Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:34, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение видов и принципов составления балансового отчета, на примере бухгалтерского баланса организации ОАО «Микротек».
Для достижения цели предполагается решить ряд задач:
изучить теоретические работы разных авторов, посвященные теме исследования;
рассмотреть экономическую сущность балансовых отчетов;
рассмотреть структурное построение балансовых отчетов;
рассмотреть балансовые отчеты учетного оформления;
изучить вопросы трансформации российской отчетности в соответствии с МСФО.
Введение
1. Понятие и основные концепции балансовых отчетов
1.1. Определение балансового отчета, его назначение и виды
1.2. Виды балансовых отчетов
1.3. Краткая экономическая характеристика объекта исследования
2. Балансовые отчеты учетно-статистического и контрольного построения и представления
2.1. Бухгалтерский баланс в современных экономических условиях
2.2. Структурное построение балансовых отчетов: консолидированные балансовые отчеты
2.3. Вопросы трансформации российской отчетности в соответствии с МСФО
Заключение
Библиографический список
Инвентарный баланс составляют только на основании инвентаризации. Ее результаты показывают размер актива. Бухгалтер, вычитая кредиторскую задолженность, определяет величину средств, вложенных собственником.
Книжный баланс формируют по данным счетов Главной книги без предварительной их проверки путем инвентаризации.
Актуарный баланс составляют по данным, собранным по статистике страховых, торговых и подобных предприятий.
На практике чаще всего составляется книжный (счетный) баланс, но его данные корректируются данными инвентаризационных описей.
2) По срокам составления бухгалтерские балансы бывают вступительными, текущими, санируемыми, ликвидационными, разделительными, объединительными.
Вступительный баланс составляют на момент возникновения организации. Он определяет сумму ценностей, с которой организация начинает свою деятельность, и формируется после регистрации устава организации и внесения в уставный фонд активов.
Текущий баланс составляют периодически в течение всего времени существования организации. Он может быть начальным (входящим), промежуточным и заключительным (исходящим). Начальный баланс формируется на начало, а заключительный на конец отчетного года. Промежуточный баланс отличается от заключительного и начального, во-первых, тем, что к последним прилагается большее число отчетных форм, раскрывающих те или иные статьи баланса; во-вторых, промежуточный баланс составляют исключительно на основании данных текущего учета, не подтвержденных инвентаризацией.
Санируемый баланс составляют в тех случаях, когда организация стоит на пороге банкротства и ей необходимо сделать выбор: ликвидироваться путем объявления о банкротстве или договориться с кредиторами об отсрочке платежей. Кредиторам надо знать размеры понесенного убытка, поэтому санируемый баланс формируют с помощью аудитора до окончания отчетного периода с целью выявления реального положения дел.
Ликвидационный баланс формируют в случае ликвидации организации. Различают вступительные ликвидационные балансы (на начало ликвидации), промежуточные ликвидационные балансы (в течение всего периода ликвидации) и заключительные ликвидационные балансы (на конец ликвидации).
Разделительный баланс составляют при разделении крупной организации на несколько более мелких структурных единиц, а также при передаче одной либо нескольких структурных единиц от одной организации другой. В последнем случае баланс называют передаточным.
Объединительный баланс формируют при объединении (слиянии) нескольких организаций в одну или при присоединении одной или нескольких структурных единиц к данной организации.
3) По объему информации балансы подразделяются на единичные и сводные балансы.
Единичный баланс отражает деятельность только одной организации.
Сводный баланс агрегирует данные включаемых в него единичных балансов. В таком балансе отражается общее состояние средств группы организаций в целом. Разновидностью сводных балансов является консолидированный баланс, который представляет собой объединение балансов юридически самостоятельных, но взаимосвязанных в экономическом и финансовом отношении организаций.
4) По характеру деятельности различают балансы основной и неосновной деятельности.
Основной называется деятельность, соответствующая профилю организации, ее уставу. Все прочие виды деятельности организации считаются неосновными, например подсобное сельское хозяйство.
Подразделения организации, занимающиеся неосновной деятельностью, могут составлять отдельные балансы.
5) По форме собственности различают балансы государственных, муниципальных, кооперативных, коллективных, частных, смешанных и совместных организаций, а также общественных организаций.
6) По реформированию различают реформированные и нереформированные балансы.
Баланс считается реформированным, когда прибыль, полученная за данный отчетный период, уже распределена и в балансе отдельной строкой не показывается.
Нереформированным считается баланс, когда прибыль, полученная в отчетном периоде, еще не распределена и показывается в балансе отдельной строкой.
7) По формату баланс может быть:
двусторонний — актив слева, пассив справа, иногда наоборот;
односторонний — актив сверху, пассив под активом (возможен обратный порядок);
разделенный — по центру приводятся названия статей, а слева и справа от них указываются числовые значения актива и пассива;
шахматный — матрица, по строкам которой перечисляются статьи актива, а по графам — статьи пассива (возможен обратный порядок).
8) По времени составления различают следующие виды баланса.
Провизорный баланс составляют в конце месяца до наступления отчетной даты. Такой баланс служит для целей управления.
Перспективный баланс составляют на будущие периоды статистическими методами. Если такой баланс не соответствует потенциальным возможностям организации, то на основе его анализа формируют директивный баланс.
Директивный баланс составляют исходя из оптимальной структуры использования ресурсов фирмы.
9) По полноте различают баланс-брутто, и баланс-нетто.
Баланс-брутто включает в себя регулирующие статьи.
Баланс-нетто — это баланс, из которого исключены регулирующие статьи. Исключение из баланса регулирующих статей называется его очисткой.
В ОАО «Микротек» составляется текущий, книжный (счетный), двусторонний баланс основной деятельности, его данные корректируются данными инвентаризационных описей.
1.3. Краткая экономическая характеристика объекта исследования
На современном этапе работы ОАО «Микротек» приоритетной задачей является производство и реализация мебели.
Согласно Уставу открытое акционерное общество «Микротек» учреждено в соответствии с законом Российской Федерации «Открытое акционерное общество».
ОАО «Микротек» является коммерческой организацией и действует на основании Устава и действующего законодательства. Общество является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный, валютный и другие счета.
Предприятие самостоятельно планирует свою производственно-хозяйственную деятельность. Основу планов составляют договоры, заключаемые с потребителями продукции и услуг, а также поставщиками материально-технических и других ресурсов.
Реализация продукции, выполнение работ и предоставление услуг осуществляются по ценам и тарифам, устанавливаемым предприятием самостоятельно.
Основной целью деятельности ОАО «Микротек» является получение прибыли, а также удовлетворение потребностей юридических лиц и населения в работах, производимых обществом.
Основными видами деятельности являются следующие:
производство;
торговля.
В организации ведется централизованный бухгалтерский учет, не имеет филиалов и структурных подразделений. Согласно закона о бухгалтерском учете в Российской Федерации, ответственность за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства России при выполнении хозяйственных операций возлагается в ОАО «Микротек» на руководителя. Руководитель ОАО «Микротек» учредил бухгалтерскую службу, возглавляемую главным бухгалтером.
Организация бухгалтерской службы в ОАО «Микротек» в соответствии с принятой на предприятии учетной политикой включает в себя права и обязанности главного бухгалтера, место бухгалтерии в системе управления предприятием.
Бухгалтерия ОАО «Микротек» занимается обработкой документов, ведением учетных регистров и на их основе - составлением отчетности.
Руководит работой бухгалтерии главный бухгалтер, он дает указания по ведению учета и составления отчетности. Главный бухгалтер обеспечивает контроль за отражением на счетах бухгалтерского учета всех осуществляемых хозяйственных операций, представление оперативной информации, составлением в установленные сроки бухгалтерской отчетности, осуществление совместно с другими подразделениями и службами экономического анализа финансово - хозяйственной деятельности по данным бухучета и отчетности в целях выявления и мобилизации внутренних хозяйственных ресурсов.
Главный бухгалтер подписывает совместно с руководителем организации документы, служащие основанием приемки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также расчетных и денежных обязательств.
Движение первичных документов в бухгалтерском учете в ОАО «Микротек» регламентируется графиком. Работу по составлению графика документооборота организует главный бухгалтер. График устанавливает рациональный документооборот, т.е предусматривает оптимальное число подразделений и исполнителей для прохождения каждым первичным документом, минимальный срок по нахождению в подразделении или у исполнителя.
В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности предприятия обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств.
На ОАО «Микротек», с помощью инвентаризации проверяют правильность данных текущего учета и выявляют ошибки, допущенные в учете: контролируют сохранность тех или хозяйственных средств, числящихся у материально ответственных лиц.
В ОАО «Микротек» установлены случаи обязательного проведения инвентаризации имущества и финансовых операций:
-перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
-при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передаче дел);
-при установленных фактов хищений или злоупотреблений, а также порче ценностей;
Аналитический учет отгрузки и реализации организуется по отдельным видам товаров.
Кроме журналов-ордеров и ведомостей бухгалтерией ведется Главная книга-регистр синтетического учета. Кредитовые обороты по журналам-ордерам переносятся на счета Главной книги одной итоговой суммой за месяц, т.е. в развернутом виде они содержатся в журналах ордерах. На основании Главной книги и других регистров заполняется баланс и другие формы отчетности.
На изучаемом предприятии разрабатывается учетная политика и оформляется приказом. Данный приказ подписывается руководителем предприятия. Приказ об учетной политике соответствует требованиям ведения бухгалтерского учета и отчетности, плану счетов бухгалтерского учета, нормативным и законодательным актам регулирующих ведение бухгалтерского учета организации.
2. Балансовые отчеты учетно-статистического и контрольного построения и представления
2.1. Бухгалтерский баланс в современных экономических условиях
Построить баланс правильно значит:
полностью охватить хозяйственные процессы организации во всем их многообразии;
дать надлежащую группировку хозяйственных средств;
изучить связь между этими явлениями на основе правильной корреспонденции счетов, что позволит анализировать не только финансово-хозяйственную деятельность, но и движение имущественных средств организации.
Модель баланса предусматривает два разреза: вертикальный и горизонтальный.
Вертикальный разрез предполагает две части: актив и пассив. В зависимости от интересов пользователей актив можно истолковывать как средства, пассив — как источники (статический баланс), а весь баланс — как различные стадии кругооборота капитала (динамический баланс).
Горизонтальный разрез зависит от взаимосвязи между учетными объектами, представленными в балансе. Во всех случаях каждой статье баланса соответствует определенное сальдо счета или группы счетов. Дебетовое сальдо, как правило, отражают в активе, кредитовое — в пассиве. Если сальдо отрицательное, то оно может быть показано в круглых скобках как в активе, так и в пассиве в зависимости от принятого порядка заполнения формы баланса и вычитается при формировании итогов разделов.
В нашей стране принята преимущественно юридическая трактовка статического баланса. Согласно данному подходу объектом баланса выступает имущество организации, т.е. то, что находится в собственности или под контролем (владением) организации. Структура пассива при этом является производной от структуры актива, поскольку отражает только задолженность организации. Существует и иная трактовка статического баланса, согласно которой в активе фиксируются права организации на причитающееся ей имущество, а в пассиве — ее обязательства передать имущество собственникам и кредиторам. В экономическом смысле главная задача статического баланса сводится к оптимизации структуры актива и пассива. Изменение структуры актива, как правило, влияет на эффективность хозяйственной деятельности. Так, рост запасов может указывать на замедление оборачиваемости и, следовательно, снижение рентабельности. Когда актив рассматривается как основное содержание статического баланса, предполагается, что его статьи должны располагаться в порядке их ликвидности (от основных средств до кассы или наоборот). Статьи пассива должны быть сгруппированы по мере их возможного изъятия. При этом в активе и пассиве отражают одни и те же средства, но в разной группировке: в одном случае по составу, а в другом — по их источникам.