Бухгалтерский учет в торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 10:05, курсовая работа

Описание

Торговля - огромная отрасль народного хозяйства. В эту сферу вовлечено практически все население страны либо в качестве продавцов, либо в качестве покупателей. Под торговлей мы понимаем хозяйственную деятельность по обороту, купле и продаже товаров. Причем в качестве и продавцов, и покупателей могут выступать юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица без регистрации в качестве предпринимателей.
Поскольку все торговые организации являются юридическими лицами, они обязаны вести бухгалтерский учет.

Содержание

Введение 3
Общая характеристика ООО «Виста-Линк» 6
Место нахождения, список сотрудников,
деятельность предприятия 6
Рабочий план счетов 7
Синтетический учет и учетные регистры,
применяемые на предприятии 11
Организация и специфика бухгалтерского учета в оптовой торговле
Организация бухгалтерского учета в оптовой торговле 12
Система нормативных документов, регулирующих
бухгалтерский учет в оптовой торговле 14
Объекты бухгалтерского учета в оптовой торговле
и их классификация (проводки с примерами) 16
Бухгалтерский учет на предприятиях оптовой торговли
Формы осуществления оптовой торговли 23
Синтетический учет по продаже товаров (учет поставки,
реализации товаров) 24
Ведение учета товарных операций в ООО «Виста-Линк» 26
Принципы организации учета в ООО «Виста-Линк» 26
Формы учета и учетные регистры в ООО «Виста-Линк» 28
Автоматизация учета на предприятиях малого бизнеса 29
Синтетический и аналитический учет 31
Заключение 32
Список использованных источников 33
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Бухучет в оптовой торговле 11.doc

— 246.50 Кб (Скачать документ)

      2.2. Система нормативных  документов, регулирующих  бухгалтерский учет  в оптовой торговле.

      Ведение бухгалтерского учета в торговой организации должно быть строго регламентировано, то есть, подчинено определенным правилам. Существует целый свод правил, по которым ведется бухгалтерский учет. И отступление от этих правил ведет к серьезным ошибкам в бухгалтерской и налоговой отчетности, в определении финансовых результатов деятельности организации, приводит к злоупотреблениям со стороны материально ответственных лиц и т. п.

      Свод  правил бухгалтерского учета - это система  нормативных документов, которые  в зависимости от назначения и  статуса можно разделить по следующим уровням: 

1-й  уровень  Закон «О бухгалтерском  учете» Гражданский кодекс РФ Другие законы по бухгалтерскому учету. Указы  Президента РФ Постановления Правительства  РФ.
2-й  уровень  Положения по бухгалтерскому учету (стандарты).
3-й  уровень  Нормативные документы Минфина России: - приказы - методические рекомендации (указания) - инструкции - комментарии – письма.
4-й  уровень  Нормативные документы  других министерств и ведомств.
5-й  уровень  Приказ по учетной  политике организации. Другие рабочие документы организации.
 

      Закон «О бухгалтерском учете» определяет:

     - состав хозяйствующих субъектов,  обязанных вести бухгалтерский  учет и представлять финансовую  отчетность;

     - правовые основы бухгалтерского  учета;

     - содержание, принципы и организацию  бухгалтерского учета;

     - порядок составления и представления  бухгалтерской отчетности.

      Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) устанавливают  порядок учета и оценки определенного  объекта или совокупности объектов. ПБУ  конкретизируют закон о бухгалтерском  учете. Методические рекомендации Минфина России конкретизируют статьи законов и отдельные ПБУ. К таким рекомендациям относятся:

      -  Методические указания по инвентаризации  имущества и финансовых обязательств (приказ Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49);

      - Методические указания по бухгалтерскому  учету материально-производственных  запасов (приказ Минфина росси от 28 декабря 2001 г. № 119н).

      Важнейшим документом 3-го уровня является приказ Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н, утвердивший План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцию по его применению (далее - План счетов и Инструкция). В соответствии с Планом счетов бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций осуществляется способом двойной записи.

      Методические  рекомендации других министерств и  ведомств устанавливают отраслевые особенности ведения бухгалтерского учета.

      Комитетом РФ по торговле утверждены:

- Методические  рекомендации по бухгалтерскому  учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания (письмо от 20 апреля 1995 г. № 1-550/32-2);

- Методические  рекомендации по учету и оформлению  операций приема, хранения и отпуска  товаров в организациях торговли (письмо от 10 июля 1996 г. № 1-794/32-5).

      Минсельхозом  России утверждены 25 января 2001 г. рекомендации по ведению бухгалтерского учета  и отчетности в сельскохозяйственных потребительских кооперативах. 

      2.3. Объекты бухгалтерского  учета в оптовой торговле и их классификация.

      Предметом бухгалтерского учета в оптовой  торговле является хозяйственная деятельность торговой организации. Составными частями  предмета бухгалтерского учета являются объекты бухгалтерского учета. К  ним относятся:

      1) имущество (активы организации);

      2) обязательства организации (источники  формирования имущества);

      3) хозяйственные операции, вызывающие  изменение имущества и источников  их формирования.

      Состав  имущества организации можно  представить в виде таблицы: 

Активы организации
Внеоборотные  активы

(основной  капитал)

Оборотные активы

(оборотный  капитал)

- основные средства  - материальные  оборотные средства 
- нематериальные активы  - денежные средства 
- вложения во внеоборотные активы  - финансовые  вложения 
  - средства в расчетах
 

      К основным средствам относятся средства труда, срок службы которых превышает 12 месяцев. Это может быть холодильное  оборудование, контрольно-кассовые машины, торговые прилавки, весы. Нематериальные активы не имеют физической основы, но имеют стоимостную оценку и приносят доход организации. К ним относятся, например, исключительные права владельца на товарный знак, наименование места происхождения товаров, деловая репутация организации.

      Под вложениями во внеоборотные активы понимают затраты организации на объекты, которые будут в последующем приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств или нематериальных активов. Материальные оборотные средства - это товары, предназначенные для продажи, хозяйственный инвентарь (сроком службы менее 12 месяцев), тара, упаковка, чековая лента и прочие расходные материалы, расходы на продажу на остаток товара, расходы будущих периодов.

      К денежным средствам относятся наличные деньги в кассе торговой организации, денежные документы, деньги на расчетных, валютных и специальных счетах в  банках, переводы в пути. Финансовые вложения - это инвестиции в акции  акционерных обществ, уставные (складочные) капиталы других организаций, долговые ценные бумаги, вклады по договору простого товарищества, предоставленные другим организациям займы. Средства в расчетах - это дебиторская задолженность покупателей за проданные товары, поставщиков товаров по полученным авансам, покупателей и поставщиков по предъявленным претензиям, работников организации по подотчетным суммам, возмещению материального ущерба, предоставленным им организацией займам и др.

      Из  следующей таблицы можно увидеть, что относится к источникам формирования имущества (активов) организации: 

Источник  формирования имущества (активов) организации
Собственный капитал Заемный капитал
- уставный капитал  - кредиты банка 
- выкупленные акции (доли) - заемные средства 
- добавочный капитал   
- резервный капитал - кредиторская  задолженность 
- нераспределенная прибыль  - обязательства  по распределению 
- целевое финансирование   
 

     Собственный капитал - это стоимость чистых активов. Она определяется по формуле:

                        ЧА = А - ЗК,

      где ЧА - стоимость чистых активов;

      А - стоимость активов организации;

      ЗК - заемный капитал.

      Заемный капитал - это часть стоимости  активов организации,  сформированная за счет обязательств (заемных средств) организации перед другими организациями, физическими лицами, собственниками, своими работниками. Основные хозяйственные процессы торговой организации - покупка и продажа товара. Эти процессы состоят из множества хозяйственных операций, связанных с товарным и денежным оборотом. Кроме основных торговых операций необходимо выполнять управленческие функции, содержать, обслуживать и ремонтировать помещения, оборудование, инвентарь, обеспечивать снабжение электроэнергией, теплом, водой и т. д. Эти хозяйственные операции направлены на обслуживание торгового процесса. Из сказанного следует, что все хозяйственные операции взаимосвязаны и являются объектами бухгалтерского учета.

      В бухгалтерских и налоговых нормативных  актах употребляются понятия  «продажа товаров» и «реализация  товаров». Это разные названия одного и того же хозяйственного явления, поэтому правомерно применение и того, и другого словосочетания. Термин «продажа» широко стал использоваться с введением в 2001 году нового Плана счетов. Прежний счет 46 «Реализация» заменен счетом 90 «Продажи». Суть же самой хозяйственной операции (продажа или реализация) не изменилась.

      Бухгалтерский учет реализации товаров в оптовой  торговле ведется на сопоставляющем операционно-результатном счете 90 «Продажи». Согласно статье 39 Налогового кодекса  РФ, реализацией товара признается передача права собственности на него покупателю. Торговые организации отгружают товар в соответствии с заключенными договорами. В бухгалтерском учете  (реализации) товаров в оптовой торговле руководствуются следующими понятиями, установленными Гражданским кодексом:

      - момент исполнения обязанности  продавца передать товар (ст. 458, 224 ГК РФ);

      - момент перехода риска случайной  гибели товара (ст. 459 ГК РФ);

      - момент возникновения (перехода) права собственности (ст. 223 ГК  РФ).

      Статьей 458 ГК РФ установлено, что если иное не предусмотрено договором купли-продажи, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент:

      - вручения товара покупателю или  указанному им лицу, если договором  предусмотрена обязанность продавца  по доставке товара;

      - предоставления товара в распоряжение  покупателя, если товар должен  быть передан покупателю или  указанному им лицу в месте  нахождения товара.

      Моментом  перехода риска случайной гибели и случайного повреждения товара к покупателю является момент, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю.

      Моментом  возникновения права собственности  у покупателя является момент передачи ему товара, если иное не предусмотрено  законом или договором.

      Договором купли-продажи может быть предусмотрено, что моментом перехода права собственности  на товар является момент его оплаты покупателем. Такая ситуация регулируется статьей 491 ГК РФ: право собственности  на переданный покупателю товар сохраняется за продавцом, а покупатель не может продать этот товар или распорядиться им иным образом. Такой товар до момента оплаты отражается у покупателя на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». И только после оплаты товара покупатель отражает его стоимость в балансовом учете на счете 41 «Товары».

      Согласно  статье 501 ГК РФ, в договоре можно  предусмотреть условие, что до перехода права собственности на товар  покупатель является нанимателем (арендатором) переданного ему товара. Это договор найма-продажи. При этом, если иное не предусмотрено договором, покупатель становится собственником товара с момента его оплаты. Бухгалтер должен помнить, что при любой форме договора в бухгалтерском учете реализация товара отражается в момент перехода права собственности на товар от продавца покупателю.

      Несколько иначе обстоит дело с налоговым  учетом. Здесь возникает понятие  «момент отражения реализации товаров  для налогообложения». Согласно налоговому законодательству, возможно исчисление налогов, связанных с реализацией товара, как на дату отгрузки товара, так и на дату его оплаты. Для налогового учета дата отгрузки совпадает с датой перехода права собственности на товар. Организация самостоятельно выбирает метод определения выручки от реализации: «по отгрузке» (метод начисления) или «по оплате» (кассовый метод). Этот выбор фиксируется в налоговой политике организации. От выбранного метода зависит порядок начисления налогов, таких, как налог на добавленную стоимость, налог на пользователей автодорог, некоторые местные налоги.

Информация о работе Бухгалтерский учет в торговле