Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:34, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение видов и принципов составления балансового отчета, на примере бухгалтерского баланса организации ОАО «Микротек».
Для достижения цели предполагается решить ряд задач:
изучить теоретические работы разных авторов, посвященные теме исследования;
рассмотреть экономическую сущность балансовых отчетов;
рассмотреть структурное построение балансовых отчетов;
рассмотреть балансовые отчеты учетного оформления;
изучить вопросы трансформации российской отчетности в соответствии с МСФО.
Введение
1. Понятие и основные концепции балансовых отчетов
1.1. Определение балансового отчета, его назначение и виды
1.2. Виды балансовых отчетов
1.3. Краткая экономическая характеристика объекта исследования
2. Балансовые отчеты учетно-статистического и контрольного построения и представления
2.1. Бухгалтерский баланс в современных экономических условиях
2.2. Структурное построение балансовых отчетов: консолидированные балансовые отчеты
2.3. Вопросы трансформации российской отчетности в соответствии с МСФО
Заключение
Библиографический список
3
Содержание
Введение
1. Понятие и основные концепции балансовых отчетов
1.1. Определение балансового отчета, его назначение и виды
1.2. Виды балансовых отчетов
1.3. Краткая экономическая характеристика объекта исследования
2. Балансовые отчеты учетно-статистического и контрольного построения и представления
2.1. Бухгалтерский баланс в современных экономических условиях
2.2. Структурное построение балансовых отчетов: консолидированные балансовые отчеты
2.3. Вопросы трансформации российской отчетности в соответствии с МСФО
Заключение
Библиографический список
Приложения
Информация о хозяйственной операциях производящих экономическим субъектом за определенный период времени, обобщается в соответствующих учетных регистрах и из них переносится в сгруппированном виде в балансовые отчеты предприятий.
В системе нормативного регулирования балансовые отчеты рассматриваются как единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе информации учета, подготовленной по установленным формам за период. В свою очередь отчетный период – это период, за который организация должна составлять отчетность.
Такая процедура обобщения учетной информации необходима в первую очередь самому предприятию и связана с необходимостью уточнения, а в ряде случаев корректировки дальнейшего курса финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Поэтому балансовые отчеты должны выявлять любые факты, содержание которых может оказать влияние на оценку пользователям информации о состоянии собственности, финансовой ситуации, прибылей и убытков.
Самостоятельный балансовый отчет согласно ст. Гражданского кодекса Российской Федерации является одним из признаков юридического лица, т. е. выполняет экономико-правовую функцию.
Балансовый отчет служит основным источником информации для обширного круга пользователей, как внутри экономического субъекта, так и за его пределами.
Актуальность курсовой работы связана со стремительным развитием в России крупного, среднего, малого бизнеса. В связи с этим грамотное становление отчетности в организации становится наиважнейшей задачей для каждого руководителя.
Целью курсовой работы является изучение видов и принципов составления балансового отчета, на примере бухгалтерского баланса организации ОАО «Микротек».
Для достижения цели предполагается решить ряд задач:
изучить теоретические работы разных авторов, посвященные теме исследования;
рассмотреть экономическую сущность балансовых отчетов;
рассмотреть структурное построение балансовых отчетов;
рассмотреть балансовые отчеты учетного оформления;
изучить вопросы трансформации российской отчетности в соответствии с МСФО.
1. Понятие и основные концепции балансовых отчетов
1.1. Определение балансового отчета, его назначение и виды
Термин «баланс» происходит от латинского «bilanx», буквально — двучашие, и означает равновесие, равенство. Этот термин применяется в экономической литературе, как правило, для обозначения системы интервальных показателей, характеризующих источники образования каких-либо ресурсов и направления их использования за определенный период времени. Например, баланс производства и распределения валового внутреннего продукта, материальные балансы, баланс денежных доходов и расходов государства и др. Балансовый метод как способ представления данных в виде двусторонних таблиц с равными итогами широко используется в планировании, учете и экономическом анализе. В учете слово «баланс» имеет двоякое значение:
равенство итогов, когда равны итоги записей по аналитическим счетам и соответствующему синтетическому счету, итоги актива и пассива баланса и т.д.;
наиболее важная форма отчетности, показывающая состояние средств организации в денежной оценке на определенную дату.
Равные итоги формы по активу и пассиву располагаются, как правило, на одном уровне. В отличие от балансов, используемых при планировании и анализе, баланс представляет собой систему моментных показателей, характеризующих состояние средств организации на определенную дату. По определению Я.В. Соколова, баланс есть модель, с помощью которой в интересах пользователей представляется на определенный момент времени финансовое положение организации. В условиях рыночной экономики значение баланса настолько велико, что его часто выделяют в самостоятельную отчетную единицу, дополнением к которой является совокупность других форм отчетности.
В других формах отчетности расшифровываются данные, которые содержатся в балансе. Если в балансе отражаются показатели, характеризующие ту или иную сторону деятельности организации, то в других формах представлено состояние всех средств организации. В основу построения баланса положена классификация хозяйственных средств. В экономике любого государства баланс выполняет следующие основные функции:
информирует собственников, менеджеров и других лиц, связанных с управлением, об имущественном состоянии организации, т.е. о том, в каком количественном и качественном соотношении находится тот запас материальных средств, которым предприятие может распоряжаться;
позволяет определить, способно ли предприятие выполнить свои обязательства перед третьими лицами или ему грозят финансовые затруднения;
отражает финансовый результат деятельности организации за отчетный период, по которому судят о способности руководителей сохранять и приумножать вверенные им материальные и денежные ресурсы;
служит основой для оперативного финансового планирования и контроля за движением денежных средств организации;
является источником информации для налоговых служб, кредитных учреждений и органов государственного управления.
Некоторые специалисты, например, Н.В. Бородина, В.В. Жаринов, Н.П. Любушин, говоря о функциях баланса, главное его назначение видят в том, что он:
является основной формой отчетности;
выполняет контрольную функцию;
служит базой для экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности организации.
Многие крупные предприятия имеют сложную структуру; каждое подразделение ведет учет и составляет баланс. Балансы и отчетность дочерних и зависимых организаций помогают руководителям крупного предприятия координировать деятельность всего имущественного комплекса.
В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды активов, предназначенные для предпринимательской деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права, требования, долги, другие исключительные права и т.д. Любой баланс отражает состояние имущества как группировку разнородных имущественных средств и прав на это имущество и одновременно как капитал определенных хозяйственных субъектов, а также третьих лиц.
Каждый пользователь отчетности стремится решать свои задачи исходя из модели баланса.
Кредиторов беспокоит платежеспособность фирмы, и поэтому они склонны рассматривать баланс как категорию учета, позволяющую на определенный момент времени представить в денежном измерении имущественное положение организации.
Покупателей и продавцов волнует вопрос, что выгоднее: продать предприятие в целом или же, ликвидировав его, реализовать его имущество (в этом случае составляется актуарный баланс, который представляет собой одну из разновидностей статического баланса).
Администрацию и собственников интересует движение капитала, который должен приносить прибыль, поэтому баланс для них — документ, в котором представлен финансовый результат организации за отчетный период. Такой баланс получил название динамического.
Налоговые органы в зависимости от действующего в стране налогового законодательства могут быть заинтересованы как в статическом, так и в динамическом балансе. Для налоговых органов составляются декларации по налогам, которые могут быть увязаны с формами отчетности. В других случаях информация для налоговых расчетов формируется по данным первичных документов, и таким образом создается параллельный налоговый учет или данные выбираются из счетов Главной книги и модифицируются в соответствии с требованиями налоговых органов. В России составляют балансы, которые показывают состояние хозяйственных средств организации в денежной оценке на определенную дату. Эти средства классифицируют по составу, источникам формирования, размещению, юридической принадлежности и т.д. Следовательно, в основу построения баланса положена классификация хозяйственных средств организации, которая подробно будет рассмотрена ниже.
Виды и классификация отчетности. Отчетность является основным источником информации о деятельности любой организации. В зависимости от пользователей отчетность юридических лиц подразделяют, как правило, на три вида:
бухгалтерская отчетность основана на данных бухгалтерского учета, правила формирования показателей установлены Положениями по бухгалтерскому учету, которые утверждает Министерство финансов Российской Федерации, является публичной (открытой для всех заинтересованных лиц);
налоговая отчетность основана на данных налогового учета, составляется и представляется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, ее данные могут являться коммерческой тайной для всех пользователей, кроме налоговых инспекций;
статистическая отчетность основана на данных бухгалтерского и оперативного учета, формируется по правилам, установленным Госкомстатом Российской Федерации (Росстатом), предназначена для сбора и обработки информации о массовых социально-экономических явлениях и не является публичной (данные могут представлять коммерческую тайну).
Кроме того, организации могут представлять специализированную отчетность в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг (эмитенты ценных бумаг, например акционерные общества), в комитеты по управлению федеральным и муниципальным имуществом (унитарные предприятия) и т.д. Однако бухгалтерская отчетность представляется всем пользователям — и в налоговые органы, и в комитет государственной статистики, и в ФКЦБ, и в комитеты по управлению государственным имуществом. Бухгалтерскую отчетность классифицируют по различным признакам.
1. В зависимости от назначения отчетность может быть:
внутренняя (управленческая) — для руководителей различных уровней управления, составляется по правилам и в сроки, установленные руководством хозяйствующего субъекта;
внешняя (финансовая) — для внешних пользователей (инвесторов, кредиторов, налоговых служб и т.д.), формируется по правилам, установленным государством.
2. В зависимости от периода составления отчетность может быть:
промежуточная — составляется нарастающим итогом с начала года (квартал, полугодие, 9 месяцев);
годовая — содержит итоговые показатели деятельности организации за календарный год.
3. По степени детализации различают отчетность:
общую — характеризует хозяйственную деятельность всей организации;
специальную — раскрывает информацию об отдельных направлениях деятельности организации (материально-техническое снабжение, состояние расчетов с дебиторами или кредиторами, продажи по регионам или видам продукции, работ, услуг и т.п.).
4. По степени обобщения отчетность подразделяется следующим образом:
единичная — охватывает показатели отдельной организации, подразделения, выделенного на отдельный баланс;
сводная — раскрывает объединенные показатели юридического лица, включая филиалы и подразделения, выделенные на отдельный баланс;
консолидированная — раскрывает информацию о группе взаимосвязанных организаций, каждая из которых может быть самостоятельным юридическим лицом (холдинг, финансово-промышленная группа и т.п.).
Следует отметить, что в российском законодательстве о бухгалтерском учете понятия сводная и консолидированная отчетность употребляются как синонимы, в то время как в международной практике принято их разграничивать.
1.2. Виды балансовых отчетов
Существует множество видов балансовых отчетов в зависимости от цели его составления. Для получения более четкого представления о них можно выделить восемь группировок бухгалтерского баланса:
1) по источникам составления;
2) по срокам составления;
3) по объему информации;
4) по характеру деятельности;
5) по форме собственности;
6) по реформированию;
7) по формату;
8) по времени составления;
9) по полноте.
1) По источникам составления бухгалтерские балансы могут быть инвентарными, книжными и актуарными.