Бухгалтерский учет налога на добавленную стоимость по товарным операциям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:26, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение, анализ действующей практики исчисления и взимания налога на добавленную стоимость в Российской Федерации.
В процессе проводимого исследования решаются следующие задачи:
-исследование природы налога на добавленную стоимость, характеристика его основных элементов;
-рассмотрение состава плательщиков НДС, объектов обложения, налоговых ставок и порядка возмещения НДС;
-изучение синтетического и аналитического учета налога на добавленную стоимость.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Нормативное регулирование налога на добавленную стоимость……………...6
1.1 История налога на добавленную стоимость………………………………………………6
1.2 Понятие НДС, объекты налогообложения и плательщики налога……………………10
1.3 Налоговые ставки по НДС, порядок и сроки уплаты налога в бюджет……………..18
1.4 Порядок возмещения налога на добавленную стоимость……………………………..23
1.5 Налоговая база и момент её определения……………………………………………….25
Глава 2. Синтетический и аналитический учет налога на добавленную стоимость…...27
2.1 Документальное оформление………………………………………………………………27
2.2 Синтетический учет НДС по поступившим товарам…………………………………….30
2.3 Синтетический учет НДС по реализованным товарам…………………………………33
2.4 Исчисление НДС при предварительной оплате…………………………………………38
2.5 Прочие операции, по которым начисляется и отражается НДС……………………...40
Заключение…………………………………………………………………………………………43
Список литературы…………………………………................................................................45
Приложения………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ндс.doc

— 304.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Кафедра бухгалтерского учета 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Бухгалтерский учет в торговле»

на тему: «Бухгалтерский учет налога на добавленную стоимость по товарным операциям» 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2010г. 
 
 
 

Содержание

           Введение……………………………………………………………………………………………3

    Глава 1. Нормативное  регулирование налога на добавленную  стоимость……………...6

    1.1 История налога на добавленную стоимость………………………………………………6

    1.2 Понятие НДС, объекты налогообложения и плательщики налога……………………10

    1.3  Налоговые ставки по НДС,  порядок и сроки уплаты налога в бюджет……………..18

    1.4 Порядок возмещения налога на добавленную стоимость……………………………..23

    1.5 Налоговая база и момент её определения……………………………………………….25

    Глава 2. Синтетический  и аналитический учет налога на добавленную  стоимость…...27

    2.1 Документальное  оформление………………………………………………………………27

    2.2 Синтетический учет НДС по поступившим товарам…………………………………….30

    2.3 Синтетический учет НДС по реализованным товарам…………………………………33

    2.4 Исчисление НДС при предварительной оплате…………………………………………38

    2.5 Прочие операции, по которым начисляется и отражается НДС……………………...40

    Заключение…………………………………………………………………………………………43

    Список литературы…………………………………................................................................45

    Приложения…………………………………………………………………………………………46 
     
     

Введение

Прежде чем  начать рассмотрение проблем, связанных  с учетом налога на добавленную стоимость, хотелось сказать об актуальности этой темы.

Налоги являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента  возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием  налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Налоги появились  очень давно, это связано с  необходимость в обществе. В развитии форм и методов взимания налогов  можно выделить три крупных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков. На втором этапе (XVI — начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, наконец, третий, современный, этап – государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

Применение  налогов является одним из экономических  методов управления и обеспечения  взаимосвязи общегосударственных  интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно – правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

В настоящее  время НДС – один из важнейших  федеральных налогов. Основой его взимания, как следует из названия, является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров. Это налог традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются путем включения в цену товаров, перенося основную тяжесть налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг.

НДС как наиболее значительный косвенный налог выполняет  две взаимодополняющие функции: фискальную и регулирующую. Первая, в частности, заключается в мобилизации существенных поступлений от данного налога в доход бюджета за счет простоты взимания и устойчивости базы обложения. В свою очередь регулирующая функция проявляется в стимулировании производственного накопления и усилении контроля за сроками продвижения товаров и их качеством.

За период существования налога на добавленную  стоимость действующий механизм его исчисления и взимания претерпел  существенные изменения. В связи  с этим у налогоплательщиков возникает множество вопросов по толкованию и разъяснению порядка обложения данным налогом. Это обстоятельство, главным образом, и обуславливает актуальность выбранной темы.

Как известно, НДС является вторым по значимости после налога на прибыль налогом, уплачиваемым предприятиями и организациями. Вопросы его исчисления и уплаты привлекают к себе пристальное внимание многих отечественных экономистов и широко обсуждаются на страницах периодической печати. Таким образом, проблематика настоящей курсовой работы прежде всего связана со сложностью и неоднозначностью трактования действующего законодательства по НДС. Заинтересованность в разрешении данного вопроса и послужила основной причиной выбора темы моей курсовой работы.

Целью данной работы является изучение, анализ действующей практики исчисления и взимания налога на добавленную стоимость в Российской Федерации.

В процессе проводимого  исследования решаются следующие задачи:

-исследование  природы налога на добавленную  стоимость, характеристика его  основных элементов;

-рассмотрение  состава плательщиков НДС, объектов  обложения, налоговых ставок и  порядка возмещения НДС;

-изучение  синтетического и аналитического  учета налога на добавленную  стоимость.

В данной работе не будут рассматриваться экспортные и импортные операции.

 

Глава 1. Нормативное регулирование налога на добавленную стоимость

1.1 История налога на добавленную стоимость

Самым эффективным  нововведением в финансовой политике и практике последней трети нашего столетия стало, пожалуй, широкое распространение  налога на добавленную стоимость – НДС (Value – Added Tax /VAT/ англ.). Некоторые страны используют другие наименования: налог на товары и услуги (Канада, Новая Зеландия), налог на потребление (Япония). В многовековой истории налогового права НДС – относительно новый вид косвенного налогообложения. В конце 80-х – начале 90-х годов он был установлен в государствах Восточной Европы (Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Словакии, Чехии), а также в некоторых странах СНГ (Белоруссия, Казахстан). И хотя налог на добавленную стоимость находит все более широкое распространение в мировой практике, его часто называют «европейским налогом», отдавая должное как самому месту появления нового налога, так и роли НДС в становлении и развитии западноевропейского, а сегодня уже – общеевропейского, интеграционного процесса. Достаточно сказать, что НДС является важным источником бюджетной базы Европейского сообщества: на данный момент каждая страна – участница ЕС перечисляет 1,4 % поступлений от налога в «европейский» бюджет. Первенство в изобретении налога на добавленную стоимость принадлежит Франции. В основе его лежало развитие методики взимания и применения налога с оборота, которое прошло последовательно три этапа. Первый был ознаменован переходом в 1937 г. От налога с оборота к единому налогу на производство. Второй – созданием в 1948 г. Системы раздельных платежей, в соответствии с которой каждый производитель платил налог с общей суммы своих продаж за вычетом налога, входящего в цену купленных им комплектующих, с разницей в один месяц. Третьим этапом стало собственно введение в налоговую практику в 1954 г. Вместо единого налога на производство налога на добавленную стоимость.  Изобретение налога принадлежит французскому финансисту Морису Лоре. Он описал схему действия НДС и обосновал его преимущества перед налогом с оборота, выражающиеся в устранении каскадного эффекта при взимании последнего. Однако в течение более чем десяти лет НДС применялся в экспериментальном, так сказать «локальном варианте», а опытным полигоном для его применения послужило зависимое от Франции африканское государство Кот ди Вуар. Налог на добавленную стоимость является сравнительно молодым налогом. Большинство из ныне действующих налогов были введены в практику в XIX веке. Некоторые налоги, такие как акцизы, земельный налог, известны еще с древних времен. НДС стал применяться лишь в XX веке. В то же время добавленная стоимость начала использоваться в статистических и аналитических целях еще с конца прошлого века. НДС относится к группе косвенных налогов. Необходимо отметить, что для них характерна в основном фискальная функция. Их появление обычно связано с возрастанием потребности государства в доходах в связи с ростом расходов. Исторически первой формой косвенных налогов выступали акцизы, которые взимались с отдельных видов товаров. В противоположность им НДС представляет собой универсальный акциз, так как обложению им подлежат все товары. Одной из первых форм косвенного налогообложения явился налог с продаж, сходный по характеру с НДС. Предпосылкой возникновения налога с продаж послужила острая нехватка средств в связи с огромными военными расходами в период I Мировой войны. Данный налог взимался многократно на каждой стадии движения товара от производителя к потребителю. В результате его функционирования цена реализуемого товара значительно повышалась, что вызывало огромное недовольство как покупателей, так и производителей. Прежде всего это было связано с тем, что потребители вынуждены были покупать товары по сильно завышенной цене, вытекающей из многократного обложения оборотов налогом с продаж.  С другой стороны производители несли значительные убытки вследствие снижения спроса на свою продукцию. Это явилось предпосылкой к тому, что после I Мировой войны непопулярный налог был упразднен, но ненадолго. Государственный бюджет, сильно обремененный возросшими расходами в период II Мировой войны, требовал дополнительных источников пополнения доходов. Налог с продаж, отвечавший фискальным требованиям, был введен вновь.  Необходимо отметить, что произошло некоторое совершенствование механизма обложения данным налогом.  Во-первых, он начал взиматься однократно и, как правило, на стадии розничной торговли, тем самым не сильно замедляя оборот капитала.  Во-вторых, поступление средств в казну также происходило более быстрыми темпами, так как возросла оборачиваемость средств. В то же время при таком положении вещей государство терпело некоторые убытки в результате потери части доходов из-за невозможности осуществлять полный контроль за всеми стадиями производства и обращения товара. При многократном обложении объекта фискальные органы имели возможность получать оперативную информацию о движении капитала при подаче налоговых деклараций. При однократном обложении только последней стадии обращения – розничной торговли – такая возможность терялась. Вышеперечисленные факторы послужили основными причинами к возникновению налога на добавленную стоимость, который давал возможность государству контролировать весь процесс производства и обращения товаров (в том числе оптовую и розничную торговлю). Широкое распространение НДС получил благодаря подписанию в 1957 году в Риме договора о создании Европейского экономического сообщества, согласно которому страны его подписавшие должны были гармонизировать свои налоговые системы в интересах создания общего рынка. В 1967 году вторая директива Совета ЕЭС провозгласила НДС главным косвенным налогом Европы, предписывая всем членам Сообщества ввести данный налог в свои налоговые системы до конца 1972 года. В том же 1967 году налог на добавленную стоимость начал функционировать в Дании, в 1968 – в ФРГ. Шестая директива Совета ЕЭС 1977 года окончательно утвердила базу современной европейской системы обложения НДС, чем способствовала унификации взимания данного налога в Европе. Последние уточнения в механизм обложения НДС были сделаны в 1991 году десятой директивой, и ее положения были включены во все налоговые законодательства стран-членов ЕЭС. Обширная география распространения НДС свидетельствует о его жизнеспособности и соответствии требованиям рыночной экономики. Во Франции налог на добавленную стоимость в том виде, который он имеет сегодня, был введен 1 января 1968 г. С вступлением в силу Закона Пятой Республики N 66-10. Своей целью Закон ставил: объединить, упростить и обобщить порядок взимания и исчисления налога на добавленную стоимость с тем, чтобы превратить его в единый и современный налог на производственные расходы (издержки).В 7О-е годы распространение НДС стало общеевропейским. Этому в значительной степени способствовало принятие ЕЭС 17 мая 1977 г. Специальной директивы об унификации правовых норм, регулирующих взимание налога на добавленную стоимость в странах – членах Сообщества, в которой НДС утверждался в качестве основного косвенного налога, и устанавливалось его обязательное введение для всех стран – членов ЕЭС до 1982 г. Для стран же имеющих намерение в будущем вступить в Сообщество, необходимым условием становилось наличие функционирующей системы НДС. Налог на добавленную стоимость относится к семье налогов, удерживаемых с оборота. Последние появились в 1916 году в Германии и облагали по пропорциональной шкале ставок оборот предприятия в течение определенного времени. Широкому распространению НДС способствовали соответствующие решения Европейского Экономического Сообщества, которые утверждали НДС в качестве основного косвенного налога для стран-участниц ЕЭС. Одним из необходимых условий вступления в эту влиятельную европейскую организацию является наличие в стране-претенденте функционирующей системы налог на добавленную стоимость. Основными причинами роста популярности НДС являются:

    • возможность вступления в ЕЭС;
    • стремление увеличить государственные доходы за счет налогов на потребление. НДС способствует значительному увеличению поступлений в бюджет страны по сравнению с другими налогами;
    • НДС позволяет оперативно проводить налоговые операции с помощью технические средств и определенной системы документооборота.
    • НДС более эффективен, по сравнению с налогом с продаж в розничной торговле, для создания льготных условий налогообложения отдельных товаров и услуг.

Вместе с  тем, несмотря на популярность НДС, опыт зарубежных стран, в частности Великобритании, показывает, что во многих случаях  его использование довольно сложно и требует множества дополнительных уточнений и исключений из общих  правил. В настоящее время НДС введен во всех странах ЕЭС.  С 1992 года НДС действует во всех странах Содружества независимых государств. В Российской Федерации НДС, так же, был введен в 1992 году для продукции, производимой на ее территории, а с 01.02.93 распространен также на ввозимые, на ее территорию импортные товары за исключением тех, по которым в законодательном порядке установлены льготы. Он заменил налог с оборота и налог с продаж, намного превзойдя их по своему влиянию на формирование дохода бюджета, экономику, формирование ценовых пропорций и финансы предприятий. 
 

1.2 Понятие НДС, объекты налогообложения и плательщики налога

Налог на добавленную  стоимость является федеральным  налогом, взимающимся  на всей территории РФ, формирующим  федеральный бюджет и обязательным для уплаты всем участникам рынка, за исключением выделенных в особые группы освобождающихся и льготников. Основным  законодательным актом, регулирующим обложение налогом на добавленную стоимость, является Налоговый Кодекс Российской Федерации, в особенности ее 21 глава. Налог на добавленную стоимость регулируется Налоговым  Кодексом Российской Федерации с 2002 года.  В российском законодательстве налог  на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки производства и обращения. Налог на добавленную стоимость охватывает все стадии производства и продажи продукции, включая стадию розничной торговли. Однако это совсем не обязательно. Налог на добавленную стоимость на стадии оптовой торговли — это промежуточный  этап распространения его на последующие  стадии движения товаров. Налог на добавленную стоимость в сфере обрабатывающей промышленности и импорта — наиболее распространенное явление, позволяющее развивающейся экономике взимать аналог по принципу возрастающей стоимости и способствовать приспособлению торговой сферы к системе зачета. Поскольку в большинстве случаев мелкий бизнес освобождается от налога, то налог на добавленную стоимость становится налогом в основном на импорт и крупный бизнес в промышленности. Сборщиком налога на добавленную стоимость является каждый продавец на протяжении всей цепи движения товара до момента акта продажи (налог на добавленную стоимость добавляется к продажной цене товара, но указывается отдельно). Из выручки он вычитает налог на добавленную стоимость, который был уплачен при покупке товаров. Разница между этими налогами выплачивается государству. Смысл компенсации (зачета) налог на добавленную стоимость состоит в том, чтобы на каждой стадии производства облагать данным налогом сумму заработной платы, процентов, ренты, прибыли и других факторов производства. Продавец  не несет никакого экономического бремени  при покупке товаров для своего производства, так как он получает возмещение от государства на любую  сумму налога, которая была уплачена им поставщикам (система зачета).Смысл этого механизма состоит в  том, чтобы переложить налог на конечного  потребителя. Последний выплачивает  этот налог в форме части конечной продажной цены товара или услуги и не имеет возможности компенсировать его. Поэтому налог на добавленную стоимость является налогом на потребление, бремя которого несет конечный потребитель. В отличие от прочих видов налога с  оборота налог на добавленную стоимость позволяет государству получать часть доходов на каждой стадии производства и распределения. При этом конечные доходы государства от этого налога не зависят от количества промежуточных производителей. Как уже было сказано, базой для расчета  налога выступает облагаемый оборот, которым является стоимость реализованных  товаров (работ, услуг), исчисленная  исходя из следующих цен: свободных (рыночных) цен и тарифов без  включения в них налога на добавленную стоимость; государственных регулируемых оптовых цен и тарифов без включения в них налога на добавленную стоимость; государственных регулируемых розничных цен (за вычетом в соответствующих случаях торговых скидок) и тарифов, включающих в себя налог на добавленную стоимость. Свободные рыночные цены формируются исходя из затрат, связанных с производством  и сбытом продукции, и прибыли, учитывающей  конъюнктуру рынка, качество и потребительские  свойства товаров (работ, услуг). Предприятия  реализуют товары (работы, услуги) по ценам, увеличенным на сумму, налога на добавленную стоимость, рассчитанную по установленной ставке (18%, 10% или 0%). В окончательном виде свободная (рыночная) цена реализации включает в себя полную себестоимость (издержки производства и обращения) этих товаров (работ, услуг); прибыль, акцизы (для подакцизных товаров) и налога на добавленную стоимость. Основной  функцией налога на добавленную стоимость является – фискальная (распределительная), т. Е. реализуется главное назначение данного налога – формирование финансовых ресурсов государства (в среднем налог на добавленную стоимость формирует 13,5% бюджетов стран, где он применяется). При этом для налога на добавленную стоимость характерен ряд свойств:

- фискальное  – как было сказано, пополнение  государственной казны;

- регулирующее, осуществляемое через налоговый  механизм;

- стимулирующее,  осуществляемое через систему  льгот и предпочтений.

Исходя  из выше сказанного, можно сделать  вывод о том, что сущность и назначение налога на добавленную стоимость сводятся к следующему:

    1. стремление увеличить государственные  доходы от налогов на потребление;  налог на добавленную стоимость имеет потенциально широкую базу обложения;

    2. предпочтение облагать расходы  конечных потребителей, а не затраты  производителей по производству  товаров(плательщик  налога на добавленную стоимость – конечный потребитель товаров).

    В России налог  на добавленную стоимость стоит  на первом месте среди других налогов по поступлению в бюджеты различных уровней. До принятия НК РФ налог на добавленную стоимость участвовал в формировании доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. С выходом же НК РФ и принятием бюджета РФ на 2001г. Налог на добавленную стоимость поступает только в Федеральный бюджет в размере 100%. Несмотря  на  огромное  фискальное  значение  данного налога,  нельзя  отрицать  его регулирующее  влияние на  экономику.  Через механизм  обложения налога на добавленную стоимость  и,  в частности,  через систему построения  ставок   он  влияет  на  ценообразование и инфляцию,  так как фактически  увеличивает цену  товара  на  сумму налога.  Безусловно,  открытым  остается  вопрос  о положительной стороне этого влияния,  так как увеличение  цены  способствует  развитию  инфляционных  процессов.  С другой  стороны налог на добавленную стоимость не  сильно  препятствует  развитию  производства,  поскольку действительным  его плательщиком  становится  не  производитель, а потребитель.  С психологической точки зрения  этот  налог,  в отличие от  подоходного,  в меньшей степени влияет  на  стимулы к труду,  затрагивая  расходы населения,  а не  доходы.  Таким образом,  конечный  потребитель уплачивая цену  за  товар,  не  замечает  ее  завышения на  сумму налога,  тогда как вычет из  доходов подоходного налога  более ощутим. Посредством  применения  льгот  на  отдельные  виды   продукции  или  конкретные  операции,  а  также  льгот,  предоставляемых  тем  или  иным  плательщикам,  государство  имеет  возможность  стимулировать  развитие  и  осуществлять  поддержку  социально  значимых  видов  деятельности  (образование,  здравоохранение,  наука,  культура  и  др.),  стимулирование  экспорта  отечественных  товаров  за  границу.  Наконец,  посредством  многократного  обложения  налога на добавленную стоимость  всех  стадий  производства  продукции,  работ и услуг достигается равенство всех  участников  рынка,  а государство получает  возможность осуществлять  более полный  контроль  и оперативное управление  финансово-хозяйственной деятельностью субъектов.  Располагая  полной  и точной  информацией,  получаемой  из  бухгалтерской отчетности,  государственные финансовые  и налоговые органы  могут осуществлять  более точное  планирование  доходов бюджета. Согласно статье 146 НК РФ объектами налогообложения признаются следующие операции:

Информация о работе Бухгалтерский учет налога на добавленную стоимость по товарным операциям