Аудиторская деятельность как активное средство против коррупции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 15:44, контрольная работа

Описание

В антикоррупционной деятельности аудиторам отводится особая роль, поскольку им доступна информация о финансово-хозяйственной деятельности клиента, и они, используя законодательную базу, могут не только устанавливать факты коррупции, но и принимать соответствующие меры. Однако громкие разоблачения коррупционеров, инициаторами которых были бы аудиторы, на практике достаточно редки. Почему?
Аудиторская компания Ernst & Young опубликовала исследование о коррупции в мире и поставила Россию на первое место по коррупции среди стран Европы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1.Возможность и необходимость участия аудиторов в антикоррупционной борьбе
1.1Аудиторская деятельность – элемент системы финансово-экономического контроля…………………………………………………………………………..4
1.2.Две стороны аудита – это независимый контроль и бизнес ………………7
1.3.Пользователи аудиторских услуг…………………………………………...10
1.4.Объекты и предмет аудита и услуг…………………………………………14
2.Состояние рынка аудиторских услуг в России в 2011г……………………..19
3.Роль и задачи аудитора в отношении противодействия коррупции
3.1.Аудиторы – высококвалифицированные специалисты…………………...23
3.2.Роль аудиторов в противодействии коррупции…………………………...27
3.3.Общие задачи аудиторов в противодействии коррупции………………...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32
Список литературы………………………………………………………………33

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ ПО МСА.doc

— 205.00 Кб (Скачать документ)

При выполнении своих должностных обязанностей аудитор должен знать:

·  законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы, касающиеся его профессиональной деятельности;

·  рыночные методы хозяйствования, закономерности и особенности развития экономики;

·  трудовое, финансовое, налоговое и хозяйственное законодательство;

· правила ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;

·  методы анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия;

·  правила проведения аудиторских проверок;

·  правила организации и ведения бизнеса;

·  этику делового общения;

·  экономику, организацию производства, труда и управления;

·  порядок оформления финансовых операций и организацию документооборота;

·  права и нормы охраны труда.

Аудитор несет  ответственность:

·  за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации;

·  за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;

·  за причинение материального ущерба в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.Роль  аудиторов в противодействии коррупции.

Важность роли бухгалтерского учета и аудита в  противодействии коррупции признается большинством стран. Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности  за коррупцию призывает страны принять  такие национальные законодательства, в соответствии с которыми обещание, предложение или предоставление каким-либо лицом какого-либо неправомерного преимущества любому из ее государственных должностных лиц квалифицировалось бы в качестве уголовного преступления. Таким преступлением следует считать также намеренное представление в ложном свете действий, связанных с подкупом государственных должностных лиц, при помощи бухгалтерских и отчетных процедур.

В  соответствии  с  Федеральным  законом «Об  аудиторской  деятельности»  и  федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности № 7 «Контроль качества  выполнения  заданий  по  аудиту»  и  № 34 «Контроль  качества  услуг  в аудиторских  организациях»  аудиторская  организация,  индивидуальный  аудитор обязаны  установить и соблюдать правила внутреннего контроля  качества  работы. Составляющей  правил  внутреннего контроля  качества  работы  должны  быть принципы и процедуры внутреннего контроля в целях противодействия коррупции.

При  установлении  принципов  и  процедур  внутреннего  контроля  в  целях противодействия  коррупции  наряду  с  указанными  актами  необходимо руководствоваться:

-  Федеральным   законом «О  противодействии   коррупции»  и  иными нормативными  правовыми актами в области  противодействия коррупции;

-   Кодексом  этики аудиторов России, одобренным  Советом по аудиторской деятельности  при Минфине России 31 мая 2007г.  протокол № 56;

-  стандартами   саморегулируемой  организации   аудиторов,  членом  которой является  аудиторская организация, индивидуальный аудитор.

Принципы  и  процедуры  внутреннего  контроля  в  целях  противодействия коррупции  должны охватывать, как минимум, следующие  вопросы:

а) факторы угрозы коррупции;

б) меры противодействия;

в) роль и задачи аудитора в отношении противодействия коррупции;

г)  критерии  и  признаки  сделок  и  операций,  которые  могут  быть  связаны  с коррупционными проявлениями;

д)  предотвращение  коррупции  при  ознакомлении  с  деятельностью аудируемого  лица и при планировании аудита;

е)  аудиторские  процедуры,  применяемые  для  выявления  коррупционных проявлений,  а  также  сделок  и  операций,  которые  могут  быть  связаны  с коррупционными проявлениями;

ж) документирование случаев коррупции;

з)  взаимодействие с руководством аудируемого лица по вопросам коррупции;

  и)  информирование  представителей  собственника  в   отношении  случаев коррупции  или риска возникновения коррупции; 

  к) отказ  от аудиторского задания; 

  л)  выявление   риска  коррупционных  проявлений  при  принятии  на обслуживание нового клиента и продолжение сотрудничества.

К тексту ФПСАД 13 правилу (стандартом) N 13 "Обязанности  аудитора по рассмотрению ошибок и  недобросовестных действий в ходе аудита" Минфин России призывал аудиторов обращаться в связи с экономическим кризисом в мировой и российской экономике (письма Минфина России от 28.01.2010 N 07-02-18/01 и от 29.01.2009 N 07-02-18/01). В частности, при выявлении аудитором фактов несоблюдения аудируемым лицом требований, установленных законодательством о противодействии коррупции, Минфин России обращал внимание, что аудитор должен сообщать информацию об обнаруженных фактах организации, подготовки и совершения от имени или в интересах аудируемого лица коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения таких правонарушений, уполномоченным государственным органам власти.

Положения ФПСАД N 14 "Учет требований нормативных  правовых актов Российской Федерации  в ходе аудита" Минфин России требовал применять при проверке соблюдения аудируемым лицом Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и законодательства о противодействии коррупции (письмо Минфина России от 28.01.2010 N 07-02-18/01 и от 31.03.2009 N 07-03-32/423). В письмах отмечалось, что, несмотря на то, что профессиональный долг аудитора не позволяет ему разглашать третьим лицам информацию об обнаруженных фактах несоблюдения аудируемым лицом законодательства РФ, существуют случаи, предусмотренные законодательством, когда аудитор должен сообщать информацию об обнаруженных фактах существенного несоблюдения нормативных правовых актов РФ уполномоченным государственным органам власти. В соответствии с письмом Минфина России от 31.03.2009 N 07-03-32/423 к одним из таких случаев относится несоблюдение требований Закона N 115-ФЗ в отношении сведений, которые организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, обязана отправлять непосредственно в Федеральную службу по финансовому мониторингу, и операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю. Письмо Минфина России от 13.04.2009 N 07-03-32/520 подробно разъясняло обслуживающим лицам, в том числе аудиторским организациям, оказавшимся в подобной ситуации, порядок идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования, хранения и передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3.Общие  задачи аудиторов в противодействии  коррупции.

Президентом Российской Федерации Медведевым Д.А. 13 апреля 2010г. за №460 был подписан Указ «О национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плате противодействия коррупции на 2010-2011г.г.». Правительством РФ, Минфином РФ, Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ во исполнение, как данного Указа, так и ранее принятого Федерального закона от 25 декабря 2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» были приняты необходимые нормативные акты и управленческие решения по формированию в обществе в целом, в том числе и аудиторском сообществе нетерпимого отношения к коррупционному поведению, к созданию условий, затрудняющих возможность коррупционных проявлений и обеспечивающих снижение уровня коррупции.

Учитывая актуальность этой проблемы НП МоАП на своем заседании 27 апреля 2010 г. приняло решение о создании Комиссии Палаты по содействию борьбе с коррупцией в сфере аудиторской деятельности в количестве 10 человек и был утвержден План основных мероприятий Палаты по содействию борьбе с коррупцией, а на основе этих мероприятий разработаны и утверждены Положение о Комиссии НП МоАП по содействию борьбе с коррупцией и План её работы.

Основными задачами, стоящими перед Комиссией в отчетном периоде, являлись разъяснительная  и консультационная работа с членами нашей СРО в отношении требований по противодействию коррупции, обеспечению выполнения норм антикоррупционного поведения, осуществлению мониторинга нормативно-правовой базы по данному вопросу.

В этих целях  Комиссией проведена целенаправленная работа. Так, на сайте Палаты в рубрике «против коррупции» доведены основные нормативы и информационные ресурсы в области борьбы с коррупцией:

·  Федеральный закон от 08 ноября 2011г. № 308-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

·  Указ Президента Российской Федерации от 19.05.2008г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции»

·  Указ Президента Российской Федерации от 13.04.2010г. № 460 «О национальной стратегии противодействия коррупции и национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы»

·  Федеральный закон Российской Федерации от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

·  Типовая программа МФ РФ проверки соблюдения аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) требований по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

·  Программа № ПК 5-010-2009 повышения квалификации аудиторов «Противодействие коррупции входе аудиторской деятельности».[9]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Наши законодатели и чиновники Минфина, в последние  годы придумали множество различных  методов для борьбы с коррупцией с помощью аудиторов. Аудитора при проведении аудиторской проверки обязывают сообщать в компетентные органы о факторах угрозы коррупции, это конечно правильно, но, на деле работать не будет и это очевидно, по ряду причин.

Наши чиновники  забыли основное, а именно то, что аудиторская компания работает в условиях рыночной экономики, и стоит ей хотя бы один раз без согласования с клиентом, сообщить о факторах угрозы коррупции в компетентные органы, как тут же такая весть разнесется повсюду и аудиторская компания лишится всех своих клиентов и разорится. Не является секретом, что, аудиторские компании зависят от своих клиентов, потому что они им платят деньги, и могут выбирать того кто будет проводить аудиторскую проверку. Собственно по этой причине и выдаются «чистые» аудиторские заключения, в которых отражено та информация, которая выгодна клиенту, поэтому клиент очень дорожит аудиторской фирмой с которой он «сработался», иначе говоря, аудит превращается в фарс, и такое аудиторское заключение не что иное как «липа».

Для эффективной  работы и выявления признаков  коррупции, государство должно самостоятельно выступать в роли «клиента» и  нанимать аудиторские компании, давая  аудиторам конкретные задания на выявление коррупции, только тогда  будет толк. Очевидно, что ресурс счетной палаты не достаточен, и многие аудиторские компании Москвы, несомненно, стали бы сотрудничать с Госорганами, и осуществлять аудиторские проверки налоговой отчетности. Такой вид сотрудничества и такой аудит принес бы нашему Государству много пользы и прибыли в виде поступлений в бюджет.

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

  1. Журнал «Аудит», 2011, № 7
  2. Журнал «Аудит», 2012, № 5
  3. http://www.abc-people.com
  4. http://www.auditor-mag.ru
  5. http://areopag2002.ru
  6. http://www.azbukauslug.ru
  7. http://www.aconta.ru
  8. http://referent.mubint.ru
  9. http://www.m-auditchamber.ru
  10. http://www.minfin.ru
  11. http://www1.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2012/04/!!!Tablitsy-rynok-280412.doc.
  12. Ханферян, В.В. Аудит без права подписи // Эксперт. — 2012. — № 12 (795).
  13. Гутцайт, Е.М. Анализ состояния российского рынка аудиторских услуг // АУДИТОР. — 2012. № 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Аудиторская деятельность как активное средство против коррупции