Аудит учета основных средств и нематериальных активов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 12:30, курсовая работа

Описание

Аудит как практика – вид управленческой деятельности, сводящийся к независимому финансовому контролю ведения бухгалтерского учета и оценке бухгалтерской (финансовой) отчетности. Следовательно, именно принцип независимости определяет основную сущность аудита, этим он отличается от других видов контроля и является самостоятельной научной дисциплиной и практикой.Планирование аудиторской деятельности регулируется федеральным правилом (стандартом) № 3 «Планирование аудита». Планируя порядок проведения аудита, аудиторская организация должна руководствоваться как общими, так и частичными принципами проведения аудита: комплексностью; непрерывностью; оптимальностью.

Содержание

Введение
История возникновения аудита в мире
История аудита в Кыргызстане
Раздел I. Теоретические основы и планирование аудита
1.1. Сущность, цели и задачи аудита
1.2. Планирование аудиторской проверки
1.3. Особенности контроля в условиях рыночной экономики и перспективы развития аудита в КР
1.4. Основные законодательные и нормативные документы
Раздел II. Проведение аудиторской проверки
2.1. Источники информации для аудиторской проверки
2.2. План и программа аудиторской проверки учета основных средств
2.3. Тесты, применяемые при аудите
2.4. Учет поступления и выбытия основных средств ОсОО «К.Руно»
2.5. Учет износа и амортизации основных средств ОсОО «К.Руно»
2.6. Учет ремонта основных средств ОсОО «К.Руно»
2.7. Аудит нематериальных активов ОсОО «К.Руно»
Раздел III. Завершение аудита
3.1. Пути дальнейшего совершенствования контроля и аудита основных средств и нематериальных активов ОсОО «К.Руно»
3.2. Выводы
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая_аудит.doc

— 319.00 Кб (Скачать документ)
 
Руководитель  аудиторской организации ________________________

      (подпись)

Руководитель  аудиторской группы ________________________

      (подпись)

 

Таблица 2. Программа аудиторской проверки учета основных средств

Проверяемая организация  
Период проверки  
Число человеко-часов  
Руководитель аудиторской группы  
Состав аудиторской группы  
Планируемый аудиторский риск  
Планируемый уровень существенности  
 
№ п/п Перечень аудиторских мероприятий (процедур) Период проведения Рабочие документы аудитора
1 Проверка наличия и сохранности основных средств В течение года  
1.1 Проверка создания комиссии по приемке основных средств Ежеквартально Приказы, распоряжения
1.2 Проверка оформления договоров купли-продажи основных средств Ежеквартально Договоры, соглашения
1.3 Проверка оформления протоколов договорной цены Ежеквартально Протоколы, соглашения, приказы
1.4 Проверка правильности отражения первоначальной стоимости в актах приемки-передачи основных средств Ежеквартально Акты приемки-передачи, инвентарные карточки, журналы регистрации
1.5 Проверка правильности отражения первоначальной стоимости после достройки и дооборудования объектов, реконструкции или частичной ликвидации объектов Ежеквартально Проектно-сметная документация, приказы, акты инвентаризации
1.6 Оценка организации синтетического и аналитического учета основных средств в бухгалтерии предприятия и по материально-ответственным лицам в местах эксплуатации основных средств Ежеквартально Первичные документы, учетные регистры, учетная политика
1.7 Проверка и оценка действующего на предприятии порядка учета затрат на ремонт основных средств Ежеквартально Учетная политика, приказы, сметы, отчеты
1.8 Проверка результатов произведенной переоценки основных средств По мере совершенствования операций Приказы, акты, инвентаризационные документы, учетные регистры
1.9 Проверка результатов последней инвентаризации основных средств В течение года Инвентаризационные документы, первичные документы, учетные регистры
1.10 Ознакомление с порядком ведения картотеки основных средств и инвентарных списков по конкретным материально ответственным лицам бухгалтерией предприятия Ежеквартально Картотека, инвентаризационные документы, приказы, договоры о материальной ответственности
1.11 Проверка обеспеченности бухгалтерии предприятия действующими нормативными документами Ежеквартально Приказы, распоряжения
1.12 Проверка отражения в отчетности наличия основных средств Ежеквартально Формы отчетности
2 Проверка движения основных средств В течение года  
2.1 Проверка правильности отражения в бухгалтерском учете взносов в уставный капитал Ежеквартально Приказы, акты приемки, регистры бухгалтерского учета
2.2 Проверка правильности оценки вносимых в уставный капитал основных средств Ежеквартально Методики оценки, протоколы собраний учредителей
2.3 Проверка фактического поступления в качестве вкладов учредителей в уставный капитал основных средств Ежеквартально Приказы, акты, счета, регистры бухгалтерского учета, баланс
2.4 Проверка фактического выбытия основных средств в результате расчетов с учредителями Ежеквартально Протоколы, приказы, регистры бухгалтерского учета, акты, баланс
2.5 Проверка отражения в отчетности движения основных средств Ежеквартально Формы отчетности
3 Проверка правильности начисления амортизации В течение года Расчеты
3.1 Проверка правильности ежемесячного начисления амортизации по основным средствам в целях ведения бухгалтерского учета и налогообложения Помесячно Справки, регистры бухгалтерского учета, баланс
3.2 Проверка объектов основных средств, по которым не начисляется амортизация Помесячно Справки, расчеты, регистры бухгалтерского учета, документы
3.3 Проверка объектов основных средств, по которым начисляется ускоренная амортизация Помесячно Расчеты, справки, регистры бухгалтерского учета, сметы
3.4 Проверка документов по начисленной амортизации основных средств, которые вносятся в качестве вклада в уставный капитал По мере внесения в уставный капитал Решение совета директоров, решение годового собрания акционеров
3.5 Проверка срока, с которого начинается и с которого заканчивается начисление амортизации основных средств Помесячно Протоколы, справки, расчеты, акты, баланс, регистры бухгалтерского учета, данные о движении денежных средств
3.6 Проверка отражения в отчетности начисленной амортизации основных средств Ежеквартально Формы отчетности
4 Проверка правильности налогообложения по основным средствам В течение года  
4.1 Проверка правильности расчетов по НДС По срокам налоговых платежей НК КР, гл. 21, декларации и расчеты по НДС, книги покупок и продаж, счета-фактуры, накладные, баланс, справки, расчеты, прочие документы
4.2 Проверка правильности расчетов по налогу на прибыль По срокам налоговых платежей НК КР, гл. 25, декларации и расчеты по налогу на прибыль, отчет о прибылях и убытках, справки, учетные регистры
4.3 Проверка правильности расчетов по налогу на имущество По срокам налоговых платежей НК КР, гл. 30, декларации и расчеты, справки, прочие сведения
4.4 Проверка отражения в отчетности всех операций по учету основных средств Ежеквартально Формы отчетности
 
Руководитель  аудиторской организации ________________________

      (подпись)

Руководитель  аудиторской организации ________________________

      (подпись)

Исполнитель Джеенбекова Л.Р. ________________________

      (подпись)

2.3. Тесты, применяемые при аудите

Для оценки системы внутреннего контроля, бухгалтерского учёта применяется метод тестирования, позволяющий обнаружить ошибки, допущенные при недостаточно объективной системе внутреннего контроля.

Тестирование  может быть произведено в ряде вопросов, задаваемых аудитором персоналу  проверяемого предприятия. Ответы персонажа  предприятия могут указать на ошибки, недоработки, которые должны быть исправлены. Например, при проверке основных средств и НМА можно задать следующие вопросы:

    1. Как отражается в  учёте  поступление  основных  средств  и НМА  и  какими проводками оформляется?
    2. 2. Как в учёте и какими проводками оформляется   списание по разным причинам основных средств?
    3. Какие методы применяются при начислении износа (амортизации) основных средств и как она отражается в учёте?
    4. Имеются ли на предприятии арендуемые основные средства?
    5. Как они оформляются?
    6. Как учитывается НМА и что к ним относят?

Это только малая часть тех вопросов теста, которые могут быть заданы. Вопросы  можно представить в виде теста-таблицы. 

Таблица 3. Тесты

п/п

Содержание  вопроса Возможный

ответ

  I. Проверка учредительных документов и видов деятельности  
1 Какую сумму  составляет объявленный уставный капитал? 50 000 сом
2 Сформирован ли уставный капитал полностью в  соответствии с

учредительными  документами и законодательством?

Да
3 Какие проводки составлялись при формировании уставного капитала  
4 Какие виды деятельности предусмотрены уставом предприятия? Производство  трикотажных изделий
5 Имеются ли лицензии на отдельные виды деятельности (розничную торговлю, операции с ценными бумагами ) Да
6 Занимается  ли организация видами деятельности

непредусмотренными уставом?

Нет
7 Какой порядок  предусмотрен в уставе для распределения  прибыли и

формирования  фондов и резервов?

На основании

положения

учетной

политики

  II Проверка порядка проведения инвентаризации основных средств и НМА.  
1 Создана ли на предприятии инвентаризационная комиссия? Да
2 Соблюдаются ли сроки проведения инвентаризаций? Не всегда
3 Какими документами  оформляются итоги инвентаризации? Инвентаризационные

описи,

сличительные

ведомости.

4 Правильно ли ведутся  инвентарные карточки по осн-м ср-м и НМА? Да
5 Имеются ли на предприятии  основные средства на которые не

оформлены инвентарные  карточки?

Нет
6 Какими проводками оформляются излишки или недостача  основных

средств и НМА?

94-01,

01-91

  III. Проверка поступления и выбытия основных средств и НМА.  
1 Как отражается в учете поступления основных средств? Акты приемки-

передачи осн. ср-в

2 Какими проводками оформляется поступления основных средств? 01-08
3 Как учитываются  нематериальные активы (поступление, выбытие)? 04-08,

04-75

4 Имеются ли арендуемые основные средства и как они учитываются? Нет
5 Какие методы применяются  при начислении износа (амортизации) основных средств и нематериальных активов и как это отражается в учете? Линейный

01-02, 04-05

2.4. Учет поступления и выбытия основных средств ОсОО «К.Руно»

Движение  основных средств   в  организации  связаны  с  осуществлением хозяйственных операций по поступлению, внутреннему  перемещению   и выбытию основных средств.

Все операции по движению основных средств оформляются типовыми формами первичной учетной документации.

Поступающие основные средства принимает комиссия, которая  назначается директором организации «К-Руно».

Поступлению основных  средств  оформляется  актом  приема  –  передачи основных  средств (ф №ОС-1).  Акт составляется   на   каждый   объект   в отдельности, в нем указывают  наименование  объекта,  год  выпуска, краткую характеристику  объекта,  первоначальную  стоимость, присвоенный объекту инвентарный  номер,  место  использования   объекта   и   другие сведения, необходимые для аналитического  учета  основных  средств. В актах приемки-передачи объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) первоначальная стоимость по каждому объекту правильно отражены.

После  оформления комиссией акт приемки- передачи основных средств передают в  бухгалтерию.  К нему прилагают  техническую  документацию,  относящуюся  к  данному  объекту (паспорт, чертежи и т.д.).

Акт приема – передачи основных средств составляется двумя сторонами – принимающей  объект  и  передающей,  с  указанием   времени   вступления в эксплуатацию, даты изготовления, первоначальной стоимости и суммы износа  в части  полного  восстановления.  Бухгалтерия  оформляет  его бухгалтерской записью, то есть на первоначальную стоимость и на сумму износа.

Учет  основных средств организуют  так,  чтобы  можно  было  установить наличие основных средств по каждой классификационной группе  и отдельно  по каждому объекту, местам нахождения и источником их приобретения.

Это обеспечивается аналитическим учетом основных средств на карточках, открываемых для каждого инвентарного объекта и синтетическим учетом в  целом по счету 01 «Основные средства».  Установлена  единая  типовая  форма  таких  карточек ф № ОС-6.

Содержание  и форма  инвентарных  карточек  зависит  от  вида  основных средств, для каждого вида основных средств,  для  каждого  вида бухгалтерия открывает разные формы, которые различаются в основном, оборотной стороной, где отражается краткая индивидуальная характеристика объекта.

На  лицевой  стороне  инвентарных  карточек  всех  видов   указывают наименование и инвентарный номер объекта, год выпуска, дату и номер  акта о приемке, место нахождения, полную  стоимость,  нормы  износа,  шифр затрат, сумму износа на дату приемки или переоценки объекта. Затем в карточке  отмечают  дату  и стоимость каждого капитального ремонта, внутренне перемещение объекта и причину выбытия.

Инвентарные карточки регистрируются в специальных  описях типовой формы ф № ОС-7.

Зарегистрированные  в описи  карточки  помещают  в картотеку основных средств. Выбытие основных средств оформляют  актом  и  отражают  в  инвентарной карточке, а затем ее изымают из картотеки.

Ориентируясь  на бухгалтерский баланс, могу сказать, что переоценки объектов основных средств  за отчетный период не было.

Инвентарные карточки не поступившие, выбывшие  и  перемещенные внутри организации основные средства после соответствующих записей до конца месяца не раскладываются, а хранятся отдельно. Это необходимо  потому, что  на  их основе  ежемесячно  составляется   расчет   амортизации основных средств и (износ). Кроме того, по окончании  месяца  карточки  с  записями за данный месяц  группируются   по   классификационным   вкладам основных   средств, суммируются обороты по поступлению и выбытию по каждому виду и  записываются в карточку учета движения основных средств.

Карточки  движения основных средств (Ф №ОС-8) открывают в начале января на текущий  год. Сначала в них указывают  наличие основных  средств  по  видам на 1 января. Затем ежемесячно после записи оборотов за  месяц определяют  и записывают наличие основных средств на первое число следующего месяца. По их данным составляют оборотную ведомость движения основных средств, итоги которой, сверенные с итогами  Главной  книги,  служат  основанием  для составления отчетности о наличии и движении основных средств.

Внутреннего перемещения основных средств из одного цеха в другой мною замеченных не было , и нет сопутствующих документов подтверждающих это перемещение (накладная, инвентарная карточка).

Синтетический учет наличия и движения основных средств, принадлежащих предприятию  «К-Руно» на правах собственности, осуществляется на следующих счетах:

  • 01 «Основные средства» (активный) 182072810.89;
  • 02 «Амортизация основных средств» (пассивный) 2528385,82
  • 91 «Прочие доходы и расходы» (активно-пассивный) 142736,33.

Счет 01 «Основные средства» предназначен для получения информации о наличии  и движении принадлежащих организации  на правах собственности основных средств, находящихся в эксплуатации компании «К-Руно»

При выбытии  основных средств вследствие продажи, по причине ветхости, морального износа остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 «Основные средства» в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы». Кроме того, по дебету счета 91 отражают все расходы, связанные с выбытием основных средств, а по кредиту – все   поступления, связанные с выбытием основных средств (выручка от продажи объектов, стоимость материалов, лома, утиля, полученных при ликвидации объектов)

Таким образом , на счете 91 «Прочие доходы и расходы» формируется финансовый результат от выбытия основных средств. Ежемесячно этот финансовый результат списывается со счета 91 на счет 99 «Прибыли и убытки».

Как правило, при продаже основных средств  их продажную стоимость отражают по дебету счета 62 «расчеты с покупателями и заказчиками» или 76 «расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредиту счета 91 «прочие доходы и расходы».

Одновременно  остаточную стоимость основных средств  списывают с кредита счета 01 «основные  средства» в дебет счета 91, а сумму амортизации по проданным основным средства – в дебет счета 02 «амортизация основных средств» и кредит счета 01. В дебет счета 91 списывают также НДС по основным средствам (с кредита счета 68 «расчеты по налогам и сборам») и расходы по продаже основных средств с кредита счета 23 «вспомогательные производства».

Мною  было замечено в процессе анализа  «отчета об изменениях в капитале», что итоговая сумма первоначальной стоимости, а также начисленных  издержек были рассчитаны неверно. Скорее всего, ошибка носит случайный характер.

2.5. Учет износа и амортизации основных средств ОсОО «К.Руно»

Начисление  амортизации объектов основных средств  компании «К.Руно» производится линейным способом. При этом способе, исходя из первоначальной стоимости объектов основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этих объектов.

Первоначальная  стоимость оборудования 174 134 057,35

Начисленная амортизация составляет   2 528 385,82

При этом из-за отсутствия оригинальных актов приема-передачи мне не удалось определить срок службы указанного оборудования и, следовательно, правильность номинального начисления амортизации в месяц и за год. Предположительно, при условии, что оборудование было приобретено в 4-м квартале отчетного периода, срок службы составляет 17 лет и амортизация начислена верно.

Информация о работе Аудит учета основных средств и нематериальных активов