Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2011 в 20:12, дипломная работа
Основными задачами бухгалтерского учета готовой продукции являются:
- правильный и своевременный учет наличия и движения готовой продукции на складах, холодильниках и других местах хранения продукции;
- контроль за выполнением планов по объему, ассортименту, качеству выпущенной продукции и обязательств по ее поставкам;
- контроль за сохранностью готовой продукции и соблюдением установленных лимитов;
- контроль за выполнением плана по реализации продукции и своевременностью оплаты за реализованную продукцию;
- выявление рентабельности всей продукции и ее отдельных видов.
2.4.
Анализ динамики и выполнения плана производства
и реализации готовой продукции.
Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста (табл. 2).
Таблица 2.
|
Таблица 3.
Динамика реализации товарной продукции в сопоставимых ценах
|
Из таблиц 2 и 3 видно, что за пять лет объем производства возрос на 24,4 %, а объем реализации - на 17,0 %. За последний 2009 год темпы роста производства несколько выше темпов реализации продукции, что свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и неоплаченной покупателями.
Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной по формуле 2.1.
(2.1)
В приведенном примере среднегодовой темп прироста выпуска продукции составляет 5,6 %, а реализации продукции - 2,3 %.
Рис. 1 Динамика производства товарной продукции
Анализ
реализации продукции тесно связан
с анализом выполнения договорных обязательств
по поставкам продукции. Недовыполнение
плана по договорам для предприятия оборачивается
уменьшением выручки, прибыли, выплатой
штрафных санкций. Кроме того, в условиях
конкуренции предприятие может потерять
рынки сбыта продукции, что повлечет за
собой спад производства.
Таблица 4.
Оценка деловой активности ООО МФ «Ангелина».
Наименование показателя | На начало года | На конец года | Отклонение, % |
Выручка от продаж, тыс. руб. | 5780 | 5419 | -6,2 |
Чистая прибыль, тыс. руб. | 6080 | 6610 | +8,7 |
Производительность труда, тыс. руб. | 636 | 679 | +6,7 |
Фондоотдача, тыс. руб. | 2,60 | 3,56 | +36,9 |
Оборачиваемость
дебиторской
задолженности, обороты |
3,24 | 5,03 | +55,2 |
Оборачиваемость запасов, обороты | 3,48 | 4,68 | + 34,5 |
Оборачиваемость
кредиторской
задолженности, обороты |
2,19 | 3,23 | + 47,5 |
Продолжительность операционного цикла, дни | 352 | 362 | +2,8 |
Продолжительность финансового цикла, дни | 45 | 55 | +22,2 |
Коэф. погашен. деб. задолжности | 0,47 | 0,39 | +17 |
Оборач. соб. кап. | 0,35 | 0,30 | -14,3 |
Оборач. совокуп. кап. | 0,57 | 0,48 | -15,8 |
Коэф. устойчивости эк. роста | 0,46 | 0,57 | +23,9 |
В течение анализируемого времени произошел рост периода оборота дебиторской и кредиторской задолженностей, что является негативной тенденцией, так как этот рост происходил на фоне сокращения объемов продаж. Причем количество дней оборота дебиторской задолженности примерно равно количеству дней оборота кредиторской задолженности. Таким образом, та сумма денежных средств, которой предприятие кредитовало покупателей, равна сумме средств, которой поставщики и подрядчики кредитуют предприятие. Такая схема позволяет предприятию не терять ликвидность.
Отрицательной тенденцией является увеличение операционного цикла до 362 дней. Продолжительность финансового цикла характеризует организацию финансирования производственного процесса. С экономической точки зрения финансовый цикл представляет собой часть операционного цикла, не профинансированную за счет непосредственных участников производственного процесса.
В отчетном периоде продолжительность финансового цикла увеличилась с 45 дней в начале года до 55 в конце. Увеличение финансового цикла стало возможным за счет преобладания авансов, полученных от покупателей в счет будущих поставок продукции, над авансами, уплаченными поставщикам за сырье и материалы.
Таблица 5.
Оценка рентабельности ООО МФ «Ангелина»
Наименование показателя | На начало года | На конец года |
Re продаж | 26,4% | 24,9% |
Re основной деятельности | 41,1% | 27,1% |
Re совокуп. кап. | 3,4% | 2,4% |
Re соб. кап. | 5,1% | 3,8% |
Период окупаемости соб. кап. | 0,11% | 0,13% |
Рентабельность основной деятельности в отчетном периоде в целом снижалась с 41,1% в начале года до 27,1% в конце. Это произошло из-за того, что темпы роста себестоимости в целом превышали темпы роста выручки предприятия, что говорит о снижении эффективности управления затратами компании.
Рентабельность продаж снизилась если в начале года была 26,4% к концу года стала 24,8%. Следует учитывать, что это обусловлено финансовыми результатами от прочих видов деятельности предприятия, которые существенно влияли на величину чистой прибыли.
В процессе анализа определим выполнение плана поставок за месяц и с нарастающим итогом в целом по ООО МФ «Ангелина», в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясним причины недовыполнения плана, и дадим оценку деятельности по выполнению договорных обязательств.
Процент
выполнения договорных обязательств рассчитывается
по формуле 2.2.:
,
где ОПпл - плановый объем отгрузки по договорным обязательствам;
ОПн - недовыполнение плана.
За март месяц недопоставлено продукции по договорам на сумму 50 т. руб., или на 3 %, а в целом за год – на 5 % (табл. 5).
Анализ выполнения договорных обязательств за 2009 год.
Месяц | План поставки продукции, тыс.руб. | Недопоставка продукции, тыс.руб. | Выполнение, % | |||
за месяц | с начала года | за месяц | с начала года | за месяц | с начала года | |
Январь | 2000 | 2000 | -100 | -100 | 96,0 | 96,0 |
Февраль | 1800 | 3800 | -50 | -150 | 98,7 | 97,4 |
Март | 1900 | 5700 | -50 | -200 | 90,0 | 94,8 |
Декабрь | 2100 | 23100 | -120 | -900 | 100,0 | 96,3 |
Недопоставка
продукции отрицательно влияет не только
на итоги деятельности предприятия,
но и на работу торговых организаций,
предприятий-смежников, транспортных
организаций и т.д.
2.5.
Анализ факторов и резервов
увеличения выпуска и
Изучив динамику и выполнение плана по реализации продукции и выполнению договоров поставки, необходимо установить факторы изменения ее объема. Возможны два варианта методики анализа реализации продукции.
Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид:
ГПн
+ ВП = РП+ГПк.
Отсюда
РП = ГПн +ВП-ГПк. (2.4.)
Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то баланс продукции можно записать таким образом:
Отсюда
ГПн + ВП + ОТн = РП + ОТк + ГПк . (2.5.)
РП = ГПН + ВП + ОТн – Отк – ГПк, (2.6.)
где ГПн, ГПк — соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода;
ВП — стоимость выпуска продукции в отчетном периоде;
РП – объем реализации продукции за отчетный период;
ОТН, ОТК — остатки отгруженной продукции на начало и конец периода.
Расчет
влияния данных факторов на объем
реализации продукции производится
сравнением фактических уровней
факторных показателей с
Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс товарной продукции (табл. 6).
Таблица 6.
Анализ факторов изменения объема реализации продукции.
Показатель | Сумма в плановых ценах, т.руб. | ||
план | факт | +, - | |
1. Остаток готовой продукции на начало года | 340 | 300 | -40 |
2. Выпуск товарной продукции | 23900 | 24000 | +100 |
3.
Остаток готовой продукции на
конец
года |
1140 | 900 | -240 |
4. Отгрузка продукции за год (п.1+п.2-п.З) | 23100 | 23400 | +300 |
5. Остаток
товаров, отгруженных 5.1. на начало года 5.2. на конец года |
2900 3500 |
3200 1900 |
+300 -1600 |
6. Реализация продукции (п.4+п.5.1-п.5.2) | 22500 | 24700 | +2200 |
Информация о работе Бухгалтерский учёт и анализ производства и реализации продукции предприятия