Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:03, курсовая работа
Денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). В условиях падения производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента. Напротив, экономический подъем часто сопровождается «биржевой горячкой», спекуляцией, ростом цен, нарастанием диспропорций в экономике. В таких условиях центральные банки стремятся предотвратить «перегрев» конъюнктуры с помощью ограничения кредита, повышения процента, сдерживания эмиссии платежных средств и т.д.
ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
Роль денежно-кредитной политики государства
Задачи и цели денежно-кредитной политики
Денежно-кредитная политика в зарубежных странах
5
5
9
10
АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РК
Этапы развития денежно-кредитной политики государства
Анализ денежно-кредитная политика Национального банка РК
Денежно – кредитная политика в системе регулирования банковской деятельностью в Республике Казахстан
19
19
22
28
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ В РК
Современная тенденция развития кредитной системы в мире
Пути совершенствования денежно-кредитной политики Национального банка
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ В КАЗАХСТАНЕ
3.1 Современная
тенденция развития кредитной системы
в мире
С конца 80-х – начала 90-х годов страны Восточной Европы и республики бывшего СССР прошли длинный путь реформирования своих экономик. На начальных стадиях этого пути большинству из них пришлось столкнуться с экономическим спадом и высокой инфляцией. Естественно, глубина спада и дестабилизация сферы денежного обращения сильно различалась по странам. Тем не менее, к концу 90-х годов большинство стран завершило глубокие институциональные преобразования и пришло в XXI век с экономикой, начавшей рост, и снижающейся инфляцией. Более четко специфицировать стадии перехода мы не будем, но, вполне очевидно, что перед органами государственного регулирования, в том числе и денежно-кредитного, встали качественно новые задачи и проблемы. Российская Федерация вышла на эту стадию экономической трансформации к 2000 году после известного кризиса августа 1998 года. Эмпирический опыт показывает, что стабилизационная программа, заключающаяся в выводе годовых показателей инфляции на уровень близкий к одному знаку, может быть успешной при использовании различных якорей денежно-кредитной политики. При этом должны соблюдаться определенные условия: высокий уровень покрытия денежной базы валютными резервами при режиме фиксированного курса и отсутствие обязательств центрального банка по достижению иных целей, способных вступить в конфликт с основной, в частности, по эмиссионному финансированию дефицита государственного бюджета. Последнее имеет решающее значение при осуществлении программы, основанной на таргетировании денежного предложения.
Что
касается непосредственно самих
проблем и перспектив развития денежно-кредитных
систем, то впоследние годы широко обсуждается
вопрос о последствиях вступления стран
Восточной Европы в Европейский союз,
исследуются преимущества и недостатки
такого экономического и политического
шага для стран-кандидатов [12, c.15]. Одним
из самых важных моментов в этом процессе
нам представляется возможное вступление
этих стран в зону евро, т.е. принятие ими
евро в качестве официального платежного
средства и отказ от национальной валюты.
В связи с этим будет интересно рассмотреть
такой режим валютной политики как полная
долларизация (full dollarization), то есть введение
валюты другой страны на своей территории
в качестве законного средства обращения
[13, c.43], что фактически и будет иметь место
в странах Восточной Европе в случае их
вступления в зону евро. В данном разделе
мы рассмотрим достоинства и недостатки
полной долларизации на основе имеющегося
опыта ряда стран по ее применению (прежде
всего, это страны, вводившие американский
доллар в качестве законного средства
обращения). Необходимо отметить, что термин
«полная долларизация» применяется при
введение в качестве национальной валюты
не только доллара США, но и любой другой
стабильной валюты (например, евро). Cледует
также заметить, что существуют значительные
различия в анализе последствий неформальной
и полной долларизации, связанные с переходом
от неформальной к формальной полной долларизации.
В данной работе анализируются результаты
именно формальной полной долларизации.
Иными словами, власти страны законодатлеьно
принимают решение о конвертации всех
частных и государственных счетов и долгов
в доллары, принятие доллара в качестве
законного платежного средства (в большинстве
случаев – единственного) платежа на территории
страны. Опыт стран, принявших режим полной
долларизации:
Таблица 4 «Независимые страны осуществившие полную долларизацию»
Страна | Население
(тыс. человек) |
Используемая
валюта |
С какого года проводится полная долларизация |
Андорра | 73 | Французский франк,
Испанская песета/евро |
1278 |
Кирибати | 82 | Австралийский
доллар,
Собственные монеты |
1943 |
Либерия | 2900 | Доллар США | 1847-1982 |
Лихтенштейн | 31 | Швейцарский франк | 1921 |
Маршалловы острова | 61 | Доллар США | 1944 |
Микронезия | 130 | Доллар США | 1944 |
Монако | 32 | Французский франк/евро | 1865 |
Палау | 17 | Доллар США | 1944 |
Панама | 2700 | Доллар США | 1904 |
Сальвадор | 5750 | Доллар США | 1999 |
Сан-Марино | 26 | Итальянская лира/евро | 1897 |
Одним
из исторически первых примеров валютного
режима, аналогичного полной долларизации,
является политика стран зоны франка
КФА в западной и центральной
Африке. Эта зона включала в себя 14 стран
региона, валюты которых были привязаны
к французскому франку в 1948–1994 годах на
условиях режима фиксированного валютного
курса (валютного комитета) [14, c.168]. Во второй
половине 1980-х годов и начале90-х годов
XX века в этих странах наблюдалась стагнация
производства, связанная с ростом курса
франка по отношению к доллару США. Реальная
стоимость национальных валют также увеличивалась,
ухудшая условия торговли, что привело
к отрицательным последствиям для экономик
стран региона. В 1994 году все 14 странрешились
на 50%-ую девальвацию, фактически, отказавшись
от франка КФА, при ряд во многих случаях
наблюдался рост инвестиций и подъем национальной
экономики. Необходимо отметить, что внутренняя
стабильность, которая является последствием
полной долларизации, относительна, так
как она основана прежде всего на стабильности
той валюты, которая вводится страной
в качестве законного средства обращения.
В то же время, после распада Бреттон-Вудской
системы относительные колебания курсов
основных мировых валют были порой довольно
значительными. В 1990-х годах темпы инфляции
в индустриально развитых странах мира
уменьшилась, а мобильность капитала,
а также масштаб капитальных потоков значительно
увеличились. Устремившиеся в развивающиеся
страны инвестиции создали новую угрозу
– спекулятивные атаки в случае, если
национальная валюта имеет признаки неустойчивости.
Обычно жертвы таких валютных кризисов
применяли тот или иной вид режима фиксированного
валютного курса. Популярным становится
тезис о том, что в мире с высокой мобильностью
капитала привязка валютного курса сама
по себе притягивает спекулятивные атаки,
и что приемлемыми в такой ситуации являются
только крайние решения, такие как свободно
плавающий обменный курс или валютный
комитет. Сторонники полной долларизации
отвергают обе эти альтернативы. Они утверждают,
что свободное плавание валюты недоступно
большинству развивающихся стран в связи
с большими рисками колебания обменного
курса [15, c.183]. В связи с этим только крупнейшие
развивающиеся страны, такие как Корея,
Бразилия и Мексика, могут применять режим
плавающего обменного курса. Однако и
в этих странах такая система работала
с отдельными срывами. Режимы фиксированного
обменного курса, как правило, подвергались
многочисленным спекулятивным атакам.
Аргентина и Гонконг, успешно используя
режим валютного комитета, тем не менее
испытывали значительное увеличение процентных
ставок и рецессию в последнее время в
связи со спекулятивными атаками, докатывающимися
до них из других стран [16, c.75]. Относительно
недавно Аргентина была вынуждена фактически
отказаться от режима валютного комитета,
девальвировав национальную валюту, вследствие
долгового кризиса. Учитывая все эти факты,
в начале 2000 года Эквадор в условиях глубокого
экономического и политического кризиса
решил ввести американский доллар в качестве
законного средства платежа. Вскоре его
примеру последовал и Сальвадор. Экономисты
начали обсуждать возможность введения
полной долларизации всеми развивающимися
странами [17, c.405]. Ободренные примером
европейских стран, отказывающихся от
национальных валют в пользу евро, стали
звучать предложения Канаде ввести американский
доллар по мере дальнейшего развития Северо-
Американской Ассоциации Свободной Торговли
(НАФТА) [18, c.172]. В таблице «Независимые
страны осуществившие полную долларизацию»
приведен наиболее полный список стран,
осуществлявших полную долларизацию,
со второй половины XX века.
3.2 Пути
совершенствования денежно-кредитной
политики Национального банка
В настоящее время в республике Казахстан важно начать переход к решению задач качественно нового уровня. Национальным банком республики уже обозначены соответствующие контуры развития кредитной системы Казахстана.
Так, на сегодняшний день разработан проект Концепции по развитию финансового сектора Казахстана на предстоящие четыре года. Он определяет стратегические задачи, стоящие перед кредитной системой, основные направления деятельности участников финансового рынка, соответствующие стандартам Евросоюза. Важнейшими приоритетными видами деятельности Национального банка в ближайшие годы станет переход к принципам инфляционного таргетирования, что предполагает постепенное движение от целевых показателей по денежной базе и золотовалютным резервам к целевым показателям по инфляции. Использование инфляционного таргетирования повышает роль показателя уровня инфляции и соответственно снижает роль обменного курса. Уровень инфляции предполагается обеспечить в пределах от 4 до 6%. Планируется дальнейшая либерализация валютного режима: к 1 января 2007 года тенге должен стать полностью конвертируемой валютой.
Также в последние годы в стране активно совершенствуется законодательная база финансового, в том числе и фондового рынка. Недавно принят новый Закон республики Казахстан «Об акционерных обществах», который предполагает обеспечить дальнейшую капитализацию и прозрачность акционерных обществ. Кроме того, новые законы «О рынке ценных бумаг» и «О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций» содержат большое количество нововведений и будут способствовать дальнейшему развитию рынка ценных бумаг, повышению роли банковского сектора в росте и диверсификации экономики республики и регионов в условиях быстро меняющейся социально-экономической ситуации в стране.
По мнению автора, Казахстан готов и способен к самой тесной экономической интеграции, реализации совместных проектов в рамках ЕврАзЭС, Центрально-Азиатского сотрудничества (ЦАС). Для этого необходим переход всех государств-членов этих союзов на принятые в мировой практике принципы развития экономики и экономического сотрудничества. Они включают в себя такие условия, как текущая конвертируемость валют, общепринятые параметры дефицита бюджета, уровень инфляции, определенная планка государственного долга, совместимое рыночное законодательство.
По мнению диссертанта, на сегодняшний день присутствуют несколько моделей развития кредитной системы Казахстана. Условно их можно обозначить как модель стабилизации и модель роста.
Модель стабилизации подразумевает приведение динамики и отраслевой структуры кредитов в соответствие с возможностями предприятий- заемщиков погашать долги из текущей прибыли. Это, с одной стороны, исключит риск выстраивания заемщиками «схем Понци» (рефинансирование долгов за счет привлечения новых), что позволит минимизировать вероятность кризиса плохих ссуд. С другой стороны, происходит стабилизация отношения выданных кредитов банков к их собственному капиталу, что означает сохранение устойчивости финансово-кредитной системы к кредитным рискам на неизменном уровне. В разрезе данной модели можно привести условия, которые обеспечивают стабилизацию объема кредитования и изменения его структуры в пользу высоконадежных заемщиков.
Пенсионную реформу Казахстана международные эксперты признали лучшей из 13 проектов Казахстана, финансированных Всемирным банком, что подтвердил деловой мир, представленный на международной конференции, приуроченной к 10-летию национальной валюты республики Казахстан. Аналогов пенсионной системы, существующей в республике, на финансовых рынках стран СНГ в настоящее время нет, как и в сопредельных Китае, Монголии и дальнем зарубежье. Сегодня опыт накопительной пенсионной системы Казахстана, за основу которой взята чилийская накопительная система, имеет существенные отличия от латиноамериканской и европейской и тем привлекает интерес специалистов многих стран мира. При жестком государственном регулировании деятельности накопительной пенсионной системы и высокой степени защиты накоплений, а также государственной гарантии сохранности пенсионных накоплений в размере фактически поступивших пенсионных взносов с учетом инфляции риски накопительной пенсионной системы Казахстана сведены до минимума. Умеренная инвестиционная политика, по мнению диссертанта, в течение двух-четырех десятилетий, безусловно, приведет к желаемому умножению пенсионных накоплений и обеспечению вкладчикам адекватной пенсии с учетом инвестиционного дохода, который будет продолжать начисляться на накопления и в пенсионном возрасте. Все это создает пенсионной системе Казахстана неоценимое преимущество перед другими, более подверженными рискам системами.
Что касается Казахстана, то сложившееся на мировых рынках нефти ситуация в целом благоприятствует развитию Казахстана, учитывая что он является одним из крупнейших её экспортёров в центральной Азии. В целом ожидается, что в этом году экономический рост Казахстана будет выше 2004г из-за высоких цен на нефть. Экспорт нефти приведёт к большому притоку иностранной валюты в республику. На столько большому что даже есть предположение перегрева экономики. Поэтому, на мой взгляд ЦБ Казахстана должен ужесточить проводимую им кредитно-денежную политику. Тем более что в долгосрочном периоде это приведет к снижению инфляции и укреплению национальной валюты. На этой экономике низкая инфляция не сильно повлияет на уровень безработицы, тем более что большая часть привлекаемых инвестиций Центральной Азией приходятся именно на эту страну.
В заключении мне бы хотелось
бы добавить то, что развивающиеся страны
при разработке своей собственной кредитно-денежной
политики не должны в слепую копировать
опыт и результаты своих соседей и других
развивающихся и развитых стран. Одна
и та же кредитно-денежная политика может
привести к абсолютно разным результатам.
Это исходит прежде всего из предпосылок
вынуждающих ЦБ проводить соответственную
монетарную политику
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Денежно-кредитная политика, направленная на устойчивое снижение инфляции, вносит существенный вклад в усиление потенциала экономического роста и модернизацию структуры экономики. Являясь основой для обеспечения устойчивости рубля, низкая инфляция способствует формированию позитивных ожиданий экономических агентов, снижения рисков и, соответственно, принятия обоснованных решений относительно сбережений, инвестиций и потребительских расходов.
Состояние государственных финансов, то как будут фактически исполняться бюджеты нынешнего и будущего года, решение вопросов о реструктуризации внешних долгов государства. Изменения в платежном балансе РК, уровень доверия населения к экономической политике и банковской системе и другие существенные факторы могут оказать координальное воздействие на экономические и социальные условия в стране. В этих случаях следование направлениям денежно-кредитной политики, сформированным с позиций нынешней оценки возможного развития ситуации в РК, может оказаться недостаточно эффективным. НБ РК считает целесообразным предусмотреть при необходимости возможность внесения изменений в проводимую денежно-кредитную политику, если этого потребуют фактически складывающиеся условия, с тем чтобы эта политика была адекватной экономической ситуации.
Кроме того, НБ РКпредполагает наряду с постоянным мониторингом хода реализации основных направлений денежно-кредитной политики ежегодно предоставлять в Государственную Думу отчет о текущей экономической ситуации, степени и возможности достижения установленных целевых ориентиров единой государственной денежно-кредитной политики, возникающих проблемах и предполагаемых путях их решения для обеспечения наиболее полной координации действий всех законодательных и исполнительных органов власти в целях скорейшего выхода из кризиса.
В проделанной курсовой работе, я пришел к следующим выводам: