Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 11:32, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: рассмотреть виды ошибок и методы их исправления.
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
— рассмотреть виды наиболее часто допускаемых ошибок;
— найти методы исправления бухгалтерских ошибок.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Виды бухгалтерских ошибок 5
1.1 Организационные ошибки 5
Технические ошибки 8
1.3 Методологические ошибки 10
2. Способы выявления ошибок и методы их исправления 13
2.1 Техника исправлений ошибок. 13
2.2 Методы исправления бухгалтерских ошибок 17
2.3 Типовые исправительные проводки 20
2.4 Составление бухгалтерских справок 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 25
ПРИЛОЖЕНИЕ
3. Дата отправки (принятия)
бухгалтерской отчетности —
4. Дата подписания бухгалтерской
отчетности — важнейший
1. 3. Методологические ошибки
Методологические — возникают в связи с неправильным ведением бухгалтерского учета и, как следствие, ошибками при перенесении данных учета в отчетность.
Достаточно часто при составлении бухгалтерского баланса бухгалтеры нарушают п. 34 ПБУ 4/99, согласно которому не допускается зачет между статьями активов и пассивов. На практике же бухгалтерии ошибочно производят зачет между различными статьями дебиторской и кредиторской задолженности. В результате имущественное положение организации, отраженное в отчетности, оказывается недостоверным. Особенно часто организации отражают в балансе сальдированный остаток по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» и счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Аналогичной является ошибка,
связанная с искусственным
Несмотря на кажущуюся незначительность, данная ошибка может иметь весьма существенный характер и даже привести к признанию бухгалтерской отчетности недостоверной в целом. Кроме того, в небольших организациях такие ошибки зачастую приводят к необходимости проведения обязательного аудита из-за ошибочного превышения валютой баланса значения 20 млн руб., что влечет для организации дополнительные, ничем не обоснованные расходы.
Еще одна методологическая
ошибка — отражение выданных организацией
безвозмездных займов (займов с нулевой
процентной ставкой) в составе финансовых
вложений. В соответствии с п. 2 ПБУ
19/022 одним из условий принятия к
бухгалтерскому учету активов в
качестве финансовых вложений является
способность приносить
Сведения, содержащиеся в бухгалтерской отчетности организации, оказываются неполными, если при составлении отчетности не указывается имущество, числящиеся на забалансовых счетах. Так, типичной ошибкой является отсутствие в бухгалтерском балансе сведений об арендованных организацией основных средствах или нематериальных активах, находящихся в пользовании.
При проверках ООО приходится сталкиваться с ошибкой, связанной с неотражением в отчете об изменениях капитала (форма № 3) размера чистых активов. Следует отметить, что данный подход противоречит нормам Закона об ООО, согласно которым чистые активы необходимы для оценки значительного количества показателей. Например, показатель чистых активов используется в ст. 29 указанного Закона для оценки возможности выплаты дивидендов организацией, а в п. 3 ст. 20 — для оценки возможности функционирования организации в будущем. Ссылка на то, что в настоящее время не утвержден федеральный закон, определяющий порядок расчета чистых активов для обществ с ограниченной ответственностью, предусмотренный ст. 20 Закона об ООО, не может являться оправданием6.
Расчет чистых активов
для указанных организаций
Значительное число
Еще одной методологической ошибкой является формальное отношение большинства главных бухгалтеров к составлению пояснительной записки к годовой отчетности. А между тем данный элемент отчетности — один из наиболее важных и существенных. Формальное ее составление, неотражение в записке обязательной информации (к примеру, в части раскрытия информации об аффилированных лицах) могут повлечь за собой признание бухгалтерской отчетности в целом недостоверной.
2 СПОСОБЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ОШИБОК И МЕТОДЫ ИХ ИСПРАВЛЕНИЯ.
2.1 Техника исправлений ошибок.
Исправление ошибок в первичных учетных документах.
Если какой-либо первичный документ оформлен неверно, у бухгалтера первым делом возникает желание этот документ исправить. Исправлять первичный документ целесообразно в том случае, если он еще не обработан, то есть, не отражен в бухучете.
И ни в коем случае нельзя применять "штрих" для закрашивания ошибочного текста. Для этого существуют особые правила.
Внести исправления в кассовые и банковские документы нельзя, это установлено пунктом 5 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Подчистки, помарки или исправления в приходных кассовых ордерах и квитанциях к ним, а также в расходных кассовых ордерах и заменяющих их документах не допускаются (п. 19 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета Директоров Банка России от 22.09.1993 № 40). Эти документы, созданные организацией, придется оформить заново.
В первичные учетные документы (за исключением кассовых и банковских) исправления вносятся "корректурном способом": неправильный текст (сумма) аккуратно зачеркивается одной тонкой чертой так, чтобы зачеркнутое можно было прочитать. Сверху надписывается правильный текст (сумма).
Нужно зачеркивать всю сумму, даже если ошибка допущена в одной цифре. Например, если вместо суммы "79 руб. 58 коп. " было записано "79 руб. 48 коп.", то при исправлении нужно зачеркнуть все цифры и написать сверху правильную сумму.
Затем здесь же на полях против соответствующей строки внесенные изменения специально оговариваются и подтверждаются подписями лиц, подписавших документ, с указанием даты исправления. Это требование установлено пунктом 5 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" - исправление в первичные документы могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, подписавшими первоначальный документ. При необходимости подписи заверяются печатью организации. Исправления сопровождаются фразой: "Написанном в исправлении верить", в которой также пишется новый текст или сумма, а потом ставится подпись.
Таким способом чаще всего исправляются рукописные первичные документы. Если в организации применяется компьютерный учет и есть возможность заменить документ, его выводят на печать вновь в исправленном виде и подписывают повторно.
Достаточно часто приходится
вносить исправления в счета-
Можно попросить поставщика выставить повторно счет-фактуру, но лучше всего использовать тот же "корректурный способ" внесения исправлений. При этом исправления, внесенные в счета-фактуры, должны быть заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления. Это требование пункта 29 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур
Налоговое законодательство не запрещает налогоплательщику применять налоговый вычет и возмещать НДС после того, как будут устранены нарушения, допущенные поставщиком товаров (работ, услуг) при оформлении счетов-фактур. На основании исправленной или переделанной "первички" бухгалтер сразу может отразить в учете правильные суммы и как-либо корректировать их впоследствии уже не придется7.
Итак, способом корректуры исправляют арифметические ошибки, описки.
Исправления ошибок в регистрах учета.
В случае же когда по тем
или иным причинам в бухгалтерском
учете организации отражены неверные
суммы, вносить исправления следует
непосредственно в учетные
Исправления в регистры бухгалтерского и налогового учета до закрытия в учете операций отчетного месяца, подведения месячных оборотов и переноса их данных в Главную книгу вносятся также корректурным способом. Этот способ применяется в тех случаях, когда ошибка не затрагивает корреспонденции счетов или она быстро обнаружена и не отразилась на итогах учетных записей.
Корректурным способом нецелесообразно пользоваться для исправления ошибочно записанных сумм в тех учетных регистрах, в которых уже подсчитаны итоги. В этом случае пришлось бы исправлять несколько сумм. Корректурный способ не применяется также в случаях, когда необходимо исправить указанную корреспонденцию счетов (вместо одного дебетуемого или кредитуемого счета указан другой). Такие ошибки обнаруживаются иногда после выведения итогов в Главной книге и составления баланса. Эти ошибки исправляют способом "сторно".
В этом случае используются дополнительные исправительные проводки и метод "красное сторно".
Способ дополнительных проводок применяется в тех случаях, когда в
Бухгалтерской проводке и в учетных регистрах указана правильная корреспонденция счетов, но преуменьшена сумма операции. Возникает необходимость добавить суммы по счетам. Для исправления такой ошибки на разность между правильной и преуменьшенной суммами операции составляют дополнительную бухгалтерскую проводку.
В них делается указание на то, что проводка носит исправительный характер.
Если в учетных записях указана неправильная корреспонденция счетов, то для исправления ошибок применяется способ "красное сторно". Сторно (итал. storno) - способ исправления ошибок, при котором ошибочно внесенную запись повторяют красными чернилами ("красное" сторно).
Сущность данного способа
состоит в том, что вначале
неправильная бухгалтерская запись
аннулируется (снимается) путем исправительной
записи, в которой корреспонденция
счетов и сумма остаются такими же,
как и в ошибочной. Однако исправительная
запись делается в учетных регистрах
красным цветом. При подсчетах
записанные красным цветом суммы
не прибавляются, а вычитаются из итогов.
Таким образом, запись красным (сторнировочная
отрицательная запись) уничтожает,
аннулирует ранее составленную ошибочную
запись. Одновременно после нее составляется
новая проводка с правильной корреспонденцией
счетов и записывается в регистры
обычными чернилами. Тем самым ошибочные
записи (в основном неправильные корреспонденции
счетов) способом "сторно" исправляют
в два приема. Иногда вместо красного
цвета сумму заключают в
Способ "красное сторно" используется тогда, когда необходимо уменьшить начисленные суммы по счетам, отразить экономию (отрицательные отклонения), а также в случае исправления ошибки в корреспонденции счетов.
Использование для исправления ошибок обратных бухгалтерских проводок, в которых по сравнению с исправляемой меняются местами дебет и кредит счетов бухгалтерского учета, недопустимо. Это может привести к наличию необоснованных оборотов по счетам или операции в результате их применения приобретут иной смысл.
Для исправления ошибок в регистрах бухгалтерского учета, которые обнаружились по истечении отчетного месяца, существуют другие правила: необходимо внести исправления (осуществить исправительные проводки, связанные с доначислением налогов или корректировкой налоговой базы), внести исправления в формы бухгалтерской отчетности, в соответствующие расчеты по налогам и уплатить бюджету причитающиеся суммы налоговых платежей.