Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:34, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение видов и принципов составления балансового отчета, на примере бухгалтерского баланса организации ОАО «Микротек».
Для достижения цели предполагается решить ряд задач:
изучить теоретические работы разных авторов, посвященные теме исследования;
рассмотреть экономическую сущность балансовых отчетов;
рассмотреть структурное построение балансовых отчетов;
рассмотреть балансовые отчеты учетного оформления;
изучить вопросы трансформации российской отчетности в соответствии с МСФО.
Введение
1. Понятие и основные концепции балансовых отчетов
1.1. Определение балансового отчета, его назначение и виды
1.2. Виды балансовых отчетов
1.3. Краткая экономическая характеристика объекта исследования
2. Балансовые отчеты учетно-статистического и контрольного построения и представления
2.1. Бухгалтерский баланс в современных экономических условиях
2.2. Структурное построение балансовых отчетов: консолидированные балансовые отчеты
2.3. Вопросы трансформации российской отчетности в соответствии с МСФО
Заключение
Библиографический список
Доля меньшинства в сводном бухгалтерском балансе определяется исходя из величины капитала дочернего общества по состоянию на отчетную дату (1000 тыс. руб.) и доли участия головной организации к его общей величине (60%). Таким образом, доля меньшинства составит 400 тыс. руб. [1000 - (1000 х 60%)].
В сводном бухгалтерском балансе показатель доли меньшинства отражается отдельной статьей «Доля меньшинства» после стр. 490 «Итого по разделу III», т.е. за итогом раздела III «Капитал и резервы».
На третьем этапе из соответствующих строк промежуточного баланса исключаются следующие величины.
1. Сумма финансовых вложений головной организации в дочернее общество, отраженная у головной организации по счету 58 «Финансовые вложения», субсчет «Долгосрочные финансовые вложения» (строка 141 баланса — 800 тыс. руб.), и стоимость соответствующей доли (60%) в уставном капитале, отраженная у дочернего общества по счету 80 «Уставный капитал» (строка 411 баланса — 600 тыс. руб.).
Если были финансовые вложения дочернего общества в капитал головной организации или другого дочернего общества, принадлежащего той же головной организации, то данные о них также исключаются из сводной отчетности. После проведения указанной операции в строке 140 сводного баланса останется сумма 900 тыс. руб. (1700 - 800), а в строке 410 сумма 4500 руб. (5500 - 600 - 400), т.е. доля меньшинства.
2. Сумма финансовых вложений головного общества (800 тыс. руб. — строка 141 баланса у головной организации) не совпадает со стоимостью акций, отраженной у дочернего общества (600 тыс. руб. включены в строку 410 баланса у дочернего общества). Таким образом, возникает положительная разница 200 тыс. руб., которая отражается в сводном бухгалтерском балансе по статье «Деловая репутация».
Если сумма финансовых вложений головной организации оказалась меньше стоимости акций, отраженной у дочернего общества, отрицательная разница отражается в пассиве сводного бухгалтерского баланса за итогом раздела «Капитал и резервы».
При исчислении деловой репутации необходимо иметь в виду следующее. Приобретенная деловая репутация организации должна быть скорректирована в течение 20 лет путем начисления амортизации. Амортизация по положительной деловой репутации организации отражается в бухгалтерском учете путем уменьшения ее первоначальной стоимости. Отрицательная деловая репутация организации равномерно списывается на финансовые результаты как операционные доходы.
Если дочернее общество реализовало свои акции по цене, превышающей их номинал, и у него образовался эмиссионный доход, то перед тем как отразить деловую репутацию, необходимо уменьшить ее величину на сумму эмиссионного дохода, относящегося к данным акциям (так как взаимные прибыли должны исключаться). Когда в составе группы есть «внучатые» компании, стоимость приобретения головной организацией акций внучатого общества равна не доле ее контроля, а доле участия, в связи с чем исчисленная деловая репутация внучатого общества корректируется на долю участия в нем головной организации. «Внучатыми» называют дочерние общества, находящиеся под косвенным контролем головной организации.
Как определяется деловая репутация в группе взаимосвязанных организаций со сложной структурой. Головная организация «Микротек» владеет 70% акций дочернего общества «Маяк» на сумму 500 тыс. руб. Дочернее общество «Маяк» владеет 60% акций организации «Траст» на сумму 450 тыс. руб., стоимость приобретения которых 400 тыс. руб. по номиналу. Деловая репутация, отражаемая в балансе «Маяк», должна равняться 50 тыс. руб. (450 - 400), однако доля участия «Микротек» в «Траст» равна 42% (60% х 70%), поэтому деловая репутация «Траст» в балансе «Микротек» будет равна 35 тыс. руб. (42% : 60% х 50 тыс. руб.).
3. Из сводного баланса исключаются показатели, отражающие дебиторскую и кредиторскую задолженность между головной организацией и дочерними обществами. Из строк 240 (241) сводного баланса исключаются дебиторская задолженность дочернего общества головному — 200 тыс. руб. и дебиторская задолженность головного общества дочернему — 120 тыс. руб. Из строк 620 (621) пассива сводного баланса исключаются кредиторская задолженность головного общества дочернему — 120 тыс. руб. и кредиторская задолженность дочернего общества головному — 200 тыс. руб.
Если в составе группы имеется несколько дочерних обществ, из сводного баланса исключаются также показатели, отражающие дебиторскую и кредиторскую задолженность между дочерними обществами.
4. Из сводного баланса исключаются показатели, отражающие выданный головной организацией дочернему обществу краткосрочный кредит. Сумма выданного кредита (500 тыс. руб.) исключается из строк 250 (251) актива и соответственно из строк 610 (611) пассива сводного баланса.
5. Из строк 470 (471) сводного бухгалтерского баланса исключаются дивиденды, полученные головной организацией от дочернего общества, вместе с тем сюда же включаются дивиденды, выплаченные дочерним обществом головной организации.
6. Из строк 470 (472) сводного бухгалтерского баланса исключается прибыль от реализации основных средств и материалов головной организацией дочернему обществу, приходящаяся на остаточную стоимость, соответственно, этих основных средств и материалов, отраженную в балансе дочернего общества. Прибыль от продажи основных средств равна 50 тыс. руб. (Приложение 1), прибыль от реализации основных средств, приходящаяся на остаточную стоимость этих основных средств, 44 тыс. руб. (50 : 800 = 0,063; 700 х 0,063 = 44 тыс. руб.)
Прибыль от продажи материалов составляет 70 тыс. руб. (Приложение 1), прибыль от продажи материалов, приходящаяся на их остаточную стоимость, отраженную в балансе дочернего общества 12 тыс. руб. (70 : 1200 = 0,058; 200 х 0,058 = 12 тыс. руб.).
В итоге из строки 470 сводного баланса исключается 56 тыс. руб. (44 + 12).
7. Из строки 120 сводного бухгалтерского баланса исключается прибыль от реализации основных средств головной организацией дочернему обществу, приходящаяся на остаточную стоимость данных основных средств, отраженную в балансе дочернего общества,— 44 тыс. руб. (см. п. 6).
8. Из строки 210 сводного бухгалтерского баланса исключается прибыль от продажи материалов головной организацией дочернему обществу, приходящаяся на остаточную стоимость данных материалов, отраженную в балансе дочернего общества,— 12 тыс. руб. (см. п. 6).
Теперь проведем корректировку промежуточного сводного баланса (Приложение 5), затем составим сводный бухгалтерский баланс группы «Микротек» (Приложение 6).
2.3. Вопросы трансформации российской отчетности в соответствии с МСФО
В настоящее время в странах ЕС (Европейское сообщество) и в России действуют национальные правила составления финансовой отчетности. Существующие несоответствия и даже противоречия (многие из которых достаточно существенны) делают финансовую отчетность европейских компаний несопоставимой, что препятствует формированию единого фондового рынка. Применение различных систем отчетности затрудняет анализ и сравнение информации и приводит к чрезмерным расходам, снижая конкурентоспособность европейских рынков ценных бумаг.
Взвесив преимущества и недостатки двух систем финансовой отчетности — ОПБУ (Общепринятые принципы бухгалтерского учета)
США и МСФО, которые могли бы стать общепризнанными стандартами в странах ЕС, Международная организация комиссий по ценным бумагам (IOSCO) высказалась в пользу последней. Предполагается, что переходный период продлится до 2009г. Это время отведено для внесения соответствующих изменений в национальное законодательство каждой страны и внедрения необходимых систем на уровне каждой коммерческой организации.
МСФО были выбраны в качестве основы для единой европейской системы финансовой отчетности по ряду причин. Эти стандарты представляют собой полную и концептуально устойчивую совокупность правил финансовой отчетности, которая удовлетворяет требованиям международных деловых кругов. Комитет по Международным стандартам финансовой отчетности развивает систему стандартов последовательно. Вместе с Международной организацией комиссий по ценным бумагам проводится работа по созданию единых стандартов финансовой отчетности, которые могли бы использоваться для прохождения процедуры листинга во всем мире. IOSCO 17 мая 2000 г. объявила о том, что оценка МСФО завершена и рекомендовала странам — членам ЕС разрешить транснациональным компаниям-эмитентам использовать МСФО при составлении финансовой отчетности.
Эффективность рынка ценных бумаг будет зависеть от правильного и неукоснительного применения МСФО и внедрения системы надзора (enforcement infrastructure), которая включает ряд элементов. К этим элементам относятся: стандарты бухгалтерского учета, своевременные разъяснения и рекомендации по применению стандартов, аудит, контроль со стороны надзорных органов и применение санкций.
Внедрение международных стандартов финансовой отчетности в России сдерживается по ряду причин, а именно:
1) вследствие высокого уровня затрат на составление отчетности по российским стандартам и по МСФО;
2) из-за нехватки квалифицированных кадров, отсутствия рынка специалистов по МСФО, программы аттестации специалистов по МСФО на русском языке и вопросов по МСФО в программе аттестации профессиональных бухгалтеров ИПБ России;
3) нехватки консультантов по применению МСФО и аудиторов отчетности, составленной по МСФО, ввиду низкой обеспеченности рынка услуг по МСФО квалифицированными кадрами;
4) нехватки практических рекомендаций по применению МСФО, отсутствия профессионального органа, способного предоставить грамотную консультацию по вопросам применения МСФО.
Для преодоления указанных негативных тенденций на заседании секции «Международные стандарты финансовой отчетности: практика и перспективы применения в России» Совета по корпоративному управлению в России в апреле 2002 г. были выработаны предложения по разработке механизма поддержки внедрения МСФО в России, а также определены основные элементы поддержки применения МСФО российскими предприятиями. Рассмотрим их.
Охват организаций. Согласно намеченному плану действий внедрение МСФО охватывает:
1) организации, ценные бумаги которых обращаются у организаторов торговли на рынке ценных бумаг либо на международных рынках капитала;
2) финансовые институты, к которым относятся банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг, инвестиционные фонды;
3) средние по размерам компании, применяющие либо желающие начать применение МСФО в целях, не связанных с выходом на организованный рынок ценных бумаг;
4) целевые благотворительные фонды.
Юридическая поддержка. На первом этапе внедрения МСФО в России — при представлении компаниями сводной (консолидированной) отчетности по МСФО — в качестве мер юридической поддержки внедрения МСФО намечены:
внесение изменений и дополнений в российское законодательство об акционерных обществах и о рынке ценных бумаг в части раскрытия и аудита сводной финансовой отчетности по международным стандартам, а также в части требований к листингу ценных бумаг на организованном рынке;
создание механизма по приданию МСФО правового статуса в Российской Федерации, возможно, аналогичного действующему в ЕС механизму поддержки МСФО. Для этого необходима организация, в которой будут работать независимые специалисты при поддержке государства. Таким путем идет ЕС: в июле 2001 г. создана Европейская консультационная группа по финансовой отчетности (EFRAG);
внесение изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» в части придания соответствующего статуса аудиту отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО;
разработка и утверждение федерального закона о свободной (консолидированной) отчетности, которым бы в том числе устанавливалось составление отчетности согласно МСФО;
Для последующих этапов внедрения МСФО в России — при представлении компаниями индивидуальной отчетности по МСФО - необходимо:
обеспечить возможность применения МСФО как единой основы составления финансовой отчетности для целей раскрытия информации о финансовом состоянии компании и корпоративных событиях, раскрытия информации о существенных фактах хозяйственной деятельности, использования показателей отчетности, сформированной МСФО, а также для целей корпоративного права (расчет чистых активов, расчет дивидендов);
легализовать применение МСФО по вопросам, которые не прописаны в российских положениях по бухгалтерскому учету;
внести изменения и дополнения в законодательство о бухгалтерском учете в части отмены обязательного аудита отчетности, составленной по российским правилам, в случае проведения аудита отчетности юридического лица, составленной по МСФО;
урегулировать вопросы представления статистических данных по МСФО в органы статистики;
разработать нормативные документы, регулирующие налоговую базу на основе МСФО.
Практическая поддержка предполагает разработку рекомендаций по применению МСФО российскими организациями. Такие рекомендации должны базироваться на отечественных кейс-курсах, подготовленных в рамках проектов по продвижению МСФО в России. Необходимо издание официального перевода МСФО на русский язык и придание ему правового статуса. При внесении изменений и дополнений в МСФО перевод и рекомендации по применению МСФО должны своевременно обновляться.
Кадровая поддержка внедрения МСФО предполагает:
1) разработку системы квалификационных требований к специалистам по МСФО, в том числе создание механизма сертификации (аттестации) специалистов;
2) принятие концепции обучения специалистов по МСФО (например, по программам СРА (сертификации независимых бухгалтеров) и аналогичным программам) и разработку соответствующих курсов обучения, адаптированных к российским условиям;