Банки и их роль в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 22:14, курсовая работа

Описание

Любая экономика держится на объективных экономических законах, одним из которых является закон денежного обращения. Оборот денег происходит под влиянием финансовых институтов и, прежде всего, банков, которые создают основу для денежного оборота и связаны со всеми отраслями и секторами экономики. Банки обеспечивают финансирование всех сфер предпринимательства, производственной и непроизводственной сфер, сферы управления и наполняют бюджет (как федеральный, так и территориальный) необходимыми денежными средствами. Через банки осуществляется также и двустороннее движение денег, взятых взаймы (кредит).
Кроме того, банки существуют не каждый сам по себе, а образуют сложную структуру с огромным количеством внутренних и внешних связей. Эта структура называется банковской системой государства.
Банковская система – одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков, товарного производства и обращения шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуя предприятия и фирмы, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности. Практическая роль банковской системы определяется тем, что она управляет в государстве системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам.
Современная банковская система – это сфера многообразных услуг своим клиентам – от традиционных депозитно-ссудных и расчетно-кассовых операций, определяющих основу банковского дела, до новейших форм денежно-кредитных и финансовых инструментов, используемых банковскими структурами (лизинг и т.д.).
Стабильность банковской системы имеет чрезвычайное значение для эффективного осуществления денежно-кредитной политики. Банковский сектор является тем каналом, через который передаются импульсы денежно-кредитного регулирования всей экономике. Именно необходимостью изучения такого важного компонента рыночной экономики и определяется актуальность данной темы.
В своей работе я попробую показать роль банков с различных позиций, типы банков, банковскую систему России, проблемы, существующие на сегодняшний день у банков, возможные пути их решения.

Содержание

Введение………………………….. ……………………………..……… 5
I Банки и банковские системы. Возникновение, развитие и становление…………………………………………..…………..……… 6
1.1 История возникновения банков……………………………...
1.2 Современное понимание банков…………………………….
II Банки и банковские системы.………………..………………... 8
2.1 Виды банков…………………………………………..………. 8
2.2 Функции банков…………………………………………..….. 8
2.3 Функции банковской системы…………………………….… 8
III Роль банков и банковской системы в рыночной экономике……… 8
3.1 Банковская система…………………………………………... 8
3.2 Банковская система Российской Федерации………………. 9
3.3 Проблемы и перспективы развития банковской системы
Российской Федерации…………..………………………..……...
9
Заключение………………………………………………………………. 9
Список литературы……………………………………………………… 9

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.doc

— 188.00 Кб (Скачать документ)

     Правительство Российской Федерации и Банк России исходят  из того, что принятие закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» обеспечивает необходимую правовую базу для государственной защиты интересов вкладчиков: тем самым создаются условия как для увеличения притока вкладов в банковский сектор, так и для развития конкуренции между банками за привлечение вкладов». Вместе с тем не учтен тот факт, что Закон устанавливает гарантии лишь для небольших сбережений и вкладов: ст. 11 Закона предусматривается возможность 100 %-ного возмещения суммы вклада при наступлении страхового случая лишь в размере, не превышающем 700 000 рублей. Для сравнения - в США вклады до 100 тыс. долларов гарантируются на 100%. Это делается не только ради вкладчиков, но и для противодействия финансовым паникам, под воздействием которых даже нормально работающие банки рискуют подвергнуться массовому «бегству» вкладчиков и оказаться банкротами. А массовые банкротства в этой сфере способны подорвать платежную систему и тем самым спровоцировать крайне тяжелые последствия для экономики в целом. При наличии же стопроцентных гарантий вкладчикам незачем в панике изымать вклады - в любом случае они получат свои деньги. Таким образом, вопрос о гарантировании вкладов очень важен с точки зрения устойчивости и иммунитета самой банковской системы к изменчивости настроений вкладчиков.

     Для обеспечения поставленных задач эффективного привлечения вкладов необходимо также обеспечить страхование вкладов крупных вкладчиков. Ключевым фактором решения вопроса создания устойчивой средне- и долгосрочной ресурсной базы необходим рост вкладов населения.

     Кроме того, Закон о страховании вкладов признает объектом страхования только вклады граждан в банках. Система гарантирования не распространяется на денежные средства граждан, которые занимаются предпринимательской деятельностью, если их счета открыты в связи с указанной деятельностью; на денежные средства, размещенные гражданами в открытые на предъявителя банковские вклады и на банковские счета, в том числе удостоверенные сберегательным (депозитным) сертификатом и сберегательной книжкой на предъявителя; на денежные средства, переданные банкам в доверительное управление, размещенные во вклады в находящихся за пределами территории Российской Федерации филиалах банков Российской Федерации. Такое ограничение фактически противоречит самой сути защиты банковских вкладов граждан. Отметим также несоответствие указанных положений требованиям Гражданского кодекса о банковских вкладах.

     В качестве одной  из основных задач совершенствования  правового регулирования банковского  сектора необходимо упрощение процедуры слияний и присоединений кредитных организаций. Кроме того, неоправданно усложнена процедура консолидации капитала (слияний и присоединений). Необходимо создать более благоприятные условия для консолидации, слияний и присоединений кредитных организаций. В этих целях предстоит принять законодательные и подзаконные акты, обеспечивающие существенное ускорение и удешевление процедуры реорганизации кредитных организаций путем слияний и присоединений. Как представляется, в свете мировой практики и участившихся случаев так называемого недружественного поглощения корпораций, не следует стремиться к упрощению процедур слияний, по крайней мере без усиления контрольных функций со стороны регулирующих и регистрирующих органов. Первостепенную роль должно играть не упрощение самой процедуры, но обеспечение ее открытости и эффективности, а также дополнительные меры по установлению «добросовестности» присоединений.  

     Также необходимо в первую очередь обеспечить дальнейшее совершенствование правовых условий функционирования кредитных организаций в соответствии с международно признанными нормами, в том числе продолжить работу по совершенствованию системы налогообложения банковской деятельности.

     Совершенствование налогообложения кредитных организаций необходимо осуществлять исходя из содержания проводимых ими операций с учетом результатов анализа практики применения российского налогового законодательства и международного опыта. 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Таким образом, подводя итоги, можно сделать  следующие выводы. 
Банковская система сегодня - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков и товарного производства и обращения исторически шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства. 
Современные кредитно-банковские системы имеют сложную, многозвенную структуру. Можно выделить три важнейших элемента современной кредитной системы:

       центральный банк;

       коммерческие банки;

     специализированные  финансовые учреждения (страховые, ипотечные, сберегательные).

     С экономической точки зрения коммерческие банки относятся к особой категории  деловых предприятий, получивших название финансовых посредников. Они привлекают капиталы, сбережения населения и  другие денежные средства, высвобождающиеся в процессе хозяйственной деятельности, и предоставляют их во временное пользование другим экономическим агентам, которые нуждаются в дополнительном капитале. Банки создают новые требования и обязательства, которые становятся товаром на денежном рынке. Так, принимая вклады клиентов, коммерческий банк создает новое обязательство - депозит, а выдавая ссуду - новое требование к заемщику. Этот процесс создания новых обязательств составляет сущность финансового посредничества. Эта трансформация позволяет преодолеть сложности прямого контакта сберегателей и заемщиков, возникающие из-за несовпадения предлагаемых и требуемых сумм, их сроков, доходности, и т.д. Следует иметь в виду, что банки не просто хранилища денег и кассы для их выдачи и предоставления в кредит. Они представляют мощный инструмент структурной политики и регуляции экономики, осуществляемой путем перераспределения финансов, капитала в форме банковского кредитования инвестиций, необходимых для предпринимательской деятельности, создания и развития производственных и социальных объектов. Банки могут направлять денежные средства, финансовые ресурсы в виде кредитов в те отрасли, сферы, регионы, где капитал найдет лучшее, эффективное применение. 
Наряду с центральными банками, коммерческие выполняют также важную функцию регулирования денежного обращения.

     В банковской системе центральный (эмиссионный) банк определён как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной  собственности и на него возложены  функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно - кредитной системы страны. Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики, при этом со стороны центрального банка используются в первую очередь экономические методы управления и только в отдельных случаях административные.

     Таким образом, мы видим, что банки играют очень важную роль в экономике. Поэтому  именно с налаживания нормально функционирующей банковской системы нужно начинать выход из кризисного положения, сложившегося у нас в стране.

     Основная  из комплекса проблем банковской системы Российской Федерации, которые необходимо решить, - отсутствие налоговых стимулов к пополнению резервных фондов кредитных организаций. Эту проблему можно решить посредством исключения либо ограничения налогообложения банковских резервов. Тем самым поэтапно будет решаться и задача капитализации кредитных организаций.

     Вместе  с тем требуется предусмотреть возможность со временем снижения нормы отчислений в обязательные резервы банков. Как представляется, можно совместить решение указанных вопросов и тем самым предусмотреть более благоприятное решение как проблемы налоговых льгот, так и сложностей с отчислением значительных сумм в резервные фонды банков.

     Кроме того, могут быть применены и другие меры, стимулирующие развитие банковского  дела в России.

     В частности, целесообразно установить налоговые льготы по снижению налогооблагаемой базы на сумму убытков прошлых лет, полученных от реализации ценных бумаг.

     Представляется  необходимым внести изменения в  Налоговый кодекс, предусматривающие  освобождение эмиссионного дохода от налога на прибыль. В настоящее время  между подзаконными актами, регулирующими  этот вопрос, существуют коллизии.

     Немалые сложности в правоприменительной практике вызывают положения ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации, которые обязывают финансовые организации уведомлять обо всех случаях участия в российских и иностранных компаниях. Данная норма не учитывает особенности функционирования фондового рынка, где акции в основном приобретаются для целей их перепродажи.

     Указанный комплекс мер позволит не только обеспечить большую прибыльность банковского  дела в России, но и привлечь в  банковский сектор дополнительные инвестиции.

     Поэтому я считаю, что необходимо упорядочить работу банков, увеличить контроль за их деятельностью, а также внести изменения в Законодательство Российской Федерации в части налогообложения регулирования банковской системы. 

     Список  литературы

     1. Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР». 
2. Фудеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации» //Деньги и кредит. – 1995. - №5. – С.3-13. 
3. Банки и банковские операции: Учеб. Для вузов по спец. «Финансы и кредит»

     / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки  и биржи; Изд. об-ние «ЮНИТИ», 1997. 
4. Банковское дело / Под ред О.И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика,

     1998. 
5. Банковское дело: Учеб. Пособ. / Под ред. Колесникова В.И., Кроливецкой

     Л.П. – 4-е изд. Перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 1998. 
6. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова,

     А.В. Печникова и др.; Под ред. Проф. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи,

     ЮНИТИ,1999. 
7. Денежное обращение и кредит при капитализме: Учебник / Под ред. Л.Н.

     Красавиной. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы  и статистика, 1989.

     - С.71. 
8. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 1998. 
9. Бондаренко И. Банк как элемент экономической системы.//Мировая эконмика и международные экономические отношения. – 1997. - №4. – С.!31-133. 
10. Елизарова Е. Страницы истории банковского дела//ЭКО.–1998.–С.160-178. 
11. Порамарчук А. Законодательство о банках и банковсой деятельности.

     //Законность. – 2000. - №1. – С.16. 
12. Селезнев А. Банковская система – ядро инфраструктуры финансового рынка.

     // Экономист. – 1997. - №7. – С.26-38. 
13. Токарев А. О банках и банковской деятельности // Деньги и кредит. –

     1999. - №5. – С.29-30. 
14. Юровецкий В. Банки и банковские системы в среде электронных денег.

     //Банковское  дело. – 1995. - №3. – С.12-17. 
15. Юровецкий В. Банки и в среде электронных денег. //Банковское дело. –

     1995. - №5. – С.16-21.

     ----------------------- 
[1] Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР».

     [2] Денежное обращение и кредит  при капитализме: Учебник / Под  ред. Л.Н. 
Красавиной. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 1989. - 
С.71

     [3] Фудеральный закон «О Центральном  банке Российской Федерации» 
//Деньги и кредит. – 1995. - №5. – С.3-13.
 

Информация о работе Банки и их роль в рыночной экономике