Аудиторская проверка операций с основными средствами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2011 в 15:00, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является раскрытие методики аудита операций с основными средствами предприятия.

Объектом исследования в области организации аудита операций с основными средствами явилось Акционерное общество «КВАНТ» предприятие выполняет строительно-монтажные работы, изготовляет строительные конструкции и материалы, а также оказывает услуги с целью извлечения прибыли, развития производственной базы и удовлетворения общественных потребностей.

Содержание

введение 3
Глава 1. Организация подготовки аудиторской проверки. 5
1.1. Понятие аудита. Задачи и цели аудита основных средств. 5
1.2. Нормативно-правовое обеспечение аудита основных средств. 7
1.3. Разработка плана и программы аудиторской проверки. 9
Глава 2. Аудиторская проверка основных средств. 17
2.1. Письмо-обязательство 17
2.2. Организация учета основных средств в АО «КВАНТ» 18
2.3. Аудит наличия и сохранности основных средств 31
2.4. Аудит движения основных средств 33
2.5. Аудит начисления износа 36
Аудит налогообложения по операциям с основными средствами
38
2.7. Типичные ошибки 44
Заключение 46
Список литературы 47
Приложения

Работа состоит из  1 файл

КР_АУДИТ.doc

— 967.50 Кб (Скачать документ)

      В настоящее время независимо от назначения основных средств  результаты переоценки  в части дооценки (уценки) направляются на увеличение добавочного капитала (Д 01, К 83).

     Переоценка  проводится и в части суммы  амортизации (износа)  также по одному из методов. На сумму прироста амортизации  по результатам переоценки  делается запись Д 83, К 02.  

Основные  недостатки организации  учета основных средств  в АО «КВАНТ». 

      Основным  общим недостатком системы учета  основных средств является недостаточный  контроль за деятельностью бухгалтерии  со стороны руководства предприятия. При такой системе руководитель как бы не является потребителем бухгалтерской информации в той степени, в которой ему следует им быть теоретически. Практически достаточных усилий по контролю за основными средствами руководитель предприятия не прикладывает, хотя нормативные требования соблюдаются им с наибольшей точностью.

      Конкретные  недостатки: при зачислении в состав основных средств на предприятии  процедура не соблюдается в должной  форме: акт приемки (ф. ОС-1) не оформляется, то есть фактически сам факт постановки на учет основных средств фиксируется только при помощи бухгалтерской проводки (Д 01, К 08) и увеличением в связи с этим дебетового сальдо по счету 01 на сумму вновь поступившего основного средства.

      На  предприятии не ведутся инвентарные  карточки учета основных средств. Учет объектов ведется таким образом: ведутся записи об основных средствах по порядку номеров с указанием сальдо на первое число каждого месяца в инвентарной книге. Там же указываются наименование, количество, цена, шифр и норма амортизации.

      Такая система не рассчитана на дальнейшее расширение предприятия, которое связано с увеличением количества и номенклатуры используемых на нем основных средств. 

 

2.3. Аудит наличия и сохранности основных средств 

    Аудитору необходимо проверить:

  • создана ли на предприятии комиссия по приемке основных средств ОС и оформлению ее результатов;
  • оформлены ли договоры купли-продажи ОС;
  • оформлены ли протоколы договорной цены;
  • правильно ли указана первоначальная стоимость в актах приемки-передачи ОС;
  • правильно ли отражена первоначальная стоимость после достройки и дооборудования  объектов, реконструкции или частичной ликвидации объектов.

         По данным проверки состояния контроля и учета объектов основных средств аудитор сможет сделать вывод об эффективности контроля.

     Важное условие обеспечения сохранности основных средств – качественное проведение их инвентаризации. Поэтому в процессе контроля нужно проверить полноту и своевременность проведения инвентаризации, и правильность отражения результатов в бухгалтерском учете. Аудитору это необходимо для того, чтобы убедиться, насколько можно доверять результатам проведенной инвентаризации на предприятии, чтобы уменьшить аудиторский риск.

     Проверяя  состояние учета основных средств, нужно убедиться в правильности организации аналитического учета.

     В целях более глубокого ознакомления с контролем и учетом основных средств аудитор требует от предприятия  составить детальный список всех основных средств, которыми владело предприятие на дату составления отчета, с разбивкой их по типам. К этому списку должны быть приложены сведения о снижении или переоценке стоимости объектов основных средств, сведения об основных средствах, арендованных предприятием у других предприятий, организаций.

     Основные  средства отражаются в учете не систематически, а по мере совершения операций, что влияет на правильность начисления амортизации и включения ее в издержки обращения и производства.

     Накопленные амортизационные отчисления подсчитываются по состоянию на отчетную дату. Несмотря на то, что список основных средств содержит обширную информацию о наличии основных средств, их движении в течение года, аудитору необходимо получить и документы, отражающие поступление, выбытие, перемещение основных средств. По данным документов и бухгалтерских записей в них можно убедиться, что все операции по движению основных средств были правильно отражены на счета 01 «Основные средства».

     Подтверждение данных о хозяйственных операциях  по учету основных средств является расширенной процедурой, так как  основная часть данных содержится во внешних и внутренних документах.

     Привлечение таких документов, как счета-фактуры, контракты, соглашения об аренде, страховые  полисы, отметки (акты) налоговой инспекции, позволит аудитору получить убедительную информацию об аудируемом объекте. Если аудиторам необходимы более убедительные данные, чем те, которые можно извлечь из регистров учета, то они должны ознакомиться с письмами, адресованными арендодателям, страховым компаниям и государственным учреждениям.

     Документальное  подтверждение хозяйственных операций основным средствам – это процесс выбора статьи счета и прослеживания в обратном порядке, т.е. поиск исходных документов, подтверждающих правильность учетной записи. По основным средствам аудиторы могут сделать выборку, чтобы установить факт поступления, выбытия основных средств, а также выявить статьи ремонта, по которым были затрачены значительные средства. Можно использовать также метод случайной выборки. Таким образом можно выбрать отраженные в учете и налоги и расходы по страхованию основных средств.

     В процессе аудита основных средств широко применяется прием пересчета, который  необходимо осуществлять при проверке начисления износа и оценок выбытия  и списания основных средств. Накопленный  износ существует как арифметическая величина, поэтому определение ее реальности возможно только путем пересчета. 

 

2.4.Аудит  движения основных  средств 

    Пути  поступления основных средств на предприятие:

  • приобретение за плату у поставщиков;
  • безвозмездное поступление;
  • в качестве учредительских взносов в уставный капитал;
  • в порядке выкупа арендованных основных средств;
  • возврат имущества (основных средств) по договору о совместной деятельности.

     Поступление основных средств оформляется актом (накладной) приемки-передачи (внутреннего  перемещения) основных средств (ф. ОС-1) с приложением к нему технической документации на данный объект.

     Причины выбытия основных средств на предприятии:

  • ликвидация объекта в силу ветхости и износа, а также силу форс-мажорных обстоятельств;
  • ликвидация в связи с переоборудованием, модернизацией
  • передача ОС другим организациям.

     Для определения непригодности основных средств на предприятии создается  специальная комиссия. Ликвидацию объектов комиссия оформляет актом на списание основных среде (ф. ОС-3). Акт утверждается руководителем предприятия, бухгалтер проставляет в карточке дату выбытия объекта и ном акта.

     В местах использования основных средств (в цехах и отделах предприятия) ведутся инвентарные списки основных средств (ф. ОС-9), в которых даются краткие сведения об объектах основных средств, находящихся в эксплуатации. Инвентарные карточки на поступившие, выбывшие и перемещенные внутри предприятия основные средства после соответствующих записей до конца месяца не раскладывают, а хранят отдельно. Это необходимо, так как на их основе ежемесячно составляется расчет амортизации основных средств (износ). Кроме того, по окончании месяца карточки с записями за данный месяц группируют по классификационным видам основных средств, суммируют обороты по поступлению и выбытию по каждому виду и записывают в карточку учета движения основных средств.

     Необходимо  проверять правильность оценки основных средств, поскольку неправильная оценка может не только исказить общую картину, но и вызвать:

  • неточное исчисление амортизации;
  • искажение сумм исчисляемых налогов;
  • неправильное отражение величины основных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

     При аудиторской проверке операций по движению основных средств необходимо обратить внимание на следующие моменты:

     На  документального оформления оприходования ОС и их списания. Практика проведения аудиторских проверок показывает, что в большинстве случаев необходимая документация, связанная с оприходованием ОС, не ведется, а если и ведется, то заполняются не все реквизиты, предусмотренные в форме документа, а это в конечном итоге приводит к тому, что неправильно определяются амортизационные отчисления, а при производстве капитального ремонта ОС незаконно включаются в себестоимость затраты, которые по положению должны быть отнесены на капитальные вложения. Часто оборудование числится в учете обезличенно, без закрепления за ответственными за его сохранность работниками, что порой приводит к недостачам и хищениям. Нередко передача ОС с одного места нахождения в другое документально не оформляется, что приводит к запутанности в учете. Обо всех случаях аудитор должен сообщить руководству предприятия. Особое внимание при проверке аудитор должен уделить документальному оформлению законности списания ОС с учета, т.к. этот момент влияет на конечные результаты деятельности предприятия. Занимаясь вопросами списания ОС, аудитор должен проверить оприходование материальных ценностей, полученных от разборки ОС; если такового не производилось, то нельзя признать правильными конечные результаты от списания ОС.

     При передаче основных средств в качестве взноса в уставный капитал должен быть приведен их перечень с указанием первоначальной стоимости, износа и цены соглашения при передаче. К перечню должны быть подложены вторые экземпляры актов приема-передачи, заверенные печатью передающей стороны, и вся техническая документация на передаваемые объекты.

     При приобретении основных средств должен быть оформлен договор купли-продажи с указанием первоначальной стоимости, износа и цены приобретения.

     При приобретении объектов основных средств в комплекте (например, мебель для офиса) в инвентарную карточку должна быть вписана расшифровка-перечень отдельных предметов, входящих в комплект.

     При приобретении объектов основных средств  за иностранную валюту первоначальная стоимость объекта должна учитываться по пересчитанному курсу в рублях на момент приобретения.

     Объекты капстроительства, находящиеся во временной  эксплуатации до ввода их в постоянную эксплуатацию не включаются в состав основных средств, а учитываются  как незавершенные капиталовложения.

     Объекты основных средств, принятых в эксплуатацию на условиях текущей аренды, учитываются  на забалансовом счете 001.

     При продаже основных средств должна быть установлена рыночная стоимость.

     При безвозмездной передаче основные средства подлежат обложению НДС у передающей стороны за исключением безвозмездной передачи ОС, зачисленных ранее в ОС с НДС (для непроизводственной сферы).

     Для определения непригодности основных средств, невозможности или неэффективности проведения их восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации по списанию на предприятии приказом руководителя должна быть создана постоянно действующая комиссия.

     Если  оборудование списывают в связи  со строительством новых, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением действующих предприятий, то перечень этого оборудования должен быть указан в плане расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий.

     Все детали, узлы и агрегаты от разборки и демонтажа оборудования, пригодные для дальнейшего использования, должны быть оприходованы на складе и эта операция отражается соответствующей записью в бухгалтерском учете. 

 

     

     2.5. Аудит начисления  износа 

     В ходе аудита необходимо установить, все ли объекты основных средств приняты в расчет при начислении амортизации, начисляется ли износ с учетом движения основных средств, правильно ли применяются нормы амортизации.

     Износ начисляется по всем видам основных средств, за исключением находящихся на консервации земельных и природных ресурсов, объектов жилищного фонда и внешнего благоустройства, библиотечного фонда, музейных и художественных ценностей, продуктивных животных, числящихся на балансе предприятия.

Информация о работе Аудиторская проверка операций с основными средствами