Аудит нематериальных актов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 16:26, дипломная работа

Описание

Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические и методологические основы аудита нематериальных активов 5
1.1 Экономическая сущность нематериальных активов 5
1.2 Нормативно-законодательная база по аудиту нематериальных активов 10
1.3 Методология аудита нематериальных активов 17
Глава 2. Технико-экономическая характеристика ОАО «Смоленский завод металлоконструкций» 23
2.1 Основные экономические показатели деятельности 23
2.2 Организация бухгалтерской работы................................................. 28
2.3 Постановка учетной работы с нематериальными активами 49
Глава 3. Современное состояние аудита нематериальных активов в ОАО «Смоленский завод металлоконструкций» и пути его совершенствования 53
3.1 Порядок проведения аудита нематериальных активов...................... 53
3.2 Пути совершенствования аудита нематериальных активов 56
Выводы и предложения 69
Список использованных источников 71
Приложения 74

Работа состоит из  1 файл

Диплом аудит нма.doc

— 455.50 Кб (Скачать документ)

Рисунок 2 - Взаимосвязь метода бухгалтерского учета и учетной политики предприятия

 

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации (п. 5 ПБУ 1/08).

При этом утверждаются:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета;

- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы внутренней бухгалтерской отчетности;

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

- методы оценки активов и обязательств;

- правила документооборота и технология обработки учетной информации;

- порядок контроля за хозяйственными операциями;

- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Таким образом, учетная политика формируется главным бухгалтером и служит главным образом для нужд бухгалтерского учета, однако касается деятельности практически всех других структурных подразделений организации и их работников (например, в части форм первичных документов и правил документооборота) и безукоснительно ими соблюдаются. При необходимости к разработке учетной политики могут быть привлечены также внешние консультанты, например, для обоснования и оптимизации способов ведения учета, для выбора наиболее соответствующего из возможных вариантов организации учета на основе анализа нормативной базы и особенностей бизнеса организации.

Форма учетной политики нормативно не регламентирована. Поэтому сформированная учетная политика изложена непосредственно в приказе. В этом случае она имеет исключительно текстовый формат с выделением отдельных пунктов.

Более удобна табличная форма построения учетной политики, что можно порекомендовать применить в следующем году на ОАО «Смоленский завод металлоконструкций». При этом утверждаемая приказом учетная политика является самостоятельным законченным документом (например, положением), имеющим собственную логическую структуру и форму, соответствующую целям ее создания. В этом случае учетная политика становится приложением к соответствующему приказу. Табличная форма построения учетной политики делает этот документ более структурированным, с наглядными ссылками на нормативные документы, являющиеся обоснованием (основанием) для выбранного организацией способа ведения бухгалтерского учета. Табличная форма позволяет графически выделить в общем объеме документа отдельные разделы, соответствующие конкретным объектам или направлениям учета. Все это облегчает последующее использование учетной политики работниками организации в процессе ежедневной работы. Особенно актуально это в том случае, если бухгалтерская служба имеет сложную иерархическую структуру с разделением учетных работ по направлениям, как в ОАО «Смоленский завод металлоконструкций».

Учетная политика организации содержит ряд приложений, как минимум, рабочий план счетов бухгалтерского учета, применяемый в данной организации, документооборот и формы внешней бухгалтерской отчетности, разработанные на основе образцов, рекомендованных Минфином России. Утвержденная учетная политика содержит приложения: дополнительно разработанные в организации формы первичных учетных документов, детальные методики разработанных способов ведения учета и др. Однако при этом не следует забывать, что утвержденная учетная политика со всеми поименованными в ней приложениями является официальным документом и может быть запрошена в ходе проведения различных проверок и судебных разбирательств, представлена учредителям и т. п.

В учетной политике целесообразно предусмотреть два раздела: организационно-технический и методический.

Организационно-технический раздел определяет:

- организацию ведения бухгалтерского учета;

- форму бухгалтерского учета;

- технологию обработки учетной информации;

- порядок проведения инвентаризаций;

- организацию системы внутреннего контроля;

- порядок документооборота;

- рабочий план счетов бухгалтерского учета.

При этом порядок организации бухгалтерского учета должен устанавливать способ его ведения и степень централизации (при наличии в организации филиалов), структуру бухгалтерии. В учетной политике на ОАО «Смоленский завод металлоконструкций» существование двух разделов не отражено.

Технология обработки учетной информации прямо зависит от степени автоматизации учетных процессов. В приложение целесообразно вынести общий перечень и формы составляемых бухгалтерских регистров и инструкции по их заполнению. Порядок проведения инвентаризации должен определять перечень имущества и обязательств, подлежащих инвентаризации, даты и сроки проведения плановых инвентаризаций. Внутренний контроль, как правило, осуществляется в организации силами контрольно-ревизионной комиссии, деятельность которой регламентируется соответствующим положением. Поскольку документооборот и рабочий план счетов представляют собой довольно объемные документы, они включены в приложение к учетной политике. Также в составе приложений следует привести применяемые в организации (разработанные ею в порядке дополнения атрибутов типовых форм или полностью) формы первичных документов, по которым не предусмотрены типовые формы, формы внутренней бухгалтерской отчетности (в первую очередь, это актуально для организаций, имеющих сложную внутреннюю структуру), а также формы внешней бухгалтерской отчетности, разработанные на основе образцов, рекомендованных Минфином России. Данная рекомендация также не отражена в учетной политике ОАО «Смоленский завод металлоконструкций». Непосредственно в учетной политике целесообразно установить критерий существенности показателей для раскрытия в составе бухгалтерской отчетности.

Поскольку учетная политика конкретизирует способы учета и оценки практически всех активов и обязательств организации, поэтому они сгруппированны по признаку:

• в последовательности отражения показателей в составе бухгалтерского баланса по статьям (по мере повышения ликвидности -нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения и т. д.);

Анализ учетной политики за 2009-2010 гг. показал, что в ОАО «Смоленский завод металлоконструкций», выполняющих функции заказчика (не инвестора), в дополнение к общим вопросам при формировании учетной политики учитываются следующие особенности:

В части учета нематериальных активов амортизацию начислять линейным способом с использованием счета 05 «Амортизация нематериальных активов».

В части учета материально-производственных запасов.

Материалы поставки заказчика отражаются на отдельном субсчете "Строительные материалы", открываемом к счету 10 "Материалы". Особенностью движения этих материалов является то, что они приобретаются исключительно для передачи подрядной организации, а также то, что сроки их хранения, как правило, являются определенными. Так как стоимость списанных материалов на себестоимость продукции, работ или услуг основного производства не влияет, используется метод оценки материалов по фактической себестоимости единицы запасов. Документы системы нормативного регулирования бухгалтерского учета допускают установление разных методов оценки (при списании) в отношении различных групп материально-производственных запасов.

Специфическим видом материально-производственных запасов, учитываемых организацией, выполняющими функции заказчика по договору строительного подряда, является оборудование к установке. По данному виду запасов установлен метод учета по счету 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей". Списание стоимости оборудования к установке и дальнейшее ее включение в стоимость незавершенного строительства (и инвентарной стоимости законченных строительством объектов) также имеет свои особенности, которые должны учтены на предприятии при разработке графика документооборота.

В части учета объемов незавершенного строительства

Незавершенное строительство учитывается на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" по соответствующим субсчетам. Поэтому в учетной политике организации-застройщика предусмотрен отдельный раздел, регулирующий организацию учета данного вида активов. В частности, в рабочем плане счетов указаны субсчета второго и последующих порядков. В организации-застройщике к счету 08 должны открываться, как минимум, субсчета "Строительство объектов основных средств" (для учета строительно-монтажных работ и смонтированного оборудования) и "Приобретение отдельных объектов основных средств" (для учета оборудования, не требующего монтажа). В учетной политике ОАО «Смоленский завод металлоконструкций» эти субсчета не отражены.

Для организации аналитического бухгалтерского учета по видам затрат (строительные работы, монтажные работы, прочие затраты) открываются соответствующие субсчета третьего порядка.

Для детализации отдельных видов расходов (прочих) открываются субсчета четвертого и последующих уровней.

Кроме того, в учетной политике отражены организационные аспекты, связанные с учетом капитальных вложений.

График документооборота, помимо обычных элементов, включает документооборот, посредством которого оформляется передача законченных строительством объектов инвестору (или инвесторам), финансирующим строительство на условиях долевого участия.

В части учета производственных затрат.

Основной вид деятельности организаций-заказчиков - оказание соответствующих услуг, а доходом от реализации таких услуг является вознаграждение, уплачиваемое инвестором или удерживаемое из сумм поступившего финансирования. В учетной политике вопросы, регулирующие учет производственных затрат, следует решать, не забывая об этих особенностях.

Если организация, помимо участия в строительстве в качестве специализированного заказчика, осуществляет собственное строительство хозяйственным способом, то в учетной политике определен порядок распределения общехозяйственных расходов.

Изготовление некоторых видов строительных материалов осуществляется в организации, поэтому предусмотрено ведение счета 23 "Вспомогательные производства" (обособленного субсчета к счету 23), как это определено Планом счетов (Инструкцией по применению Плана счетов). В части учета денежных средств.

Отражен порядок учета средств целевого финансирования на расчетном счете (51 "Расчетные счета") или на отдельном счете, открываемом в составе специальных счетов, движение средств, на котором отражается на субсчете к счету 55 "Специальные счета в банках". В части учета средств целевого финансирования.

В учетной политике предусмотрен порядок отражения в учете движения поступивших сумм, а также порядок формирования и предоставления отчетности об использовании поступивших средств. При формировании учетной политики в организации, выполняющей функции подрядной строительной организации, учтены следующие особенности:

- в графике документооборота учтены особенности расчетов с заказчиками и субподрядчиками (генподрядчиками) по суммам полученных строительных материалов и оборудования к установке;

- организации-генподрядчику предусмотрено открытие к счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" отдельных субсчетов второго порядка для учета расчетов с заказчиками и субподрядчиками;

- если строительно-монтажные работы оплачиваются посредством перечисления авансов, в составе которых учитываются не только денежные средства, но и материалы и суммы арендной платы за аренду зданий и сооружений, то к счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" открываются дополнительные субсчета второго порядка для учета авансов и третьего порядка для учета авансов по видам;

- организован учет финансовых результатов (счет 99 "Прибыли и убытки") по видам поступлений. При этом следует учитывать не только нормы Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, но и требования ПБУ 2/08 «Учет договоров строительство».

Данные бухгалтерского учета описывают непрерывно меняющиеся ситуации, в которых находится предприятие. Такое описание нельзя назвать беспристрастным, ибо оно делается всегда в интересах тех или иных участников этих ситуаций. И каждый из участников, по мере возможностей анализируя причины возникшей ситуации, старается принять управленческое решение, которое приведет от сложившейся ситуации к другой, желаемой лучшей ситуации.

Однако каждая такая ситуация представляет сложное переплетение юридических и экономических отношений, а поскольку бухгалтерский учет выполняет юридические и экономические функции, то и применяемые на основании его информации решения должны обеспечивать реализацию обеих названных функций.

Управленческое решение и схема его принятия на ОАО «Смоленский завод металлоконструкций».

1. Цель — это обеспечение равномерного поступления платежей и столь же равномерного погашения обязательств. Теперь, что нужно руководителю ОАО «Смоленский завод металлоконструкций» чтобы решить эти задачи:

а) прежде всего, это постоянный анализ дебетовых и кредитовых записей по счетам денежных средств. Здесь может возникнуть одна серьезная трудность: записи по счетам, открытым в банках должны соответствовать записям по нашим бухгалтерским счетам. Однако в жизни, если соблюдается правило, согласно которому записи по банковским счетам должны быть адекватны банковской выписке, то это необязательно отражает реальное состояние дел, ибо между распоряжением банку на списание денег и фактом списания проходит всегда какое-то время, иногда достаточно большое. Например, предприятие оплатила поставку товаров или полученную услугу чеком. Получатель чека может предъявить его к оплате через достаточно большой промежуток времени, следовательно, при существующих правилах все время, пока не будет банком фирмы списан со счета фирмы этот платеж, остаток по счету в бухгалтерском учете окажется завышенным. Следовательно, при управлении денежными потоками надо принимать во внимание не только банковские выписки, но и уже оформленные расходные платежные документы.

Информация о работе Аудит нематериальных актов