Аудиторская проверка расчетов с дебиторами и кредиторами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:44, курсовая работа

Описание

Для того чтобы правильно выстроить взаимоотношения с клиентами, необходимо постоянно контролировать текущее состояние взаиморасчетов и отслеживать тенденции их изменения в средне- и долгосрочной перспективе. При этом контроль должен быть дифференцирован по отношению к различным группам клиентов, каналам сбыта, регионам и формам договорных отношений.

Работа состоит из  1 файл

KUR002371.doc

— 175.00 Кб (Скачать документ)

- надлежащее исполнение (ст. 408 ГК РФ);

- зачет (ст. 410 ГК РФ);

- новация (ст. 414 ГК  РФ);

- прощение долга (ст. 415 ГК РФ);

- ликвидация организации,  являющейся должником или кредитором  в обязательстве, коме случаев,  когда правовыми актами исполнение  обязательства ликвидированного  юридического лица возлагается  на другое лицо (ст. 419 ГК РФ). В ст. 410 ГК РФ предусмотрено, что обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил или он не указан либо определен моментом востребования. Для зачета достаточно заявления одной стороны.  
Взаимозачет возможен лишь при соблюдении трех условий, предусмотренных ст. 410 ГК РФ: наличие встречных задолженностей, признаваемых сторонами;  
однородность встречных требований, которыми считается их сопоставимость, приведенная к единому эквиваленту. При этом денежные обязательства признаются однородными независимо от оснований их возникновения;  
срок обязательства наступил или он не указан либо определен моментом востребования.

Такая же запись производится по балансу должника в случае прекращения  обязательств по оплате приобретенных товаров (работ, услуг) вследствие ликвидации юридического лица-кредитора.

При документальном оформлении и учете операций, рассматриваемых  в данной главе, кроме общих нормативных  документов, перечисленных выше, следует руководствоваться:

- гл. 25 НК РФ; [2.].

- Положением о безналичных  расчетах в Российской Федерации,  утвержденным приказом Банка  России от 3 октября 2002 г. 2-П (далее  - Положение о безналичных расчетах).

 Нормативными документами  по порядку заполнения отдельных полей расчетных документов.

Нормативно-правовое регулирование  бухгалтерского учёта и налогообложения  расчётов с поставщиками и подрядчиками имеет четырёхуровневую систему. В  ФЗ «О бухгалтерском учёте» 129-ФЗ от 21.11.96г. определены все основные моменты, регулирующие ведение бухгалтерского учета, рабочий план счетов бухгалтерского учета, формы первичных документов (по которым не предусмотрены типовые формы), порядок проведения инвентаризации, методы оценки, правила документооборота, технология обработки учётной информации, порядок контроля за хозяйственными операциями. [3.].

 

I.3 Документация, применяемая в учете расчетов  с дебиторами и кредиторами

Основанием для принятия на учет кредиторской задолженности  перед

поставщиками являются расчетные документы (счета, счета фактуры) и документы, свидетельствующие о факте свершения сделки (товарно-транспортные накладные, приходные ордера, приемные акты, акты о выполнении работ и услуг).

 Доставка материальных ценностей осуществляется только двумя способами. В первом случае для доставки материальных ценностей предприятие назначает своего поверенного (экспедитора). Ему выдают под отчет наличные деньги с правами получения ценностей и немедленной оплаты за них (например, покупка материалов и запасных частей), либо доверенность (ф. М-2).

Расчеты с покупателями и поставщиками производятся платежными поручениями, платежными требованиями-поручениями, в порядке уступки права требования, векселями. При расчетах с поставщиками и подрядчиками наличными денежными  средствами оформляются авансовые отчеты на основании выданных контрагентами квитанции к ПКО и кассового чека [18, с. 231].  
Взаимозачетная операция является односторонней сделкой и может быть совершена одной из сторон с уведомлением другой стороны при отсутствии разногласий по проведению взаимозачета. Сторона, принявшая решение о проведении взаимозачетной операции, оформляет заявление о проведении зачета. Сделка по проведению взаимозачета вступает в силу с момента получения этого заявления другой стороной. Подтверждением получения заявления другой стороной необходимо считать квитанцию, уведомление о получении и так далее.

Расчеты с покупателями производятся как в наличной форме (через кассу организации - расчеты  за отгружаемую продукцию), так и  в безналичной форме: как оплата по выставленному счету через банк (авансовые платежи), или оплата за ранее отгруженную продукцию (в случае отсрочки платежа).

В ходе осуществления своей деятельности у предприятия возникают взаимоотношения  с персоналом, выполняющим производственное задание, что влечет за собой расчеты с работниками предприятия, с органами социального страхования и обеспечения и другими организациями и лицами.

Бухгалтерский учет расчетов с работниками  по заработной плате осуществляется на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Первичные документы являются основным источником сбора при проверке расчетов: с персоналом по оплате труда: приказы о приеме на работу и переводе на другую работу, о предоставлении отпуска, о прекращении трудового договора; контракты, трудовые договоры; штатное расписание; личные карточки форма Т-2); табель учета использования рабочего времени (форма Т-13); листок нетрудоспособности; расчетно-платежная ведомость (форма Т-49); расчетная ведомость (форма Т-51); платежная ведомость (форма Т-53); лицевой счет (форма Т-54); исполнительные листы; налоговые карточки по учету доходов и подоходного налога. 

По социальному страхованию и обеспечению: расчетная ведомость по средствам Фонда социального страхования РФ (ф-4 ФСС РФ); журнал поступления путевок от ФСС РФ; расчетная ведомость по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ; расчетная ведомость по взносам в Федеральный и Территориальные фонды: расчетная ведомость по страховым взносам в Государственный фонд занятости населения (ф. ФЗ-1); обязательные сведения (информация) работодателя в Комитет по занятости населения.

………….

II. Методика  аудиторской проверки учета расчетов  с дебиторами и кредиторами  
II.1 Обзор и анализ существующих подходов к разработке аудиторской проверки

Целью аудиторской проверки учета расчетов с дебиторами и кредиторами является экспертиза достоверности данных первичных документов, полноты и точности отражения в учете операций по расчетам с дебиторами и кредиторами.

Объектами проверки являются расчеты  с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, разными дебиторами и кредиторами, учет расчетов с персоналом предприятия; учет расчетов с бюджетными и внебюджетными фондами; учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами.                               

Методика аудита операций с дебиторами и кредиторами определяется организацией бухгалтерского учета, содержанием счетов и допущенных ошибок.

Источники информации. При проверке расчетных операций проводится экспертиза достоверности данных первичных документов, полноты и точности отражения в учете расчетных и кредитных операций [1.].

Аудит расчетов состоит в проверке состояния расчетов с поставщиками и подрядчиками - счет 60; расчетов с покупателями и заказчиками - счет 62; расчетов по имущественному и личному страхованию - счет 65; расчетов по претензиям - счет 76; расчетов по авансам полученным - счет 62; расчетов по авансам выданным - счет 60; расчетов с подотчетными лицами - счет 71; расчетов по возмещению материального ущерба - счет 73-2; расчетов с прочими дебиторами и кредиторами - счет 76; расчетов по оплате труда — счет 70; расчетов по социальному страхованию и обеспечению - счет 69; расчетов по внебюджетным платежам, расчетов с бюджетом - счет 68.

При аудите расчетов с поставщиками аудитору необходимо проверить:

    • наличие договоров поставки продукции;
    • реальность задолженности поставщиков;
    • актами инвентаризации (сверки) расчетов;
    • правильность ведения аналитического учета по счету 60;
    • правильность составления бухгалтерских проводок по счету 60;
    • обоснованность учета и принятия к зачету сумм НДС по приобретенным товарно-материальным ценностям, работам и услугам;
    • соответствие записей аналитического учета по счету 60 с записями в журнале-ордере № 6, регистрах компьютерного учета, главной книге и балансе.

При аудите расчетов с покупателями и заказчиками необходимо проверить:

    • наличие договоров поставки продукции;
    • достоверность задолженности покупателей;
    • акты инвентаризации (сверки) расчетов;
    • аналитический учет по счету 62;
    • правильность составления бухгалтерских проводок по счету 62;
    • соответствие записей аналитического учета по счету 62 с записями в журнале-ордере № 11, главной книге и балансе;

• точность исчисления налогов с сумм реализации [ 19.].

Особое место  в аудите расчетов занимает аудит  расчетов с подотчетными лицами.

Подотчетными  суммами называются денежные авансы, выдаваемые работникам предприятия из кассы на мелкие административно-хозяйственные и операционные расходы, которые не могут быть про-12 месяцев, и стр. 628 — прочие займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты);

  • отчет о движении денежных средств (форма № 4);
  • главная книга;
  • журнал-ордер № 7, объединяющий в себе аналитический и синтетический учет расчетов с подотчетными лицами (для журнально-ордерной формы счетоводства), иные регистры аналитического и синтетического учета расчетов с подотчетными лицами в зависимости от принятой на предприятии формы счетоводства.

Начисление  суммы оплаты труда работникам, занятым заготовкой материалов, отражают по дебету счета 15 и кредиту счета 70.

Начисление  суммы оплаты труда работникам, занятым  приобретением материалов, отражают по дебету счета 10 и кредиту счета 70.

……..

II.2 Структура  и содержание аудиторской проверки

 

Первым (начальным) этапом аудиторской проверки является этап планирования. Международный и отечественный опыт доказывает, что аудиторская проверка не может быть проведена качественно, если она не спланирована должным образом.

В соответствии с правилом [15, разд.3] работа с экономическим  субъектом, обратившимся в аудиторскую организацию, должна начинаться с предварительного планирования.

Именно стадия предварительного планирования предшествует написанию письма-обязательства  и заключению договора на проведения аудиторской проверки, моменту, когда  стороны выразят обоюдное согласие на проведение аудита и примут на себя связанные с этим обязательства. На этой стадии приходит знакомство потенциальных партнеров: аудиторской организации и ее потенциального клиента и обмен информацией, которая позволила каждой из сторон (в первую очередь аудиторской организации) принять решение о принципиальной возможности и целесообразности дальнейшего сотрудничества в области аудита.

Основными условиями проведения аудита и связанные с ними права и  обязанности сторон согласовываются  в договоре на проведение аудиторской проверки. Заключению договора предшествует направление аудиторской организацией исполнительному органу экономического субъекта письма-обязательства аудиторской организации о согласовании на проведение аудита, целью которого является исключение возможного понимания сторонами условия предстоящего договора на проведение аудиторской проверки.

В правиле (стандарте) определен перечень информации, которая в обязательном порядке должна найти свое отражение  в письме-обязательстве [16]:

-условия аудиторской проверки;

-обязательства аудиторской организации;

-обязательства экономического  субъекта.

В письме обязательстве  должны быть приведены ссылки на нормативные  акты, на основании которых проводится аудит. В первую очередь к таким законодательным и нормативным актам относятся:

-Федеральный закон  «О бухгалтерском учете» [3];

- Федеральный закон  об аудиторской деятельности»  [4];

-Правила (стандарты)  аудиторской деятельности;

- Российские положения  по бухгалтерскому учету (далее  ПБУ).

Каждый экономический  субъект которого планирует проверять  аудитор, обязан вести бухгалтерский  учет. Бухгалтерский учет представляет собой систему сбора, регистрации  и обобщения информации, в стоимостном  (денежном) выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Аудитор в ходе планирования и проведения аудиторской проверки обязан достичь понимания системы бухгалтерского учета: внимательно изучить организацию и документооборот клиента, описать эту систему и проанализировать ее сильные и слабые стороны.

Правило (стандарт)  [4] предписывается на стадии предварительного планирования изучить не только систему бухгалтерского учета экономического субъекта, но и систему внутреннего контроля. Понятие «система внутреннего контроля экономического субъекта» часто вызывает замешательство у многих российских аудиторов, не говоря уже о представителях экономических субъектов.[36, c.120]

Под такой системой внутреннего  контроля понимается совокупность организационных  мер, методик и процедур, применяемых  руководством экономического субъекта для упорядоченного и эффективного ведения хозяйства деятельности. Система внутреннего контроля должна включать в частности, процедуры, применение которых обеспечивает надзор и проверку за следующими аспектами финансово-хозяйственной деятельности:

Информация о работе Аудиторская проверка расчетов с дебиторами и кредиторами