченных Правительственной концепцией, завершается. Правительство Российской Федерации 13 января 2005 г. на своем заседании рассмотрело поправки к Закону об аудите и одобрило отмену лицензирования аудиторской деятельности (в качестве замены этой формы контроля должно выступить обязательное членство аудиторов в аккредитованных аудиторских объединениях), передачу профессиональным объединениям аудиторов ряда функций - функции по организации и проведению аттестации, по повышению квалификации аудиторов, ведению реестров аудиторов и аудиторских организаций.

Аудит нематериальных активов регулируется следующими нормативными документами (таблица 1).

Таблица 1

Основные нормативные документы по аудиту нематериальных активов

Характер документа

Дата принятия и номер

Наименование документа

Федеральный закон

21.11.96 г. N 129-ФЗ

«О бухгалтерском учете»

Приказ Минфина России

27.12.2007 г. № 153н

«Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007

Закон РФ

23.09.1992 г. N 3523-I

«О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»

Закон РФ

09.07.1993 г. N 5351-I

«Об авторском праве и смежных правах»

Патентный закон РФ

23.09.1992 г. N 3517-I (в ред. Федеральных законов от 07.02.2003 г. № 22-ФЗ, от 02.02.2006 г. № 19-ФЗ)

Закон РФ

23.09.1992 г. N 3520-I «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (в ред. Федерального закона от11.12.2002 г. № 166-ФЗ)

Закон РФ

23.09.1992 г. N 3526-I «О правовой охране топологий интегральных микросхем» (в ред. Федеральных законов от 09.07.2002 № 82-ФЗ, от 02.11.2004.№ 127-ФЗ, от 02.02.2006 № 19-ФЗ)

 

Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/07. Утверждено приказом Минфина РФ от 27.12.2007 № 153 н (в посл. ред. Приказа Минфина РФ от 24.12.2010 № 186н). В этом документе установлены основополагающие правила бухгалтерского учета нематериальных активов: критерии признания актива в качестве нематериального, формирование первоначальной стоимости в зависимости от способа приобретения в собственность, способы начисления амортизации, а также бухгалтерского учета операций, связанных с предоставлением права на использование нематериального актива.

Необходимость совершенствования законодательства об аудите связана также с тем, что требуется более четкое соответствие между рядом норм специального законодательства и нормами других отраслей законодательства, в частности административного, уголовного и т.п.

 

1.3 Методология аудита нематериальных активов

 

В хозяйственной деятельности большинства предприятий нематери­альные активы составляют сравнительно немногочисленную группу объ­ектов учета и операции с ними не носят систематического характера. Поэтому аудиторские процедуры должны быть направлены, как правило, на сплошное изучение систем их учета и контроля.

Информационная база, используемая аудитором при проверке нематериальных активов, включает:

- основные нормативные документы, регулирующие вопросы организации бухгалтерского учета и налогообложения нематериальных активов;

- положение об учетной политике организации;

- регистры синтетического и аналитического учета нематериальных активов, используемые в организации;

- первичные документы по отражению операций с нематериальными активами;

- бухгалтерскую отчетность.

Аудитор знакомится с основными положениями учетной политики организации, раскрывающими методологию учета нематериальных активов:

- способами начисления амортизационных отчислений (в целом или по каждому виду нематериальных активов);

- перечнями объектов нематериальных активов, по которым не производится начисление амортизации;

- утвержденными организацией формами первичных документов для учета нематериальных активов;

- сроками проведения инвентаризации нематериальных активов;

- документооборотом по учету нематериальных активов;

- перечнем счетов и субсчетов, используемых для учета операций с нематериальными активами.

Для проверки операций с нематериальными активами используются регистры синтетического и аналитического учета в зависимости от применяемых форм учета [35,218].

Информация о работе Аудит нематериальных актов