Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:21, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение состояния учета и аудита основных средств, рассмотрение методологических основ проведения аудита основных средств, определение направлений их совершенствования в современных условиях.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи курсовой работы:
- раскрыть теоретические аспекты основных средств, а именно: экономическую сущность, цель и задачи, нормативное регулирование аудита основных средств в Украине;
- изучить организацию аудита основных средств на исследуемом предприятии;
- рассмотреть документальное оформление аудиторской проверки основных средств;
Введение………………………………………………………..………………….4
Раздел 1. Теоретическое обоснование аудита основных средств
1.1. Экономическая сущность и учет основных средств…………...……….....7
1.2. Цель, задачи, источники и методические приемы аудита основных средств …………...................................................................................................20
Раздел 2. Организация и методика аудита основных средств ДП санаторий «Победа»
2.1. Подготовительная стадия аудиторского процесса ………...……………..28
2.2. Организация и процедура проведения аудиторской проверки…………..33
Раздел 3.Документальное оформление аудиторской проверки
3.1. Рабочие документы и ведение аудиторского досье………………………40
3.2. Итоговые документы аудита……………………………………………….43
Выводы и предложения ……...…………………………………………………45
Список использованных источников……………
- Внимание к специфическим областям аудита
- Сущность и
объем аудиторских
- Работа внутренних
аудиторов и масштабы их
- Вовлечение
других аудиторов в аудит
- Вовлечение экспертов.
Аудитор документально оформляет свой общий план. Форма и размер документации изменятся в зависимости от масштаба и сложности аудита.
Аудитору подготовливает в письменном виде программу аудита, устанавливающую процедуры, необходимые для выполнения аудиторского плана. При подготовке аудиторской программы аудитор, имея разъяснение системы учета и связанного внутреннего контроля, полагается на определенные виды внутреннего контроля для установления сущности, времени проведения и объема требуемых аудиторских процедур. Аудитор определяет, что использование внутреннего контроля является эффективным путем проведения аудита. Однако аудитор может решить не использовать данные внутреннего контроля, если есть другие, более эффективные методы получения достаточных аудиторских доказательств. Аудитору предусматривает приемлемое время проведения процедур, комбинацию любых содействий со стороны клиента, наличие в его распоряжении ассистентов, а также вовлечение других аудиторов или экспертов по отдельным вопросам. Аудиторский план и связанная с ним программа пересматриватются по мере выполнения работы на основе аудиторского анализа внутреннего контроля, его предварительной оценки и результатах его независимых процедур, а также процедур согласования.
В целом можно сделать вывод, что использование компьютерных средств улучшает информационный доступ, координацию деятельности работы подразделов, и решает значительный круг внутренней управленческой проблемы предприятия. С помощью компьютерной программы осуществляется формирование контрольных данных, приемы документального контроля. В отдельных случаях система внутреннего контроля не отвечает требованиям научного управления из причины методологического, методического и организационного характера. В связи с этим возникает потребность разработать методы оптимизации контрольной системы предприятия. Среди методов повышения эффективности функционирования системы внутреннего контроля в современных предприятиях предлагается применять следующие: метод распределения полномочий и ответственности между работниками, ротация кадров, осуществления контроля за отдельными направлениями предпринимательской деятельности, усовершенствования контроля при планировании продажи, сбора информации и формирования дела-досье, на покупателей и заказчиков, диагностики и прогнозирования проблемы.
Применение
приведенных методов в
2.2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ
Первое, что подлежит проверке при аудите основных средств - это учетная политика предприятия. Потому что, перед проверкой учета надо проверить, как этот учет на предприятии организован. В учетной политике в соответствии с П (С) БУ № 7 "Основные средства" должны быть указаны методы оценки основных средств, их классификация на предприятии, методы амортизации, признаки включения объектов в состав основных средств и прочее. Аудитор проверяет соответствие учетной политики действующему законодательству и бухгалтерским требованиям в отношении основных средств. Аудитор проверяет, насколько целесообразно применять ту или иную форму организации бухгалтерского учета, соответствует ли она конкретным условиям работы предприятия. Проверке подлежит также состояние синтетического учета и его связи с данными аналитического учета.
Аудиторская проверка должна отвечать некоторым требованиям и составляться из определенных этапов. Условно можно выделить три этапа:1) планирование;2) сбор аудиторских доказательств;3) завершение аудита.
На первом этапе аудитор:
- Прежде знакомится
с клиентом (это означает понимание
деятельности клиента,
- Оформляет свои отношения с клиентом контракту и (или) письмом - обятельством;
- Рассчитывает
уровень существенности
- Оценивает аудиторские риски;
- Готовит общий план и программу аудита.
В соответствии с требованиями правил (стандарта) аудиторской деятельности "Планирование аудита" ниже приведено содержание и форма программы аудита основных средств.
Таблица 4.1
Перечень вопросов и процедур, которые проверяет аудитор
№ в/п |
Перечень вопросов |
Процедуры |
Определены ли материально-ответственные лица за сохранение основных средств? |
Проверка документов | |
Заключины ли договора с материально-ответственными лицами, которые отвечают за сохранение основных средств? |
Проверка документов | |
Оснащены или нет помещения пожарно-охранной сигнализацией? |
Проверка документов, устный опрос персонала | |
Организован ли порядок вывоза материальных средств с территории организации? |
Проверка документов, устный опрос персонала | |
Проводилась ли инвентаризация основных средств, как оформлены ее результаты? |
Проверка документов | |
Правильность отнесения предметов к основным средствам? |
Проверка документов | |
Правильность начесления амортизации по основним средствам, в тому чисеі ускоренной? |
Проверка документов и арифметические расчеты | |
Правильность проведения переоценки основних средств и оформления ее результатов |
Проверка документов | |
Правильность разделения основных средств по назначению (производственные и непроизводственные) |
Проверка документов, устный опрос персонала, инвентаризация | |
Правильность оценки основных средств |
Проверка документов и соблюдение правил учета | |
Правильность оформления первичных документов, по поступлению и выбытию основных средств |
Проверка документов и соблюдение правил учета | |
Правильность начисления НДС при бесплатной передаче основных средств |
Проверка документов | |
Правильность начисления налога на прибыль при реализации основных средств |
Проверка документов | |
Применяется ли индекс инфляции
для целей налогообложения |
Проверка документов | |
Правильность отображения в учете операций, связанных с арендой основных средств |
Проверка документов и соблюдение правил учета | |
Правильность отображения в учете лизинговых операцый |
Проверка документов и соблюдение правил учета | |
Правильность отображення в учете затрат на ремонт основных средств |
Проверка документов и соблюдение правил учета | |
Правильность корреспонденции счетов по учету основных средств |
отслеживание | |
Соответствие записей аналитического и синтетического учета записям в формах бухгалтерской отчетности по счету 10 “Основные средства” |
отслеживание |
Методика проведения аудита основных средств включает следующие этапы проверки.
I. Проверка основных средств
1.1. Поступление основных средств - проверяется правильность отображения в учете поступления основных средств, правильность бухгалтерского учета оприходования их независимо от формы собственности предприятия.
Аудитору проверяет создана ли комиссия приема основных средств и оформления ее результатов, как оформлены договоры купли-продажи основных средств, протоколы договорных цен, правильность указания первоначальной стоимости в актах приемки-передачи основных средств. Важным условием сохранения основных средств является проведение их инвентаризации, поэтому в процессе контроля проверяет полноту и своевременность ее проведения и правильность отображения результатов. Это нужно, чтобы убедиться насколько можно доверять результатам инвентаризации и уменьшить аудиторский риск. Аудитор должен проверить правильно выделен НДС при приобретении основных средств. Аудитору также сосредотачивает внимание на порядке формирования первоначальной стоимости отдельных объектов основных средств в случаях, когда в документах, сопровождающих покупку, указано стоимость не каждому объекту отдельно, а нескольких объектов вместе. Первоначальную стоимость приобретенных объектов устанавливают пропорционально справедливой стоимости, исходя из фактических затрат на приобретение.
1.2. Выбытие основных средств - проверка разрешения и порядке ликвидации основных средств, а также бухгалтерских записей, отражающих ликвидации, реализацию, бесплатное передачи основных средств и т.д. независимо от формы собственности предприятия.
При проверке ликвидации основных средств в связи с износом или повреждения рассматриваются акты на ликвидацию основных средств. Проверяет утвержден ли соответствующий акт руководителем предприятия, и сделана ли отметка бухгалтерии о фиксации выбытия инвентарного объекта в инвентарной картотеке.
II. Проверка начисления износа (амортизации) на основные средства - проверяется применением предприятием норм износа основных средств согласно с действующим законодательством; порядка начисления предприятием износа (амортизации) основных средств, применение ускоренных норм амортизации; правильность отражения в учете износа основных средств в зависимости от форм собственности.
III. Проверка проведения индексации основных средств - проверяется наличность проведения индексации балансовой стоимости основных средств; правильность применения коэффициентов индексации, использование понижающих коэффициентов амортизации основных средств; порядка отражения в учете результатов индексации основных средств.
Необходимо
проверить отражение в соответс
IV. Проверка
порядка отражения ремонта
V. Проверка соответствия, полноты и достоверности учета основных средств.
На последнем этапе аудита основных средств проверяют соответствие первичных документов синтетическим регистрам учета. Для этого сверяются данные инвентарных карточек учета основных средств с данными, актов приемки-передачи основных средств, акты ликвидации, разрешения на реализацию, журнала-ордера № 13, Главной книги и финансовой отчетности предприятия, баланса-формы № 1.
При проверке аудитор ориентируется на возможные отклонения в учетных данных, которые могут повлиять на достоверность отчетных показателей. К типичным ошибкам и отклонений относятся:
1) аналитический учет основных средств не ведется в инвентарных карточках (ОС-6);
2) материальная
ответственность организуется
3) оприходование основных средств не по цене их приобретения;
4) несоответствие информации о наличии основных средств по данным Главной книги информации об их остатках по данным ОС-6, что нередко ведет к неправильному начислению амортизации;
5) в состав
первоначальной стоимости
6) при покупке основных средств у физических лиц не всегда взимается налог;
7) начисление
износа основных средств
8) предприятие продолжает начислять износ на объекты с истекшим сроком эксплуатации;
9) неправомерное ускоренное начисление износа основных средств;
10) при передаче основных средств в качестве вклада в уставный капитал другого предприятия сумма превышения их договорной стоимости над балансовой нередко включается в состав расходов будущих периодов, а по мере начисления дивидендов присоединяется к балансовой прибыли.
Завершающий этап.
На основе составленных рабочих документов
аудитор составляет промежуточный
отчет о состоянии
РАЗДЕЛ 3. ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ АУДИТА
3.1 РАБОЧИЕ
ДОКУМЕНТЫ И ВЕДЕНИЕ
Документальное оформление аудиторской проверки проводится на основании статей 7,21 Закона Украины "О аудиторской деятельности", национальных нормативов аудита:
Аудитор должен
отражать в рабочих документах информацию
о планировании аудиторской работы,
характере, временных рамках и объёме
выполненных аудиторских
Рабочие документы обычно содержат: информацию, касающуюся юридической и организационной структуры объекта; копии важных юридических документов, протоколов; документы, подтверждающие процесс планирования, включая программы аудиторской проверки; доказательства понимания аудитором систем бухгалтерского учёта и внутреннего контроля. Также в состав рабочих документов входят таблицы, графики, сделанные на основе анализа существенных коэффициентов и тенденций; таблицы с данными о расхождениях, выявленных в результате проверки тождественности показателей отчётности и учётных регистров. В рабочие документы аудитор включает и записи о характере, сроках и объёме выполненных процедур и результатах таких процедур; указание на то, кто выполнял аудиторские процедуры; копии сообщений, направленных другим аудиторам, экспертам и третьим лицам и полученных от них; выводы, сделанные аудитором по важным аспектам аудита; копии отчётности и аудиторского заключения.
Аудитор составляет следующие рабочие документы: реестр проверки корреспонденции счетов, реестр проверки амортизации основных средств. С помощью этих документов, аудитор выявляет ошибки, допущенные при учете расходов и учете в целом. Совокупность рабочих док-тов, составленных до начала и в ходе проверке финансовой отчетности предприятия клиента представляет собой аудиторское досье. Рабочие док-ты в досье должны находится в определенной последовательности: организационные; административные; док-ты аудиторских процедур по отдельным статьям годового отчета; другие аудиторские данные; выводы (заключение); рекомендации.