Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 14:29, курсовая работа
В современных условиях формирование полной информации о хозяйственных процессах практически невозможно без информации о нематериальных активах. Данный вид внеоборотных активов уже имеет повсеместное применение, и поэтому, чтобы вести бухгалтерский учет в организации в соответствии с законодательными и нормативными актами, необходимо рассмотрение вопросов учета нематериальных активов.
Содержание
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы бухгалтерского учета НМА…………………………5
1.1 Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета НМА……….5
1.2 Понятие и классификация НМА……………………………………………12
1.3 Документальное оформление движения НМА…………………………….15
2. Бухгалтерский учет НМА…………………………………………………….19
2.1 Бухгалтерский учет поступления НМА...………………………………….19
2.2 Бухгалтерский учет амортизации НМА……………………………………21
2.3 Бухгалтерский учет выбытия НМА………………………………………...24
Заключение…………………………………………………………………….....27
Список используемых источников …………………………………………….29
Практическая часть...............................................................................................30
Амортизация - это постепенное перенесение стоимости НМА на себестоимость продукции, (работ, услуг). Стоимость объектов нематериальных активов погашается путем начисления амортизации в течение установленного срока их полезного использования (в течение которого объект приносит предприятию доход). Существует 2 группы: с определенным сроком использования и с неопределенным. Начисление амортизации по НМА предприятие может производить одним способом: линейным способом, способом уменьшаемого остатка или способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Выбытие - это прекращение прав на результаты интеллектуальной деятельности, продажа на сторону, передача по договору мены, дарения. Стоимость нематериального актива, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета. При этом оформляется акт на списание.
Заключение
В условиях перехода предприятия к рынку значительно возрастает роль бухгалтерского учета как важнейшего средства получения полной и достоверной информации об имуществе предприятия и его обязательствах и своевременного доведения этих сведений до пользователей.
В связи с расширением прав предприятий в области постановки и ведения бухгалтерского учета перед бухгалтерскими службами возникает проблема оптимальной организации учета различных объектов: основных средств, нематериальных активов, процессов производства и реализации, расчетов, капитальных и финансовых вложений и др.
В данной курсовой работе было рассмотрено, что такое нематериальные активы, изучена их классификация, особенности учета наличия, поступления и использования нематериальных активов, также уделили внимание амортизации и выбытию нематериальных активов.
Основной целью курсовой работы было углубленное изучение на основе анализа действующего законодательства по бухгалтерскому учету и научно-методической литературы материала изучаемой дисциплины на примере исследования одного из вопросов - бухгалтерского учета НМА.
В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:
1. Особенности бухгалтерского учета объектов НМА в отдельных хозяйственных ситуациях и видах деятельности организаций регламентируются специализированными нормативными документами.
2. Организации должны самостоятельно разрабатывать формы существующих документов исходя из Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете и Закона о бухгалтерском учете, определивших перечень обязательных реквизитов в документах, и особенностей учитываемых объектов. Для учета операций по движению нематериальных активов используется лишь одна унифицированная форма первичной учетной документации - карточка учета нематериальных активов (форма № НМА-1)
3. Для учета нематериальных активов вследствие их разнообразия по составу и назначению имеет значение их классификация. Исходя из которой, составляется отчетность о наличии и движении нематериальных активов, отсюда, учет данного вида средств организуется в бухгалтерии по их видам, независимо от организационно-правовой формы собственности предприятия;
4. Стоимость объектов нематериальных активов погашается путем начисления амортизации в течение установленного срока их полезного использования;
5. Особенностью учета нематериальных активов, в частности выбытия, является определение финансового результата по данной операции с последующим его отнесением либо на прибыль, либо на убытки;
Следует отметить, что нематериальные активы как объекты учета еще недостаточно изучены и не регламентированы должным образом. В качестве примера можно привести лицензии на право осуществления какой-либо деятельности.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что понятием “нематериальные активы” пользуются во всех случаях, когда возникают затруднения с отнесением тех или иных объектов и расходов к определенным активам предприятия.
Список используемых источников
1. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006), утвержденным приказом Минфина России от 27.11.2006 г. №154н;
2. Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98), утвержденным приказом Минфина России от 25.11.1998 г. №56н;
3. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденным приказом Минфина России от 06.05.1999 г. №32н (в ред. Приказа Минфина России от 18.09.2006 г. №116н);
4. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденным приказом Минфина России от 06.05.1999 г. №33н (в ред. приказа Минфина России от 18.09.2006 г. №116н);
5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000), утвержденным приказом Минфина России от 16.10.2000 г. №92н (в ред. приказа Минфина России от 18.09.2006 г. №116н);
6. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008), утвержденным приказом Минфина России от 06.10.2008 г. №107н;
7. Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» (ПБУ 20/03), утвержденным приказом Минфина России от 24.11.2003 г. №105н;
8. Положение по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений (ПБУ 21/2008), утвержденным приказом Минфина России от 06.10.2008 г. № 106н;
9. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых результатов, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1993 г. №49;
10. Методические рекомендации по инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности, утвержденными распоряжением Минимущества России, Минпромнауки России, Минюста России от 22.05.2002 г. № 1272-р/Р-8/149 (в тексте гл. 9 -Методические рекомендации № 1272-р/Р-8/149);
11. Указания по отражению в бухгалтерском учете организаций операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, утвержденными приказом Минфина России от 28.11.2001 г. №97н (в тексте гл. 9 - Указания №97н).
12. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организаций» (ПБУ 4/99), утвержденным приказом Минфина России от 06.07.1999 г. №43н;
13. Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденными приказом Минфина России от 20.05.2003 г. №44н.
14. Положение о закреплении и передаче хозяйствующим субъектам прав на результаты научно-исследовательской деятельности, полученных за счет средств федерального бюджета, утвержденным постановлением Правительства России от 17.11.2005 г. №685;
15. Бухгалтерский учет: Учебник для вузов/ под ред. Проф. Ю.А. Бабаева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006г.
16. Бухгалтерский учет: Учебник/ Кондраков Н.П. – М. ИНФРА-М.,2007г.
17. Журнал «Время Бухгалтера» № 05(159) февраль 2008г.
22. http://www.snezhana.ru/nma_4/
Практическая часть
Ведомость остатков по счетам синтетического учета ООО "РЭК" на 01.10. 2008г.
| Код счета | Наименование счетов бухгалтерского учета | Сумма, руб. |
| 01 02 80 82 10 16 19 67 20 43 99 51 50 62 60 68 69 83 96 | Основные средства Амортизация основных средств Уставной капитал Резервный капитал Материалы Отклонения в стоимости материальных ценностей Налог на добавленную стоимость (НДС) Долгосрочный кредит Основное производство Готовая продукция Прибыль Расчетный счет в банке Касса Задолженность покупателей Задолженность поставщикам Задолженность бюджеты по НДС Задолженность органам социального страхования Добавочный капитал Резервы предстоящих расходов | 3 100 000 1 062 500 1 875 000 750 000 2 000 000 200 000 43 950 562 500 337 500 437 500 1 592 709 1 530 800 26 250 68 750 219 750 57 291 62 500 1 162 500 400 000 |
Выписка из учетной политики организации:
ООО «РЭК» осуществляет деятельность по производству продукции.
а) Учет поступления материалов ведется с применением счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», 10 «Материалы». Для учета фактических затрат на приобретение материалов применяется счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». Текущий учет материальных ценностей осуществляется на счете 10 «Материалы» по учетным ценам. В качестве учетных цен используются договорные (оптовые) цены поставщиков. Разница между стоимостью материалов по учетным ценам и фактической себестоимостью приобретения отражается на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», включая транспортно – заготовительные расходы (ТЗР);
б) для обобщения и учета затрат применяются счета: 20 «Основное положение»;23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы»;
в) расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования учитываются на счете 25 “Общепроизводственные расходы”;
г) движение и учет готовой продукции на счете 43 «Готовая продукция» ведется по полной фактической производственной себестоимости (без использования 40 счета «Выпуск продукции(работ, услуг)»);
д) создается резерв на оплату отпусков работникам в размере 7% ежемесячно от фонда оплаты труда (ФОТ) работников соответствующей категории;
е) проценты по кредиту признаются в составе прочих расходов по мере начисления.
Журнал регистрации хозяйственных операций
за октябрь 2008 г.
№ п/п
| Содержание хозяйственной операции. Наименование документа. | Корр. счета (код счета, субсчета) | Сумма, руб. | |
---|---|---|---|---|
Дебет | Кредит | |||
1. | Счет-фактура №31 ОАО «Сигнал» Акцептован счет за поступившие запасные части: на договорную стоимость | 15 | 60 | 48750 |
| кроме того НДС – 18 % | 19.3 | 60 | 8775 |
2. | Счет-фактура №58 ОАО «Автотранс» Акцептован счет за перевозку запасных частей, | 15 | 60 | 3500 |
| кроме того НДС – 18 % | 19.3 | 60 | 630 |
3. | Расчет бухгалтерии. Счета-фактуры №31 и №58. Предъявлен к вычету НДС по принятым к учету запчастям | 68 | 19.3 | 8775 |
| и по транспортным работам | 68 | 19.3 | 630 |
4. | Выписка банка. Платежное поручение №71. Перечислено с расчетного счета за поступившие запчасти: ОАО «Сигнал» | 60 | 51 | 57525 |
| ОАО «Автотранс» (с учетом НДС) | 60 | 51 | 4130 |
5. | Приходный ордер склада №37. Приняты к учету поступившие запчасти по учетным ценам (по договорной стоимости) | 10.5 | 15 | 48750 |
6. | Расчет бухгалтерии. Списаны отклонения фактической стоимости материалов от учетных цен | 16 | 15 | 3500 |
7. | Требование №95. Отпущены со склада в оценке по учетным ценам материалы: для изготовления продукции; | 20 | 10.1 | 12500 |
| на ремонт производственного оборудования, выполненный ремонтными рабочими; | 20 | 10.1 | 10000 |
| на общепроизводственные нужды; | 25 | 10.1 | 8750 |
| на общехозяйственные нужды; | 26 | 10.1 | 9500 |
8. | Расчет бухгалтерии. Списание по назначению отклонений, относящихся к стоимости израсходованных материалов: |
|
|
|
| на себестоимость готовой продукции; | 20 | 16 | 1250 |
| на себестоимость ремонтных работ; | 23 | 16 | 1000 |
| на общепроизводственные нужды; | 25 | 16 | 875 |
| на общехозяйственные нужды; | 26 | 16 | 950 |
9. | Ведомость начисления заработной платы. Начислена заработная плата: |
|
|
|
| рабочим основного производства; | 20 | 70 | 62500 |
| рабочим вспомогательного производства; | 23 | 70 | 42000 |
| специалистам и служащим основных цехов; | 25 | 70 | 70000 |
| служащим вспомогательных цехов; | 25 | 70 | 33500 |
| служащим общехозяйственных служб; | 26 | 70 | 75200 |
10. | Произведены отчисления в резерв отпусков за октябрь: |
|
|
|
| рабочим основного производства; | 20 | 96. резерв на отпуска | 4375 |
| рабочим вспомогательного производства; | 23 | 96. резерв на отпуска | 2940 |
| специалистам и служащим основных цехов; | 25 | 96. резерв на отпуска | 4900 |
| служащим вспомогательных цехов; | 25 | 96. резерв на отпуска | 2345 |
| служащим общехозяйственных служб; | 26 | 96. резерв на отпуска | 5264 |
11. | Ведомость начисления заработной платы. Произведен расчет отчислений на социальное страхование (2,9 %) с фактически начисленной оплаты труда: |
|
|
|
| рабочим основного производства; | 20 | 69.1 | 1813 |
| рабочим вспомогательного производства; | 23 | 69.1 | 1218 |
| специалистам и служащим основных цехов; | 25 | 69.1 | 2030 |
| служащим вспомогательных цехов; | 25 | 69.1 | 971 |
| служащим общехозяйственных служб; | 26 | 69.1 | 2181 |
12. | Ведомость начисления заработной платы. |
|
|
|
| Произведен расчет отчислений на пенсионное обеспечение (20 %) с фактически начисленной оплаты труда: |
|
|
|
| рабочим основного производства; | 20 | 69.2 | 12500 |
| рабочим вспомогательного производства; | 23 | 69.2 | 8400 |
| специалистам и служащим основных цехов; | 25 | 69.2 | 14000 |
| служащим вспомогательных цехов; | 25 | 69.2 | 6700 |
| служащим общехозяйственных служб; | 26 | 69.2 | 15040 |
13. | Ведомость начисления заработной платы. Произведен расчет отчислений на медицинское страхование (3,1 %) с фактически начисленной оплаты труда: |
|
|
|
| рабочим основного производства; | 20 | 69.3 | 1937 |
| рабочим вспомогательного производства; | 23 | 69.3 | 1302 |
| специалистам и служащим основных цехов; | 25 | 69.3 | 2170 |
| служащим вспомогательных цехов; | 25 | 69.3 | 1039 |
| служащим общехозяйственных служб; | 26 | 69.3 | 2331 |
14. | Ведомость начисления заработной платы. Произведен расчет отчислений на страхование от несчастных случаев на производстве (1 %) с фактически начисленной оплаты труда: |
|
|
|
| рабочим основного производства; | 20 | 69.фонд травматизма | 625 |
| рабочим вспомогательного производства; | 23 | 69. фонд травматизма | 420 |
| специалистам и служащим основных цехов; | 25 | 69. фонд травматизма | 700 |
| служащим вспомогательных цехов; | 25 | 69. фонд травматизма | 335 |
| служащим общехозяйственных служб; | 26 | 69. фонд травматизма | 752 |
15. | Ведомость начисления заработной платы. Удержан налог на доходы с физических лиц из заработной платы рабочих и служащих. | 70 | 68 | 26000 |
16. | Ведомость начисления амортизации. Начисляется амортизация основных средств: основных цехов; | 25 | 02 | 850400 |
| вспомогательных цехов; | 25 | 02 | 500200 |
| общехозяйственных служб; | 26 | 02 | 100540 |
17. | Счет-фактура №37. Акцептованы счета Энергетической компании за электроэнергию, использованную: основными цехами; | 25 | 60 | 65000 |
| вспомогательными цехами; | 25 | 60 | 41000 |
| общехозяйственными службами; | 26 | 60 | 52000 |
| НДС – 18 % | 19.1 | 60 | 28440 |
18. | Счет-фактура №37. Предъявлен к вычету НДС за электроэнергию. | 68 | 19.1 | 28440 |
19. | Ведомость распределения электроэнергии, платежное поручение, выписка из р/счета в банке. Перечислено с расчетного счета за электроэнергию (с НДС) | 60 | 51 | 186440 |
20. | Ведомость распределения услуг вспомогательных производств. Списываются затраты вспомогательного производства по оказанию услуг основным цехам. | 20 | 23 | 67280 |
21. | Ведомость распределения общепроизводственных расходов. Общепроизводственные расходы списываются на себестоимость готовой продукции. | 20 | 25 | 1604915 |
22. | Ведомость распределения общехозяйственных расходов. Отнесены на производственную себестоимость продукции общехозяйственные расходы. | 20 | 26 | 263758 |
23. | Накладные № 20-30. Принята на склад из производства изготовленная продукция в оценке по фактической производственной себестоимости. | 43 | 20 | 590953 |
24. | Приказы-накладные на отгрузку |
|
|
|
| продукции № 16-18. Отгружена покупателям готовая продукция по договорной цене (с НДС), предъявлен счет-фактура №21 | 62 | 90.1 | 944000 |
25. | Счет-фактура №21. Начислена задолженность бюджету по НДС. | 90.3 | 68 | 144000 |
26. | Расчет бухгалтерии. Отнесена на себестоимость продаж фактическая производственная себестоимость продукции.
| 90.2 | 43 | 600000 |
27. | Счет-фактура №38 ОАО «Автотранс». Акцептован счет транспортной организации за доставку продукции на станцию отправления и погрузку её в вагоны. стоимость работ, | 44 | 60 | 7300 |
| кроме того, НДС – 18 % | 19.3 | 60 | 1314 |
28. | Счет-фактура №38. Предъявлен к вычету НДС. | 68 | 19.3 | 1314 |
29. | Расчет бухгалтерии. Расходы по транспортировке (на продажу) отнесены на коммерческую себестоимость проданной продукции. | 90.2 | 44 | 7300 |
30. | Справка бухгалтерии. Определяется финансовый результат от продажи продукции. | 90.9 | 99 | 192700 |
31. | Справка бухгалтерии. Начислены проценты по долгосрочному кредиту банка. | 91.2 | 67 | 10000 |
32. | Выписка банка с расчетного счета. Перечислено: по счету №38 ОАО «Автотранс» за услуги; | 60 | 51 | 8614 |
| в погашение задолженности органам социального страхования и обеспечения; | 69.1 | 51 | 62500 |
| налог на доходы с физических лиц. | 68 | 51 | 26000 |
33. | Выписка банка с расчетного счета, чек №68, приходный кассовый ордер №98. Получено в кассу с расчетного счета для выплаты заработной платы. | 50.1 | 51 | 257200 |
34. | Платежная ведомость №19 |
|
|
|
| Выдана заработная плата работникам предприятия. | 70 | 50.1 | 190000 |
35. | Книга расчета с депонентами. депонирована неполученная зарплата; | 70 | 76.4 | 67200 |
| сдана на расчетный счет депонированная зарплата.
| 51 | 50.1 | 67200 |
36. | Выписка банка с расчетного счета. получены денежные средства от покупателей; | 51 | 62 | 55000 |
| перечислена в бюджет сумма НДС | 68 | 51 | 100000 |
37. | Расчетный кассовый ордер №24. Агенту по рекламе Семёнову И.В. выданы деньги из кассы на командировочные расходы. | 71 | 50.1 | 5000 |
38. | Справка бухгалтерии. Определен финансовый результат от прочих операций. | 99 | 91.9 | 10000 |
39. | Расчет бухгалтерии. Начислен налог на прибыль (условный расход) – 20 % | 99 | 68 | 36540 |
| Итого: |
|
| 7807826 |
Счета синтетического учёта
Д
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
Информация о работе Бухгалтерский учет нематериальных активов