Бухгалтерский учет денежных средств на счетах в банке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 11:49, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – проанализировать процесс учета денежных средств на счетах в банках на предприятии агропромышленного комплекса и доказать их необходимость в деятельности кооператива, рассчитывающего на успех в современных условиях рынка.

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ БУ МОЙ.doc

— 204.00 Кб (Скачать документ)

     Динамику  взаимоотношений с названными организациями, а также другими юридическими и физическими лицами характеризует взаиморасчеты, производимые между ними, а также их платежеспособность.

     Денежные  расчеты осуществляются в виде безналичных платежей, или наличными деньгами, безналичные расчеты производятся при помощи платежных поручений, чековой книжки, векселей и др.

     На  платежи, производимые за наличный расчет, государством устанавливается лимит (расчеты подотчетными лицами, расчеты с персоналом по оплате труда, приобретение товарно-материальных ценностей).

     Безналичные расчеты сокращают потребность  организации в наличных деньгах, снижают расходы на денежное обрушение  и обеспечивают их сохранность. Концентрация в банках свободных денежных средств и их вложение в депозиты банков, ценные бумаги, инвестиционные фонда приносит организации доход.

     А.С. Чечеткин исходя из изложенного выделяет следующие задачи учета денежных средств:

     1. проверка своевременности и правильности  документального оформления операций с денежными средствами, расчетами, полная, достоверное отражение их в учете;

     2. обеспечение сохранности и контроля  за  использованием денежных средств  в соответствии с их целевым  назначением;

     3. контроль за рациональным вложением  свободных денежных средств как источника, приносящего доход, а также контроля за получением долгов с дебиторов и других заемщиков;

     4. своевременное проведении инвентаризации  денежных средств и расчетов, выявления ее результатов и отражения в учете [19, c.99]

     Основными задачи учета денежных средств по мнению Н.И. Ладутько являются:

     1. своевременное и правильное документирование  операций по движению денежных  средств и расчетов;

     2. обеспечение сохранности денежных  средств и ценных бумаг в  кассе организации;

     3. контроль за расходованием денежных средств строго по целевому назначению;

     4. своевременное и точное ведение  расчетов с дебиторами и кредиторами,  периодическое проведение инвентаризаций денежных средств и расчетов[9, c.100].

      В процессе финансово-хозяйственной  деятельности организация использует денежные средства для расчетов с поставщиками за приобретаемые основные средства, материалы, с бюджетом по налогам и другим обязательным платежам, для выплаты заработной платы работникам. Поступление денежных средств в организацию осуществляется в форме платежей за отгруженную покупателям продукцию, доходов по финансовым операциям. Такие денежные расчеты выступают важнейшими факторами обеспечения кругооборота средств организации, а их своевременное завершение – необходимым условием непрерывного процесса производства.

      Основными задачами бухгалтерского учета денежных средств, по мнению Н.П. Кондракова являются:

    1. точный, полный и своевременный учет этих средств и операций по их движению;
    2. контроль за наличием денежных средств и денежных документов, их сохранностью и целевым использованием;
    3. контроль за соблюдением кассовой и расчетно-платежной дисциплины;
    4. выявление возможностей более рационального использования денежных средств [8, с.343]

     Разные  авторы выделяют разные задачи учета денежных средств на современном этапе развития субъектов хозяйствования. Безналичные расчеты постоянно увеличивают свою долю в общем объеме платежей, увеличивается объем денежных средств аккумулируемых на счетах в банке, значит, и задачи бухгалтерского учета должны изменяться и совершенствоваться. 

     1.3 Нормативная правовая база, регулирующая учет операций по движению денежных средств на счетах в банке. 

     Государственное регулирование бухгалтерского учета  осуществляется в целях достижения единообразия ведения учета и составления бухгалтерской отчетности, достоверности отражения и своевременности поступления учетной и отчетной информации, обеспечения единых принципов исчисления налогов и сборов и заключается в создании единого методологического и правового обеспечения бухгалтерского учета и отчетности для всех организаций, независимо от форм собственности, вида деятельности, ведомственной подчиненности.

     К настоящему времени систему нормативных  документов, регламентирующих бухгалтерский  учет, можно представить иерархично в виде четырехуровневой системы.

     Первый  уровень образуют законодательные  акты, указы Президента РБ и Постановления  Правительства, а также кодексы, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета и отчетности в организации. Основным законодательным актом на данном уровне является: 
Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» с изменениями и дополнениями от 26.12.2007 № 302-3 [12]. 
Настоящий Закон определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь.

     Закон РБ от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле». В данном законе указаны правила проведения валютных операций, указаны также органы валютного контроля и валютного регулирования, порядок открытия и закрытия валютных счетов в банке [13]. 
          Банковский кодекс РБ от 25.10.2000 № 441-З в редакции Закона Республики Беларусь от 31.12.2009 г. № 114-3. Банковский кодекс регулирует систему экономических общественных отношений по мобилизации и использованию временно свободных денежных средств, устанавливает принципы банковской деятельности, правовое положение субъектов банковских правоотношений, регулирует отношения между ними [2].

     Второй  уровень составляют Положения (стандарты), постановления по бухгалтерскому учету, которые были разработаны Министерством  финансов РБ. К этому уровню относятся:

     Положение о порядке проведения валютных операций на территории Республики Беларусь от 01.08.1996 № 768, утвержденное Правлением Национального  банка РБ от 25.06.1996, протокол № 11, с  изменениями и дополнениями. Положение устанавливает порядок проведения валютных операций на территории Республики Беларусь, определяет такие термины, как «валютные операции», «текущие валютные операции», «валютные операции, связанные с движением капитала», а также содержит перечень операций неторгового характера. Документ определяет правила проведения резидентами валютных операций и возможность проведения операций между резидентами и нерезидентами. 
        Положение о порядке осуществления розничной торговли и оказания услуг гражданам за иностранную валюту на территории Республики Беларусь от 06.01.1998 № 3, утвержденное протоколом заседания Правления Национального банка РБ от 23.12.1997 № 28.5, с изменениями и дополнениями [14]. 
        Постановление Правления Национального банка, Министерства финансов и МНС РБ от 28.11.2002 № 232/158/101 «О порядке осуществления платежей в бюджет, государственные целевые бюджетные и государственные внебюджетные фонды в белорусских рублях за счет средств в иностранной валюте». 
       Постановление Правления Национального Банка РБ от 04.07.2003 № 133 «Об открытии субсчетов в белорусских рублях и иностранной валюте». 
       Постановление Правления Национального банка РБ от 13.06.2000 № 13.3г «О функциях банков как агентов валютного контроля». 
       К числу документов второго уровня следует отнести также Типовой план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкцию по его применению, являющиеся базовыми документами системы учета в РБ, утвержденных постановлением Министерства Финансов РБ от 30.05.2003 г. № 89.

     Третий  уровень объединяет документы рекомендательного  характера: инструкции, комментарии, письма Министерства финансов РБ и других ведомств, указания, конкретизирующие общие методологические указания, изложенные в законах и Положениях по бухгалтерскому учету, в соответствии с отраслевой спецификой:

     Инструкция  по осуществлению авансовых платежей по внешнеторговым договорам, утвержденная постановлением Правления Национального  банка РБ от 28.08.2003 № 153 [7].

     Инструкция  о порядке обязательной продажи средств в иностранной валюте белорусскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, утвержденная постановлением Правления Национального банка РБ от 30.12.1999 № 29.10, с изменениями и дополнениями.

     Инструкция  по организации контроля за использованием иностранной безвозмездной помощи в виде денежных средств, утвержденная постановлением Правления Национального банка РБ от 27.06.2001 № 149 [6]. 
         Инструкция по представлению банками информации о некоторых валютных операциях, утвержденная постановлением Правления Национального банка РБ от 18.04.2002 № 75.

     Инструкция  о банковском переводе, утвержденная постановлением Правления Национального  банка РБ от 29.03.2001 № 66, с изменениями  и дополнениями от 30.08.2001 № 226, от 27.06.2002 № 116, от 26.12.2002 № 251, от 26.06.2003 № 119.

     Четвертый уровень включает в себя приказы, указания, инструкции, которые были приняты самой организацией. К ним относятся: 
         Учётная политика организации. Она включает в себя: описание принятых способов ведения бухгалтерского учета, план счетов организации, применяемые формы первичных документов и регистров бухгалтерского учета. 
Должностная инструкция бухгалтера включает права, обязанности и ответственность бухгалтера, а также общие положения.

       Также организацией составляется план документооборота, в котором указывается наименование документа первичного учета, время его составления, кто составляет данный документ, а также кем он подписывается, затем указываются сроки предоставления данного документа в бухгалтерию, а также кем документ принимается, и кто его проверяет (ПРИЛОЖЕНИЕ А).

     В организации разрабатывается и  используется рабочий план счетов.

     Должностная инструкция бухгалтера, в которой  указано кто может назначаться  на должность бухгалтера, кому подчиняется бухгалтер, функции бухгалтера, должностные обязанности (ПРИЛОЖЕНИЕ Б).

       Для правильного ведения бухгалтерского учета необходимо все хозяйственные операции приводить в соответствии с действующим законодательством, но вместе с тем организации предоставлены определенные права в организации бухгалтерского учета. 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ  НА ТЕКУЩЕМ

(РАСЧЕТНОМ)  СЧЕТЕ  В БАНКЕ

     2.1 Порядок открытия  счетов в банке 

     Денежные  средства организации обязаны хранить  на открытых ими в соответствующих учреждениях банков расчетных счетах. Порядок открытия, совершения и оформления операций по расчетным, текущим счетам регламентируется « Положением о порядке открытия банками счетов клиентам», утвержденным Правлением Национального банка Республики Беларусь от 28.09. 2000 г., № 24.12, а также инструкциями, правилами и другими нормативными документами [19, с.101].

     Национальный  банк Республики Беларусь установил  единый порядок открытия в банках республики расчетных счетов юридическим  и физическим лицам независимо от организационно правовых форм и форм собственности, органам государственной власти и управления, общественным объединениям, нерезидентам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам.

     Открытие  других счетов осуществляется банками самостоятельно. Счета могут открываться по выданным в установленном порядке доверенностям организаций, предпринимателей и физических лиц.

     Банки открывают организациям, предпринимателям расчетные (текущие) и другие счета. К ним относятся депозитные, корреспондентские, субсчета, контокоррентные, а также счета в иностранной валюте (включая специальные) и др.

     Банки не вправе отказать организации, ее обособленному  подразделению, выделенному организацией на отдельный баланс, предпринимателю, физическому лицу в расчетно-кассовом обслуживании, если это предусмотрено Уставом банка и имеется соответствующая лицензия НБ РБ.

     Дл  оформления открытия (переоформления ранее открытых) текущих (расчетных) и других счетов в банк представляются следующие документы:

  1. Заявление на открытие счета (форма № 0401025). При этом нерезиденты кроме предусмотренных формой заявления реквизитов указывают тип счета.
  2. Копия документа о регистрации (перерегистрации) организации, предпринимателя (свидетельство о регистрации, выписка из решения местного органа управления, Министерства юстиции Республики Беларусь и т.д.). Указанные копии должны быть удостоверены нотариально или регистрирующим органом.

Информация о работе Бухгалтерский учет денежных средств на счетах в банке