Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 23:56, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение бюджетного управления и основных принципов его организации, технология формирования и реализации операционных, инвестиционных и генерального бюджетов а также система учета, контроля и анализа бюджетов относительно центров ответственности.
В качестве субъекта исследования выбрано ООО «Пегас».Предприятие было основано в 1992 г. Основным направлением деятельности предприятия является розничная торговля:
Аудиовидеотехникой
ГЛАВА 1: Теоретические основы управления и основные принципы его организации
1.1. Бюджетирование как управленческая технология
1.1.1. Понятие, объект, назначение бюджетирования
1.1.2. Цели организации и цели (задачи) бюджетирования.
1.1.3. Принципы бюджетирования
1.1.4.Классификация бюджетов
1.2. Учет и система контроля по центрам ответственности
1.2.1.Типы центров ответственности
1.2.2. Метод определения значимости отклонения
1.2.3. Отчеты об исполнении бюджетов (смет)
ГЛАВА 2: Учет, контроль и анализ исполнения бюджетов в торговой организации
2.1.Краткая экономическая характеристика предприятия
2.2. Технология формирования бюджетов в организации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников информации:
Приложение
2) Принцип непрерывности (скольжения).
Непрерывность бюджетирования выражается в так называемом скольжении. Существует стратегический период планирования, например, пять лет. На этот период составляется бюджет развития, который не следует путать с бизнес – планом. В бизнес – плане должны содержаться не только количественная информация, но и идея бизнеса, маркетинговые исследования, план организации торговли и т.д. В принципе финансовая часть бизнес – плана и представляет собой бюджет развития.
Пятилетний стратегический период планирования включает еще пять периодов длиной в четыре квартала каждый. Причем такой период планирования выдерживается всегда: по прошествии первого квартала к четвертому прибавляется еще один и снова составляется бюджет на четыре квартала. Это и есть принцип «скольжения».
Используя «скользящий» бюджет, компания может учитывать внешние изменения (например, инфляцию, спрос на продукцию, ситуацию на рынке), изменения своих целей, а также корректировать планы в зависимости от уже достигнутых результатов. В итоге прогнозы доходов и расходов становятся более точными, чем при статичном бюджетировании. В условиях регулярного планирования сотрудники на местах привыкают к предъявляемым требованиям и соотносят свои повседневные действия со стратегическими целями компании.
3) Принцип исполняемости.
Утвержденные бюджеты должны исполняться — это одно из основных правил. В противном случае сводится на нет сама идея планирования и достижения поставленных целей. За неисполнение надо наказывать, а исполнение — мотивировать.
В то же время бюджетирование основано на здравом смысле. Любая компания может столкнуться с форс-мажорными обстоятельствами, поэтому в регламенте должна быть предусмотрена процедура как плановой, так и экстренной корректировки бюджета. В идеале в бюджет должна быть заложена вероятность наступления любых событий. Для этого можно использовать, например, гибкий бюджет. При составлении гибкого бюджета расходы ставятся в зависимость от некоего параметра, как правило, характеризующего объем продаж.
Гибкий бюджет составляется по принципу «если — то» т.е. гибкий бюджет представляет собой ряд «жестких» бюджетов, основанных на различных прогнозах. В дальнейшем, какие бы события ни произошли, пересматривать и корректировать бюджет не придется. Нужно будет строго исполнять тот бюджет, который базируется на сбывшемся прогнозе.
Гибкий бюджет позволяет более адекватно оценить эффективность работы подразделений, не обеспечивающих продажи.
4) Принцип директивности.
Пересмотр бюджета — такая же регламентируемая процедура как составление или исполнение бюджета. Для этого все планы должны быть разделены на две категории: предварительные (индикативные) и обязательные (директивные).
Процесс перехода плана из категории «предварительного» в категорию «обязательного» должен включать определенные стадии: корректировку, согласование и утверждение. Длительность всех стадий расписывается в регламенте по бюджетированию. Все это нужно для того, чтобы бюджет был не просто планом, а планом, реальным для исполнения.
5) Принцип сбалансированности единых стандартов.
Формы бюджетов должны быть стандартизированы. Особенно это актуально для холдингов, в состав которых входят различные компании. Если каждая фирма будет использовать свои собственные формы, то у финансовой службы управляющей компании основная доля времени будет уходить на консолидацию данных, а не на планирование и анализ результатов. Соответственно едиными должны быть сроки представления бюджетов подразделениями холдинга в управляющую компанию.
Главными инструментами технологии бюджетного управления являются три основных бюджета:
бюджет движения денежных средств, предназначенный для управления ликвидностью:
бюджет доходов и расходов, помогающий управлять операционной эффективностью;
прогнозный баланс, необходимый для управления стоимостью активов компании.
Эти бюджеты составляются не только для компании в целом, но и для каждой бизнес - единицы (центра прибыли), и представляют только «вершину айсберга» бюджетной системы, в которую входит множество взаимосвязанных операционных и вспомогательных бюджетов.
Прежде чем приступать к разработке бюджетов, необходимо определить, на какие финансовые показатели ориентируется руководство компании, какие показатели принимаются в качестве критериев успеха деятельности компании на период планирования. Они должны быть связаны со стратегическими целями и определены предельно конкретно.
Кроме того, финансовые показатели должны быть сбалансированы, поскольку улучшение одного показателя часто ведет к ухудшению другого. И, наконец, показатели должны представлять систему, охватывающую все элементы финансовой структуры.
Сбалансированная система целевых финансовых показателей и ограничений составляет «архитектуру» системы бюджетирования, в соответствии с которой разрабатываются бюджеты.
6)Принцип детализации расходов.
С целью экономии ресурсов и контроля за использованием средств все значительные расходы должны детализироваться. Необходимо детализировать расходы, доля которых превышает 1% в общей массе расходов. При этом необходимо принимать во внимание и размер компании. Смысл детализации в том, чтобы не позволить менеджерам затратных подразделений наживаться за счет организации.
Директивная часть бюджета должна быть гораздо подробней индикативной и иметь максимально возможный уровень детализации.
7) Принцип финансовой структуры.
Прежде чем внедрять бюджетирование, предприятию необходимо создать финансовую структуру, которая может быть построена по иным принципам нежели организационная структура. Некоторые подразделения могут быть объединены в единый финансовый центр учёта. И, наоборот, в рамках одного подразделения можно выделить разные центры учета (например, по видам товара или направлениям деятельности).
В зависимости от категории центра учета (будь это центр получения прибыли или источник возникновения затрат) должны быть разработаны различные системы критериев для оценки эффективности деятельности этих подразделений.
Разработав финансовую структуру, предприятие выявит количество уровней сбора бюджетной информации и в зависимости от этого сможет сформировать график составления бюджетов для каждого центра учета.
8) Принцип «прозрачности» информации.
Чтобы исключить возможность искажения информации и усилить контроль за исполнением бюджета, специалисту, анализирующему данные итоговых бюджетных форм, необходим доступ к бюджетам каждого центра учета, а также к операционным бюджетам в рамках самих центров учета, вплоть до самого нижнего уровня. Кроме того, должен располагать информацией о том, на какой стадии находится формирование бюджетов на всех нижестоящих уровнях. И если какое-то подразделение представило бюджет позже, чем нужно, то финансист, ответственный за бюджетирование, должен своевременно получить информацию о причинах, по которым это произошло. Поэтому необходим постоянный мониторинг процесса бюджетирования по всем уровням. В автоматизированных программах бюджетирования такой мониторинг осуществлять легко, гораздо сложнее это сделать, если бюджеты формируются в обычных электронных таблицах.
Совокупность бюджетов организации формирует ее бюджетную систему. Бюджеты организации классифицируются по определенным признакам.
Классификационный признак | Вид бюджета
|
По сферам деятельности предприятия
| Бюджет по операционной деятельности – детализирует в рамках соответствующего временного периода содержание показателей, отражаемых в текущем плане доходов и расходов по операционной деятельности |
Бюджет по инвестиционной деятельности – направлен на соответствующую детализацию показателей текущего плана доходов и расходов по этой деятельности | |
Бюджет по финансовой деятельности – призван соответствующим образом детализировать показатели текущего плана поступления и расходования денежных средств | |
По видам затрат
| Текущий бюджет (бюджет текущих затрат) – состоит из двух разделов: текущих расходов, представляющих собой издержки производства (обращения) по рассматриваемому виду операционной деятельности и доходов от текущей хозяйственной деятельности, сформированными в основном за счет реализации продукции (товаров, услуг) |
Капитальный бюджет (бюджет капитальных затрат) – представляет собой форму доведения до конкретных исполнителей результатов текущего плана капитальных вложений, разрабатываемого на основе осуществления нового строительства, реконструкции и модернизации основных фондов, приобретения новых видов оборудования и нематериальных активов и т.д | |
По широте номенклатуры затрат
| Функциональный бюджет - разрабатывается по одной (или двум) статьям затрат – например, бюджет оплаты труда персонала и т.д |
Комплексный бюджет - разрабатывается по широкой номенклатуре затрат – например, бюджет производственного участка, бюджет административно-управленческих расходов и т.п | |
По методам разработки
| Фиксированный бюджет - не изменяется от изменения объемов деятельности предприятия – например, бюджет расходов по обеспечению охраны предприятия |
Гибкий бюджет предусматривает установление планируемых текущих или капитальных затрат не в твердо фиксируемых суммах, а в виде норматива расходов, «привязанных» к соответствующим объемным показателям деятельности | |
По длительности планируемого периода
| Ежедневный, понедельный, месячный, квартальный, годовой
|
По периоду составления
| Оперативный бюджет – бюджет, прямо связанный с достижением целей предприятия, например, план производства, материально-технического снабжения |
Текущий бюджет – краткосрочный бюджет, направленный на планирование текущих целей предприятия | |
Перспективный бюджет – бюджет генерального развития бизнеса и долгосрочной структуры организации | |
По непрерывности планирования
| Самостоятельный бюджет – изолированный, независящий от других бюджетов |
Непрерывный (скользящий) бюджет - по мере того, как заканчивается месяц или квартал, к бюджету добавляется новый | |
По степени содержания информации | Укрупненный бюджет – бюджет, в котором основные статьи доходов и расходов указываются укрупнено |
Детализированный бюджет – бюджет, в котором все статьи доходов и расходов расписываются полностью по всем составляющим |
Бюджет может иметь бесконечное количество видов и форм. В отличие от формализованного отчета о прибылях и убытках или бухгалтерского баланса, бюджет не имеет стандартизированной формы, которая должна строго соблюдаться. Структура бюджета зависит от того, что является предметом бюджета, размера организации, степени, в которой процесс составления бюджета интегрирован с финансовой структурой предприятия, от квалификации и опыта разработчиков
Содержание бюджетного планирования и контроля определяется организационной структурой, которая разрабатывается руководством для того, чтобы обеспечить достижение стоящих перед организацией задач.
Организационная структура представляет собой совокупность линий ответственности внутри организации, которые показывают направление движения информации (в частности — отчетности). Движение информации напоминает пирамиду, нижние уровни которой подотчетны верхним уровням.
Сочетание бюджетирования с ответственностью при помощи создания центров ответственности позволяет связать конечные результаты деятельности с конкретными сотрудниками организации. Цель учета по центрам ответственности это накопление показателей по расходам и поступлениям для каждого отдельного центра ответственности, выявление отклонений от целевых показателей функционирования (бюджетных, сметных) и оценка ею деятельности.
При этом предусматривается для каждого центра ответственности установление конкретного задания в виде целевого показателя его функционирования, сравнение фактического результата с целевым показателем, анализ отклонений и применение корректирующих мер, если отклонения неблагоприятны и значительны.
Принятие решений в организациях осуществляется путем делегирования (передачи) полномочий от высшего звена управления к низшему, властные полномочия вместе с необходимостью принятия решений влекут за собой ответственность менеджеров за финансовые последствия этих решений.
Система учета по центрам ответственности характеризуется следующими особенностями:
1. Организация делится на центры ответственности.
2. Каждый менеджер для управления своим центром ответственности и участия в разработке его бюджета наделяется определенными полномочиями и ответственностью.
З. С определенной периодичностью каждым центром ответственности составляются контрольные отчеты, в которых сравниваются бюджетные и фактические показатели. Отчеты передаются по ступеням служебной иерархии.
Центры ответственности (бюджетные центры), на которые делится организация, могут быть пяти типов:
а) центры затрат регистрируют и сопоставляют бюджетные и фактические затраты;
б) центры выручки регистрируют и сопоставляют бюджетную и фактическую выручку;
в) центры прибыли регистрируют и сопоставляют бюджетные и фактические затраты, выручку и прибыль,
г) центры инвестирования регистрируют и сопоставляют бюджетные и фактические затраты, выручку и капитальные вложения;
д) центры стратегии бизнеса — это центры инвестирования, которые обладают полномочиями самостоятельно определять стратегию своего развития.
Все пять типов могут существовать одновременно в рамках одной организации, но чаще всею в системе учета ответственности выделяют первые три типа. Рассмотрим их подробнее.
Центры затрат (издержек) наиболее широко используемый тип децентрализации, которые могут по объему деятельности изменяться от подразделения с несколькими работниками до целого производства. Центры затрат могут существовать внутри других центров ответственности. Иными словами, эти центры затрат могут быть организованы везде, где можно определить и измерить по отношению к данной структурной единицы выпуск и затраты, необходимые для производства единицы продукции. Задача менеджера, отвечающего за уровень затрат, — долговременная минимизация издержек с помощью постоянного бюджетного контроля.
Центры выручки накапливают информацию о выполнении плана продаж (бюджета продаж), корректируют бюджетные данные на коэффициент инфляции, анализируют значимые отклонения показателя выручки с помощью плана-графика по конкретным заказам, контролируют поступления денежных средств от продаж. Менеджеры этих центров отвечают за обеспечение объемов реализации и величину расходов, связанных с реализацией (коммерческих расходов).
Центры прибыли контролируют продажную цену (внешнюю или условную внутреннюю), объем продаж (фактической реализации на сторону или внутрифирменной) и все статьи фактических (отчетных) издержек, подготавливают информацию для отчета о прибыли организации в целом. Иными словами, они наделяются ответственностью, как за производство продукции, так и за реализацию. Кроме того, они имеют право выбирать рынки, где будет реализовываться продукция, определять ассортимент продукции, её объем, выбирать поставщиков.
Центры инвестирования (центры капитальных вложений). К ним относятся достаточно самостоятельные крупные подразделения организаций, которые имеют право контролировать не только затраты и доходы, но также и величину соответствующих активов посредством инвестирования собственной прибыли.
Информация о работе Бюджетирование и контроль деятельности центров ответственности