Бюджетирование и контроль деятельности центров ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 23:56, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение бюджетного управления и основных принципов его организации, технология формирования и реализации операционных, инвестиционных и генерального бюджетов а также система учета, контроля и анализа бюджетов относительно центров ответственности.
В качестве субъекта исследования выбрано ООО «Пегас».Предприятие было основано в 1992 г. Основным направлением деятельности предприятия является розничная торговля:
 Аудиовидеотехникой

Содержание

ГЛАВА 1: Теоретические основы управления и основные принципы его организации
1.1. Бюджетирование как управленческая технология
1.1.1. Понятие, объект, назначение бюджетирования
1.1.2. Цели организации и цели (задачи) бюджетирования.
1.1.3. Принципы бюджетирования
1.1.4.Классификация бюджетов
1.2. Учет и система контроля по центрам ответственности
1.2.1.Типы центров ответственности
1.2.2. Метод определения значимости отклонения
1.2.3. Отчеты об исполнении бюджетов (смет)
ГЛАВА 2: Учет, контроль и анализ исполнения бюджетов в торговой организации
2.1.Краткая экономическая характеристика предприятия
2.2. Технология формирования бюджетов в организации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников информации:
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 3 курс Бухг управленческий учет. Бюджетирование и контроль деятельности центров ответственности.doc

— 482.50 Кб (Скачать документ)

 

Дополнительно к бюджету продаж составляют бюджет прочих доходов, поскольку с его помощью корректируют доходную базу основного бюджета. Для его разработки экономические службы организации используют разнообразную информацию, поступающую из бухгалтерии и финансового отдела. Формат бюджета прочих доходов представлен в табл. 6.

 

 

 

 

 

 

Таблица 6

Бюджет прочих доходов на предстоящий год

 

Статьи доходов

Сумма, у.е.

Доходы от текущей деятельности

Продажа многооборотной тары

1 000

Прочие доходы

1 500

Итого

2 500

Доходы от финансовой деятельности

Сдача помещений в аренду

100 000

Поступления по выписанным векселям

10 500

Прочие доходы

5 500

Итого

116 000

Всего

118 500

 

Одновременно с бюджетом продаж целесообразно составлять бюджет коммерческих расходов. Чтобы отдел маркетинга качественно выполнил свою работу по составлению бюджета продаж и коммерческих расходов, необходимо учитывать, что расчет коммерческих расходов должен соотноситься с объемом продаж и что не следует ожидать повышения объема продаж и что не следует ожидать повышения объема продаж, одновременно планируя снижение финансирования мероприятий по стимулированию сбыта. Многие статьи бюджета коммерческих расходов планируют в процентах к объему продаж. Величина прогнозного процента зависит от жизненного цикла товара. Коммерческие расходы можно классифицировать по многим критериям, ключевыми из которых являются: виды товаров, категории покупателей, география сбыта, деятельность конкурентов на отдельных сегментах товарного рынка. Значительную часть коммерческих расходов составляют затраты на рекламу и продвижение товаров на рынок. Поэтому заместитель директора по сбыту должен точно установить, где и когда должна быть осуществлена рекламная компания и сколько средств следует на нее израсходовать. При разработке бюджета коммерческих расходов целесообразно предусмотреть затраты на упаковку, транспортировку, страхование, складирование и хранение товаров на складе.

Для этого все издержки разделяются на переменные и постоянные. Для планирования переменных издержек в качестве базового показателя используется объем проданных товаров, а не затраты прямого труда. Норматив переменных затрат составляет 1,5, 2,0 и 0,5% от продажной цены на единицу проданных товаров по каждой группе товаров соответственно. Постоянные накладные затраты переносятся в бюджет буквально так, как они представлены в исходных данных.

 

 

 

Таблица 7

Бюджет коммерческих расходов на предстоящий год

 

Наименование статей

Сумма, у.е.

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

Ожидаемый объем продаж (шт.), в т.ч.

«Телевизор»

15 000

18 000

12 000

25 000

«Холодильник»

10 000

12 000

8 000

15 000

«Кухонный комбайн»

40 000

35 000

32 000

60 000

Переменные затраты на единицу продукции (у.е.)

«Телевизор» (1,5%)

90 000

94 500

63 000

150 000

«Холодильник» (2%)

160 000

170 400

112 000

237 000

«Кухонный комбайн» (0,5 %)

30 000

22 750

19 200

42 000

Всего переменные затраты

280 000

287 650

194 200

429 000

Постоянные затраты по договорам

450 000

450 000

450 000

450 000

Итого

730 000

737 650

644 200

879 000

 

Следующим этапом в разработке бюджета является составление бюджета запасов товаров на конец планируемого периода.

Бюджет товарных запасов непосредственно связан с бюджетом продаж товаров и вытекает из него. Уровень товарных запасов должен быть оптимальным, так как при завышенных товарных запасах высокая вероятность образования затоваривания на складах и, соответственно, увеличения издержек. Кроме того, для увеличения закупки товаров потребуются дополнительные денежные средства для их приобретения.

Руководство торгового предприятия считает, что в истекшем 2005 г. Товарные запасы были не оптимальными и составили к концу года 1,5 млн. у.е. в денежном выражении. С ростом товарооборота их следует пропорционально увеличивать, но необходимо уменьшать долю товара, которая переходит на следующий год. Так, в прошлом году количество товарных запасов на 31 декабря 2005 г. Составило 26 % от планируемого объема продаж I квартала 2006 г. Руководство организации намеревается снизить этот показатель вдвое, что должно произойти за счет следующих факторов:

                       Более эффективной работы с поставщиками, направленной на уменьшение минимальных партий закупок товара;

                       Улучшения транспортного взаимодействия между складами организации;

                       Создания единой автоматизированной информационной системы товарных запасов и товарооборота.

 

 

Таблица 8

 

Бюджет товарных запасов

 

Склады

Запасы на 1.01.2009г.

Планируемые запасы на 1.04.2009г.

шт.

тыс.у.е.

шт.

тыс.у.е.

Склад №1, в т.ч.

6500

1 573 500

5000

1 077 400

«Телевизор»

2000

592 000

1400

414 400

«Холодильник»

1000

593 000

600

351 000

«Кухонный комбайн»

3500

388 500

3000

312 00

Склад №2, в т.ч.

6500

1 629 500

4700

1 046 400

«Телевизор»

1000

296 000

900

266 400

«Холодильник»

1500

889 500

800

468 000

«Кухонный комбайн»

4000

444 000

3000

312 000

Склад №3, в т.ч.

3900

647 600

3300

790 150

«Телевизор»

900

266 400

950

281 200

«Холодильник»

100

59 300

550

321 750

«Кухонный комбайн»

2900

321 900

1800

187 200

Итого

16 900

3 850 600

13 000

2 913 950

 

Из табл. 8 видно, что произошло выравнивание товарных запасов по складам как в количественном, так и в стоимостном выражении. Кроме того, сократилась довольно существенно сумма отвлеченных из оборота денежных средств (в товарных запасах). Эта сумма уменьшилась с 3850 тыс. до почти 2900 тыс у.е. почти на 25%, что является безусловно положительным фактом.

Бюджет закупок содержит информацию о финансово-экономических показателях, характеризующих эффективность процесса снабжения. В зависимости от сложности организации данного бизнес-процесса выбирается и структура бюджета закупок. Это может быть один бюджет, а может быть и целый набор бюджетов. Если в организациях практически всеми закупками занимаются в одном подразделении, то бюджет закупок может быть и один. Если в закупках участвует несколько подразделений, то можно разделить его на несколько бюджетов, что ускорит подготовку и согласование бюджета закупок, так как составляющие этого бюджета можно будет подготавливать и согласовывать параллельно. Вместе с тем можно использовать и следующую процедуру. В независимости от организационного распределения данного процесса между подразделениями можно в обязательном порядке выделять бюджет закупок сырья и материалов или бюджет закупок товаров.

Если бюджет закупок состоит из нескольких бюджетов, то уже нет особого смысла составлять какой-то сводный бюджет закупок, так как по каждому из выделенных направлений имеется соответствующий бюджет закупок (см. рис 1). Такое внимание к закупкам объясняется просто. Как правило, в большинстве организаций в области закупок есть большой резерв повышения эффективности за счет оптимизации затрат на закупку. Налаживание работы по процессу снабжения позволяет более четко контролировать основные два параметра, а именно объемы закупок и цены, причем делать это по всем направлениям закупок (от сырья и материалов до закупок для обеспечения работы офиса).

Рис. 1.

Структура бюджета закупок торгового предприятия

Кроме оптимизации затрат на закупку, большие резервы содержаться в усилении контроля над процессом закупок. Следует иметь ввиду, что на этом участке сотрудникам компании легче всего организовать себе «дополнительную мотивацию» и тем самым резко снизить финансовые результаты компании. Поэтому усиление контроля закупок позволит значительно уменьшить такие случаи. Таким образом, получается, что за счет оптимизации данного бизнес-процесса можно навести порядок в объемах закупок, а за счет усиления контроля – в ценах и затратах на закупку.

Бюджет закупок коммерческой продукции содержит информацию о финансово-экономических показателях, характеризующих эффективность закупки товаров с целью перепродажи. Если речь идет о торговом предприятии, то этот бюджет будет называться бюджетом закупок товаров и он будет являться основным бюджетом закупок. В данном случае бюджет закупок коммерческой продукции содержит пять групп показателей, характеризующих эффективность процесса снабжения в части закупок коммерческой продукции: объем закупок, средняя цена, общая сумма затрат, запасы товаров, выплаты денежных средств.

Для планирования бюджета закупок товаров воспользуемся формулой:

 

Ок = Он + П – Р,

Где:

Ок – остаток товаров на конец планируемого периода;

Рн – остаток товаров на начало планируемого периода;

П – поступление (закупка) товаров за планируемый период;

Р – реализация товаров за планируемый период.

 

Из формулы (1) можно вывести формулу, по которой рассчитывается планируемое поступление товаров:

 

П = Р – Он + Ок.

 

Для более детального рассмотрения закупки товаров в предстоящем году составим табл. 9, в которой остатки запасов товаров на 1 января 2009 г. Считаем остатками на начало планируемого периода.

Таблица 9

 

Бюджет закупок ( в тыс.у.е.)

 

Склады

Планируе-мая реализация за 2009 г.

Остатки запасов на 1.01.2009г.

Остатки запасов на 1.01.2010г.

План закупок

Цена

Стоимость

Склад №1, в т.ч.

80 000

6 500

5 000

78 500

 

19 227 700

«Телевизор»

22 000

2 000

1 400

21 400

296

6 334 400

«Холодильник»

14 000

1 000

600

13 600

593

8 064 800

«Кухонный комбайн»

44 000

3 500

3 000

43 500

111

4 828 500

Склад №2, в т.ч.

111 000

6 500

4 700

109 200

 

28 104 300

«Телевизор»

31 000

1 000

900

30 900

296

9 146 400

«Холодильник»

22 000

1 500

800

21 300

593

12 630 900

«Кухонный комбайн»

58 000

4 000

3 000

57 000

111

6 327 000

Склад №3, в т.ч.

81 000

3 900

3 300

80 400

 

16 633 550

«Телевизор»

17 000

900

950

17 050

296

5 046 800

«Холодильник»

9 000

100

550

9 450

593

5 603 850

«Кухонный комбайн»

55 000

2900

1 800

53 900

111

5 982 900

Итого

272 000

16 900

13 000

268 100

 

63 965 550

Информация о работе Бюджетирование и контроль деятельности центров ответственности