Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:34, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение видов и принципов составления балансового отчета, на примере бухгалтерского баланса организации ОАО «Микротек».
Для достижения цели предполагается решить ряд задач:
изучить теоретические работы разных авторов, посвященные теме исследования;
рассмотреть экономическую сущность балансовых отчетов;
рассмотреть структурное построение балансовых отчетов;
рассмотреть балансовые отчеты учетного оформления;
изучить вопросы трансформации российской отчетности в соответствии с МСФО.
Введение
1. Понятие и основные концепции балансовых отчетов
1.1. Определение балансового отчета, его назначение и виды
1.2. Виды балансовых отчетов
1.3. Краткая экономическая характеристика объекта исследования
2. Балансовые отчеты учетно-статистического и контрольного построения и представления
2.1. Бухгалтерский баланс в современных экономических условиях
2.2. Структурное построение балансовых отчетов: консолидированные балансовые отчеты
2.3. Вопросы трансформации российской отчетности в соответствии с МСФО
Заключение
Библиографический список
Иную схему построения имеет динамический баланс, объектом которого является кругооборот капитала во всех своих основных фазах. Актив баланса трактуется не как набор средств, а как расходы организации, переходящие в затраты, пассив же — как доходы, которые должны стать ценностями в конце кругооборота капитала.
Динамический баланс не оказал существенного влияния на действующую практику составления балансов, но в XXI веке эта форма баланса станет доминирующей. В современных условиях в едином балансе осуществлен синтез элементов статического и динамического балансов. Если требуется повысить точность в оценке имущественного комплекса, то большее внимание уделяется элементам статического баланса, если же необходимо более точно определить финансовый результат, то на первое место выступают элементы динамического баланса.
Построение баланса начинается с создания балансовой таблицы. В отечественной учетной литературе последних лет прослеживалось несколько упрощенное толкование основных частей этой таблицы. Под активом понимали средства и их размещение, а пассив рассматривали как источники и назначение средств.
В международных стандартах финансовой отчетности активы определены как ресурсы, контролируемые организацией, использование которых может в будущем привести к притоку экономических выгод. Будущие экономические выгоды — это потенциал, вкладываемый прямо или косвенно в приток денежных средств или их эквивалентов. Статьи актива баланса в соответствии с законодательством и традициями ряда стран располагаются по определенной системе по степени ликвидности. В отечественной практике актив в соответствии с ПБУ 4/99 отражается в порядке возрастающей ликвидности с подразделением активов в зависимости от срока обращения на краткосрочные и долгосрочные. В актив бухгалтерского баланса отечественных организаций включаются статьи, в которых показываются определенные группы элементов хозяйственного оборота, объединенные в зависимости от стадий кругооборота средств. Так, в разделе I «Внеоборотные активы» отражаются нематериальные активы, основные средства, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения и др. В разделе II «Оборотные активы» фиксируются запасы, налог на добавленную стоимость, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения и денежные средства.
В отдельных странах (США, Англия и др.) актив баланса строится в порядке убывание ликвидности. На первом месте в балансе стоят статьи денежных средств, товаров, запасов и др. Такое построение актива баланса было характерно и для России до конца 20-х годов минувшего столетия.
Пассив баланса показывает, во-первых, сколько средств (капитала) вложено в хозяйственную деятельность организации, во-вторых, кто и в какой форме участвовал в создании совокупности имущества организации. В рыночной экономике пассив определяется в основном как обязательства за полученные ценности или требования на полученные организацией ресурсы. Согласно международным стандартам финансовой отчетности обязательства — это существующая на отчетную дату реальная задолженность организации, погашение которой вызывает уменьшение экономической выгоды в виде оттока ресурсов, чтобы удовлетворить претензии другой стороны.
Обязательства группируются прежде всего по субъектам: одни являются обязательствами перед собственниками организации, другие -перед третьими лицами. Такое деление обязательств в балансе имеет значение при определении срочности их погашения. Обязательства перед собственниками составляют практически постоянную часть баланса, не подлежащую погашению в течение деятельности организации, обязательства перед третьими лицами имеют ту или иную срочность. В свою очередь обязательства перед собственниками подразделяются на два вида. Одни возникают в результате первоначального взноса собственника при открытии организации и вследствие дальнейших взносов извне. Такие источники называются уставным капиталом организации. Другие обязательства перед собственниками превышают взносы над уставным капиталом и являются накоплением средств в результате реинвестирования в деятельность организации части полученной прибыли. Эта часть обязательств находит отражение в таких статьях баланса, как «Резервный капитал», «Нераспределенная прибыль». Оба вида обязательств объединены общим понятием «собственный капитал». Последний, как отмечалось выше, состоит из двух основных частей: капитал, который организация получает от акционеров, и капитал, который она генерирует в процессе своей деятельности. В международных стандартах финансовой отчетности первую часть капитала называют также финансовыми ресурсами организации. Другой составляющей пассива являются внешние обязательства (долги), которые подразделяются на долгосрочные и краткосрочные. Этот вид обязательств принято называть заемным капиталом. В международной практике особо выделяется понятие «собственный капитал», которое трактуется как чистое имущество, представляющее собой остаток всего имущества организации за вычетом внешних обязательств. Собственный капитал — это остаток всего капитала (итог пассива) минус заемный капитал (внешние обязательства). Поскольку актив равен пассиву, чистое имущество и собственный капитал — понятия тождественные. Для российских организаций показатель «чистые активы» является новым. Его появление связано с введением в Гражданском кодексе Российской Федерации требования сравнения показателя чистых активов с зарегистрированной величиной уставного капитала организации. В этой связи показатель «чистые активы» является по существу индикаторным для оценки финансового состояния, его расчет вытекает из МСФО 13 «Представление текущих активов и текущих пассивов». Статьи пассива баланса группируются по степени срочности возврата обязательств. В российской практике статьи пассива располагаются в порядке возрастания степени срочности возврата. Первое место занимает уставный капитал, за ним следуют остальные статьи.
2.2. Структурное построение балансовых отчетов: консолидированные балансовые отчеты
Состав консолидированной отчетности в разных странах неодинаков. Так, в США компании публикуют консолидированный баланс, консолидированный отчет о прибылях и убытках и консолидированный отчет о движении денежных средств, но не публикуют отчетность материнской компании.
В соответствии с 4-й и 7-й директивами ЕС в западноевропейских странах консолидированная финансовая отчетность включает консолидированные баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменении капитала, отчет о движении денежных средств, а также примечания и заключение аудитора. Однако при этом национальные особенности, связанные с объемом и структурой консолидированной отчетности, могут быть сохранены.
Состав сводной (консолидированной) отчетности в России регламентируется ПБУ 4/99. Общие правила составления такой отчетности определены Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности.
Сводная бухгалтерская отчетность составляется по формам, разрабатываемым головной организацией на основе образцов утвержденных форм бухгалтерской отчетности. При этом типовые формы бухгалтерской отчетности могут дополняться статьями и данными, необходимыми заинтересованным пользователям сводной бухгалтерской отчетности. Числовые показатели отдельных активов, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности должны приводиться в сводной бухгалтерской отчетности обособленно, если без них невозможно оценить финансовое положение и финансовые результаты деятельности группы взаимосвязанных организаций. Несущественные показатели в сводной отчетности не приводятся.
Головная организация, составляющая сводную бухгалтерскую отчетность с учетом данных по своим дочерним (зависимым) обществам, устанавливает объем, сроки и порядок представления информации и формы отчетности, представляемой ей дочерними и зависимыми обществами, а также требования к этой отчетности. При этом учитываются требования, выдвигаемые учредителями для целей формирования сводной информации по группе. Дочерние и зависимые общества обязаны учитывать эти требования при разработке своих форм бухгалтерской отчетности.
Сводная бухгалтерская отчетность включает следующие формы:
сводный бухгалтерский баланс;
сводный отчет о прибылях и убытках;
пояснения к сводному бухгалтерскому балансу и сводному отчету о прибылях и убытках.
Сводная бухгалтерская отчетность должна включать также данные, необходимые для формирования полного и достоверного представления о финансовом положении организации. При этом головная организация должна придерживаться принятой формы сводного бухгалтерского баланса, сводного отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним от одного отчетного периода к другому.
Изменение избранных форм сводной бухгалтерской отчетности раскрывается в пояснениях к сводному бухгалтерскому балансу и сводному отчету о прибылях и убытках с указанием причин, вызвавших это изменение.
Бухгалтерская отчетность головной организации и дочерних обществ объединяется путем построчного суммирования аналогичных статей активов, обязательств, капитала, доходов и расходов. При этом для формирования финансовой информации о группе как о едином целом необходимо:
исключить балансовую стоимость инвестиций головной организации в каждое дочернее общество и соответствующие части капитала каждого дочернего общества, принадлежащие головной организации;
скорректировать прибыль группы исходя из суммы чистой прибыли сведенных дочерних обществ, причитающейся головной организации, т.е. за минусом суммы чистой прибыли которой головная организация не владеет прямо или косвенно;
отразить в сводном балансе группы отдельно от обязательств и капитала головной организации долю в чистых активах сведенных дочерних обществ, не принадлежащую прямо или косвенно головной организации;
исключить любую задолженность по расчетам внутри группы, операции, совершенные внутри группы, нереализованную прибыль и нереализованные убытки от таких операций, за исключением случаев, когда затраты не могут быть возмещены.
Из сводного баланса исключаются статьи, отражающие финансовые вложения головной организации в уставный капитал дочерних обществ и соответственно в уставный капитал дочерних обществ в части, принадлежащей головной организации. В случае, когда сумма финансовых вложений головного общества не совпадает со стоимостью акций (пая), отраженной в балансе дочернего общества, возникает положительная или отрицательная разница, которая отражается в сводном балансе отдельной статьей «Деловая репутация». Если номинальная стоимость акций дочернего общества ниже балансовой оценки финансовых вложений головной организации в дочернее общество, то статья «Деловая репутация» показывается в группе статей «Нематериальные активы» сводного бухгалтерского баланса. Если номинальная стоимость акций дочернего общества превышает балансовую оценку финансовых вложений головной организации в дочернее общество, то статья «Деловая репутация» показывается между разделами капитала и резервов и долгосрочных обязательств сводного бухгалтерского баланса.
Если головная организация владеет менее 100% голосующих акций дочернего общества, то в сводном бухгалтерском балансе приводится показатель доли меньшинства. Он характеризует источник средств группы и отражает величину капитала дочернего общества, не принадлежащего головной организации. Доля меньшинства в сводном бухгалтерском балансе определяется исходя из величины капитала дочернего общества по состоянию на отчетную дату и процента не принадлежащих головной организации голосующих акций в их общем количестве. За величину капитала дочернего общества на отчетную дату принимается итог раздела капитала и резервов бухгалтерского баланса за минусом статей «Фонд социальной сферы» и «Целевые финансирование и поступления».
Из сводной отчетности исключаются показатели, отражающие дебиторскую и кредиторскую задолженность между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами.
Помимо этого исключаются дивиденды, выплачиваемые дочерними обществами головной организации либо другим дочерним обществам той же головной организации, а также головной организацией своим дочерним обществам. В сводной бухгалтерской отчетности отражаются лишь дивиденды, подлежащие выплате организациям и лицам, не входящим в группу.
Рассмотрим порядок составления такой отчетности группами взаимосвязанных организаций (холдингами, корпорациями, концернами, ассоциациями и др.) на примере головной организации ОАО «Микротек» и дочернего общества ОАО «Маяк».
Перед началом составления сводной отчетности головная организация должна получить от всех организаций группы следующие данные:
о финансовых вложениях организаций группы в уставные капиталы других организаций;
о номинальной стоимости акций (долей капитала) организаций группы;
о полученном организациями группы эмиссионном доходе;
об остатках кредиторской и дебиторской задолженности организаций группы друг другу;
о кредитах и ссудах, выданных организациями группы друг другу;
о начисленных и выплаченных дивидендах организациями группы;
о внутригрупповых доходах и прибыли;
о приобретенных у организации группы основных средств;
о приобретенных у организации группы и еще не списанных материалах, товарах, готовой продукции.
Для составления сводного бухгалтерского отчета используем данные приложений 1 - 3. Применим формы отчетности, составленные головной организацией ОАО «Микротек» на основе типовых форм с расшифровкой некоторых показателей, отражающих движение средств между головной организацией и дочерним обществом.
Первый этап составления баланса состоит в построчном суммировании данных бухгалтерских балансов головной организации и ее дочернего общества для получения так называемого «промежуточного водного баланса» (Приложение 4).
Так как головная организация не обладает 100% капитала дочернего общества, на втором этапе составления сводного бухгалтерского баланса следует исчислить долю меньшинства в уставном капитале дочернего общества. В сводном бухгалтерском балансе показатель доли меньшинства отражает величину уставного капитала дочернего общества, не принадлежащего головной организации.