Бюджетирование и контроль деятельности центров ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 23:56, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение бюджетного управления и основных принципов его организации, технология формирования и реализации операционных, инвестиционных и генерального бюджетов а также система учета, контроля и анализа бюджетов относительно центров ответственности.
В качестве субъекта исследования выбрано ООО «Пегас».Предприятие было основано в 1992 г. Основным направлением деятельности предприятия является розничная торговля:
 Аудиовидеотехникой

Содержание

ГЛАВА 1: Теоретические основы управления и основные принципы его организации
1.1. Бюджетирование как управленческая технология
1.1.1. Понятие, объект, назначение бюджетирования
1.1.2. Цели организации и цели (задачи) бюджетирования.
1.1.3. Принципы бюджетирования
1.1.4.Классификация бюджетов
1.2. Учет и система контроля по центрам ответственности
1.2.1.Типы центров ответственности
1.2.2. Метод определения значимости отклонения
1.2.3. Отчеты об исполнении бюджетов (смет)
ГЛАВА 2: Учет, контроль и анализ исполнения бюджетов в торговой организации
2.1.Краткая экономическая характеристика предприятия
2.2. Технология формирования бюджетов в организации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников информации:
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 3 курс Бухг управленческий учет. Бюджетирование и контроль деятельности центров ответственности.doc

— 482.50 Кб (Скачать документ)

Учет по центрам ответственности преследует двойственную цель. С одной стороны, путем делегирования линейным руководителям (менеджерам) функций планирования, контроля и принятия решений одновременно с ответственностью за финансовые последствия собственных решений повышается значимость этих функций. С другой стороны, учет по центрам ответственности способствует достижению совпадению целей.

Цель учета ответственности — накапливать показатели по затратам и поступлениям для каждого отдельного центра ответственности, чтобы выявлять отклонения от целевых показателей функционирования (бюджетных, сметных), для того чтобы знать, какой из центров допустил эти отклонения.

Целевые финансовые показатели для центров прибыли и инвестиций обычно выражаются в значениях прибыли, поступлениях на инвестицию, а целевые показатели для центра издержек задаются в единицах затрат.

Бюджеты (сметы) и отчеты об их исполнении являются одним из способов контроля деятельности центров ответственности. Отклонения, которые выявляются с помощью бюджетного контроля, считаются благоприятными, если полученный результат оказался лучше ожидавшегося или запланированного, или неблагоприятными при обратной ситуации.

 

1.2.2. Метод определения значимости отклонения

 

Важно понимать, что следует анализировать не только неблагоприятные отклонения, но и все значимые отклонения.

Значимость отклонений определяется с помощью различных подходов (методов):

• задается абсолютной величиной в денежном выражении;

• выражается в процентах к бюджету;

• определяется статистическими методами.

В виде абсолютной величины в денежном выражении значимость отклонений устанавливается по решению руководства организации. Например, все отклонения свыше 5000 д. е. предлагается считать значимыми, независимо от того благоприятны они или неблагоприятны, и анализировать причины их возникновения.

Главный недостаток такого подхода заключается в том, что абсолютная величина очень часто не отражает фактической значимости различий.

Подход к определению значимости отклонений в «процентах к бюджету» заключается в том, что для целей анализа величину отклонений определяют в процентах к бюджетным величинам. Например: подвергать детальному рассмотрению каждое отклонение, величина которого превышает 5% бюджетного значения.

Этот метод легко осуществим на практике, но границы отклонений устанавливаются, как и в первом случае, произвольно, и поэтому надежность контрольных процедур, основанных на таких подходах, остается под вопросом.

Объективный метод определения значимости отклонений может представить статистика. Однако статистический метод установления границ контроля требует значительных затрат и может использоваться в организациях, занимающихся производством продукции, при котором результаты деятельности носят повторяющийся характер.

Кроме перечисленных подходов (методов) определения значимости отклонений, в последнее время нашел применение метод, основанный на профессиональном суждении специалистов-практиков (менеджеров).             

В основе учета ответственности лежит принцип контролируемости, что означает включение в зону ответственности менеджера конкретного центра ответственности только тех участков, на которые он может влиять. На практике применение этого принципа вызывает затруднение, поскольку многие области деятельности не могут быть строго подразделены на контролируемые и неконтролируемые. Однако менеджеры отдельные действия, даже не относящиеся к зоне их контроля, могут осуществить (заменить недостающий материал другим, своевременно реагировать на действия конкурентов и др.). Это зависит от того, как руководитель распределяет функции, на которые могут оказать влияние менеджеры.

Кроме того, следует осуществлять последующую корректировку смет и бюджетов. Необходимо привлекать к участию в составлении смет и бюджетов мёнеджеров, отвечающих за тот или иной участок работы.

Отличительная черта системы учета по центрам ответственности — различная степень детализации информации, включаемой в отчеты разных уровней управления. Это так называемое «управление по исключениям»

Управление по исключениям — это принцип, означающий, что менеджеру, стоящему выше, нет необходимости проверять операционные подробности на более низком уровне, пока не появляется проблемная информация. Это хорошо видно на примере отчетности об исполнении бюджетов (смет).

 

1.2.3. Отчеты об исполнении бюджетов (смет)

 

Отчетность об исполнении бюджетов (смет) является составной частью процесса бюджетирования. Она связана главным образом с процедурой финансового контроля, которая отражает структуру распределения ответственности между руководителями за финансовые последствия управленческих решений.

Отчетность каждого центра ответственности составляется с определенной периодичностью и передается по ступеням служебной иерархии.

Исходным моментом периодичности составления контрольных отчетов является бюджетный период: для тактических планов он составляет год, для стратегических – от трех до пяти лет.

Стратегические бюджеты можно разделить на годовые или полугодовые контрольные периоды, позволяющие оценить степень достижения организацией своих стратегических целей.

Что касается частоты составления контрольных отчетов, она должна соответствовать конкретным обстоятельствам деятельности организации.

Особое внимание следует уделить содержанию контрольных отчетов, так как от него зависит восприятие отчетной информации и в определенной мере качество принимаемых решений. Содержание контрольных отчетов определяется конкретными обстоятельствами. Однако принципы, лежащие в основе всей контрольной отчетности организации, должны быть одинаковы для всех. В частности, это относится к принципу степени детализации отчетности, к принципу значимости информации для разных уровней подконтрольности.

На самом низшем уровне управления для менеджера конкретного центра ответственности формируется подробная информация об основных показателях деятельности центра ответственности.

Чем более детальны отчеты руководителей этого уровня, тем более действенная их реакция для принятия соответствующих мер.

Чем выше уровень руководства, тем степень детализации отчетности становится меньше. Информация для высших уровней управления должна быть сжатой и обобщенной. Для нее требуется высокая степень обобщения данных: они должны представятся как комбинация отчетов менеджеров низших ступеней служебной лестницы.

Выявленные в контрольных отчетах отклонения фактических показателей от бюджетных могут выражаться в зависимости от потребности в процентах к бюджету, или в абсолютном количественном выражении.

Если будет признано целесообразным, в контрольной отчетности может использоваться принцип деления затрат на переменные и постоянные в зависимости от изменения объема производства. Это не что иное, как принцип гибкого бюджетирования. И хотя на практике следование этому принципу сопряжено с трудностями разделения постоянных/переменных затрат, даже если это используется для отдельных показателей, контрольные функции бюджетов усиливаются.

Контрольная отчетность относится у внутренней управленческой отчетности организации и не поддается какому – либо внешнему регламенту. Организация самостоятельно разрабатывает внутренние стандарты ее состава и содержания.

Основными формами внутренней управленческой отчетности организации могут быть:

      отчет о себестоимости произведенной продукции,

      отчет об общепроизводственных расходах,

      отчет об общехозяйственных расходах,

      отчет о движении сырья и основных материалов,

      отчет о движении вспомогательных материалов, тары, полуфабрикатов и др.

Большинство этих отчетов составляется в рамках календарного периода по унифицированным или утвержденным администрацией формам.

 

 

ГЛАВА 2: Учет, контроль и анализ исполнения бюджетов в торговой организации

 

2.1.Краткая экономическая характеристика предприятия

 

Общество с ограниченной ответственностью «Пегас» образованно в июле 1992 года на основе личных вкладов граждан. В соответствии с требованиями статьи 34 Конституции Российской Федерации (принятой на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года). Гласящей, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской или иной не запрещенной законом деятельности и зарегистрировано 23 августа 1996 года решением №9815 РП (Свидетельство №92634 серия ЗАО-РП от 29 августа 1996 г.).

ООО «Пегас» расположено в городе Рязани.

Основная цель ООО «пегас» - поставлять на потребительский рынок производимую предприятием продукцию, которая является лидером качества, издержек и степени удовлетворения потребителей. Достичь этого путем объединения людей и технологий, а также за счет передачи этих технологий и производственного опыта в рамках предприятия.

Предметом деятельности Общества является осуществление розничной торговли, а именно:

      Торговля аудиовидеотехникой

      Торговля крупной бытовой техникой

      Торговля мелкой бытовой техникой.

 

Деятельность ООО «Пегас» осуществляется в соответствии с требованиями и ограничениями российского законодательства в области хозяйственной деятельности, налогообложения, бухгалтерского учета, расчетных операций, трудовых отношений и безопасности труда.

Для анализа экономической эффективности реализации услуг в ООО «Пегас» воспользуемся данными таблицы 1:

 

 

 

 

Таблица 1

 

Технико – экономические показатели производства в ООО «Пегас» за 2008-2010 гг

 

Показатели

Ед.изм

2007г

2008г

2009г

2009г в %

к 2007г

1

Объем реализации продукции в сопоставимых целях

млн.руб.

235,7

241,5

253,3

107,5

2

Себестоимость реализованной продукции

млн.руб.

119,6

123,2

154,7

129,4

3

Затраты на 1 рубль реализованной продукции

коп.

0,42

0,46

0,53

126,2

4

Прибыль от реализации

млн.руб.

137,5

128,3

113,2

82,3

5

Уровень рентабельности

%

102,3

95,7

71,2

69,6

6

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов

млн.руб.

100

100

200

200,0

7

Фондоотдача

руб.

0,07

0,08

0,06

85,7

8

Среднесписочная численность производственно-промышленного персонала

чел.

23

20

16

70,0

9

Производительность труда 1 рабочего

млн.руб.

9,50

11,30

13,72

144,4

10

Фондовооруженность труда

млн.руб.

83,00

85,42

115,23

138,8

11

Среднегодовая зарплата 1 рабочего

тыс.руб.

1450

1563

2642

182,2

 

 

2.2. Технология формирования бюджетов в организации

 

Технология формирования бюджета предприятия демонстрируется с помощью примера, который описывает соотношение между отдельными показателями внутри бюджетных таблиц и соотношение итоговых показателей отдельных бюджетных таблиц как единого целого бюджета.

ООО «Пегас» является продавцом электроники. Организация продает три вида продукта:

- Аудиовидеотехника (условно – «телевизор»);

- Крупная бытовая техника (условно – холодильник);

- Мелкая бытовая техника (условно – «кухонный комбайн»).

Бюджетные таблицы составляются на основе деления года на кварталы. Организация не является плательщиком налога на добавленную стоимость. Все непрямые налоги, которые включаются в валовые издержки, автоматически учитываются в составе тех базовых показателей, исходя из которых они определяются (например, заработная плата планируется вместе с начислениями).

В 2007 году ООО «Пегас» начало подготовку краткосрочного финансового плана на следующий плановый год, в данном случае на 2009 год. В соответствии со сложившейся традицией финансовый менеджер составляет систему бюджетов на ежеквартальной основе, получив из отдела маркетинга данные о прогнозных объемах сбыта. Совокупность собранной информации представлена ниже. Следует отметить, что исходные данные обычно представляются по блокам в соответствии со списком бюджетов, которые разрабатываются финансовым менеджером организации.

 

Таблица 2

Прогноз объема продаж и цен на реализуемый товар

 

Прогноз объема продаж и цен

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

Показатели

шт.

у.е.

шт.

у.е.

шт.

у.е.

шт.

у.е.

«Телевизор»

15000

400

18000

350

12000

350

25000

400

«Холодильник»

10000

800

12000

710

8000

700

15000

790

«Кухонный комбайн»

40000

150

35000

130

32000

120

60000

140

Ожидаемый объем продаж (у.е.)

20 000 000

19 370 000

13 640 000

30 250 000

Информация о работе Бюджетирование и контроль деятельности центров ответственности