Аудит расчетов с покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 11:17, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение особенностей проведения аудиторских проверок расчетных операций с покупателями и заказчиками.
В соответствии с поставленной целью можно сформулировать сле-дующие задачи:
1 Изучить сущность, цель и задачи аудита расчетов с покупателями и заказчиками;
2 Раскрыть особенности изучения СВК расчетов с покупателями и за-казчиками;
3 Составить план и программу аудита расчетов с покупателями и заказчиками;
4 Охарактеризовать аудиторские процедуры в отношении расчетов с покупателями и заказчиками.

Содержание

Введение 4
1 Аудит расчетов с покупателями и заказчиками 6
1.1 Экономическая сущность расчетов с покупателями и заказчиками,
некоторые аспекты учетной политики по учету 6
1.2 Формы расчетов с покупателями и заказчиками 10
1.3 Цели, задачи аудита расчетов с покупателями и заказчиками 13
1.4 Нормативное правовое регулирование и информационная база аудита
расчетов с покупателями и заказчиками 15
1.5 Оценка неотъемлемого риска и уровня существенности 19
1.6 Изучение системы СВК 23
2 Технология проведения аудита расчетов с покупателями и заказчиками 27
2.1 План и программа аудиторской проверки расчетов с покупателями и
заказчиками 27
2.2 Проверка оформления договоров с покупателями и заказчиками 31
2.3 Проверка правильности занесения данных счетов покупателей в учетные
регистры 32
2.4 Проверка реальности дебиторской задолженности 34
2.5 Аудит раскрытия информации о расчетах с покупателями и заказчиками в бухгалтерской отчетности 39
Заключение 44
Библиографический список 46
Приложение А. Тестовые вопросы для проведения оценки системы
внутреннего контроля при планировании аудита расчетов
с покупателями и заказчиками 49

Работа состоит из  1 файл

аудит с покурпателями исправлен курс хор.doc

— 554.50 Кб (Скачать документ)
 

     Оценка  СВК показала, что риск равен 1,9. Это  очень низкий показатель, что связанно с отсутствием на предприятии службы внутреннего контроля

     2.3 Формирование плана  и программы  аудита 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2 ТЕХНОЛОГИЯ  ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА РАСЧЕТОВ С  ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ

      2.1 План и программа аудиторской проверки расчетов с покупа-телями и заказчиками

      Завершающей стадией планирования является подготовка общего плана и программы аудита. В общем плане должны быть отражены основная цель и направления проверки, способ проведения аудита, установленный уровень существенности, параметры аудиторского риска, определены численность и квалификация рабочей группы аудиторов, их обязанности, ответственность и соподчиненность; указаны сроки проведения проверки, а также дата представления аудиторского заключения и детализированного отчета.

      Аудитор вправе обсуждать отдельные разделы  общего плана аудита и определенные аудиторские процедуры с работниками, а также с членами совета директоров и членами ревизионной комиссии аудируемого лица для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица. При этом аудитор несет ответственность за правильную и полную разработку общего плана и программы аудита.

      Аудитору  необходимо составить и документально  оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.

      При разработке общего плана аудита (таблица 4) аудитору необходимо принимать во внимание:

      а) деятельность аудируемого лица, в  том числе: общие экономические  факторы и условия в отрасли, особенности аудируемого лица, его  деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита; общий уровень компетентности руководства;

      б) системы бухгалтерского учета и  внутреннего контроля;

      в) риск и существенность;

      г) характер, временные рамки и объем  процедур, в том числе: относительную важность различных разделов учета для проведения аудита;  
влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей; существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;

      д) координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной  работы;

      е) прочие аспекты, в том числе возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом;  
существование аффилированных лиц; особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства [ФПС(А)Д №3].

      Аудитору  необходимо составить и документально  оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем  запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. В программу аудита также могут быть включены проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита.

      Составляя программу проверки расчетов с покупателями, аудитор направляет свои усилия на проверку тех участков, которые не подвергались контролю или мало контролировались бухгалтерией.

      Составляя программу, аудитор определяет, какие  приемы проверки он будет использовать. Для проверки расчетов с покупателями и заказчиками можно использовать пересчет, сопоставление, прослеживание, сканирование, документальную проверку, подтверждение.

      Программа аудита расчетов с покупателями и заказчиками, операций по  реализации продукции представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур для сбора аудиторских доказательств (таблица 6).

Таблица 6 – РД 6- Общий план аудита расчетов с покупателями и заказчиками

Проверяемая организация ООО «Импульс»
Период  аудита С 01.01.2008 по 31.12.2008
Количество  человеко-часов 80
Руководитель  аудиторской группы Правдин А.А.
Состав  аудиторской группы Правдин А.А.,Юшков И.И.
Планируемый уровень существенности 3625 тыс.  руб. 
№ п/п Направление проверки Планируемые виды работ Период проведения Исполнитель
1. Аудит расчетов с покупателями и за-казчиками Проверка соблюдения законодательства;

 Проверка документального оформления операций;

Проверка  учета и отчетности

01.01.2008

31.12.2008

 
 

     Программа аудита, по сути, является углублением общего плана аудита и представляет детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана. Программа служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно является для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы средством контроля качества работы.

Таблица 7– РД 7- Программа проверки расчетов с покупателями и заказчиками

п/п 

Перечень аудиторских  мероприятий/процедур Период проведения Испол-нитель Документы, изучаемые аудитором
1 
Проверка полноты  и правильности отражения расчетов с покупателями и заказчиками 01.01.2008

31.12.2008

  Учетная политика организации, устав.
2 Проверка правильности и своевременности документального оформления операций по расчетам с покупателями и заказчиками 01.01.2008

31.12.2008

  Первичные документы данные

бухгалтерского учета, графики документооборота,

3 Проверка правильности корреспонденции счетов 01.01.2008

31.12.2008

  Регистры аналитического учета, регистры синтетического (сводного) учета, отчетность
4 Проверка организации  аналитического учета 01.01.2008

31.12.2008

  Аналитические и синтетические регистры
5 Проверка правильности отражения в отчетности итоговых данных по операциям  с покупателями и заказчиками 01.01.2008

31.12.2008

  Регистры налогового учета, регистры бухгалтерского учета, первичные документы
 

      Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и  пересматриваться в ходе аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.

      Выполняя  процедуры проверки операций по учету расчетов с покупателями и заказчиками, аудитору необходимо ответить на следующие вопросы:

      Учет  расчетов с покупателями и заказчиками  ведется в соответствии с требованиями Инструкции по применению Плана счетов?

      Корреспонденция счетов по расчетам с покупателями и заказчиками составлена в соответствии с требованиями нормативных актов?

      Данные  аналитического и синтетического учета  по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" соответствуют данным главной книги и баланса?

      При проверке необходимо установить:

  • заключены ли договора с покупателями на отгрузку продукции;
  • реальность задолженности покупателей и заказчиков, что должно быть подтверждено актами инвентаризации (сверки) расчетов;
  • правильность составления бухгалтерских проводок по 62 счету;
  • соответствие записей аналитического учета по счету 62 записям в журналах-ордерах, главной книге и балансе.

      Основным  источником информации на данном этапе  выступает письменно зафиксированная учетная политика предприятия, сформированная с учетом экономических и организационных факторов. Аудитору следует осмыслить и детально проанализировать содержание учетной политики клиента, степень проработанности в ее положениях основополагающих принципов ведения бухгалтерского учета расчетов с покупателями и закзчиками. Наиболее значимые положения учетной политики необходимо отразить в рабочих документах аудитора, поскольку на всех последующих этапах анализ деятельности предприятия будет проводиться с позиций адекватности принятой учетной политике.

      2.2 Проверка оформления договоров с покупателями и заказчиками

      При проверке наличия и правильности оформления договоров на реализацию ТМЦ аудитор должен методом документального контроля установить соответствие формы заключенного договора полностью соответствует экономическому смыслу совершенной предприятием сделки. Кроме того, должна быть получена уверенность в том, что договор содержит все существенные условия и риск признания договора недействительным отсутствует.

      Проверка соблюдения этих договоров — достаточно несложная процедура, так как здесь всего лишь нужно сверить данные количественного и стоимостного учета по реализованным ценностям с условиями договора, подтвердив тем самым факт совершения сделки. Как правило, договоры с покупателями и заказчиками проверяют, используя репрезентативную выборку, поскольку все они достаточно однотипны, и при проверке определенного количества отобранных договоров можно составить мнение о всей проверяемой совокупности.

     Сделки, осуществляемые сторонами умышленно без соблюдения устано-вленной ГК РФ формы, не в полном объеме или несвоевременно, считаются ничтожными (недействительными). Аудиторы выясняют, нет ли подобных сделок в проверяемой организации.

      Проверяя расчеты с покупателями, аудитор должен обратить внимание на наличие всех оправдательных документов на реализацию товарно-материальных ценностей, а в отдельных случаях – провести встречные проверки на предприятиях покупателях, при необходимости запросить в банках копии документов.

      При проведении аудиторской  проверки расчетов с покупателями в системе компьютерной обработки данных, аудитор проверяет, составляются ли в данной системе все необходимые документы, такие как: счета–фактуры, приходные и расходные кассовые ордера, закрепляются ли ТМЦ за материально ответственными лицами, все ли документы отмечаются в журналах регистрации и т.д.

      При проведении аудита расчетов с покупателями и заказчиками аудитору следует  обратить внимание на применяемые формы расчетов между юридическими лицами. Здесь важное место занимают расчеты наличными денежными средствами. Для получения наличных денег у покупателя-юридического лица поставщик - юридическое лицо выдает своему представителю - физическому лицу доверенность на получение наличных денежных средств. Следует обратить внимание на правильность оформления доверенностей и использование их по назначению.

      При оприходовании денежных средств  в кассу поставщика в приходном  кассовом ордере должно быть указано  юридическое лицо (покупатель), от которого получены денежные средства, и фамилия, имя, отчество физического лица (представителя), получившего деньги по доверенности, а также подробно указаны документы, по которым произведена оплата. Кроме того, должен быть пробит чек по контрольно-кассовой машине. При отсутствии контрольно-кассовой машины наличные денежные средства принимать от покупателей запрещено законодательством РФ.

Информация о работе Аудит расчетов с покупателями и заказчиками