Бухгалтерский учет, его сущность и значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 00:39, реферат

Описание

Развитие общества невозможно без материального производства, содержанием которого является добыча (приобретение) сырья и материалов, их обработка и реализация изготовленного продукта потребителю.
Для отражения всех этих процессов, а также в целях осуществления контроля за ними и необходим учет.
Контроль за хозяйственными процессами обеспечивает система хозяйственного учета, которая включает: наблюдение, измерение, регистрацию.
Хозяйственный учет представляет собой количественное отражение и качественную характеристику хозяйственной деятельности предприятия в целях контроля и управления этой деятельностью.

Содержание

1.1. Общие понятия об учете и его сущность.
1.2. Виды хозяйственного учета.
1.3. Измерители, применяемые в бухгалтерском учете.
1.4. Задачи бухгалтерского учета.
1.5. Функции бухгалтерского учета в системе управления.

Работа состоит из  1 файл

Temy_1-4_2012.doc

— 336.50 Кб (Скачать документ)

Нематериальные активы учитываются  в бухгалтерской отчетности по остаточной стоимости.

Долгосрочные финансовые вложения – вложения в ценные бумаги других организаций, облигации государственных и местных займов (если установленный срок их погашения превышает 12 месяцев), уставные фонды других организаций и т.п., а также предоставленных другим организациям займов (на срок более 12 месяцев), вкладов участников договора о совместной деятельности в общее имущество простого товарищества.

Оборудование  к установке и строительные материалы – оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки в возводимых или реконструируемых объектах (далее – оборудование к установке) у заказчика, застройщика и подрядчика, а также строительные материалы, находящиеся у заказчика, застройщика.

Вложения в  долгосрочные активы – вложения организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, нематериальных активов, инвестиционной недвижимости, иных долгосрочных активов

Отложенный  налоговый актив – это актив, равный сумме налога на прибыль, уплаченного в текущем отчетном периоде, но относящегося к учетной прибыли будущих отчетных периодов в связи с образованием в текущем отчетном периоде вычитаемых временных разниц.

Долгосрочная  дебиторская задолженность – это средства данного предприятия, временно находящиеся у других хозяйствующих субъектов и физических лиц и подлежащие возврату по истечении периода более 12 месяцев.

Дебиторы – должники предприятия. Ими могут быть покупатели, не оплатившие вовремя отгруженную им продукцию (товары, работы, услуги), а также подотчетные лица – работники предприятия, получившие под отчет наличные деньги из кассы на хозяйственные расходы и служебные командировки. Дебиторами могут быть и другие организации и лица, обязанные возвратить предприятию средства (излишне уплаченные суммы в бюджет и целевые бюджетные фонды, выданные авансы другим предприятиям, излишне выплаченные суммы по заработной плате и др.)

К краткосрочным активам относятся:

Запасы – часть краткосрочных активов, которая переносит свою стоимость в полном объеме на изготавливаемый продукт. Запасы включают:

  • Материалы
  • Животные на выращивании и откорме включают молодняк животных, взрослых животных, находящихся на откорме и в нагуле, птицы живой, зверей пушных, кроликов, пчелосемей, служебных собак, подопытных животных, взрослого скота, выбракованного из основного стада для реализации (без постановки на откорм), скота, полученного от других лиц для реализации
  • Незавершенное производство включает предметы труда, находящиеся в обработке, т.е. незавершенная готовая продукция. Все расходы предприятие учитывает на счетах затрат. Таким образом, затратные счета предназначены для формирования величины себестоимости изготавливаемого продукта.
  • Издержки обращения представляют собой затраты торгового предприятия. Издержки обращения – расходы, связанные с приобретением и реализацией товара.
  • Готовая продукция – изделия полностью законченные обработкой, соответствующие действующим стандартам, принятые на склад и снабженные документом, удостоверяющим их качество.
  • Товары – материальные ценности, которые приобретаются с целью дальнейшей реализации без какой-либо обработки.
  • Товары отгруженные – это товары, отгруженные покупателю, но еще не оплаченные им. Этот счет применяется при учете выручки по методу «По оплате». Сущность данного метода заключается в следующем: выручка считается сформированной, когда продукция (товар) и отгружена, и оплачена.

Метод учета выручки «По отгрузке» заключается в следующем: как только товар отгружен покупателю, он считается реализованным.

Долгосрочные  активы, предназначенные для реализации –долгосрочные активы, признанные предназначенными для реализации.

Денежные средства предприятия состоят из наличных средств, хранящихся в кассе предприятия, и безналичных средств, накапливаемых на счетах в банках.

Касса – движение наличных денежных средств в кассе предприятия, в том числе денежные документы – марки, путевки, билеты, хранящиеся в кассе предприятия.

Расчетный счет – движение денежных средств в национальной валюте по счету в банке.

Валютный счет – движение денежных средств в иностранной валюте по счету в банке.

Денежные средства в пути –денежные средства в белорусских рублях и иностранных валютах, внесенных в кассы банков, в том числе через инкассацию, или почтовых отделений для зачисления на расчетные или иные счета организации, но еще не зачисленных по назначению, а также о движении денежных средств в белорусских рублях для приобретения иностранной валюты и денежных средств в иностранных валютах для реализации.

Расходы будущих периодов – расходы, осуществленные в данном отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам.

Краткосрочные финансовые вложения – приобретенные ценные бумаги других предприятий (сроком погашения менее 12 месяцев), предоставленные другим предприятиям займы (на срок менее 12 месяцев) и другие виды вложений средств

Краткосрочная дебиторская задолженность – это средства данного предприятия, временно находящиеся у других хозяйствующих субъектов и физических лиц и подлежащие возврату в течение 12 месяцев

 

2.1.2. Источники хозяйственных средств предприятия

 

Источники хозяйственных средств  предприятия подразделяются на:

  • собственный капитал;
  • долгосрочные обязательства;
  • краткосрочные обязательства.

Приведем краткую характеристику источников хозяйственных средств предприятия.

Собственный капитал включает в себя:

Уставный капитал – это капитал, образованный за счет вкладов учредителей в соответствии с учредительными документами.

Собственные акции (доли в уставном капитале) – собственные акции, выкупленные акционерным обществом у акционеров для их последующей реализации, пропорционального распределения среди акционеров, безвозмездной передачи государству, аннулирования

Добавочный капитал – отражает прирост (снижение) стоимости внеоборотных и оборотных активов, выявляемый по результатам их переоценки, проведенной в соответствии с законодательством Республики Беларусь; сумму разницы между продажной и номинальной стоимостью акций, вырученной в процессе формирования уставного фонда акционерного общества (при учреждении общества, при последующем увеличении уставного фонда за счет продажи акций по цене, превышающей их номинальную стоимость).

Резервный капитал – образуется за счет нераспределенной прибыли организации для покрытия незапланированных расходов, возникших в процессе работы предприятия.

Нераспределенная  прибыль (непокрытый убыток) – обобщает информацию о наличии и движении сумм прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты всех обязательных платежей.

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода – содержит информацию по накопленной прибыли (убыткам) отчетного периода за минусом налогов, исчисляемых из прибыли и изменения отложенных налоговых активов и обязательств

Долгосрочные  обязательства включает в себя:

Долгосрочные  кредиты и займы – средства, занятые предприятием у банков и других субъектов хозяйствования на срок более 12 месяцев

Отложенные  налоговые обязательства – это обязательства, равные сумме налога на прибыль, относящегося к учетной прибыли текущего отчетного периода, но подлежащего уплате в будущих отчетных периодах в связи с образованием в текущем отчетном периоде налогооблагаемых временных разниц;

Доходы будущих  периодов – доходы, которые были получены в данном отчетном периоде, но будут считаться прибылью следующего отчетного периода.

Резервы предстоящих платежей – суммы, резервируемые предприятием в целях равномерного включения предстоящих расходов в затраты на производство и расходы на реализацию.

В резервах предстоящих расходов могут  учитываться суммы:

  • предстоящей оплаты отпусков (включая отчисления на социальное страхование);
  • на выплату один раз в год вознаграждения за выслугу лет;
  • предстоящих затрат на ремонт основных средств, когда ремонт производится неравномерно на протяжении года;
  • производственных затрат на подготовительные работы в сезонных отраслях промышленности;
  • предстоящих затрат на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий;
  • и прочих резервов.

Краткосрочные обязательства включает в себя:

Краткосрочные кредиты и займы – средства, занятые предприятием у банков и других субъектов хозяйствования на срок менее 12 месяцев

Кредиторская  задолженность – задолженность предприятия перед другими организациями, ведомствами, субъектами хозяйствования. Кредиторская задолженность в качестве источника хозяйственных средств (активов) выступает ограниченный срок, действие которого наступает с момента получения материальных ценностей (услуг) до момента их оплаты

 

2.1.3. Хозяйственные процессы

 

Основными стадиями кругооборота средств  являются следующие хозяйственные процессы:

  • снабжение;
  • производство;
  • реализация.

Снабжение является первой стадией кругооборота средств, в которой деньги переходят в товарную форму (приобретаются средства и предметы труда).

Производство является основной стадией  кругооборота средств, в которой  с помощью средств, предметов  труда и рабочей силы создаются новые блага.

Реализация – заключительная стадия кругооборота средств, в которой готовая продукция, работы, услуги реализуются и принимают денежную форму. Таким образом, создается возможность для возобновления кругооборота.

 

2.2. Метод бухгалтерского  учёта

Методом называется способ познания явлений, составляющих предмет данной науки.

Чтобы отразить предмет бухгалтерского учета как единое целое, следует всему многообразию хозяйственных средств и процессов дать стоимостную оценку, обоснованно сгруппировать однородные хозяйственные средства и процессы.

Совокупность способов и приёмов, применяемых в бухгалтерском  учете, называют методом бухгалтерского учёта. Упорядоченная система способов и приёмов обеспечивает сплошное, непрерывное и взаимосвязанное отражение и экономическое обобщение в денежном выражении объектов.

Бухгалтерский учет применяет те же основные приёмы, что и хозяйственный учёт (наблюдение, измерение, регистрация, обобщение), но в более сложном специфическом виде.

Единый метод бухгалтерского учета можно представить в виде схемы (рис. 2.1).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Отношение элементов метода бухгалтерского учета к конкретному способу  представлено в табл. 2.1.

 

Таблица 2.1

Элементы (слагаемые)

метода бухгалтерского учета

Способы

Документация и инвентаризация

Учёт и контроль за хозяйственными средствами, источниками и процессами

Оценка и калькуляция

Стоимостное измерение  объектов учёта

Система счетов и двойная  запись

Регистрация и текущая  группировка хозяйственных операций

Балансовое обобщение и отчётность

Обобщение учётных данных

Анализ хозяйственной  деятельности и контроль (аудит)

Выявление и предотвращение незаконных хозяйственных операций и определение неиспользованных ресурсов

Итог – метод бухгалтерского учета

Совокупность способов и приёмов (взаимосвязанных между собой)


 

Определение элементов метода бухгалтерского учета представлено 
в табл. 2.2.

Таблица 2.2

Элементы  метода

бухгалтерского учета

Определение элементов  метода бухгалтерского учета

Документация 

Начало и основа учётного процесса, его первый приём и обязательное основание для бухгалтерских записей

Инвентаризация 

Способ проверки реального  наличия товарно-материальных ценностей, денежных средств, расчётов с фактическими данными бухгалтерского учета. Этот приём от латинского "инвентарь" – список или опись ценностей

Оценка

Способ выражения в  денежном измерении имущества предприятия и его источников

Калькуляция

Способ определения  себестоимости единицы продукции, работ и услуг

Система счетов

Способ текущей группировки  бухгалтерской информации

Двойная запись

Способ отражения хозяйственных  операций на счетах. Основанием служат бухгалтерские документы

Баланс

Группировка хозяйственных  средств и их источников в денежной оценке на первое число отчётного периода

Отчётность

Система показателей, комплексно характеризующих производственную деятельность предприятия

АХД

Метод изучения финансово-хозяйственной  деятельности с целью установления факторов, влияющих на результаты работы предприятия

Контроль

Способ предотвращения незаконных хозяйственных операций; способ сохранности имущества


 

3. БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС

 

3.1. Понятие, строение и содержание бухгалтерского баланса.

3.2. Изменения в балансе под влиянием хозяйственных операций.

 

3.1. Понятие, строение  и содержание бухгалтерского баланса

 

Термин "баланс" латинского происхождения. Дословно: bis – дважды, lanz – чаша весов, т.е. двучашие весов как символ равновесия.

Впервые он был применен в хозяйственной  практике еще в первой половине XV века.

Бухгалтерский баланс – это способ обобщения и отражения в денежной оценке состояния хозяйственных средств и их источников на определенную дату.

Как правило, бухгалтерский баланс составляется на 1 число месяца или  первое число года.

Информация о работе Бухгалтерский учет, его сущность и значение