Бухгалтерский учёт и анализ производства и реализации продукции предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2011 в 20:12, дипломная работа

Описание

Основными задачами бухгалтерского учета готовой продукции являются:

- правильный и своевременный учет наличия и движения готовой продукции на складах, холодильниках и других местах хранения продукции;

- контроль за выполнением планов по объему, ассортименту, качеству выпущенной продукции и обязательств по ее поставкам;

- контроль за сохранностью готовой продукции и соблюдением установленных лимитов;

- контроль за выполнением плана по реализации продукции и своевременностью оплаты за реализованную продукцию;

- выявление рентабельности всей продукции и ее отдельных видов.

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМНАЯ.doc

— 419.00 Кб (Скачать документ)

     2.4. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации готовой продукции. 

     Анализ  начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста (табл. 2).

     Таблица 2.    

     Динамика  производства товарной продукции в  сопоставимых ценах

Год 
     
Объем производства,  тыс. руб. 

     аа 

       продукции, млн. руб.

     Темпы роста, %
базисные цепные
2005 19300 100,0 100,0
2006      2007
20000

21300

103,6

110,4

103,6

106,5

2008 23600 122,3 110,8
2009 24000 124,4 101,7

                                                                                                     

     Таблица 3.

     Динамика реализации товарной продукции в сопоставимых ценах

Год Объем реализации, тыс. руб. Темпы роста, %
базисные цепные
2005 20000 100,0 100,0
2006 19600

     94300

98,9 98,9
2007 20800 104,0 106,1
2008 22900 114,5 110,1
2009 23400 117,0 102,2
 

     Из  таблиц 2 и 3 видно, что за пять лет объем производства возрос на 24,4 %, а объем реализации - на 17,0 %. За последний 2009 год темпы роста производства несколько выше темпов реализации продукции, что свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и неоплаченной покупателями.

     Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной по формуле 2.1.

                                     (2.1)

      В приведенном  примере среднегодовой темп прироста выпуска продукции составляет 5,6 %, а реализации продукции - 2,3 %.

     Рис. 1 Динамика производства товарной продукции

     Анализ  реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства. 
 

     Таблица 4.

     Оценка  деловой активности ООО МФ «Ангелина».

Наименование  показателя На начало года На конец  года Отклонение, %
Выручка от продаж, тыс. руб. 5780 5419 -6,2
Чистая  прибыль, тыс. руб. 6080 6610 +8,7
Производительность  труда, тыс. руб. 636 679 +6,7
Фондоотдача, тыс. руб. 2,60 3,56 +36,9
Оборачиваемость дебиторской

задолженности, обороты

3,24 5,03 +55,2
Оборачиваемость запасов, обороты 3,48 4,68 + 34,5
Оборачиваемость кредиторской

задолженности, обороты

2,19 3,23 + 47,5
Продолжительность операционного цикла, дни 352 362 +2,8
Продолжительность финансового цикла, дни 45 55 +22,2
Коэф. погашен. деб. задолжности 0,47 0,39 +17
Оборач. соб. кап. 0,35 0,30 -14,3
Оборач. совокуп. кап. 0,57 0,48 -15,8
Коэф. устойчивости эк. роста 0,46 0,57 +23,9

     В течение анализируемого времени  произошел рост периода оборота  дебиторской и кредиторской задолженностей, что является негативной тенденцией, так как этот рост происходил на фоне сокращения объемов продаж. Причем количество дней оборота дебиторской задолженности примерно равно количеству дней оборота кредиторской задолженности. Таким образом, та сумма денежных средств, которой предприятие кредитовало покупателей, равна сумме средств, которой поставщики и подрядчики кредитуют предприятие. Такая схема позволяет предприятию не терять ликвидность.

     Отрицательной тенденцией является увеличение операционного  цикла до 362 дней. Продолжительность финансового цикла характеризует организацию финансирования производственного процесса. С экономической точки зрения финансовый цикл представляет собой часть операционного цикла, не профинансированную за счет непосредственных участников производственного процесса.

     В отчетном периоде продолжительность  финансового цикла увеличилась с 45 дней в начале года до 55 в конце. Увеличение финансового цикла стало возможным за счет преобладания авансов, полученных от покупателей в счет будущих поставок продукции, над авансами, уплаченными поставщикам за сырье и материалы.

     Таблица 5.

     Оценка  рентабельности ООО МФ «Ангелина»

Наименование  показателя На начало года На конец  года
Re продаж 26,4% 24,9%
Re основной деятельности 41,1% 27,1%
Re совокуп. кап. 3,4% 2,4%
Re соб. кап. 5,1% 3,8%
Период  окупаемости соб. кап. 0,11% 0,13%
 

     Рентабельность  основной деятельности в отчетном периоде в целом снижалась с 41,1% в начале года до 27,1% в конце. Это произошло из-за того, что темпы роста себестоимости в целом превышали темпы роста выручки предприятия, что говорит о снижении эффективности управления затратами компании.

     Рентабельность продаж снизилась если в начале года была 26,4% к концу года стала 24,8%. Следует учитывать, что это обусловлено финансовыми результатами от прочих видов деятельности предприятия, которые существенно влияли на величину чистой прибыли.

     В процессе анализа определим выполнение плана поставок за месяц и с нарастающим итогом в целом по ООО МФ «Ангелина», в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясним причины недовыполнения плана, и дадим оценку деятельности по выполнению договорных обязательств.

     Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается по формуле 2.2.: 

      ,                                   (2.2.)

     где  ОПпл - плановый объем отгрузки по договорным обязательствам;

            ОПн - недовыполнение плана.

     За март месяц недопоставлено продукции по договорам на сумму 50 т. руб., или на 3 %, а в целом за год – на 5 % (табл. 5).

                                                                                                         Таблица 5.

     Анализ  выполнения договорных обязательств за 2009 год.

Месяц План  поставки продукции, тыс.руб. Недопоставка     продукции, тыс.руб. Выполнение, %
за  месяц с начала года за месяц с начала года за месяц с начала года
Январь 2000 2000 -100 -100 96,0 96,0
Февраль 1800 3800 -50 -150 98,7 97,4
Март 1900 5700 -50 -200 90,0 94,8
Декабрь 2100 23100 -120 -900 100,0 96,3

     Недопоставка  продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности  предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д. 

     2.5. Анализ факторов и резервов  увеличения выпуска и реализации  готовой продукции 

     Изучив  динамику и выполнение плана по реализации продукции и выполнению договоров  поставки, необходимо установить факторы  изменения ее объема. Возможны два варианта методики анализа реализации продукции.

     Если  выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь  вид:

     ГПн + ВП = РП+ГПк.                                   (2.3.)

     Отсюда

     РП = ГПн  +ВП-ГПк.                                    (2.4.)

     Если  выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то баланс продукции  можно записать таким образом:

     Отсюда

     ГПн + ВП + ОТн = РП + ОТк + ГПк .                 (2.5.)

     РП = ГПН + ВП + ОТн – Отк – ГПк,                  (2.6.)

     где ГПн, ГПк —   соответственно остатки  готовой продукции на складах  на начало и конец периода;

            ВП — стоимость выпуска продукции в отчетном периоде;

            РП – объем реализации продукции за отчетный период;

            ОТН, ОТК — остатки отгруженной продукции на начало и конец периода.

     Расчет  влияния данных факторов на объем  реализации продукции производится сравнением фактических уровней  факторных показателей с плановыми  и вычислением абсолютных и относительных  приростов каждого из них.

     Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс товарной продукции (табл. 6).

       Таблица 6.

     Анализ  факторов изменения объема реализации продукции.

Показатель Сумма в  плановых ценах, т.руб.
план факт +, -
1. Остаток  готовой продукции на начало  года 340 300 -40
2. Выпуск  товарной продукции 23900 24000 +100
3. Остаток готовой продукции на  конец 

года

1140 900 -240
4. Отгрузка  продукции за год (п.1+п.2-п.З) 23100 23400 +300
5. Остаток  товаров, отгруженных покупателям:

5.1. на  начало года

5.2. на  конец года

 
 
2900

3500

 
 
3200

1900

 
 
+300

-1600

6. Реализация  продукции (п.4+п.5.1-п.5.2) 22500 24700 +2200

Информация о работе Бухгалтерский учёт и анализ производства и реализации продукции предприятия