Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2011 в 21:06, доклад
Стратегия описывает, каким образом организация намеревается создавать устойчивую (долгосрочную) стоимость для своих акционеров1. В главе 1 мы на основании документов рассказали, как сегодня организации используют нематериальные активы в качестве мощного рычага ее создания.
Стратегия описывает, каким образом организация намеревается создавать устойчивую (долгосрочную) стоимость для своих акционеров1. В главе 1 мы на основании документов рассказали, как сегодня организации используют нематериальные активы в качестве мощного рычага ее создания. Процессы создания стоимости из нематериальных активов, с одной стороны, и из материальных и финансовых - с другой, серьезным образом отличаются друг от друга.
Стратегическая
карта сбалансированной системы
показателей (см. рис. 2.1) представляет
собой модель, демонстрирующую, как
стратегия объединяет нематериальные
активы и процессы создания стоимости.
Финансовая составляющая описывает
материальные результаты реализации стратегии
при помощи традиционных финансовых
понятий. Такие показатели, как ROI, стоимость
для акционеров, прибыльность, рост
доходов и удельные издержки, являются
отсроченными индикаторами, свидетельствующими
об успехе или провале стратегии
компании. Клиентская составляющая определяет
предложение потребительной ценности
для целевых клиентов. Потребительское
предложение в данном случае - условие,
при котором нематериальные активы
создают стоимость. Если клиенты
ценят неизменно высокое
Финансовая
и клиентская составляющие описывают
желаемые результаты стратегии. Обе
имеют множество отсроченных
индикаторов. Как организация достигает
запланированных результатов? Составляющая
внутренних процессов, или внутренняя
составляющая, определяет несколько
важнейших процессов, которые имеют
решающее значение в реализации стратегии.
Например, одна организация может
увеличить инвестиции в разработку
и продвижение на рынок новых
продуктов и технологию их производства
таким образом, что в результате
клиенты получат
Составляющая обучения и развития отражает те нематериальные активы, которые являются наиболее важными для стратегии. Цели этой составляющей устанавливают виды деятельности (человеческий капитал), системы (информационный капитал) и моральный климат (организационный капитал), необходимые для поддержки процессов создания стоимости. Все они должны быть взаимосвязаны и соответствовать основным внутренним процессам.
Цели четырех
составляющих связаны друг с другом
причинно следственными отношениями.
Все начинается с гипотезы о том,
что финансовые результаты могут
быть получены только в том случае,
если удовлетворена целевая группа
клиентов. Предложение потребительной
ценности клиентам описывает, как увеличить
продажи и завоевать лояльность
целевых клиентов. Внутренние процессы
же создают и предоставляют
Эта архитектура причины и следствия, связывающая четыре составляющие ССП, является структурой, вокруг которой строится стратегическая карта. Данный процесс заставляет организацию четко определить, какова логика создания стоимости и для кого она создается. В данной главе мы расскажем о принципах построения стратегической карты.
Рисунок 2.1. Модель сбалансированной системы показателей
СТРАТЕГИЯ КАК СТУПЕНЬ В КОНТИНУУМЕ
Стратегия не является изолированным процессом менеджмента; это всего лишь ступень логической последовательности шагов, которая определяет путь организации от вершины - миссии - до конкретных стратегических задач, поставленных исполнителям. На рисунке 2.2 представлена схема, которая, по нашему мнению, очень полезна в практической деятельности.
Вершина - миссия
организации - это некая отправная
точка, которая определяет цель существования
компании или место бизнес подразделения
в общей корпоративной
Большинство организаций уже сформулировали свою миссию и соответствующее видение. Конечно, все они различаются в зависимости от рода деятельности и целей, но есть некоторые общие положения, которые характеризуют эти понятия:
Миссия. Краткий четко сформулированный внутренний документ, объясняющий цель создания организации, ее задачи и основные ценности, в соответствии с которыми определяется направление деятельности компании и каждого ее сотрудника. Миссия также должна определять способы создания и предоставления клиентам предложения потребительной ценности. Миссия имеет внутреннюю ориентацию. Ниже мы приводим миссии двух совершенно разных организаций.
Миссия компании Ben & Jerry
Ben & Jerry формулирует свою цель как разработку и реализацию новой корпоративной концепции процветания. Наша миссия состоит из трех взаимозависимых частей.
Продукт. Компания производит, распределяет и продает широкий ассортимент натурального высококачественного мороженого, используя молочное сырье из Вермонта.
Экономика. Компания действует на основе устойчивой финансовой базы роста прибыльности, повышения стоимости для акционеров, создания возможностей карьерного роста и финансового вознаграждения для сотрудников.
Сообщество. Компания признает центральную роль бизнеса, которую он играет в структуре общества, инициируя новые способы повышения качества жизни сообщества - в местном, национальном и международном масштабах.
Миссия города Шарлотт
Миссия города Шарлотт состоит в том, чтобы обеспечить предоставление качественных общественных услуг, которые повысят безопасность, улучшат здоровье и качество жизни жителей. Город определяет потребности сообщества и пытается удовлетворить их:
Видение. Краткий четко сформулированный внутренний документ, который определяет средне и долгосрочные (от трех до десяти лет) цели организации. Видение имеет внешнюю ориентацию и должно быть сфокусировано на рынок. Оно образно и "доходчиво" отвечает на вопрос: какой хочет видеть себя организация глазами окружающего мира.
Видение города Шарлотт
Город Шарлотт станет образцом совершенства, который в центре своих интересов видит жителей города. Высококвалифицированные и заинтересованные специалисты предоставляют всевозможные услуги и ценности. Мы станем основанием жизненно важной экономической деятельности, которая обеспечит городу конкурентное преимущество на рынке. Мы станем сотрудничать с гражданами и бизнесом, чтобы Шарлотт превратился в образцовый город для жизни, работы и отдыха.
Видение компании, предоставляющей финансовые услуги
Мы станем уважаемым лидером в области финансового обслуживания, ориентированным на безупречные отношения с клиентами, удовлетворение их потребностей и обеспечивающим такие финансовые результаты, которые поставят нас в первую четверку компаний отрасли.
Миссия и
видение устанавливают общие
цели и направления деятельности
организации. Это помогает акционерам,
клиентам и сотрудникам понять, что
представляет собой их компания и
чего она намеревается достичь. Однако
эти заявления недостаточно четки
и определенны, для того чтобы
ими руководствоваться в
Стратегия. Литература на эту тема очень разнообразна. Теоретики и практики не только предлагают каждый свою модель разработки стратегии, но до сих пор не пришли к единому мнению относительно ее определения 2. Поскольку стратегические карты и сбалансированная система показателей являются универсальными для любой трактовки стратегии, мы основываемся на подходе, предложенном Майклом Портером, основателем и выдающимся ученым - первооткрывателем в области стратегии. Портер утверждает, что стратегия - это выбор таких видов деятельности, в которых организация достигнет совершенства, создав устойчивое конкурентное преимущество на рынке. Это может быть предоставление клиентам потребительского предложения, более ценного, чем конкурентное, или сопоставимого по ценности, но с более низкой стоимостью. Он говорит: "Дифференциация возникает вследствие как выбора вида деятельности, так и полученных результатов" 3. Мы приведем конкретные примеры таких стратегий, когда будем обсуждать потребительские предложения как выбор компании для предоставления клиентам.
Итак, имея краткое описание направлений самого высокого уровня - миссии, видения и стратегии, - мы можем приступать к разработке стратегической карты, которая сделает понятными и близкими каждому сотруднику организации стратегические цели и задачи, а также пути их достижения и решения. Начнем с финансовой составляющей стратегической карты, а затем последовательно рассмотрим клиентскую, внутреннюю и составляющую обучения и развития.