Бухгалтерский учёт и анализ основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2011 в 14:35, курсовая работа

Описание

Основные средства – часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев.

Содержание

Глава 1. Бухгалтерский учёт основных средств на предприятии ООО «Силикат»
1.1 Понятие основных средств стр. 3 - 4
1.2 Учёт поступления основных средств стр. 4 – 8
1.3 Учёт выбытия основных средств стр. 8 - 11
1.4 Учёт амортизации основных средств стр. 12 - 19
1.5 Учёт переоценки и инвентаризации основных средств стр. 19 - 24
1.6 Учёт ремонта и реконструкции основных средств стр. 24 - 29
Глава 2. Методика проведения анализа основных средств на предприятии ООО «Силикат»
2.1 Цель, задачи анализа операций с основными средствами, источники информации. стр. 29 – 33
2.2 Структура основных средств стр. 34 - 35
2.3 Анализ наличия и движения основных средств стр. 35 - 37
2.4 Анализ технического состояния основных средств стр. 37 - 39
2.5 Анализ эффективности использования основных средств стр. 39 - 41
Заключение. стр. 41 - 42 Приложение 1( Унифицированная форма № ОС – 1 ) стр.43
Приложение 2 (Унифицированная форма № ОС – 6) стр. 46
Список использованных источников. стр. 48

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по БУ.doc

— 255.00 Кб (Скачать документ)

Объекты основных средств выбывают из организации  в результате:

  • продажи (реализации) объекта другому юридическому лицу или физическому лицу;
  • списания в случае морального и (или) физического износа;
  • передачи объектов основных средств в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций;
  • ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;
  • передачи по договорам мены, дарения объектов основных средств;
  • списания объектов основных средств, ранее сданных в аренду с правом выкупа, в момент перехода  права собственности на указанные основные средства к арендатору;
  • по другим причинам

Для списания с  бухгалтерского баланса предприятия ООО «Силикат» объектов основных средств приказом руководителя может быть создана постоянно действующая комиссия.

В состав комиссии могут входить соответствующие  должностные лица, в том числе  главный бухгалтер (бухгалтер) и  лица, на которых возложена ответственность за сохранность основных средств. Для участия в работе комиссии могут приглашаться представители соответствующих инспекций.

В компетенцию  комиссии входит:

  • Осмотр объекта, подлежащего списанию, с использованием необходимой технической документации, а также данных бухгалтерского учета, установление непригодности объекта к восстановлению и дальнейшему использованию;
  • Установление причин списания объекта (физический и моральный износ, реконструкция, нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное не использование объекта для производства продукции, выполнения работ и услуг либо для управленческих нужд);
  • Выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие объектов основных средств из эксплуатации, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной действующим законодательством;
  • Возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта и их оценка исходя из цен возможного использования, контроль за изъятием из списываемых основных средств цветных и драгоценных металлов, определение веса и сдача на соответствующий склад;
  • Осуществление контроля за изъятием их списываемых объектов основных средств цветных и драгоценных металлов, определением их количества, веса;
  • Составление акта на списание основных средств (форма № ОС - 4а ) , акта на списание автотранспортных средств (форма № ОС – 4а) ( с приложением актов об авариях, о причинах, вызвавших аварию, если они имели место).

Результаты принятого комиссией решения оформляются актом на списание основных средств (форма № ОС – 4) или актом на списание автотранспортных средств (форма № ОС – 4а).

При выбытии  основных средств накопленная амортизация  по объекту списывается в уменьшение его первоначальной стоимости. При этом дебетуют счет 02 «Амортизация основных средств» и кредитуют счет 01 «Основные средства».

При выбытии  основных средств вследствие продажи  либо по причине ветхости, морального износа, безвозмездной передачи остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 «Основные средства» в дебет  счёта 91  «Прочие  доходы и расходы». Кроме того, по дебету счета 91 отражают все расходы, связанные с выбытием основных средств, а по кредиту – все поступления, связанные с выбытием основных средств (выручка от продажи объектов, стоимость материалов, лома, утиля, полученных  при ликвидации объектов, и др.)

Таким образом, на счете 91 «Прочие доходы и расходы» формируется финансовый результат  от выбытия основных средств. Ежемесячно этот финансовый результат списывается со счета 91 и на счет 99 «Прибыли и убытки».

При продаже  основных средств их продажную стоимость  отражают по дебету счета 62 «Расчеты с  покупателями и заказчиками» или 76 « Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредиту  счета 91 « Прочие доходы и расходы» . Одновременно остаточную стоимость основных средств списывают с кредита счета 01 «Основные средства» в дебет счета 91, а сумму амортизации по проданным основным средствам – в дебет счета 02 «Амортизации основных средств» и кредит счета 01. В дебет счета 91 списывают также НДС по основным средствам ( с кредита счета 68 « Расчеты по налогам и сборам») и расходы по продаже основных средств с кредита счета 23 « Вспомогательные производства» и др.

При безвозмездной  передаче основных средств их остаточную стоимость списывают с кредита счета 01 «Основные средства» в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», а сумму амортизации – с кредита счета 91 в дебет счета 02 «Амортизация основных средств». Расходы по демонтажу, упаковке, транспортировке и др. по безвозмездно передаваемым объектам отражают по дебету счета 91 с кредита соответствующих расчетных и других счетов. Финансовый результат от безвозмездной  передачи основных средств списывают со счета 91 на счет 99 « Прибыли и убытки».

Основные средства, переданные в счет вклада в уставный капитал (фонд) других организаций и в счет вклада общее имущество по договору простого товарищества, списывают по остаточной стоимости в дебет счета 58

«Финансовые вложения»  с кредита счета 01 «Основные средства». Одновременно на сумму амортизации по переданным основным средствам кредитуют счет 01 «Основные средства» и дебетуют счет 02 «Амортизация основных средств». Дополнительные расходы, связанные с передачей основных средств, списывают в дебет счета 91 с кредита соответствующих счетов.

Разница между  согласованной оценкой вклада (которая должна быть отражена по счету 58) и остаточной стоимостью основных средств отражается на сете 91 «Прочие доходы и расходы» в качестве операционного дохода или расхода. При этом если согласованная оценка превышает остаточную стоимость основных средств, то на сумму разницы дебетуют счет 58 и кредитуют счет 91. Если согласованная оценка ниже остаточной стоимости, то разницу отражают по дебету счета 91 и кредиту счета 58.

Для учета выбытия  основных средств к счету 01 «Основные  средства» может открываться  субсчет «Выбытия основных средств». В дебет этого субсчета переносят  стоимость выбывшего объекта, а  в кредит – сумму накопленной  амортизации. Остаточная стоимость  объекта списывается со счета 01 «Основные средства» на счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Учет  амортизации основных средств

   В процессе эксплуатации объектов основных средств под воздействием физических сил, технических и экономических факторов происходит их физический и моральный износ, т.е. они утрачивают свои первоначальные свойства и стоимость. Утрачиваемая стоимость основных средств переносится на стоимость вновь создаваемого организацией продукта, что отражается в бухгалтерском учете путем начисления амортизационных отчислений по основным средствам в течение срока их полезного использования.

   Расчет  амортизационных отчислений производится одним из следующих способов:

   – линейным;

   – уменьшаемого остатка;

   – списания стоимости по сумме чисел  лет срока полезного использования;

   – списания стоимости пропорционально  объему продукции (работ).

   Рассмотрим  содержание этих способов и проиллюстрируем  их применение на предприятие ОО «Силикат»

   Пример. ООО «Силикат» приобрело станок стоимостью 100 000 руб., сроком полезного использования 5 лет. Максимальная производственная мощность станка – 100 ед. продукции.

   При линейном способе годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования объекта.  
 
 

   
Год использования База для начисления амортизациируб. Норма

амортизации,%

Годовая сумма  
амортизации,

руб.

Остаточная

стоимость,

руб.

1-й год 100000 20 100 000x20% = 20 000 80000
2-й год 100000 20 100000x20% = 20 000 60000
3-й год 100000 20 100 000x20% = 20 000 40000
4-й год 100000 20 100 000x20% = 20 000 20000
5-й год 100000 20 100 000x20% = 20 000 0
 

 Таблица 1.1

   Норма амортизации объекта составит 20% в год (равномерно в течение 5 лет).

   Таким образом, при линейном способе амортизационные  отчисления производятся равномерно в течение всего срока полезного использования объекта основных средств. Применяется одна и та же норма амортизации и в качестве базы для начисления амортизации всегда используется первоначальная стоимость основных средств.

   При начислении амортизации способом уменьшаемого остатка годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало от четного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента ускорения, устанавливаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.

   Таким образом, в отличие от линейного  способа базой для начисления амортизации служит не первоначальная, а остаточная стоимость основного средства на начало отчетного года.

При способе  уменьшаемого остатка тех же исходных данных годовая норма амортизации  составляет 40% ( 20% * 2,0). 

Таблица 1.2

Год

использования

База для

Начисления

амортизации,руб.

Норма

амортизации,%

Годовая сумма  
амортизации, 

руб.

Остаточная

стоимость,

руб.

1 -и год 100000 20x2 100 000x40% = 40 000 60000
2-й год 60000 20x2 60 000 х 40% = 24 000 36000
3-й год 36000 20x2 36 000 х 40% = 14 400 21 600
4-й год 21 600 20x2 21 600 х 40% = 8 640 12960
5-й год 12960 20x2 12960 0
 

 

   При начислении амортизации способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и годового соотношения, где в числителе – число лет, остающихся до конца срока службы объекта, в знаменателе – сумма чисел лет срока службы объекта.

   Применительно к нашему примеру рассчитаем сумму  чисел лет срока полезного использования: (1 + 2 + 3 + 4 +5) = 15. Сколько лет остается до конца срока полезного использования в первый год эксплуатации?–5. Следовательно, для того чтобы рассчитать норму амортизации в первый год эксплуатации, мы должны взять коэффициент–5:15.А во второй год? Осталось 4 года срока полезного использования, следовательно, норма амортизации –4:15.

Информация о работе Бухгалтерский учёт и анализ основных средств