Денежно-кредитная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:03, курсовая работа

Описание

Денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). В условиях падения производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента. Напротив, экономический подъем часто сопровождается «биржевой горячкой», спекуляцией, ростом цен, нарастанием диспропорций в экономике. В таких условиях центральные банки стремятся предотвратить «перегрев» конъюнктуры с помощью ограничения кредита, повышения процента, сдерживания эмиссии платежных средств и т.д.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
Роль денежно-кредитной политики государства
Задачи и цели денежно-кредитной политики
Денежно-кредитная политика в зарубежных странах
5
5
9
10
АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РК
Этапы развития денежно-кредитной политики государства
Анализ денежно-кредитная политика Национального банка РК
Денежно – кредитная политика в системе регулирования банковской деятельностью в Республике Казахстан

19
19
22
28
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ В РК
Современная тенденция развития кредитной системы в мире
Пути совершенствования денежно-кредитной политики Национального банка

Работа состоит из  1 файл

Денежно-кредитная политика Готовое совсем другое 3.doc

— 293.00 Кб (Скачать документ)

       В области содействия обеспечению  стабильности финансовой системы Национальный Банк Республики Казахстан будет  тесно координировать свою деятельность с Агентством Республики Казахстан  по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (далее - Агентство).

       Одним из основных направлений работ финансового  сектора будет совершенствование  надзора за сделками банков с аффилированными  лицами.

       Для обеспечения прозрачности и публичности структуры собственников (собственности) акционерных обществ, сведений об их аффилированных лицах и, в первую очередь банков, предусматривается внесение изменений и дополнений в ряд законодательных актов.

       Началом этой работы будет принятие в 2005 году Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам рынка ценных бумаг и акционерных обществ».

       Также будет разработан Закон Республики Казахстан «О внесении изменений  и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам лицензирования и консолидированного надзора».

       Денежно-кредитная  политика будет способствовать сохранению стабильности финансового рынка. Дальнейшее развитие финансового рынка в  соответствии с Концепцией развития финансового сектора Республики Казахстан на предстоящие три года будет проводиться в направлении приближения всех его сегментов к международным стандартам. Будет продолжено формирование устойчивой и эффективно функционирующей финансовой системы, удовлетворяющей потребностям реального сектора экономики.

       Национальный  Банк Республики Казахстан намерен  активно участвовать в работе межгосударственных и межведомственных групп по формированию Единого экономического пространства (ЕЭП), Шанхайской Организации  Сотрудничества и Центрально-Азиатского Сотрудничества [2, c.89]. 

    2.2 Анализ денежно-кредитная политика Национального банка РК  

       Денежно-кредитная  политика традиционно рассматривается  как важнейшее направление экономической  политики государства и представляет собой совокупность разработанных центральным банком совместно с правительством мероприятий в области организации денежных и кредитных отношений в стране. С помощью этих мероприятий обеспечивается воздействие денежно-кредитной сферы на воспроизводственный процесс в целях регулирования экономического роста, повышения эффективности производства, обеспечения занятости населения, стабильности внешнеэкономических связей, т.е. для решения важнейших стратегических задач, стоящих перед экономикой каждой страны.

       В общем виде в основе денежно-кредитной политики лежит теория денег, изучающая, в частности, процесс воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом. В современных условиях государства с рыночными моделями экономики используют одну из двух концепций денежно-кредитной политики:

    1. политика кредитной экспансии, или «дешевых» денег;
    2. политика кредитной рестрикции, или «дорогих» денег.

       Кредитная экспансия центрального банка увеличивает  ресурсы коммерческих банков, которые  в результате выдаваемых кредитов повышают общую массу денег в обращении. Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым по насыщению экономики деньгами.

       Сегодня Нацбанк Республики Казахстан достаточно четко определяет цель денежно-кредитной политики – таргетирование инфляции – и конкретные меры, направленные на поддержание стабильности внутренних цен и валютного курса тенге. Кроме того, определяются количественные ориентиры макроэкономических пропорций.

       В ближайшем десятилетии в Казахстане должны быть обеспечены высокие темпы экономического роста, которые позволят значительно повысить уровень жизни населения. Низкая инфляция является основой для обеспечения устойчивости нашей национальной валюты, формирования позитивных ожиданий экономических агентов, снижения рисков и, соответственно, принятия обоснованных решений относительно сбережений, инвестиций и потребительских расходов. Поэтому денежно-кредитная политика, направленная на устойчивое снижение инфляции, вносит существенный вклад в усиление потенциала экономического роста и модернизацию структуры экономики.

       Разработка  денежно-кредитной политики Национального  Банка Республики Казахстан проводится в соответствии со ст. 29 закона «О Национальном Банке Республики Казахстан (О Национальном Банке Казахстана)».

       Денежно-кредитная  политика осуществляется с помощью  определенных методов и инструментов.

       Методы  денежно-кредитной политики – это  совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики – центральный банк как государственной  орган денежно-кредитного регулирования и коммерческие банки как «проводники» денежно-кредитной политики – воздействуют на объекты (спрос на деньги и предложение денег) для достижения поставленных целей. Методы проведения повседневной денежно-кредитной политики называют также тактическими целями денежно-кредитной политики.

       Современная система методов денежно-кредитной  политики столь же разнообразна, как  и сама денежно-кредитная политика. Классификацию методов денежно-кредитной политики можно проводить по различным признакам.

       В зависимости от связи метода денежно-кредитной  политики с поставленной целью различают  прямые и косвенные методы.

       Прямые  методы – это административные меры в форме различных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке.

       Реализация  этих методов дает наиболее быстрый  эффект с точки зрения контроля центрального банка за максимальным объемом или  ценой депозитов и кредитов, за количественными (денежное предложение) и качественными (спрос на деньги) переменными денежно-кредитной политики.

       Применение  прямых методов денежно-кредитной  политики позволяет непосредственно  влиять на денежные агрегаты, распределение  ссуд и издержки заимствований. Они наиболее привлекательны для государственных органов как методы регулирования и перераспределения денежных ресурсов, особенно в условиях экономического кризиса. Прямые методы легче применять, они требуют меньше затрат, последствия их применения более предсказуемы.

       Вместе  с тем прямые методы денежно-кредитной  политики являются грубыми методами внешнего воздействия на функционирование субъектов денежного рынка, затрагивают  основы их экономической деятельности. Они могут противоречить микроэкономическим интересам кредитных организаций, вести к неэффективному распределению кредитных ресурсов, к ограничениям межбанковской конкуренции, затруднениям в появлении новых финансово устойчивых институтов на банковском рынке.

       Таким образом, негативные последствия прямых методов денежно-кредитной политики зачастую превалируют над преимуществом их применения в условиях рынка, поскольку деформируют рыночный механизм.

       Поэтому центральные банки стран с  развитой рыночной экономикой практически  отказались от прямых методов денежно-кредитной политики и прибегают к ним в исключительных случаях, когда необходимо принять «быстрые меры реагирования», например, в условиях резкого развития экономического  кризиса.

       Практика  формирования рыночной экономики и  ее развития доказали низкую эффективность прямых методов денежно-кредитной политики. Как следствие, происходит повсеместное вытеснение прямых методов денежно-кредитной политики косвенными.

       Косвенные методы регулирования денежно-кредитной  сферы воздействуют на мотивацию  поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют больший временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако их применение не приводит к деформациям рынка.

       Помимо  деления методов денежно-кредитной политики на прямые и косвенные различают также общие и селективные методы.

       Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок  в целом.

       Селективные методы регулируют конкретные виды кредита  и носят в основном директивный характер.

       Классификацию методов денежно-кредитной политики можно также провести в зависимости  от объекта воздействия. Это –  методы денежно-кредитной политики, воздействующие непосредственно на денежное предложение, и методы, регулирующие спрос на денежном рынке.

       В зависимости от причин, вызвавших  изменение спроса на деньги и денежного  предложения, могут меняться методы денежно-кредитной политики (жесткая  или гибкая, или выбор варианта такой монетарной политики, при которой  допускается свободное колебание массы денег в обращении и процентной ставки).

       Выбор методов денежно-кредитной политики центральным банком, зависит от того, что является приоритетным ее объектом: спрос или предложение денег, процентная ставка или количество денег. В свою очередь, выбор приоритетов объектов денежно-кредитной политики зависит от того, что «сильнее» воздействует на экономику – спрос на деньги или их предложение, а фактически – процентная ставка или количество денег.

       Воздействие субъектов денежно-кредитной политики на ее объекты осуществляется с помощью набора специфических инструментов. Под инструментами денежно-кредитной политики понимают средство, способ воздействия Национального Банка как органа денежно-кредитного регулирования на объекты денежно-кредитной политики.

       Проведение последовательных и взаимоувязанных шагов по реформированию и развитию банковской системы страны, а также осуществление умеренно-жесткой денежно-кредитной политики позволило обуздать инфляцию, стабилизировать курс тенге и снизить уровень процентных ставок [8, c.71]. 

Таблица 1 – Статистические данные по некоторым показателям за 2006-2007 г

Показатели

2006 2007
1. Годовая инфляция, % 7,5 8,4
2. Сальдо текущих  операций, млрд. долл. США 0,7 1
3. Положительное сальдо торгового оборота, млрд. долл. США 10,4 14,6
4. Валовый приток ИПИ, млрд. долл. США 6,6 9,6
5. Международные резервы страны в целом, млрд. долл. США 15 33,2
6. Денежная база, млрд. долл. США 652,6 1 501
7. Узкая денежная база, млрд. долл. США 570,8 1 370
8. Денежный мультипликатор 3,12 2,47
9. Эмиссия краткосрочных  нот, млрд. долл. США  1913,5 3827
10. Объем нот в  обращении, млрд. долл. США 161,5 533,1
 

       Если  рассматривать данные по итогам 2007 года [журнал «Банки Казахстана», 2007, №2], то можно увидеть, что годовая  инфляция составила 8,4% против 7,5% в 2006 году. По предварительной оценке сальдо текущих операции сложилось с дефицитом около 1 млрд. долл. США, с то время как в 2006 году – дефицитом в 0,7 млрд. долл. США. Положительное сальдо торгового оборота составило 14,6 млрд. долл. США, более чем на 4,2 млрд. долл. США увеличившись отн6осительно 2006 года.

       По  оценке за 2007 год валовой приток иностранных прямых инвестиций (ИПИ) составил около 9,6 млрд. долл. США (6,6 млрд. долл. США – в 2006 году). С учетом погашения долговых обязательств перед прямыми иностранными инвесторами и по операциям по прямым инвестициям за рубеж нетто-приток ИПИ за год превысил 6 млрд. долл. США, почти втрое превышая аналогичный показатель за 2006 год.

Информация о работе Денежно-кредитная политика