Деловая Репутация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 19:42, курсовая работа

Описание

Интеграционные процессы в экономике обусловили необходимость появления в бухгалтерском учете такого объекта учета как гудвилл (термин, принятый в международной практике) или деловая репутация (термин, принятый в РФ). Несовершенство законодательной базы, недостаточная разработанность методологии бухгалтерского учета гудвилла организаций - эти и другие проблемы в современных условиях становятся весьма актуальными для исследования в сфере бухгалтерского учета организаций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава 1. Теоретические и методические основы оценки деловой репутации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 Понятие, сущность и особенности деловой репутации . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Оценка деловой репутации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
Глава 2. Бухгалтерский учет деловой репутации организации – как одна из форм проявления нематериальных активов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
2.1 Порядок учёта деловой репутации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
2.2 Амортизация деловой репутации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
Глава 3. Учет деловой репутации фирмы (мировой опыт). Совершенствование российского учета. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
3.1.Сравнительная характеристика мирового опыта и российской практики в учете деловой активности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
3.2. Совершенствование российской практики учета деловой репутации. . . 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya.doc

— 221.50 Кб (Скачать документ)

Учет гудвилла в аспекте  МСФО (IFRS) №3.8

Гудвилл особая категория  нематериального актива, учет которого достаточно сложен и противоречив, поэтому и выделен в отдельный  МСФО.

Основные проблемы, с  которыми сталкивается бухгалтер покупателя бизнеса следующие:

- как определить стоимость приобретения;

- как распределить  фактически понесенные затраты  между идентифицируемыми активами  и обязательствами объекта сделки;

- как достаточно обоснованно определить статьи, на которые следует распределить эти затраты и в какой величине.

МСФО (IFRS) №3  предполагает, что покупатель оценивает гудвилл по сумме, признанной на дату приобретения, за вычетом накопленных убытков от обесценения. Гудвилл относится к неидентифицируемым НМА с неограниченным сроком использования, не амортизируется и подлежит ежегодному тестированию на обесценение согласно МСБУ (IAS) №36.

Обесценение гудвилла не является расходом в денежной форме, однако оно оказывает прямое влияние  на прибыль, т.к. списание гудвилла производится за счет чистой прибыли. 9

Российский бухгалтерский  учет предусматривает систематическую  амортизацию приобретенного гудвилла путем равномерного уменьшения его  первоначальной стоимости в течение 20 лет, но не более срока деятельности организации. Данный срок показывает предельное время, за которое должны быть реализованы на практике все преимущества приобретенной компании, отчужденные от прежних владельцев и возмещенные им в виде гудвилла. Амортизация гудвилла, регламентируемая российскими правилами бухгалтерского учета, противоречит современным международным стандартам, рассматривающим гудвилл в виде неамортизируемого актива. В российской практике положительная деловая репутация учитывается в качестве самостоятельного инвентарного объекта нематериального актива (п. п. 4 и 43 ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов", утвержденного Приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н, далее - ПБУ 14/2007) на отдельном субсчете сч. 04 "Нематериальные активы". Амортизационные отчисления определяются исходя из фактической (первоначальной) стоимости этого нематериального актива. Сумма начисленной амортизации ежемесячно включается в состав расходов по обычным видам деятельности начиная с первого месяца, следующего за месяцем принятия нематериального актива к учету.

В целях налогового учета  со вступлением в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и  некоторые другие законодательные  акты Российской Федерации" компания-покупатель при приобретении другой компании как имущественного комплекса может списать полученную надбавку (гудвилл) в течение пяти лет.

На практике в процессе осуществления сделки купли-продажи  предприятия может возникнуть такая  ситуация, когда разница между  ценой сделки и суммарной стоимостью чистых активов будет отрицательна, т.е. зафиксирована отрицательная деловая репутация. Теоретически появление отрицательного гудвилла может рассматриваться как аномальное явление. Действительно, если стоимость отдельных чистых активов превышает стоимость всего бизнеса, то рациональней осуществить продажу предприятия по отдельности. Продавец получит в этом случае выигрыш в размере отрицательной репутации. Если же рациональный продавец согласен осуществить сделку купли-продажи всей фирмы по цене ниже оцениваемой стоимости чистых активов, то, следовательно, оценка чистых активов была произведена необъективно и завышает их реальную стоимость. Другими словами, причина появления отрицательного гудвилла лежит в завышении стоимости чистых активов продаваемого предприятия. В то же время в реальной жизни может иметь место ситуация, когда полученный в результате сделки купли-продажи предприятия отрицательный гудвилл будет превосходить суммарную стоимость чистых активов. Тогда после списания всей их стоимости величина отрицательного гудвилла все равно останется положительной. Продавец может согласиться на эту сделку, если ожидает в будущем убытки или даже прибыли, по уровню меньше относительного среднеотраслевого значения.10

Современные международные стандарты представляют отрицательную деловую репутацию в виде следующей формулировки: "превышение доли покупателя в справедливой стоимости идентифицируемых активов, обязательств и условных обязательств над стоимостью приобретения". 
Если ранее отрицательный гудвилл отражался в отчете о прибылях и убытках, но только в той мере, в какой признавались ожидавшиеся будущие убытки и затраты, включенные в план покупателя по реструктуризации приобретенного бизнеса, то в настоящее время отрицательный гудвилл представляет собой прибыль, возникающую в результате удачной покупки. А поскольку это прибыль, то она должна быть отражена в отчете о прибылях и убытках в день приобретения. Но при этом не нужно забывать, что перед тем, как отразить эту прибыль, покупатель должен оценить, является ли отражение операции по покупке бизнеса верным, т.е. нужно удостовериться, что все обязательства были выявлены, верно оценены и признаны в отчетности, все активы идентифицированы и правильно измерены, а стоимость приобретения определена верно.

В отечественном учете  вся сумма отрицательной деловой  репутации с введением ПБУ 14/2007 единовременно в полной сумме  относится на финансовые результаты организации в качестве прочих доходов, что является значительным шагом  на пути адаптации российских правил бухгалтерской отчетности к международным стандартам, ведь ранее отрицательная деловая репутация относилась на сч. 98 "Доходы будущих периодов" и списывалась равномерно в течение 20 лет.

Модификация российских стандартов бухгалтерского учета по оценке деловой репутации свидетельствует о курсе на адаптацию к международным стандартам, что подтверждают значительные изменения, введенные в ПБУ 14/2007, в части отражения и учета отрицательной деловой репутации, переоценки и тестирования объектов нематериальных активов на обесценение. Однако многие вопросы в настоящее время все же остаются спорными: различие в отнесении гудвилла к объектам нематериальных активов, разные сроки его эксплуатации, а также проблемы амортизации. В современной практике гудвилл остается категорией, которой российские компании только учатся управлять.

Очевидно, что развитие данного направления в деятельности отечественных компаний будет зависеть от использования зарубежного и  передового отечественного опыта.

 

3.2. Совершенствование российской практики учета деловой репутации

 

Единого способа отражения  гудвилла в консолидированной отчетности организаций  нет. Поэтому  исследования  в  области формирования, поддержания бухгалтерского  учета  гудвилла  перспективны и актуальны.

Существует  многообразие  способов  бухгалтерского  учета  гудвилла (рис.3), которые являются субъективными, и всем им присущи достоинства и недостатки. Поэтому мы предлагаем способ бухгалтерского учета гудвилла как неосязаемого  актива  организаций,  включающий  учет  внутренне  созданного приобретенного гудвилла.

Данный  способ  обоснован,  с  одной  стороны,  отсутствием  оптимальной для всех организаций схемы осуществления амортизационных отчислений и,  во-вторых,  искусственным  характером  амортизации  при  неуменьшающейся оценке  гудвилла  в  условиях  развития  бизнеса  и соответственно  реализации принципа непрерывно действующей организации.

Кроме того, если расходы  по поддержанию бизнеса уже отнесены на счета  издержек,  то  амортизация  гудвилла  приведёт  к  повторному  счёту.  Это  еще один  довод  в  подтверждение  того,  что  в  бухгалтерском  учете  гудвилла  имеет полное  право  на  существование  две  составляющие  одного  целого:  внутренне созданный (по  рыночной  стоимости)  и  приобретенный  гудвилл (по  цене  возможного приобретения, указанной в договоре купле - продажи), их разделение не представляется целесообразным.11

Данный  способ  предполагает  введение  нового  синтетического  счета 06 «Гудвилл организации».  Главным преимуществом этого способа является обособление  гудвилла от иных объектов бухгалтерского учета, в частности его отмежевание от нематериальных активов; недостатком является  усложнение бухгалтерского учета в тех организациях, где гудвилл не играет существенной роли (менее 5% в составе активов). Учетное отражение гудвилла  на  счетах  должно осуществляться следующим образом.

Таблица 2 - Предлагаемая корреспонденция счетов учета деловой репутации компании (гудвилла)

Содержание операции 

Первичный документ

Дт 

Кт

1.Отражена  задолженность  перед  продавцом организации  в  размере договорной  цены (без НДС)

Договор  купли-

продажи. Свидетельство  о  регистрации 

права собственности 

08.9 «Приобретение 

организации» 

76 «Расчеты  с

разными  дебиторами  и  кредиторами»

2. Отражена сумма НДС,

указанная  продавцом  в 

сводной счет - фактуре 

Счет-фактура 

19 «Налог  на  добавленную   стоимость 

по  приобретенным 

ценностям» 

76 «Расчеты  с

разными  дебиторами  и  кредиторами»

3. Перечислена продавцу 

стоимость организации

 

Выписка банка

76 «Расчеты  с  разными   дебиторами  и 

кредиторами»;

51 «Расчетный

счета» 

 

4.  Приняты  к  учету   отдельные  виды  имущества,  входящего  в  состав 

организации (на дату государственной  регистрации прав собственности)

Акт  о  приеме-

передаче  организации. Инвентаризационная опись активов.

Приходный ордер.

01 «Основные  средства» , 10 «Материалы» 

08.9 «Приобретение  организации»

5.  Принята  к  вычету 

сумма НДС 

Счет-фактура 

68 «Расчеты  по  на-

логам  и  сборам» 

«НДС»

19 «Налог  на 

добавленную

стоимость  по

приобретенным

ценностям»

6.  Принят  к  бухгалтерскому  учету  приобретенный гудвилл 

 

 

Бухгалтерская

справка  по  расчету 

стоимости гудвилла

06 «Гудвилл  организации»

08.9 «Приобретение  организации»

7. Обесценение гудвилла   

 

91.2 «Прочие доходы и расходы»

06 «Гудвилл  организации»


 

 

Анализируя МСФО 36 «Объединение  бизнеса» предлагается  алгоритм  переоценки  гудвилла  в  соответствии  с  требованиями этого стандарта, позволяющий  достоверно  оценить  последующую стоимость данного неосязаемого актива. Результатами переоценки гудвилла могут быть дооценка или уценка отражаемых в порядке, установленном для переоценки внеоборотных активов (табл. 3). 

 

Таблица 3 - Рекомендуемая корреспонденция счетов бухгалтерского 

учета переоценки гудвилла

 

п/п 

Содержание операции 

Дт 

Кт

Отражение в учете  дооценки гудвилла

1. 

Переоценка  гудвилла  проводится  впервые: отражена сумма дооценки гудвилла.

Дт 06 «Гудвилл организации»

Кт 83 «Добавочный капитал»

2. 

В прошлом гудвилл был уценен: отражена  сумма  дооценки  гудвилла,  равная

сумме уценки и отнесенная на счет учета  нераспределенной  прибыли (непокрытого убытка).

 

Дт 06 «Гудвилл организации»

Кт 84 «Нерас-

пределенная

прибыль (непокрытый убыток)

 

В прошлом гудвилл был уценен: отражена сумма дооценки над уценкой.

Дт 06 «Гудвилл организации»

Кт 83 «Добавочный капитал»

3. 

В прошлом  гудвилл подлежал  дооценке:

отражена сумма дооценки гудвилла.

Дт 06 «Гудвилл организации»

Кт 83 «Добавочный капитал»

4. 

При  выбытии  гудвилла  сумма  его  до-

оценки  переносится  с  добавочного  ка-

питала  на  счет  учета  нераспределенной

прибыли (непокрытого убытка).

Дт 84 «Нераспреде-ленная прибыль (непокрытый убыток)

Кт 83 «Добавочный капитал»

Отражение в учете  уценки гудвила

5. 

Переоценка проводится впервые: 

   
 

отражена сумма уценки гудвилла.

Дт 84 «Нераспреде-ленная прибыль  (непокрытый убыток)

Кт 06 «Гудвилл 

организации»

6.

Если переоценка проводилась ранее, и в

прошлом  гудвилл  подлежал  дооценке:

отражена  сумма  уценки  в  пределах

суммы дооценки, проведенной в предыдущие годы.

Дт 83 «Добавочный 

капитал» 

Кт 06 «Гудвилл

организации»

7. 

В прошлом  гудвилл подлежал  дооценке:

отражено  превышение  суммы  уценки

гудвилла  над  суммой  его  дооценки,  зачисленной  в  добавочный  капитал  организации  в  результате  переоценки,  про-

веденной в предыдущие отчетные годы.

Дт 84 «Нераспреде-

ленная прибыль (непокрытый убыток)

Кт 06 «Гудвилл

организации»

8. 

Если в прошлом гудвилл подлежал уценки: отражена сумма уценки гудвилла.

Дт 84 «Нераспреде-

ленная прибыль (непокрытый убыток)

Кт 06 «Гудвилл

организации»

Информация о работе Деловая Репутация