Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 07:12, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение фактического состояния учёта затрат и исчисление себестоимости продукции растениеводства и главное это - составление бюджета производственных расходов продукции растениеводства, на примере ОАО «Балыклей» Дубовского района Волгоградской области.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальной задачей любого предприятия на современном этапе является повышение его конкурентоспособности. Это связано с ужесточением конкурентной борьбы и резким ограничением внешних ресурсов. Данная ситуация приводит к отсутствию возможностей для роста бизнеса, выхода его на новые рынки и снижению, в конечном итоге, его конкурентоспособности. В этих условиях необходимо наладить систему бизнеса, способную адекватно и своевременно реагировать на воздействия окружающей среды во всех областях.
Вопросы организации бухгалтерского учета на предприятии тесно связаны с вопросами управления затратами на всех уровнях его производственно-коммерческой деятельности. Стремление построить такую внутрипроизводственную учетную систему, которая взаимосвязано отражала бы весь производственный процесс, является одной из приоритетных задач.
Для принятия управленческих решений необходимо знать свои затраты и в первую очередь разбираться в информации о производственных расходах. Анализ издержек помогает выяснить их эффективность, установить не будут ли они чрезмерными, регулировать и контролировать расходы, планировать уровень прибыли и рентабельности производства.
Бюджетирование является первым этапом разработки системы регулярного экономического управления и способствует оптимизации финансовых потоков и ресурсов предприятия, что позволяет значительно снизить их объем и потребность в них, снизить себестоимость и повысить конкурентоспособность предприятия. Особо следует выделить бюджетирование как важнейшее связующее звено между стратегическим и оперативным управлением всеми хозяйственными операциями, направленное на координацию экономических процессов предприятия и, как следствие, на повышение его конкурентоспособности. Этим определяется актуальность выбранной темы.
Целью данной курсовой работы является изучение фактического состояния учёта затрат и исчисление себестоимости продукции растениеводства и главное это - составление бюджета производственных расходов продукции растениеводства, на примере ОАО «Балыклей» Дубовского района Волгоградской области.
Задачами курсовой работы являются:
Для выполнения поставленных задач и достижения целей в курсовой работе было проведено изучение и анализ учетной политики предприятия, регистров синтетического и аналитического учета затрат на производство продукции растениеводства, первичных документов бухгалтерии и годовых бухгалтерских отчетов за 2008-2010гг.
Объектом исследования
выступает предприятие ОАО «
Предметом исследования является организация и совершенствование бюджетного процесса производственных расходов в отрасли растениеводства в ОАО «Балыклей» Дубовского района Волгоградской области.
Основными методами исследования в данной работе являются: бухгалтерские методы; аналитический, монографический, расчетно–конструктивный, экономико–математический, балансовый, абстрактно–логический, метод сравнения.
Информационно-методическая основа исследования - труды отечественных специалистов в области теории и практики управленческого учета, а именно: Алборова Р.А., Астахова В.П., Бычкова М.Ф., Глушкова И.Е., Глущенко А.В., Ивашкевича В.Б., Кондракова Н.П., Лисовича Г.М., Щиборщева К.В., Нелюбова Н.Н., Пизенгольца М.З., Хоружий Л.И., Шеремета А.Д. и других. А также учебная и научная литература, нормативная база; периодические издания.
В процессе достижения цели и решения поставленных в курсовой работе проведено изучение и анализ учетной политики предприятия, регистров синтетического и аналитического учета затрат на производство продукции растениеводства, первичных документов и бухгалтерских отчетов за 2008 - 2010 гг.
1. Теоретические аспекты производственных расходов и бюджетирование в растениеводстве
1.1. Понятие бюджета и
Бюджет - это план на определенный период в количественных (обычно денежных) показателях, составленный с целью эффективного достижения стратегических ориентиров.
Бюджетирование - это непрерывная процедура составления и исполнения бюджетов.
Полноценное внутрифирменное бюджетирование, т.е. бюджетирование как управленческая технология, включает три составные части [33].
Технология бюджетирования, в которую входят инструментарий финансового планирования (виды и форматы бюджетов, система целевых показателей и нормативов), порядок консолидации бюджетов различных уровней управления и функционального назначения и т. п.
Организация бюджетирования, включающая финансовую структуру компании (состав центров учета — структурных подразделений либо бизнесов предприятия или компании, являющихся объектами бюджетирования), бюджетный регламент и механизмы бюджетного контроля (процедуры составления бюджетов, их представления, согласования и утверждения, порядок последующей корректировки, сбора и обработки данных об исполнении бюджетов), распределение функций в аппарате управления (между функциональными службами и структурными подразделениями различного уровня) в процессе бюджетирования, систему внутренних нормативных документов (положений, должностных инструкций и т. п.).
Рассмотрим план действий по постановке бюджетирования:
1. Формулирование целей и задач бюджетирования как управленческой технологии в соответствии со спецификой бизнеса компании.
2. Принципы бюджетирования в компании.
3. Изучение методологии бюджетирования.
4. Анализ финансовой структуры.
5. Определение видов бюджетов.
6. Определение бюджетных форматов.
7. Утверждение бюджетного регламе
8. Распределение функций в аппарате управления.
9. Составление графика документооборота.
10. Автоматизация бюджетирования.
В самом общем виде назначение бюджетирования в компании заключается в том, что это основа [22]:
- планирования и принятия управленческих решений в компании;
- оценки всех аспектов
финансовой состоятельности ком
- укрепления финансовой дисциплины и подчинения интересов отдельных структурных подразделений интересам компании в целом и собственникам ее капитала.
При этом в каждой компании может быть свое назначение бюджетирования в зависимости как от объекта финансового планирования, так и от системы финансовых и нефинансовых целей. Поэтому, говоря о назначении бюджетирования, необходимо помнить, что в каждой компании в качестве управленческой технологии оно может преследовать свои собственные цели и использовать свои собственные средства, свой собственный инструментарий.
Прежде всего бюджеты (финансовые планы) разрабатываются для компании в целом и для отдельных структурных подразделений с целью прогнозирования финансовых результатов, установления целевых показателей финансовой эффективности и рентабельности, лимитов наиболее важных (критических) расходов, обоснования финансовой состоятельности бизнесов, которыми занимается данная компания, или реализуемых ею инвестиционных проектов. Для постановки бюджетирования на предприятии и обеспечения его эффективного функционирования необходимо провести ряд подготовительных работ. Их совокупность составит организацию бюджетирования на предприятии.
Организация бюджетирования включает следующие основные группы работ:
Разработка финансовой
структуры необходима для того, чтобы
делегировать полномочия в части
составления конкретных бюджетов менеджерам
организационных звеньев
Структурирование генерального
бюджета организации
Положение о бюджетной структуре включает описание состава бюджетов, структуры бюджетных статей; оно закрепляет распределение статей по бюджетам, а также фиксирует полномочия по составлению и исполнению бюджетов за центрами финансовой ответственности.
Положения по конкретным бюджетам детализируют информацию предыдущего положения, а также представляют в систематизированном виде порядок составления отдельного бюджета. Положения по конкретным бюджетам включают формулировку цели и задач их составления, таблицу закрепления статей бюджета за центрами финансовой ответственности, определяют порядок бюджетного контроля, бюджетный регламент. Бюджетный регламент включает: определение периода бюджетирования; срока возможной корректировки бюджета; схемы документооборота по составлению конкретного бюджета; графика документооборота с указанием кода и наименования документа; участников создания документа, адресов, количества и сроков представления документа; формы бюджетной таблицы.
В рыночных условиях хозяйствования
процветающим считается предприятие,
получающее устойчивую прибыль от своей
деятельности. Эта задача-максимум
может быть реализована на стабильной
основе через систему
Бюджеты должны дать руководителям компании возможность провести сравнительный анализ финансовой эффективности работы различных структурных подразделений, определить наиболее предпочтительные для дальнейшего развития сферы хозяйственной деятельности, направления структурной перестройки деятельности компании (свертывания одних и развития других видов бизнеса) и т. п.
Бюджеты являются основой для принятия решений об уровнях финансирования различных бизнесов из внутренних (за счет реинвестирования прибыли) и внешних (кредитов, инвестиций) источников. Бюджеты призваны обеспечивать постоянный контроль за финансовым состоянием компании, снабжать ее руководителей всей необходимой информацией, позволяющей судить о правильности решений, принимаемых руководителями структурных единиц, разрабатывать мероприятия по оперативной и стратегической корректировке их деятельности.
Согласно классическим западным учебникам одной из составляющих управленческого учета является бюджетирование [17]. Однако нередко можно слышать, когда управленческий учет и бюджетирование воспринимаются как взаимодополняющие, но, тем не менее, самостоятельные инструменты управления предприятием. Любое предприятие планирует и анализирует доходы и расходы, то есть занимается бюджетированием. Можно долго спорить о том, входит ли бюджетирование в систему управленческого учета. Здесь все зависит от терминов: управленческим учетом можно называть всю систему управления финансами, а можно - только ее учетную функцию. В любом случае бюджетирование подразумевает анализ планируемых и фактических показателей, причем данные следует брать из управленческого учета. Поэтому управленческий учет и бюджетирование неразрывно связаны и не должны существовать отдельно. Проблемой большинства российских компаний, существенно ухудшающей финансово-экономический результат их деятельности и тормозящий развитие, является неадекватно низкое обеспечение менеджеров всех уровней своевременной, полной и достоверной информацией, необходимой для принятия экономически обоснованных управленческих решений. Решение этой проблемы заключается в формировании системы бюджетирования и управленческого учета и, как следствие, повышение эффективности финансового управления.
Бюджетирование представляет собой особый инструмент управления, сущность которого можно определить как интегрированную систему составления бюджетов, текущего контроля за исполнением принятых бюджетов, учета отклонений фактических показателей от бюджетных и анализа причин существенных отклонений. Хруцкий В.Е., Гамаюнов В.В. [30] справедливо отметили, что в последнее время со стороны высшего уровня менеджмента российских организаций проявляется значительный интерес к новым подходам в управлении, в том числе и к бюджетированию. Принципы финансового планирования и прогнозирования сосредоточены на разработке и применении прогнозных документов и бюджетов всевозможных типов. Бюджетирование - только часть более широкого процесса планирования бизнеса. Процесс составления бюджетов одновременно и прост и сложен. Он достаточно прост, поскольку «представляет собой обычный порядок «раскладывания по полочкам» результатов влияния решений в области производственной, инвестиционной и финансовой деятельности на финансовый результат». С другой стороны, он сложен, ведь всякие суждения о будущем чреваты неопределенностью.
Информация о работе Бюджет производственных затрат в ОАО "балыклей"