Аудит продажи продукции (работ, услуг)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 22:18, курсовая работа

Описание

Цель исследования обусловила постановку и последовательное решение следующих задач:
- Изучить нормативную базу на исследуемом участке учета.
- Рассмотреть существующие методики аудиторской проверки продаж.
Предметом исследования являются существующие методики организации и проведения аудиторской проверки продаж.

Содержание

Введение

1. Цель, задачи, информационное обеспечение аудита

2. План и программа аудита 10

3. Аудит системы внутреннего контроля предприятия продажи продукции, выполнения работ и оказания услуг 15

4. Порядок проведения аудита продажи продукции, выполнения работ и оказания услуг 19

5. Обобщение и оформление результатов аудиторской проверки 24

Заключение 30

Список использованной литературы 33

Работа состоит из  1 файл

курсовик. переделанный.doc

— 175.00 Кб (Скачать документ)

При оценке системы внутреннего контроля за проданную продукцию аудитор составляет опросный лист, прослеживающей поступление выручки и ее оприходование. Прослеживание этих операций позволяет дать оценку правильности отражения в учете и финансовой отчетности объемов продажи, торговой наценки, своевременности и полноты сдачи денежной выручки бухгалтерией и дальнейшего использования денежной наличности. Отсутствие процедур контроля или их недостаточное осуществление в учете денежной выручки при продажи продукции дает основание аудитору для низкой оценки системы внутреннего контроля.

К процедурам контроля продажи продукции, принятым руководством аудируемого лица относится:

-  подотчетность одних работников другим;

-  сравнение данных, полученных из внутренних источников, с данными внешних источников информации;

-  сравнение и анализ финансовых результатов с плановыми показателями.

В соответствии с выделенными генеральными направлениями цикла продаж (товары, их себестоимость и продажная цена; расчеты и оплата товаров покупателями) нам представляется необходимым систематизировать объекты и аудиторские процедуры, что обеспечит единый стандартизированный подход к разработке плана аудиторской проверки. Перед составлением общего плана аудиторской проверки статей финансовой (бухгалтерской) отчетности «Выручка», «Себестоимость продаж» аудитор должен провести предварительное тестирование систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета. Тесты дня проверки в общем стандартизированном виде представлены в (Приложение 2) [19,c.224].

Результаты тестирования системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета аудитор оценивает на основе своего профессионального суждения. Оценка систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета во взаимосвязи с аудиторскими рисками и существенностью позволяет аудитору определить основные направления (план аудита), объем и перечень процедур (программа аудита) с учетом специфики хозяйственной деятельности торговой организации.

Таким образом, оценка надежности системы бухгалтерского учета (СБУ) и системы внутреннего контроля (СВК) продажи продукции является важной составляющей ознакомления аудиторов с особенностями аудируемого лица. В федеральном правиле (стандарте) №8 "Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценки рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности" отмечено, что аудитору необходимо получить представление о системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица, достаточное для планирования и разработки эффективного подхода к проведению аудита[22,c. 257].

 

 

4. Порядок проведения аудита продажи продукции, выполнения работ и оказания услуг

 

Аудиторские доказательства получают в результате проведения комплекса тестов средств внутреннего контроля и процедур проверки по существу. В некоторых случаях доказательства могут быть получены только путем проведения процедур проверки по существу.

В ходе аудиторской проверки продажи продукции, выполнения работ оказания услуг аудитору необходимо установить[20, c.611]:

- правильность определения производственной себестоимости проданной продукции по видам заказов;

- достоверность отражения фактической себестоимости отгруженной продукции (Дт 45 "Товары отгруженные" Кт 43 "Готовая продукция");

- правильность составления бухгалтерских проводок по учету выпуска и продажи продукции (работ, услуг);

- наличие надлежащим образом оформленных доверенностей на получение продукции в случае ее отпуска покупателям непосредственно со склада;

- правильность отражения в учете результатов инвентаризации готовой продукции;

- соответствие записей аналитического и синтетического учета по балансовым записям счета 43 "Готовая продукция" и счета 40 "Выпуск готовой продукции" записям в главной книге и балансе;

- правильность учета отгрузки готовой продукции.

Рассмотрим более подробно основные этапы аудиторской проверки продажи продукции, выполнения работ и оказания услуг:

- проверка правильности формирования фактической производственной или нормативной себестоимости готовой продукции и отражения ее в учете, а также последовательности применения учетной политики в этой части [13,c.187].

В ходе проверки правильности учета отгрузки и продажи продукции должно быть подтверждено, что:

- операции по продаже надлежащим образом санкционированы;

- на счетах бухгалтерского учета отражены все реально совершенные сделки по продаже;

- продажа своевременно отражена на соответствующих счетах учета;

- стоимостная оценка операций по продаже правильно определена;

- суммы продажи правильно классифицированы;

- суммы дебиторской задолженности по расчетам за поставку продукции (работ, услуг) правильно отражены на соответствующих счетах.

Продажа продукции (работ, услуг) производится по следующим ценам:

-  по свободным отпускным ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС;

-  по государственным регулируемым оптовым ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС;

- по государственным регулируемым розничным ценам и тарифам, включающим НДС (продажа продукции населению и оказанию ему услуг).

Аналитические процедуры проверки предполагают сопоставление данных о продаже за месяце данными других месяцев и всего цикла продажи, ежемесячными прогнозами объемов продажи, данными за соответствующий период прошлых лет.

Следует обратить внимание на порядок отражения продажи продукции (работ, услуг) на счете 90. Выручка от обычных видов деятельности отражается записью:

Дт 62 Кт 90/1.

Одновременно с отражением выручки должна быть списана себестоимость проданных товаров (доход от продажи которых учтен по кредиту субсчета 90/1):

Дт 90/2 Кт 41 (43, 45, 20...).

Сразу после отражения в учете выручки и списания себестоимости должны быть начислены налоги, являющиеся составной частью цены. Они отражаются проводкой:

Дт 90/3 Кт 68.

Таким образом, в ходе аудита продажи продукции, как правило, из нескольких источников и несколькими методами может быть получено достаточное количество качественных аудиторских доказательств, которые могут служить основой для формирования мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

 

 

5. Обобщение и оформление результатов аудиторской проверки

 

Аудиторская проверка продажи продукции (работ, услуг) включает три основных этапа:

-  общее и детальное планирование аудиторской проверки;

-  сбор аудиторских доказательств;

-  завершение аудиторской проверки.

На первом этапе планирование аудиторской проверки предприятий включает в себя:

-  сбор и анализ информации об аудируемом лице; -  подготовка общего плана аудиторской проверки;

-  подготовка детальных программ проведения аудиторских процедур по существу, а также тестов средств контроля.

На втором этапе готовится общий план аудиторской проверки; предполагается использовать процедуры аналитической проверки.

На третьем этапе разрабатывается программа проведения аудиторских процедур по существу для разделов, которые включены в план аудита.

При сборе аудиторских доказательств проводится проверка системы внутреннего контроля и проверка операций по существу. Обе процедуры позволяют выявить в финансовой отчетности продажи продукции существенные искажения.

Проверка системы внутреннего контроля необходима для того, чтобы определить, насколько эффективны принятые на предприятиях методы контроля, призванные уменьшить риск присутствия в отчетности существенных искажений.

Эта проверка включает проверку системы бухгалтерского учета, которая используется аудируемым лицом, и тестирование средств контроля, используемым аудируемым лицом.

Аудиторская проверка продажи продукции, выполнения работ и оказания услуг заканчивается оформлением двух итоговых документов акта аудиторской проверки бухгалтерского учета и достоверности отчетности и аудиторского заключения. В акте аудиторской проверки с достаточной подробностью и доказательностью, однако, без включения малосущественных деталей, аудиторы сообщают клиенту о проделанной работе, о ее основных направлениях и о том, какие из этих направлений подвергнуты сплошной проверке, а какие выборочной. После этого указываются выявленные недостатки в последовательности, соответствующей их значимости. При этом в акте наряду с отмеченными недостатками должны быть изложены конкретные рекомендации по их исправлению и недопущению в будущем. Вместе с тем аудиторы не должны сами делать такие исправления, то есть выполнять работу персонала бухгалтерии.[3,125]. Акт аудиторской проверки является строго конфиденциальным документом, с содержанием которого аудиторы не вправе без согласия на это клиента знакомить третьих лиц, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством (выявление хищений, мошенничества и других особых случаев). В связи с этим акт аудиторской проверки составляется в двух экземплярах, одни из которых передается аудиторами лично главному бухгалтеру предприятия или лицу, его замещающему, а второй экземпляр остается в аудиторской организации, проводившей проверку, для последующего контроля за устранением выявленных недостатков.

После подготовки проекта акта аудиторы знакомят с его содержанием руководство предприятия, рассматривают высказанные при этом возражения и замечания, при необходимости вносят в акт соответствующие коррективы и подписывают его. Аудиторское заключение официальный документ, дающий оценку достоверности бухгалтерского учета и отчетности аудируемого предприятия, подтвержденный подписью имеющего лицензию руководителя проверяющей группы аудиторской фирмы и печатью этой фирмы. В случае, если проверка осуществлялась самостоятельным независимым аудитором, имеющим лицензию, то подтверждение заключения производится его подписью и личной печатью. Возможны четыре вида аудиторских заключений продажи продукции:

- заключение без замечаний (безоговорочное заключение);

- заключение с замечаниями (заключение с оговорками);

- отрицательное заключение;

- заключение не дается совсем, либо дается отказное заключение.

Первый вид заключения аудиторами дается в том случае, если не было обнаружено ошибок и недостатков в отчетности, а финансовое положение устойчиво и, по мнению аудиторов, не вызывает каких-либо опасений. Однако такое положение маловероятно и, скорее всего, имеет место один из двух вариантов: ошибки аудиторами найдены, но вносить соответствующие исправления нецелесообразно, либо аудиторская проверка произведена недостаточно профессионально или недобросовестно.

Заключение с замечаниями делается при выявлении аудиторами отдельных легко устранимых недостатков, в целом не меняющих положительной оценки состояния бухгалтерского учета и отчетности. По всем выявленным недостаткам аудиторы обязаны дать свои рекомендации и проконтролировать их выполнение.

Отрицательное заключение дается в случае выявления серьезных нарушений и запущенности бухгалтерского учета и отчетности, в связи с чем бухгалтерская документация квалифицируется как недостоверная.

Четвертый вариант завершения аудиторской проверки возможен, если аудиторам не предъявляются все материалы, необходимые для оценки состояния бухгалтерского учета и отчетности. В результате аудиторы вынуждены прекратить проверку, официально уведомив об этом предприятие и свою вышестоящую организацию.

После проведения всех необходимых процедур продажи продукции аудитор должен оценить полноту и качество всех пунктов плана и программы аудита. Далее аудитор должен оценить общую величину ошибки отчетности, осуществить просмотр документов, проконтролировать работу выполненную ассистентами аудитора, установить соответствие аудиторским стандартам. На заключительном этапе аудитору необходимо оценить события и факты хозяйственной деятельности, произошедшие до даты подписания аудиторского заключения, а также после отчетной даты, но до даты представления отчетности пользователя.

Дата подписания аудиторского заключения и отражения в нем событий, произошедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности. Данным стандартом определены неопределенные обязательства, потенциальные будущие обязательства экономического субъекта на неточно известную сумму, являющуюся результатом его предшествующей деятельности и существенно изменяющей его финансовое положение по сравнению с тем которое отражено в бухгалтерской отчетности. Все действия аудиторских фирм в отношении событий и фактов, произошедших после даты составления и (или) представления бухгалтерской отчетности, и все решения по таким событиям и фактам должны быть отражены в рабочих документах аудитора. После проведения процедур аудитор может составить отчет (если это предусмотрено договором).

В ходе проведения аудиторской проверки проданной продукции сотрудниками аудиторской организации и привлеченными специалистами заполняются внутрифирменные стандартные документы и формы, составляются рабочие отчеты аудиторов в соответствии со сроками проведения проверки, планом и программой аудита.

По окончании аудиторской проверки продажи продукции вся рабочая документация, аудиторский отчет и заключение комплектуются в отдельную папку в порядке идентификационных номеров, которая сдается на хранение ответственному работнику аудиторской организации, назначенному приказом руководителя. При этом необходимо убедиться, что все рабочие документы оформлены аккуратно, на бумажных носителях и средствами, обеспечивающими сохранность записей не менее 5 лет, а информация, содержащаяся в них, легко читаема, однозначна.

Информация о работе Аудит продажи продукции (работ, услуг)