Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:03, курсовая работа
Денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). В условиях падения производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента. Напротив, экономический подъем часто сопровождается «биржевой горячкой», спекуляцией, ростом цен, нарастанием диспропорций в экономике. В таких условиях центральные банки стремятся предотвратить «перегрев» конъюнктуры с помощью ограничения кредита, повышения процента, сдерживания эмиссии платежных средств и т.д.
ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
Роль денежно-кредитной политики государства
Задачи и цели денежно-кредитной политики
Денежно-кредитная политика в зарубежных странах
5
5
9
10
АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РК
Этапы развития денежно-кредитной политики государства
Анализ денежно-кредитная политика Национального банка РК
Денежно – кредитная политика в системе регулирования банковской деятельностью в Республике Казахстан
19
19
22
28
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ В РК
Современная тенденция развития кредитной системы в мире
Пути совершенствования денежно-кредитной политики Национального банка
Казначейские векселя - это краткосрочные (обычно сроком 3 или 6 месяцев) ценные бумаги IOU - I owe you, выпускаемые Банком Англии регулярно каждую неделю. Их главной целью является не финансирование расходов правительства, а изъятие наличности из системы для того, чтобы способствовать проведению монетарной политики. Количество выпускаемых векселей зависит от потоков средств в будущем. Векселя продаются по цене ниже их погашаемой стоимости, а дисконт отразит процентную ставку. (Например, если процентная ставка составляет 7% и вексель сроком на 3 месяца номинальной стоимостью 1000000 ф. ст. будет продаваться по цене 983000 ф. ст.: 17000 ф. ст. прибыли за 3 месяца будут эквивалентны годовой процентной ставке 7% ). Векселя могут покупаться и продаваться на рынке некоторое число раз.
Высоконадежные ценные бумаги правительства - это долгосрочные ценные бумаги ( их жизнь может длиться от 5 до 40 лет), выпускаемые для финансирования дефицита, возникаемого в результате превышения правительственных расходов над его доходами. Процент по ним представляет собой купонный процент, выплачиваемый каждые 6 месяцев. Например, ценная бумага “ 8% Teasury Stock 2015” предполагает выплату 8% в год от номинальной стоимости держателю данной ценной бумаги, а в 2015 году она будет погашена. Облигации обращаются на рынке “первоклассных” ценных бумаг, а их цена изменяется в зависимости от изменения процентных ставок, экономических условий и от цены, которую инвесторы готовы заплатить за долгосрочные ценные бумаги.
Главная
цель - продать достаточное количество
таких ценных бумаг каждый год, чтобы
удовлетворить потребность
Облигации
в малых количествах
Департамент Регистрации Банка Англии ведет реестр держателей “первоклассных” ценных бумаг. Это главный метод обработки данных, учитывается около миллиона счетов ценных бумаг, каждый год учитывается около полумиллиона переводов. В дополнении к этому в Банке Англии существует Central Gilts Office, через который проходят автоматизированные платежи участников “первоклассных” облигаций. Это очень важный инструмент рынка “ первоклассных” ценных бумаг в настоящее время.
Валютные займы принимают разнообразные формы, а их величина зависит от того, хочет ли правительство создать валютные резервы. Валютные займы включают облигации, выраженные в других валютах и среднесрочные кредиты, взятые в Международном Валютном Фонде (в 1960-х и в 1970-х годах). Значительная часть займов выражена в ECU в виде казначейских векселей сроком 1 месяц и казначейских билетов со сроком 3 года.
Надзор
за кредитно-финансовыми
Банк Англии реализует функции надзора путем:
1. регулирования выхода организации на рынок банковских услуг. Создание банка регулируется банковским законодательством. Например, минимальный размер первоначального капитала должен составлять не менее 5 миллионов фунтов стерлингов для банков и не менее 1 миллиона фунтов стерлингов для других кредитных институтов;
установления для банков экономических нормативов и норм деятельности и осуществления документарного надзора за их соблюдением;
проведения инспекционных проверок на местах (в Англии эта обязанность возлагается на внешних аудиторов;
выдвижения требований к кредитным учреждениям по устранению выявленных недостатков и контроля за их выполнением банками в строго определенные сроки;
вмешательства
в случае необходимости в деятельность
кредитных организаций.
2. АНАЛИЗ
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НАЦИОНАЛЬНОГО
БАНКА РК
2.1 Этапы развития
денежно-кредитной политики государства
Рассматривая этапы развития денежно-кредитной политики за 2006 - 2008 годы в области денежно-кредитной политики основной целью Национального Банка Республики Казахстан будет обеспечение стабильности цен.
Для достижения данной цели Национальный Банк Республики Казахстан будет усиливать меры воздействия по операциям денежно-кредитной политики и способствовать дальнейшему повышению регулирующей роли своих основных ставок.
Предполагается, что основные факторы, способствующие повышению инфляции в 2004 году, такие как значительный экономический рост и большой объем притока иностранной валюты в Казахстан, сохранят свое воздействие и в 2005 году. Кроме того, высокий рост цен предприятий-производителей в 2004 году на 23,8 % может стать определяющим фактором роста потребительских цен в 2005 году.
Для минимизации влияния этих факторов на инфляцию Национальным Банком Республики Казахстан будут приниматься меры по ужесточению денежно-кредитной политики.
Ужесточение денежно-кредитной политики предполагает изменение направления влияния официальных ставок Национального Банка Республики Казахстан на рыночные ставки по кредитам. Если в предыдущие годы меры Национального Банка Республики Казахстан были направлены на решение задачи по активизации деятельности банков по кредитованию экономики, в том числе и по снижению ставок, то в условиях необходимости недопущения «перегрева экономики» вопрос снижения ставок уже не ставится как самоцель.
Уровень ставок в экономике должен формироваться на рыночной основе адекватно тем рискам и факторам, которые складываются исходя из реальной ситуации. При этом должна быть пересмотрена практика установления предельных ставок вознаграждения по вновь привлекаемым вкладам (депозитам) физических лиц, возврат которых гарантируется Фондом гарантирования (страхования) вкладов физических лиц.
Для усиления регулирующих свойств официальной ставки рефинансирования, Национальным Банком Республики Казахстан в текущем году введена практика ежеквартального пересмотра и установления официальной ставки рефинансирования. Национальный Банк, периодически пересматривая официальную ставку рефинансирования, дает финансовому рынку актуализированные ориентации по ожидаемым тенденциям в финансовой сфере. С 1 февраля 2005 года официальная ставка рефинансирования была повышена с 7 % до 7,5 %, а с 1 мая этого года установлена на уровне 7,5 %.
Ожидается, что в целом за 2006 - 2008 годы денежная база и денежная масса увеличатся почти в два раза. Однако вследствие наблюдаемой в последние годы тенденции ослабления влияния монетарных факторов в формировании инфляции и инфляционных ожиданий такое значительное расширение денежной базы не будет оказывать инфляционного давления. Тем не менее, в долгосрочном периоде в целях недопущения накапливания инфляционного потенциала за счет монетарных факторов, Национальный Банк Республики Казахстан будет принимать меры по снижению темпов расширения денежной базы путем стерилизации избыточной ликвидности банковской системы.
Для снижения остроты проблемы избыточной ликвидности и более гибкого регулирования ликвидности банков будут внесены соответствующие изменения в механизм формирования минимальных резервных требований. В этих целях Национальным Банком Республики Казахстан будут рассмотрены различные варианты определения структуры обязательств банков, по которым они должны соблюдать норматив минимальных резервных требований, а также порядок их выполнения и будет выбран наиболее оптимальный вариант для проведения эффективной денежно-кредитной политики.
Кроме того, Национальный Банк Республики Казахстан будет фокусировать свои усилия на согласовании ставок по различным видам инструментов денежно-кредитной политики и повышению регулирующей роли краткосрочных ставок. С целью повышения точности прогнозов по инфляции Национальный Банк Республики Казахстан продолжит работы по разработке модели трансмиссионного механизма. Будут расширяться операции открытого рынка, приняты меры по увеличению собственного портфеля ценных бумаг и развитию новых финансовых инструментов.
В области валютной политики Национальный Банк Республики Казахстан намерен сохранить режим плавающего обменного курса без определения какого-либо долговременного установленного коридора.
В
области валютного
В настоящее время в соответствии с концепцией нового законопроекта Национальный Банк Республики Казахстан начинает подготовку проектов подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих порядок проведения валютных операций, вопросы лицензирования, регистрации валютных операций, уведомления о валютных операциях и процедур экспортно-импортного валютного контроля.
С 1 января 2007 года режим лицензирования валютных операций будет заменен иными режимами валютного регулирования (регистрация, уведомление).
Таким образом, Национальным Банком Республики Казахстан будет осуществлено:
лицензирование деятельности, связанной с использованием валютных ценностей;
установление требования репатриации валютной выручки в зависимости от сроков, определенных во внешнеторговых контрактах, что значительно упростит порядок осуществления валютных операций и сократит издержки участников внешнеэкономической деятельности на выполнение требований валютного законодательства.
Ожидается
сокращение административного
Одним из обязательных условий полной либерализации валютного режима является наличие системы, ограничивающей и отслеживающей операции, которые имеют признаки их не легитимности. В настоящий момент на рассмотрении в Правительстве Республики Казахстан находится законопроект, включающий комплекс мер по построению системы противодействия легализации (отмыванию) денег, полученных незаконным путем. Он предусматривает построение эффективной системы по борьбе с отмыванием денег с участием и с учетом интересов всех заинтересованных сторон, в том числе и банков, поскольку их информационные потоки являются фундаментом создаваемой системы.
В
области обеспечения
Особое
внимание в рамках создания Национальной
межбанковской системы
Вместе с тем, будет продолжена работа по созданию единой национальной сети по обслуживанию платежных карточек и расширению сети приема платежных карточек в торговых (обслуживающих) организациях.