Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 11:17, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение особенностей проведения аудиторских проверок расчетных операций с покупателями и заказчиками.
В соответствии с поставленной целью можно сформулировать сле-дующие задачи:
1 Изучить сущность, цель и задачи аудита расчетов с покупателями и заказчиками;
2 Раскрыть особенности изучения СВК расчетов с покупателями и за-казчиками;
3 Составить план и программу аудита расчетов с покупателями и заказчиками;
4 Охарактеризовать аудиторские процедуры в отношении расчетов с покупателями и заказчиками.
Введение 4
1 Аудит расчетов с покупателями и заказчиками 6
1.1 Экономическая сущность расчетов с покупателями и заказчиками,
некоторые аспекты учетной политики по учету 6
1.2 Формы расчетов с покупателями и заказчиками 10
1.3 Цели, задачи аудита расчетов с покупателями и заказчиками 13
1.4 Нормативное правовое регулирование и информационная база аудита
расчетов с покупателями и заказчиками 15
1.5 Оценка неотъемлемого риска и уровня существенности 19
1.6 Изучение системы СВК 23
2 Технология проведения аудита расчетов с покупателями и заказчиками 27
2.1 План и программа аудиторской проверки расчетов с покупателями и
заказчиками 27
2.2 Проверка оформления договоров с покупателями и заказчиками 31
2.3 Проверка правильности занесения данных счетов покупателей в учетные
регистры 32
2.4 Проверка реальности дебиторской задолженности 34
2.5 Аудит раскрытия информации о расчетах с покупателями и заказчиками в бухгалтерской отчетности 39
Заключение 44
Библиографический список 46
Приложение А. Тестовые вопросы для проведения оценки системы
внутреннего контроля при планировании аудита расчетов
с покупателями и заказчиками 49
Оценка СВК показала, что риск равен 1,9. Это очень низкий показатель, что связанно с отсутствием на предприятии службы внутреннего контроля
2.3
Формирование плана и
2 ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ
2.1 План и программа аудиторской проверки расчетов с покупа-телями и заказчиками
Завершающей стадией планирования является подготовка общего плана и программы аудита. В общем плане должны быть отражены основная цель и направления проверки, способ проведения аудита, установленный уровень существенности, параметры аудиторского риска, определены численность и квалификация рабочей группы аудиторов, их обязанности, ответственность и соподчиненность; указаны сроки проведения проверки, а также дата представления аудиторского заключения и детализированного отчета.
Аудитор
вправе обсуждать отдельные разделы
общего плана аудита и определенные
аудиторские процедуры с
Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.
При разработке общего плана аудита (таблица 4) аудитору необходимо принимать во внимание:
а) деятельность аудируемого лица, в том числе: общие экономические факторы и условия в отрасли, особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита; общий уровень компетентности руководства;
б) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
в) риск и существенность;
г)
характер, временные рамки и объем
процедур, в том числе: относительную
важность различных разделов учета для
проведения аудита;
влияние на аудит наличия компьютерной
системы ведения учета и ее специфических
особенностей; существование подразделения
внутреннего аудита аудируемого лица
и его возможное влияние на процедуры
внешнего аудита;
д)
координацию и направление
е)
прочие аспекты, в том числе возможность
того, что допущение о непрерывности деятельности
аудируемого лица может оказаться под
вопросом;
существование аффилированных лиц; особенности
договора об оказании аудиторских услуг
и требования законодательства [ФПС(А)Д
№3].
Аудитору
необходимо составить и документально
оформить программу аудита, определяющую
характер, временные рамки и объем
запланированных аудиторских
Составляя программу проверки расчетов с покупателями, аудитор направляет свои усилия на проверку тех участков, которые не подвергались контролю или мало контролировались бухгалтерией.
Составляя программу, аудитор определяет, какие приемы проверки он будет использовать. Для проверки расчетов с покупателями и заказчиками можно использовать пересчет, сопоставление, прослеживание, сканирование, документальную проверку, подтверждение.
Программа аудита расчетов с покупателями и заказчиками, операций по реализации продукции представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур для сбора аудиторских доказательств (таблица 6).
Таблица 6 – РД 6- Общий план аудита расчетов с покупателями и заказчиками
Проверяемая организация | ООО «Импульс» | |||
Период аудита | С 01.01.2008 по 31.12.2008 | |||
Количество человеко-часов | 80 | |||
Руководитель аудиторской группы | Правдин А.А. | |||
Состав аудиторской группы | Правдин А.А.,Юшков И.И. | |||
Планируемый уровень существенности | 3625 тыс. руб. | |||
№ п/п | Направление проверки | Планируемые виды работ | Период проведения | Исполнитель |
1. | Аудит расчетов с покупателями и за-казчиками | Проверка соблюдения
законодательства;
Проверка документального оформления операций; Проверка учета и отчетности |
01.01.2008
– 31.12.2008 |
Программа аудита, по сути, является углублением общего плана аудита и представляет детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана. Программа служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно является для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы средством контроля качества работы.
Таблица 7– РД 7- Программа проверки расчетов с покупателями и заказчиками
№
п/п |
Перечень аудиторских мероприятий/процедур | Период проведения | Испол-нитель | Документы, изучаемые аудитором |
1 |
Проверка полноты и правильности отражения расчетов с покупателями и заказчиками | 01.01.2008
– 31.12.2008 |
Учетная политика организации, устав. | |
2 | Проверка правильности
и своевременности |
01.01.2008
– 31.12.2008 |
Первичные документы
данные
бухгалтерского учета, графики документооборота, | |
3 | Проверка правильности корреспонденции счетов | 01.01.2008
– 31.12.2008 |
Регистры аналитического учета, регистры синтетического (сводного) учета, отчетность | |
4 | Проверка организации аналитического учета | 01.01.2008
– 31.12.2008 |
Аналитические и синтетические регистры | |
5 | Проверка правильности отражения в отчетности итоговых данных по операциям с покупателями и заказчиками | 01.01.2008
– 31.12.2008 |
Регистры налогового учета, регистры бухгалтерского учета, первичные документы |
Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.
Выполняя процедуры проверки операций по учету расчетов с покупателями и заказчиками, аудитору необходимо ответить на следующие вопросы:
Учет расчетов с покупателями и заказчиками ведется в соответствии с требованиями Инструкции по применению Плана счетов?
Корреспонденция счетов по расчетам с покупателями и заказчиками составлена в соответствии с требованиями нормативных актов?
Данные аналитического и синтетического учета по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" соответствуют данным главной книги и баланса?
При проверке необходимо установить:
Основным источником информации на данном этапе выступает письменно зафиксированная учетная политика предприятия, сформированная с учетом экономических и организационных факторов. Аудитору следует осмыслить и детально проанализировать содержание учетной политики клиента, степень проработанности в ее положениях основополагающих принципов ведения бухгалтерского учета расчетов с покупателями и закзчиками. Наиболее значимые положения учетной политики необходимо отразить в рабочих документах аудитора, поскольку на всех последующих этапах анализ деятельности предприятия будет проводиться с позиций адекватности принятой учетной политике.
2.2 Проверка оформления договоров с покупателями и заказчиками
При проверке наличия и правильности оформления договоров на реализацию ТМЦ аудитор должен методом документального контроля установить соответствие формы заключенного договора полностью соответствует экономическому смыслу совершенной предприятием сделки. Кроме того, должна быть получена уверенность в том, что договор содержит все существенные условия и риск признания договора недействительным отсутствует.
Проверка соблюдения этих договоров — достаточно несложная процедура, так как здесь всего лишь нужно сверить данные количественного и стоимостного учета по реализованным ценностям с условиями договора, подтвердив тем самым факт совершения сделки. Как правило, договоры с покупателями и заказчиками проверяют, используя репрезентативную выборку, поскольку все они достаточно однотипны, и при проверке определенного количества отобранных договоров можно составить мнение о всей проверяемой совокупности.
Сделки, осуществляемые сторонами умышленно без соблюдения устано-вленной ГК РФ формы, не в полном объеме или несвоевременно, считаются ничтожными (недействительными). Аудиторы выясняют, нет ли подобных сделок в проверяемой организации.
Проверяя расчеты с покупателями, аудитор должен обратить внимание на наличие всех оправдательных документов на реализацию товарно-материальных ценностей, а в отдельных случаях – провести встречные проверки на предприятиях покупателях, при необходимости запросить в банках копии документов.
При проведении аудиторской проверки расчетов с покупателями в системе компьютерной обработки данных, аудитор проверяет, составляются ли в данной системе все необходимые документы, такие как: счета–фактуры, приходные и расходные кассовые ордера, закрепляются ли ТМЦ за материально ответственными лицами, все ли документы отмечаются в журналах регистрации и т.д.
При проведении аудита расчетов с покупателями и заказчиками аудитору следует обратить внимание на применяемые формы расчетов между юридическими лицами. Здесь важное место занимают расчеты наличными денежными средствами. Для получения наличных денег у покупателя-юридического лица поставщик - юридическое лицо выдает своему представителю - физическому лицу доверенность на получение наличных денежных средств. Следует обратить внимание на правильность оформления доверенностей и использование их по назначению.
При оприходовании денежных средств в кассу поставщика в приходном кассовом ордере должно быть указано юридическое лицо (покупатель), от которого получены денежные средства, и фамилия, имя, отчество физического лица (представителя), получившего деньги по доверенности, а также подробно указаны документы, по которым произведена оплата. Кроме того, должен быть пробит чек по контрольно-кассовой машине. При отсутствии контрольно-кассовой машины наличные денежные средства принимать от покупателей запрещено законодательством РФ.
Информация о работе Аудит расчетов с покупателями и заказчиками