Аудит расчетов с покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 11:17, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение особенностей проведения аудиторских проверок расчетных операций с покупателями и заказчиками.
В соответствии с поставленной целью можно сформулировать сле-дующие задачи:
1 Изучить сущность, цель и задачи аудита расчетов с покупателями и заказчиками;
2 Раскрыть особенности изучения СВК расчетов с покупателями и за-казчиками;
3 Составить план и программу аудита расчетов с покупателями и заказчиками;
4 Охарактеризовать аудиторские процедуры в отношении расчетов с покупателями и заказчиками.

Содержание

Введение 4
1 Аудит расчетов с покупателями и заказчиками 6
1.1 Экономическая сущность расчетов с покупателями и заказчиками,
некоторые аспекты учетной политики по учету 6
1.2 Формы расчетов с покупателями и заказчиками 10
1.3 Цели, задачи аудита расчетов с покупателями и заказчиками 13
1.4 Нормативное правовое регулирование и информационная база аудита
расчетов с покупателями и заказчиками 15
1.5 Оценка неотъемлемого риска и уровня существенности 19
1.6 Изучение системы СВК 23
2 Технология проведения аудита расчетов с покупателями и заказчиками 27
2.1 План и программа аудиторской проверки расчетов с покупателями и
заказчиками 27
2.2 Проверка оформления договоров с покупателями и заказчиками 31
2.3 Проверка правильности занесения данных счетов покупателей в учетные
регистры 32
2.4 Проверка реальности дебиторской задолженности 34
2.5 Аудит раскрытия информации о расчетах с покупателями и заказчиками в бухгалтерской отчетности 39
Заключение 44
Библиографический список 46
Приложение А. Тестовые вопросы для проведения оценки системы
внутреннего контроля при планировании аудита расчетов
с покупателями и заказчиками 49

Работа состоит из  1 файл

аудит с покурпателями исправлен курс хор.doc

— 554.50 Кб (Скачать документ)

      И.Н. Богатая и Н.Т. Лабынцев считают, что должны быть решены следующие задачи:

      — проверка правильности оформления первичных документов по реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг с целью подтверждения мости возникновения дебиторской задолженности;

      — подтверждение своевременности  погашения и правильности отражения  на счетах бухгалтерского учета дебиторской задолженности;

      — оценка правильности оформления и отражения  в учете предъявленных претензий [14, с. 316].

      Эти основные вопросы аудитор должен изучить, дать им оценку, высказать суждение в аудиторском заключении и сделать предложения по выявленным нарушения и отступлениям от установленных правил учета.

      Условно аудиторскую проверку расчетов с  покупателями и заказчиками можно  разбить на 3 этапа: планирование аудита, проведение аудита по существу и завершение аудита.

      1.4 Нормативное правовое регулирование  и информационная база аудита расчетов с покупателями и заказчиками

      При аудиторской проверке используются следующие основные зако-нодательные и нормативные документы, систематизированные в разрезе вну-тренних и внешних источников в таблице 1.

      Таблица 1 –  РД 1 -  Нормативная база аудита

Внешняя нормативная база

п/п

Наименование  нормативного правового акта Дата Номер
1 2 3 4
1 Гражданский кодекс РФ (часть первая) 30.11.1994, ред. 29.06.09 51-ФЗ
2 Гражданский кодекс РФ (часть вторая) 26.01.1996, ред. 09.04.09 14-ФЗ
3 Налоговый кодекс РФ (часть первая) 31.07.1998, с изм. и доп.01.01.09 146-ФЗ
4 Налоговый кодекс РФ (часть вторая) 05.08.2000, с изм. и доп. 01.07.09 117-ФЗ
5 Федеральный закон  «О бухгалтерском учете» 21.11.1996, ред. 03.11.2006 129-ФЗ
6 Федеральный  закон   «Об аудиторской деятельности» 30.12.08 307-ФЗ
7 Приказ Минфина  РФ «Об утверждении Положения  по ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности в  РФ 29.07.1998, ред. 26.03.07 34-н
1 2 3 4
8 Приказ Минфина РФ «Об утверждении Плана    счетов    бухгалтерского   учета финансово- хозяйственной

деятельности  организаций    и    Инструкции    по    его применению»

31.10.2000, ред. 18.09.06 115н
9 Приказ Минфина  РФ «Об утверждении Положения  по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99» 6.07.1999, ред. 18.09.06 43н
1 2 3 4
10 Приказ Минфина  РФ «Об утверждении Положения  по бухгалтерскому учету «Учет активов  и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2000 10.01.00
11 Приказ МФ РФ  «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»; 13.06.1995 49
12 Приказ МФ РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» 08.12.03, ред. 18.09.06 67н
13 Приказ Минфина РФ «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008» 06.10.2008 106н
14 Постановление Правительства РФ «Об утверждении  федеральных правил (стандартов) аудиторской  деятельности 23.09.2002 696
15 Постановление Правительства РФ «О внесении дополнений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности 04.07.2003 405
Внутренняя  нормативная база

п/п

Наименование  документа
1 2
1 - Положение  об учетной политике организации, 

- протоколы о зачете взаимных требований;

 

      Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть  I и II – определяет основания приобретения и перехода права собственности на имущество, пра-вила оформления и выполнения договоров гражданско-правового характера.

      Договор — это соглашение сторон, акт, в котором выражено их взаимное согласие действовать совместно, в интересах обоюдной выгоды.

      В Гражданском кодексе РФ отсутствуют  правовые нормы, регулирующие структуру  договора купли-продажи и поставки. Норма Гражданского кодекса РФ предусматривает свободу договора (п. 1 ст. 421 ГК РФ), т.е. возможность сторон заключить договор и не предусмотренный нормативными актами (п. 2 ст. 421 ГК РФ), а условия договора определяются по усмотрению сторон (ст. 421, 422 ГК РФ).

      Стороны могут использовать примерные условия договоров (ст.427 ГК РФ), но это по добровольному их согласию, а не обязательно. В силу пре-зумпции свободы договора (ст. 421 ГК РФ) государство не вправе вмешиваться в договорную сферу предпринимательских взаимоотношений, кроме как посредством установления законов. Следует учесть, что Правительство в со-ответствии с п.4 ст.426 ГК РФ может издавать правила, обязательные для сто-рон при заключении договоров.

      К важнейшим основам правопорядка при осуществлении сделок на поставку товаров (выполнения работ или оказания услуг) относятся соблюдение формы договора, полнота и своевременность исполнения обязательств сторонами соответствующих договоров вне зависимости от срока договора. Сделки, осуществляемые сторонами умышленно без соблюдения установленной Гражданским кодексом РФ формы, не в полном объеме или несвоевременно, в соответствии с Гражданским кодексом РФ являются ничтожными. Установлено, что обязательным условием договоров, предусматривающих поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг), является определение срока исполнения обязательств по расчетам за поставленные по договору товары (выполненные работы или оказанные услуги).

      Установлено также, что предельный срок исполнения обязательств по расчетам за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) равен трем месяцам с момента фактического получения товаров (выполнения работ, оказания услуг).

        При поступлении товарно-материальных ценностей, на которые не получены расчетные документы (неотфактурованные поставки), необходимо проверить, не числятся ли эти поступившие ценности как оплаченные, но находящиеся в пути или не вывезенные со складов поставщиков, и не числится ли стоимость этих ценностей как дебиторская задолженность;

      - проводилась ли инвентаризация расчетов. Посмотреть ее результаты, а в необходимых случаях провести встречную проверку расчетов;

      - полноту оприходования материальных ценностей;

      - правильность установления цен на материальные ценности, соответ-ствуют ли они ценам, указанным в договорах поставки;

      - правильность списания затрат с кредита расчетов с дебиторами и кредиторами на себестоимость продукции (работ, услуг);

      - правильность списания задолженности  с истекшим сроком исковой  давности.

        Федеральный закон «О защите  прав потребителей» в ред. ФЗ  от 07.02.92г. № 2300-1 (с изм. 03.06.09) регулирует все возникшие споры и претензии, возникающие между продавцами и покупателями,

        Федеральный закон «О бухгалтерском  учете» от 21.11.96 г. (ред. 03.11.2006) № 129-ФЗ является определяющим. В законе сформулированы понятия бухгалтерского, аналитического и синтетического учета; определены задачи, объекты и способы организации бухгалтерского учета; перечислены требования к ведению бухгалтерского учета, регламентировано назначение первичных документов, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности, инвентаризации имущества и пр.

      Налоговый кодекс Российской Федерации часть 1,2, устанавливает порядок налогообложения и налогового учета хозяйственных операций.

      Из положений особенно важным является Положение - «Учетная полити-ка организации», поскольку в нем изложены основные принципы учета

        К числу важных документов  относят:

      - план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной дея-тельности предприятий и Инструкция по его применению. Утв. Приказом МФ РФ от 18.09.2006 № 115 н.

     Расчеты с покупателями и заказчиками  за товары могут проводиться безналичным  образом (через расчетные счета  в банках). Эти операции регу-лируются Положением о безналичных расчетах в РФ: Утверждено ЦБ РФ, 03.10.02. № 2-п, ред.22.01.08.

      Основными рабочими документами организации являются:

    - документ об учетной политике предприятия;

     - утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;

    - графики документооборота;

    - утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета;

    - утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.

      Нормативные акты, в которых рассматриваются  вопросы регулирования расчетных  операций, как следует из приведенного списка использованных источников, включают Кодексы, Законы, Положения, План счетов бух-галтерского учета, постановления Правительства, Инструкции, рекомендации и другие виды документов.

     1.5 Оценка неотъемлемого риска и уровня существенности

     Оценка  неотъемлемого риска производится на основе профессионального суждения аудитора путем оценки каждого вопроса  с точки зрения уровня неотъемлемого риска, как «низкий» - 1, «средний» - 2, «высокий» - 3. По итогам результатов тестирования и на основании внутрифирменного стандарта аудитор оценивает уровень неотъемлемого риска аудируемого лица в целом.

     В таблице 2 представлен тест для оценки неотъемлемого риска.

   Таблица 2 РД №2 – Оценка неотъемлемого риска

№ п/п Факторы риска Ответ (да/ нет) Оценка
1 2 3 4
1 Инвестиционная  деятельность:

- приобретение (реализация) объектов недвижимости

- осуществление  строительных, монтажных

- осуществление  НИОКР

- осуществление  финансовых вложений

- реализация  ценных бумаг

- осуществление  совместной деятельности

 
Да 
 

Да

 
3 
 

2

2 Финансовая  деятельность:

- получение  (погашение) кредитов и займов

 
 
Да
 
 
3
3 Осуществление внешнеэкономической деятельности: Да 2
4 Наличие отраслевых методических рекомендаций, имеющих  свою специфику и отличия от общепринятых нормативных документов Нет 1
5 Имеются у организации  налоговые льготы Да 2
6 Осуществление мероприятий за счет средств, имеющих  целевой характер (бюджетное финансирование, прочие источники) Нет 1
7 Доля расчетов денежными средствами в общем  объеме расчетов

- менее  20%

- от 20 до 50%

- более  50%

 
 
 
 
Да
 
 
 
 
3
8 Наличие незавершенного производства и специфика его  оценки:

- оценка и инвентаризация запасов и НЗП сложны и специфичны

- запасы  легко поддаются оценке и инвента-ризации

- у организации  отсутствует НЗП и значительная  величина запасов

 
 
 
 
Да 

Да

 
 
 
 
3 

1

 
9 Наличие обособленных подразделений и филиалов, имеющих  отдельный баланс:

- отсутствуют 

- имеются  обособленные подразделения и  филиалы 

- головная  организация осуществляет функции  расчетного центра (расчеты между  филиалами отражаются в бухучете  головной организации)

 
 
Да
 
 
1
10 Наличие специальной  периодической литературы в организации Нет 3
11 Наличие регулярно  обновляемых справочно-информационных электронных баз Да 3
12 Главный бухгалтер  имеет высшее или среднее специальное  образование Да 2
13 Стаж работы главного бухгалтера в данной должности 

- менее  2 лет 

- от 2 до 10 лет

- свыше  10 лет

 
 
Да
 
3
14 Стаж работы главного бухгалтера в проверяемой  организации 

- менее  1 года 

- от 1 года  до 5 лет 

- свыше  5 лет 

 
 
Да
 
 
3
15 Средний возраст  работников бухгалтерии и налоговой  службы:

- от 20 до 30 лет; 

- свыше 30.

 
 
Да
 
 
1
16 Доля работников бухгалтерии и налоговой службы, имеющих высшее или среднее экономическое  образование 

- менее  30%

- от 30 до 65%

- более  65%

 
 
 
Да
 
 
 
3
17 Доля работников бухгалтерии и налоговой службы, обучавшихся за последний год  на курсах повышения квалификации, посещающих семинары, получающих дополнительное образование

- от 20 до 40%

 
 
 
 
Да
 
 
 
 
3
18 Текучесть кадров бухгалтерии и налоговой службы

- высокая  (свыше 40%)

- средняя  (от 10 до 40%)

- низкая (менее 10%)

 
 
Да
 
 
3
19 Наличие информации о нарушениях налогового законодательства Да 3
20 Существует  ли угроза непрерывности деятельности Нет 1
21 Планируется провести или проводилась ли реорганизация Нет 1
22 Имеется ли внешнее  давление на руководителей и персонал (со стороны собственников, проверяющих органов, вышестоящих организаций) Да 3
23 Итоговая оценка неотъемлемого риска Низкая 2,4

Информация о работе Аудит расчетов с покупателями и заказчиками