Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 19:09, курсовая работа
Основной целью данной курсовой работы является изучение теории и практики аудиторской проверки учета финансовых вложений на предприятиях.
Главной задачей данной курсовой работы является изучение теоретической базы аудиторской проверки учета финансовых вложений и последующее ее применение на практике.
Введение ……………………………………………………………………….……....3
Глава1. Подготовительный этап аудиторской проверки.......................................6
1.1. Обращение экономического субъекта в аудиторскую организацию. Составление письма- обязательства ………………………………………………...6
1.2. Понимание деятельности экономического субъекта……………………….….9
1.3. Договор на проведение аудита…………………………………………………11
Глава2. Основной этап аудиторской проверки…………………………………...14
2.1. Основные законодательно-нормативные документы, регулирующие аудиторскую проверку учета финансовых вложений………………………….. ..14
2.2. Цели и источники информации для проверки учета финансовых вложений………………………………………………………………………...… 16
2.3. Планирование аудиторской проверки учета финансовых вложений………19
2.4. Общий план аудита………………………………………………………….....20
2.5. Аудиторская программа…………………………………………………….....22
2.6. Уровень существенности и риска…………………………………………..…24
2.7. Аудиторские процедуры……………………………………………………..…26
Глава3. Заключительный этап аудиторской проверки…………………………..….30
3.1. Оценка способности экономического субъекта продолжать свою деятельность……………………………………………………………………….....30
3.2. Оценка результатов аудиторской проверки………………………………..….31
3.3. Типичные ошибки…………………………………………………………….....32
3.4. Информирование руководства о результатах аудита……………………..….33
3.5. Аудиторское заключение……………………………………………………..…35
Заключение…………………………………………………………………………....38
Список использованной литературы…………………………………………….…39
2. документы, устанавливающие обязательства сторон по сделкам, в том числе: учредительные документы; выписки из реестра акционеров; выписки из протоколов собраний акционеров, учредителей, совета директоров и т.п.; сертификаты акций и другие ценные бумаги; договоры займа; договоры о совместной деятельности (договоры простого товарищества);
3. учетные регистры, в том числе Главная книга, журналы-ордера, ведомости, машинограммы (в случае применения вычислительной техники) по счетам бухгалтерского учета 58 «Финансовые вложения», 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений», 55 «Специальные счета в банках», 91 «Прочие доходы и расходы», и т.д. Состав учетных регистров определяется формой бухгалтерского учета (журнально-ордерная, мемориально-ордерная и т.п.), а так же статусом экономического субъекта (например, малое предприятие). К этой группе можно отнести регистры налогового учета по налогу на прибыль.
4. формы учетной документации по инвентаризации: приказ о создании комиссии по инвентаризации; ведомости результатов инвентаризации; инвентаризационные описи ценных бумаг, бланков строгой отчетности и т.п.
5. финансовая (бухгалтерская, статистическая, налоговая) отчетность.
6. прочие, например, учетная политика, книга учета ценных бумаг и т.д.
2.3 Планирование аудиторской поверки учета финансовых вложений
Вопросы по планированию аудита рассмотрены в Федеральных стандартах аудита, применяющихся в первую очередь к проверкам, которые аудитор проводит не первый год в отношении данного экономического субъекта. Цель Федеральных стандартов аудита – установление общих требований и предоставление руководящих указаний по планированию аудита бухгалтерской отчетности. Для проведения аудиторской проверки в течении первого года аудитору требуется расширить процесс планирования, включив в него вопросы помимо тех, которые указаны в настоящем стандарте.
Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу.
Затраты времени на планирование работы зависят от масштабов деятельности экономического субъекта, сложности аудита, опыта работы аудитора с данным лицом, а также знания особенностей его деятельности.
Получение информации о деятельности аудируемого лица – важная часть планирования работы, помогающая аудитору выявить события, операции и другие особенности, которые могут оказывать существенное влияние на финансовую отчетность.
Аудитор в праве обсуждать отдельные разделы общего плана аудита и определенные аудиторские процедуры с работниками, а также с членами совета директоров и членами ревизионной комиссии аудируемого лица для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица. При этом аудитор несет ответственность за правильную и полную разработку общего плана и программы аудита.
Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского заключения в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур.
2.4 Общий план аудита.
Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита.
При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание:
а) деятельность аудируемого лица, в том числе:
общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;
особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита;
общий уровень компетентности руководства;
б) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе:
учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения;
влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;
планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу;
в) риск и существенность, в том числе:
ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита;
установление уровней существенности для аудита;
возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или недобросовестных действий (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2004 N 532)
выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например, при подготовке оценочных показателей;
г) характер, временные рамки и объем процедур, в том числе:
относительную важность различных разделов учета для проведения аудита;
влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей;
существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;
д) координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы, в том числе:
привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;
привлечение экспертов;
количество территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга;
количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом;
е) прочие аспекты, в том числе:
возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом;
обстоятельства, требующие особого внимания, например, существование аффилированных лиц;
особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства;
срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг аудируемому лицу;
форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания. Общий план проверки учета финансовых вложений представлен в Приложении №5
2.5 Аудиторская программа.
В соответствии с Федеральными стандартами аудита подготовка программы аудита осуществляется на основании общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для реализации плана аудита.
Аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур , необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита – набор инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средство контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В программу аудита также могут включены проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита.
В процессе подготовки программы аудита аудитор обязан принимать во внимание полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, а также требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при процедурах проверки по существу, временные рамки тестов средств контроля и процедур проверки по существу, координацию любой помощи, которую предполагается получить от аудируемого лица, а также привлечение других аудиторов или экспертов. В процессе разработки программы аудита следует учитывать вопросы, указанные в плане аудита.
Общий план аудита и программа аудита по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. В зависимости от изменения условий проведения аудита и результатов аудиторских процедур программа аудита может пересматриваться. Причины и результаты изменений отражаются в рабочих документах.
В программе содержатся юридическая и экономическая характеристики организации, перечень источников аудиторских доказательств, тесты системы внутреннего контроля и аудиторские процедуры. Характеристика организации должна включать информацию о правовом статусе, степени технической оснащенности, объеме деятельности, месторасположении, наличии торговых связей и т.д. Программа аудита учета финансовых вложений представлена в приложении №6.
1.5 Перечень аудиторских процедур
Аудиторская организация и индивидуальный аудитор должны получить надлежащие доказательства в целях формулирования обоснованных выводов, на которых основывается мнение аудитора о правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской (финансовой отчетности).
Аудиторские доказательства получают в результате проведения комплекса тестов среди внутреннего контроля и необходимых процедур проверки по существу. Собирая аудиторские доказательства, с использованием аудиторских процедур по существу, аудитор должен рассмотреть достаточность и надлежащий характер этих доказательств наряду с доказательствами, полученными в результате тестов средств внутреннего контроля, в целях подтверждения предпосылок подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности в части отражения финансовых вложений.
Аудитор должен так же проверить соответствующие предпосылки подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности в части отражения финансовых вложений:
существование – наличие по состоянию на определенную дату финансовых вложений, отраженных в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
права и обязанности – принадлежность аудируемому лицу по состоянию на определенную. Дату финансовых вложений, отраженных в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
возникновение – относящиеся к деятельности аудируемого лица хозяйственная операция или событие, связанные с финансовыми вложениями, происшедшими в течении соответствующего периода;
полнота – отсутствие неотраженных в бухгалтерском учете финансовых вложений, а так же хозяйственных операций или событий, имеющих отношение к финансовым вложениям, либо нераскрытых статей учета финансовых вложений;
стоимостная оценка – отражение в бухгалтерской (финансовой) отчетности надлежащей балансовой стоимости финансовых вложений;
точное измерение – точность отражение суммы хозяйственных операций с финансовыми вложениями или событий с отнесением доходов или расходов соответствующему периоду времени;
представление и раскрытие – объяснение, классификация и описание финансовых вложений в соответствии с правилами их отражения бухгалтерской (финансовой ) отчетности
Аудиторские доказательства собирают, принимая во внимание каждую предпосылку подготовки бухгалтерской отчетности. Аудиторские доказательства, относящиеся к одной предпосылки, например, в отношении существования основных средств, не могут компенсировать отсутствие аудиторских доказательств, относительно другой предпосылки, например, полноты. Характер, временные рамки и объем процедур проверки по существу зависит от проверяемой предпосылки. В ходе тестов аудитор может получить доказательства, относящиеся более чем к одной предпосылке, например, проведении инспектирования (инвентаризации), финансовых вложений, он может выявить аудиторские доказательства как относительно их существования, так и относительно их стоимостной оценки.
В развитии вышеуказанного требования о подтверждении предпосылок подготовки бухгалтерской отчетности ФПСАД №17 «Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях» предписывает следующий порядок осуществления аудиторских процедур в отношении оценки и раскрытия информации о долгосрочных финансовых вложения:
если сумма долгосрочных финансовых вложениях является существенной для бухгалтерской отчетности, аудитор должен получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства оценки таких финансовых вложений и раскрытия аудируемым лицом информации о них;